РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 июля 2012 года Ленинский районный суд г.Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи ПИРОГОВОЙ И.М., при секретаре ПЕТРОВОЙ О.В., с участием: представителя истца - старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил МАСЛЕННИКОВА В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1211/12 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на сооружение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» о возложении обязанности по регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления федеральной регистрационной службы по Свердловской области права муниципальной собственности на сооружение - дорогу по <адрес>, протяженностью (длиной) - <...> п.м., шириной (средняя) - <...> п.м., площадью - <...> кв.м., инвентарный номер №, расположенную от <адрес>. В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Ленинского района города Нижний Тагил МАСЛЕННИКОВ В.А. исковые требования поддержал, пояснил, что в результате проверки по соблюдению требований федерального законодательства по ведению учета автомобильных дорог регионального, межмуниципального, местного значения, включению их в казну соответствующего уровня, прокурором Ленинского района г.Нижний Тагил было установлено, что право муниципальной собственности на сооружение - дорогу по <адрес>, расположенная <адрес>, в установленном законном порядке не зарегистрировано. Регистрация права собственности необходима для определения балансовой принадлежности имущества, его ремонта и содержания, поскольку неисполнение обязанности по содержанию и ремонту дороги создает реальную угрозу для возникновения аварийных ситуаций и причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Представитель ответчика - Администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» в судебном заседании не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил /л.д. 27/. Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему: Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. В соответствии со ст. 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований могут находиться автомобильные дороги местного значения. Пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ закреплено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 51 Закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» законодательно закреплено понятие сооружения, под которым следует понимать результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23 ст. 2). Вместе с тем, Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах) предусмотрено понятие автомобильная дорога, под которой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах). Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах). Пунктами 1, 9 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. В соответствии со ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. В соответствии с техническим паспортом объекта от ДД.ММ.ГГГГ года, дорога по <адрес>, протяженностью (длиной) - <...> п.м., шириной (средняя) - <...> п.м., площадью - <...> кв.м., инвентарный номер №, расположенная от <адрес>, является сооружением /л.д. 9-10/. Согласно информации, представленной Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нижний Тагил, автомобильная дорога общего пользования, местного значения, расположенная по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью и включена в реестр муниципальной собственности /л.д. 8/. Сведения об отсутствии регистрации права муниципальной собственности в законном порядке подтверждается уведомлением, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ. Факт неисполнения администрацией Муниципального образования «город Нижний Тагил» возложенных законом, обязанностей по регистрации права муниципальной собственности на спорный объект - дорогу по <адрес> нашел свое подтверждение в судебном заседании. Сооружение - дорога по <адрес> бесспорно предназначена для передвижения неопределенного круга лиц, а также для решения вопросов местного значения, в связи с чем, право муниципальной собственности на нее подлежит государственной регистрации. Стороной ответчика в судебном заседании не представлено суду доказательств наличия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделок с ним сведений о регистрации права муниципальной собственности на сооружение - дорогу по <адрес>, исполнения администрацией Муниципального образования «город Нижний Тагил», возложенных законом, обязанностей по регистрации права муниципальной собственности на спорный объект При указанных обстоятельствах, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» о возложении обязанности по регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления федеральной регистрационной службы по Свердловской области права муниципальной собственности на сооружение - дорогу по <адрес>, протяженностью (длиной) - <...> п.м., шириной (средняя) - <...> п.м., площадью - <...> кв.м., инвентарный номер №, расположенную от <адрес>. В силу ст.210 Гражданского процессуального законодательства РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Таким образом, после вступления решения в законную силу оно должно быть исполнено и установления срока для его исполнения не требуется. Руководствуясь ст. ст.194-198, 320, 320.1, 321 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинского района г.Нижний Тагил Свердловской области удовлетворить: Обязать Администрацию Муниципального образования «город Нижний Тагил» зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимо е имущество и сделок с ним Управления федеральной регистрационной службы по Свердловской области право муниципальной собственности на сооружение - дорогу по <адрес>, протяженностью (длиной) - <...> п.м., шириной (средняя) - <...> п.м., площадью - <...> кв.м., инвентарный номер №, расположенную <адрес> Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Нижний Тагил в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: И.М.ПИРОГОВА