РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 июля 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Соловьева А.А., с участием прокурора Эдилова А.Ю., при секретаре Гуриной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Уралсевергаз» о возобновлении подачи коммунальных ресурсов (горячей воды) абонентам, подключенным к сетям, принадлежащим организации-потребителю, которые своевременно оплачивают использованные коммунальные услуги горячего водоснабжения, в необходимых для них объемах, установил: Муниципальное унитарное предприятие «Тагилэнерго» создано муниципальным казенным учреждением «Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нижний Тагил» 14.11.1996 и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ. Основной вид экономической деятельности: производство и передача пара и горячей воды (тепловой энергии). Между газоснабжающей организацией (поставщиком) ЗАО «Уралсевергаз», газотранспортной организацией ЗАО «ГАЗЭКС» и организацией-потребителем МУП «Тагилэнерго» заключены договоры №<...> от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ на поставку и транспортировку газа в отопительный сезон 2011-2012. 16.05.2012 в соответствии с Порядком прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1, по причине систематического неисполнения МУП «Тагилэнерго» принятых на себя обязательств по оплате поставки газа, представителями ЗАО «Уралсевергаз» произведено прекращение подачи газа на газопотребляющее оборудование организации-потребителя МУП «Тагилэнерго». Отключающие устройства газопотребляющего оборудования опломбированы. Снятие пломб без письменного разрешения ЗАО «Уралсевергаз» запрещено. 22.05.2012 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Тагилэнерго» и Администрации города Нижний Тагил, в котором просил признать незаконными действия МУП «Тагилэнерго», выразившиеся в прекращении подачи горячего водоснабжения жителям и социально значимым объектам, расположенным на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил», и бездействие Администрации города Нижний Тагил по организации горячего водоснабжения на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил». В порядке устранения допущенных нарушений прав неопределенного круга лиц, прокурор просил возложить на МУП «Тагилэнерго» обязанность возобновить подачу горячего водоснабжения жителям и социально значимым объектам, расположенным на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил», и в данной части обратить решение суда к немедленному исполнению. Определением суда от 23.05.2012 в порядке части 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечена газоснабжающая организация - ЗАО «Уралсевергаз». Решением суда от 01.06.2012 признано незаконным бездействие МУП «Тагилэнерго», выразившееся в непринятии мер к заключению с газоснабжающей организацией соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя и своевременно оплачивающим использованные топливно-энергетические ресурсы, в необходимых для них объемах, на период прекращения поставки газа с 16.05.2012 в связи с неоплатой использованных организацией-потребителем топливно-энергетических ресурсов. На МУП «Тагилэнерго» возложена обязанность возобновить подачу коммунальных ресурсов (горячего водоснабжения) абонентам, подключенным к сетям, принадлежащим МУП «Тагилэнерго», и своевременно оплачивающим использованные топливно-энергетические ресурсы (коммунальные услуги по горячему водоснабжению), в необходимых для них объемах, на основании соглашения, заключенного с газоснабжающей организацией на условиях, определенных сторонами либо в соответствии с решением суда. Решение суда в части возобновления подачи горячего водоснабжения обращено к немедленному исполнению. В иске прокурору в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил о признании незаконным бездействия по организации горячего водоснабжения на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил» отказано полностью. Решение суда обжаловано в апелляционном порядке и в законную силу не вступило. Определением суда от 01.06.2012 исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Уралсевергаз» о возобновлении подачи коммунальных ресурсов (горячей воды) абонентам, подключенным к сетям, принадлежащим организации-потребителю, которые своевременно оплачивают использованные коммунальные услуги горячего водоснабжения, в необходимых для них объемах, выделены в отдельное производство. В обоснование первоначальных требований к МУП «Тагилэнерго» и Администрации города Нижний Тагил прокурор указал, что 16.05.2012 в прокуратуру Ленинского района города Нижний Тагил поступила информация от МУП «Тагилэнерго» о прекращении подачи горячего водоснабжения на социально значимые объекты и жилой фонд, расположенные на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил», в результате чего в настоящее время отсутствует горячее водоснабжение на 32 объектах социальной сферы и в 1304 жилых домах. Отсутствие горячего водоснабжения вызвано прекращением поставки газа со стороны ЗАО «Уралсевергаз» для газоснабжения 22 котельных, находящихся на балансе МУП «Тагилэнерго», в связи с задолженностью организации-потребителя по оплате поставленного природного газа по состоянию на 21.05.2012 в размере <...> В соответствии с учредительными документами МУП «Тагилэнерго» осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению работоспособности котельных и тепловых сетей. На основании заключенных договоров от ДД.ММ.ГГГГ №<...> от ДД.ММ.ГГГГ № ЗАО «Уралсевергаз» обеспечивало МУП «Тагилэнерго» газом в необходимых объемах с целью оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению. По условиям заключенных договоров МУП «Тагилэнерго» обязано производить оплату за потребленный газ. Однако со стороны покупателя данное условие договора не было выполнено, что привело к прекращению поставки газа на основании пункта 6.2 договора. Вместе с тем, у МУП «Тагилэнерго» имеется дебиторская задолженность в размере <...>, но предприятием не организована надлежащим образом претензионно-исковая работа. В течение последнего года по искам МУП «Тагилэнерго» взыскано <...> На рассмотрении в Арбитражном суде <адрес> находятся <...> на сумму <...>. В службе судебных приставов на исполнении находятся <...> на сумму <...> По мнению прокурора, ненадлежащая организация претензионно-исковой работы стала причиной нарастания кредиторской задолженности предприятия, в том числе перед ЗАО «Уралсевергаз». В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации - потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах. При этом со стороны МУП «Тагилэнерго» данная обязанность не выполнена и допущено нарушение прав потребителей - граждан муниципального образования «Город Нижний Тагил», добросовестно выполнявших свои договорные обязательства перед МУП «Тагилэнерго». Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается (пункт 85 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307). Кроме того, со стороны органов местного самоуправления не решаются вопросы местного значения и не выполняются обязанности по обеспечению горячим водоснабжением населения муниципального образования «Город Нижний Тагил». Директором МУП «Тагилэнерго» 03.05.2012 было направлено уведомление о том, что договоры поставки газа с 15.05.2012 продлеваться не будут. Главным инженером МУП «Тагилэнерго» 17.05.2012 заместителю Главы города по ЖКХ и энергетике направлена информация о прекращении поставок газа со стороны ОАО «Уралсевергаз» и как следствие остановке 22 котельных и прекращении горячего водоснабжения. Однако никаких мер, направленных на возобновление подачи горячего водоснабжения, Администрацией города принято не было. Определением суда от 29.06.2012 с учетом особенностей процессуального положения ответчика ЗАО «Уралсевергаз», привлеченного к участию в деле по инициативе суда в порядке процессуального соучастия на стороне ответчика МУП «Тагилэнерго», и ввиду отсутствия в иске прокурора самостоятельных требований и оснований иска к соответчику ЗАО «Уралсевергаз» прокурору предложено уточнить исковые требования и основания иска в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Уралсевергаз». В настоящем судебном заседании прокурор просит обязать ЗАО «Уралсевергаз» принять меры к организации горячего водоснабжения жителям и социально значимым объектам, расположенным на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил», путем заключения соглашения с МУП «Тагилэнерго» о подаче топливно-энергетических ресурсов абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя и своевременно оплачивающим использованные топливно-энергетические ресурсы, в необходимых для них объемах. Прокурор полагает, что образовавшаяся задолженность МУП «Тагилэнерго» по оплате потребленных топливно-энергетических ресурсов подлежит взысканию ответчиком ЗАО «Уралсевергаз» в судебном порядке. Прекращение поставки газа 16.05.2012 является недопустимым способом разрешения хозяйственного спора и свидетельствует о злоупотреблении ЗАО «Уралсевергаз» своими правами доминирующим положением на рынке. В свою очередь, МУП «Тагилэнерго» не располагает технической возможностью использования других топливно-энергетических ресурсов, кроме природного газа. Представители ответчика ЗАО «Уралсевергаз» - начальник юридического управления Василенко А.В. и главный специалист юридического управления Дрожащих М.Г. иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц не признали полностью и пояснили, что в отопительный сезон 2011-2012 поставка газа в адрес МУП «Тагилэнерго» осуществлялась на основании договоров №<...> от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ на поставку и транспортировку газа, сроки действия которых истекли ДД.ММ.ГГГГ. Свои обязательства по договору ЗАО «Уралсевергаз» исполняло надлежащим образом. В то же время, МУП «Тагилэнерго» систематически нарушал обязательства по оплате потребленного газа. ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием срока действия договора и систематическим существенным нарушением МУП «Тагилэнерго» договорных обязательств была прекращена подача газа на газопотребляющее оборудование МУП «Тагилэнерго». Буквальное толкование положений гражданского законодательства позволяет сделать вывод о том, что прекращение поставки природного газа является обоснованным и законным в случае наличия факта неоплаты поставленного газа. Прекращение ЗАО «Уралсевергаз» поставки газа 16.05.2012 произведено в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе 27.03.2012, 26.04.2012 и 14.05.2012 направлены предупреждающие телеграммы в адрес МУП «Тагилэнерго», Министерства энергетики России, Правительства Свердловской области и Администрации города Нижний Тагил. Работники МУП «Тагилэнерго» самостоятельно осуществили действия по отключению газопотребляющего оборудования согласно актам №, 57 от ДД.ММ.ГГГГ. Лицом, виновным в непредставлении населению коммунальных услуг горячего водоснабжения, является МУП «Тагилэнерго», которое несет ответственность перед потребителями на основании пункта 76 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, независимо от вины. ЗАО «Уралсевергаз» готово поставлять газ для обеспечения коммунальными услугами добросовестных абонентов, подключенных к сетям организации-потребителя и своевременно оплачивающих использованные коммунальные услуги. Однако для осуществления такой поставки газа необходимо: заключение отдельного соглашения, предоставление гарантий платежа, наличие у организации-потребителя газопотребляющего оборудования на законном основании. С целью заключения спорного соглашения ЗАО «Уралсевергаз» направил в адрес МУП «Тагилэнерго» письмо от 21.06.2012 с просьбой предоставить сведения об абонентах, подключенных к сетям МУП «Тагилэнерго» и своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы. В подтверждение права владения котельными и газопотребляющим оборудованием МУП «Тагилэнерго» представило договоры аренды с МУП «Нижнетагильские Тепловые Сети», которые заключены с нарушением действующего законодательства, что подтверждено решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2012. 01.06.2012 в ЗАО «Уралсевергаз» с заявлением о заключении нового договора на поставку газа в отопительный сезон 2012-2013 обратились МУП «Нижнетагильские Тепловые Сети», что свидетельствует о выбытии необходимого газопотребляющего оборудования из владения МУП «Тагилэнерго» и отсутствии оснований для заключения договора поставки газа в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации». Лицом, виновным в непредставлении населению коммунальных услуг горячего водоснабжения, также является Администрация города Нижний Тагил в лице Главы города. В частности, в нарушение норм действующего законодательства право хозяйственного ведения на переданное МУП «Нижнетагильские Тепловые Сети» муниципальное имущество (котельные) не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с чем, заключенные между МУП «Нижнетагильские Тепловые Сети» и МУП «Тагилэнерго» договоры аренды являются недействительными. Контроль за финансово-экономической деятельностью МУП «Тагилэнерго» собственником имущества осуществляется ненадлежащим образом. Представители третьего лица - МУП «Тагилэнерго» в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела были надлежащим образом извещены, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. В судебном заседании 01.06.2012 представители ответчика МУП «Тагилэнерго» - старший юрисконсульт Привалова Н.Г. и Герасимов О.А. иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц не признали полностью и пояснили, что в конце апреля 2012 года в адрес МУП «Тагилэнерго» поступило уведомление от ЗАО «Уралсевергаз» о прекращении подачи газа после окончания отопительного сезона с 16.05.2012 в связи с неоднократным нарушением обязательств по оплате. ЗАО «Уралсевергаз» сообщил об отказе в продлении срока действия договора. МУП «Тагилэнерго» направило сообщение в прокуратуру о прекращении подачи горячего водоснабжения на жилой фонд и социально-значимые объекты. Отсутствие горячего водоснабжения вызвано прекращением поставок газа со стороны ЗАО «Уралсевергаз» для газоснабжения котельных МУП «Тагилэнерго» до полного погашения задолженности. По состоянию на 31.05.2012 задолженность организации ответчика за поставленный природный газ составляет 572 990 000 рублей. Данная задолженность образовалась с начала отопительного сезона 2011-2012. В этот период МУП «Тагилэнерго» производило платежи в рамках мирового соглашения по делу о несостоятельности (банкротстве) МУП «Тагилэнерго». При этом организация также производила регулярные платежи несколько раз в месяц в пользу ЗАО «Уралсевергаз», хотя и не в полном объеме. Начиная с 17.05.2012 МУП «Тагилэнерго» оплатило счета за газ на сумму <...> Тенденция по сокращению задолженности сохраниться и далее до начала нового отопительного сезона. Приказом Федеральной службы по тарифам МУП «Тагилэнерго» включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе. Представители МУП «Тагилэнерго» считают действия ЗАО «Уралсевергаз» по прекращению поставки газа незаконными и нарушающими Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1. Также в действиях ЗАО «Уралсевергаз» усматривается нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей, выразившееся в отключении газа, что соответственно влечет прекращение подачи тепловой энергии населению и объектам социальной инфраструктуры. Приказом Федеральной службы по тарифам ЗАО «Уралсевергаз» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке, и подпадает под действие Закона о защите конкуренции. Прекращение ЗАО «Уралсевергаз» поставки газа повлекло для МУП «Тагилэнерго» прекращение коммунальных услуг по горячему водоснабжению населению города Нижний Тагил и обратиться за получением того же коммунального ресурса потребителям больше не к кому. Возобновление подачи топливно-энергетических ресурсов необходимо осуществить на основании соглашения сторон по результатам рассмотрения конфликтной ситуации и мер, принятых организацией-потребителем. До прекращения подачи газа 16.05.2012 МУП «Тагилэнерго» направил в адрес ЗАО «Уралсевергаз» 03.05.2012 предложение о заключении (продлении) договора на новый срок, начиная с 16.05.2012. Однако при этом МУП «Тагилэнерго» отдельных требований и предложений о заключении соглашения в соответствии с пунктом 6 Порядка на период прекращения поставки газа в адрес той же газоснабжающей организации не направляло. Со стороны ЗАО «Уралсевергаз» таких предложений до отключения газа также не поступало. Представитель третьего лица - главный специалист правового управления Администрации города Нижний Тагил Черепанин М.А. пояснил, что в настоящее время часть котельных, эксплуатируемых МУП «Тагилэнерго», находится на праве хозяйственного ведения организации-потребителя, а часть - на праве аренды по договорам с МУП «Нижнетагильские Тепловые Сети». В настоящее время МУП «Тагилэнерго» направило в адрес МУП «Нижнетагильские Тепловые Сети» предложение о заключении договоров аренды на новый срок. Трудовой договор с директором МУП «Тагилэнерго» прекращен по решению собственника имущества в порядке статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации. Рассмотрение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области заявления ОАО «ЕВРАЗ НТМК», связанного с оспариванием порядка наделения МУП «Тагилэнерго» муниципальным имуществом, необходимым для производства коммунальных ресурсов, отложено на 12.07.2012. Со стороны Администрации города Нижний Тагил предпринимаются все возможные меры к урегулированию настоящего спора. Определением суда от 01.06.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена газотранспортная организация - ЗАО «ГАЗЭКС». Представитель третьего лица ЗАО «ГАЗЭКС» Декунова Н.Г. пояснила, что поддерживает позицию ЗАО «Уралсевергаз». Газотранспортная организация была извещена о прекращении 16.05.2012 поставки газа ЗАО «Уралсевергаз» на газопотребляющее оборудование МУП «Тагилэнерго». Со стороны ЗАО «ГАЗЭКС» отсутствуют какие-либо препятствия для возобновления транспортировки газа, если между ЗАО «Уралсевергаз» и МУП «Тагилэнерго» будет заключено соответствующее соглашение. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, и исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»). С учетом приведенных сторонами доводов и возражений, а также особенностей использования газа в качестве топливно-энергетического ресурса, потребителем которого является юридическое лицо, и предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, потребителями которых являются граждане, использующие коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также организации социальной сферы, в спорных правоотношениях: МУП «Тагилэнерго» реализует полномочия: в отношениях с ЗАО «Уралсевергаз» - организации-потребителя (абонента), в отношениях с населением города Нижний Тагил (абонентами, потребителями) - исполнителя коммунальных услуг по горячему водоснабжения (энергоснабжающей, ресурсоснабжающей организации), самостоятельно производящего коммунальные ресурсы и эксплуатирующего централизованную систему горячего водоснабжения; в отношениях с газотранспортной организацией ЗАО «ГАЗЭКС» - заказчика в договоре об оказании услуг по транспортировке газа; ЗАО «Уралсевергаз» реализует полномочия: в отношениях с МУП «Тагилэнерго» - газоснабжающей организации (поставщика) в договоре поставки газа (энергоснабжения), необходимого организации-потребителю для приготовления горячей воды (производства коммунальных ресурсов); Администрация города Нижний Тагил реализует полномочия: в отношениях с населением города Нижний Тагил - органа местного самоуправления городского округа (уполномоченного органа), наделенного полномочиями по решению вопросов местного значения, включая организацию водоснабжения населения; в отношениях с МУП «Тагилэнерго» - учредителя муниципального унитарного предприятия (в порядке делегирования полномочий) и собственника муниципального имущества. Указанные правоотношения сторон регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162, Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317, Порядком прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1. В настоящем гражданском деле прокурором оспаривалась законность действий и бездействие: МУП «Тагилэнерго» как организации-потребителя (абонента) в отношениях с ЗАО «Уралсевергаз» и ресурсоснабжающей организации в отношениях с населением и организациями города Нижний Тагил (потребителями); Администрации города Нижний Тагил как органа местного самоуправления, осуществляющего в отношениях с населением городского округа решение вопросов местного значения, и реализующего права собственника имущества унитарного предприятия в отношениях с МУП «Тагилэнерго». Приведенные прокурором и лицами, участвующими в деле, доводы о нарушении МУП «Тагилэнерго» обязательств в договорах поставки газа и необоснованном уклонении поставщика ЗАО «Уралсевергаз» от заключения договора на новый срок в связи с истечением срока действия договоров 15.05.2012 свидетельствуют о наличии экономического спора двух хозяйствующих субъектов по вопросам заключения, исполнения и прекращения договора, в том числе путем одностороннего отказа от исполнения обязательств, что в соответствии с процессуальным законодательством отнесено к подведомственности арбитражного суда и не может служить предметом судебного разбирательства в рамках настоящего гражданского дела. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Организация поставщика ЗАО «Уралсевергаз» является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации), и несет риск возможных убытков, в том числе вызванных неисполнением обязательств организациями-потребителями, чья имущественная ответственность ограничена в соответствии с законом. В соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (статья 40). Согласно статьям 1, 3 часть 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В судебном заседании сторонами дается различное толкование прав и обязанностей сторон в договоре поставки газа как топливно-энергетического ресурса по отношению к неопределенному кругу потребителей коммунальных ресурсов (горячей воды) при принятии решений о прекращении или ограничении подачи энергоресурсов. В соответствии со статьей 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом. Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона. Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а также его покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа (статья 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»). Поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором. Поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения. Поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель несут ответственность за нарушение настоящих Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункты 30, 34, 41 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162). Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов. Настоящий Порядок определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии и газа) на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией - потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором). Настоящий Порядок является льготным и распространяется на организации - потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен (пункт 2). Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией - потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов. Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации - потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (пункт 4). Подача топливно-энергетических ресурсов возобновляется по соглашению сторон (пункт 5). В случаях, когда к сетям, принадлежащим организации - потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах (пункт 6). Действующее законодательство достаточно определенным образом устанавливает запрет на ограничение (приостановление, прекращение): поставки топливно-энергетических ресурсов организации-потребителю в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации - потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы; предоставления коммунальных услуг гражданам-потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором. В остальной части реализация права на ограничение (приостановление, прекращение) поставки топливно-энергетических ресурсов и предоставления коммунальных услуг может осуществляться только в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения, приостановления или ограничения (статья 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении, пункты 79, 80, 85, 86 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307). В результате прекращения 16.05.2012 ответчиком ЗАО «Уралсевергаз» поставки газа на газоиспользующее оборудование путем переключения в установках (л. д. 59, 60) исполнителем коммунальных услуг МУП «Тагилэнерго» прекращено производство и предоставление абонентам коммунальных услуг по горячему водоснабжению: Тагилстроевский район (Гальяно-Горбуноский массив): 347 жилых домов, 14 детских садов; Ленинский район (ЗИК): 198 жилых домов, 5 детских садов, перинатальный центр, Демидовская центральная городская больница; Тагилстроевский район (ПСХ): 463 жилых дома, объекты УВД; Ленинский район (ВМЗ): 107 жилых домов, 3 детских сада; Ленинский район (109 квартал): 69 жилых домов, 4 детских сада; Тагилстроевский район (109 квартал): 89 жилых домов, 2 детских сада; Ленинский район (№ 27): 25 жилых домов, 1 детский сад; Ленинский район (УПИ): 6 жилых домов, дом престарелых, детский дом (дело № 2-1274 т. 1 л. д. 8). По состоянию на 19.06.2012 по причине прекращения подачи газа ЗАО «Уралсевергаз» на котельные МУП «Тагилэнерго» отключено горячее водоснабжение: котельная ВМЗ - район ВМЗ: 52 жилых дома, 1 школа, 2 детских сада; котельная Сокол - район Покровский: 8 жилых домов, 1 детский сад; котельная 27 - район Кирпичный: 24 жилых дома, 1 больница, 1 школа, 1 детский сад; котельная 19 - район Рудник: 45 жилых домов, 1 поликлиника, 2 школы, 1 детский сад (л. д. 166). При этом организация-потребитель (исполнитель коммунальных услуг) МУП «Тагилэнерго», эксплуатирующая закрытые централизованные системы горячего водоснабжения и отопления, в силу конструктивных особенностей сетей, не располагает технической возможностью (ограничения, прекращения) предоставления коммунальных ресурсов только конкретным абонентам, действия (бездействие) которых являются причиной такого прекращения или ограничения. Используемые МУП «Тагилэнерго» для производства коммунальных ресурсов (горячей воды, пара) котельные оснащены газовым оборудованием, что исключает возможность использования иных, помимо газа, резервных топливно-энергетических ресурсов. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки. Согласно статье 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», статье 9 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» к компетенции Верховного Суда Российской Федерации отнесено обеспечение единства судебной практики и законности. В Обзоре Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.02.2012, разъяснено, что действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными. Положения действующего законодательства не исключают возможность приостановления и прекращения ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям в том случае, если такими организациями-потребителями являются юридические лица. Вместе с тем согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации). Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа. Так, согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 (с изменениями от 31.08.2006), в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах. По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов. Действия энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг. В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами. Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40). Согласно пункту 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается. Право на судебную защиту гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации. Это право является непосредственно действующим и предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. В связи с этим при рассмотрении подобных споров суды не вправе ограничиваться формальным подтверждением того, что организация-потребитель не обращалась в ресурсоснабжающие организации для заключения соглашений о необходимых для обеспечения абонентов, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы, объемах этих ресурсов, учитывая, что взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и организацией-потребителем не должны влиять на права таких абонентов, и должны выяснять, какие меры могли быть предприняты либо предпринимались ресурсоснабжающей организацией для заключения необходимых соглашений с организацией-потребителем в целях защиты интересов соответствующих потребителей независимо от того, имелась ли у таких ресурсоснабжающих организаций информация о таких потребителях. Иное умаляет предусмотренное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и не соответствует требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием. Определением суда от 23.05.2012 МУП «Тагилэнерго» и ЗАО «Уралсевергаз» предлагалось представить в суд доказательства заключения соглашения о подаче газа на газоиспользующее оборудование организации-потребителя для обеспечения коммунальными ресурсами (горячей водой) абонентов, подключенных к сетям, принадлежащим организации - потребителю, которые своевременно оплачивают использованные коммунальные услуги горячего водоснабжения, в необходимых для них объемах. Однако допустимые доказательства ответчиками не представлены, что в силу статей 68 часть 1, 150 часть 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представляет суду право обосновать свои выводы объяснениями другой стороны и не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам. Буквальное толкование Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1, позволяет отграничить основной договор поставки газа от временного соглашения, обеспечивающего подачу добросовестным абонентам топливно-энергетических ресурсов. Такое соглашение является самостоятельным договором, заключение которого обязательно как для организации-потребителя МУП «Тагилэнерго», так и для поставщика газа ЗАО «Уралсевергаз». Согласно статьям 401 пункт 4, 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно. Представленные сторонами трехсторонние договоры на поставку и транспортировку газа, заключенные между ЗАО «Уралсевергаз», ЗАО «ГАЗЭКС» и МУП «Тагилэнерго», не содержат условий о порядке заключения сторонами спорного соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя и своевременно оплачивающим использованные топливно-энергетические ресурсы, в необходимых для них объемах на период действия ограничения (прекращения) поставки газа. Более того, в пункт 6.2.3 договоров заранее включено соглашение о том, что покупатель МУП «Тагилэнерго» самостоятельно несет ответственность перед третьими лицами (в том числе населением) за причинение ущерба их жизни, здоровью и имуществу, вызванного невозможностью или затруднительностью осуществления покупателем какой-либо деятельности вследствие введенного поставщиком ЗАО «Уралсевергаз» и (или) ГРО ЗАО «ГАЗЭКС» ограничения (прекращения) соответственно поставки газа или оказания услуг по его транспортировке. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (статья 445 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации). Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором (статья 540 Гражданского кодекса Российской Федерации). Предложение о заключении договора поставки газа направляется, как правило, поставщиком покупателю, предварительно представившему заявку на приобретение газа. Согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте. При несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа. В случае если покупатель обратился в арбитражный суд, действие договора поставки газа, заключенного на предыдущий период, продлевается до вступления в силу решения суда (пункты 9, 11 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162). Из представленной МУП «Тагилэнерго» переписки следует, что 02.05.2012 в адрес организации-потребителя поступила телеграмма ЗАО «Уралсевергаз» о том, что после истечения сроков действия договоров № 4-0321/11-12, 4-0342/11-12, 4-0371/11-12 от 15.09.2011 и № 4-0286/12 от 01.03.2012, то есть 15.05.2012, их действие продлеваться не будет. Письмом МУП «Тагилэнерго» от 03.05.2012 № 262юр газоснабжающей организации ЗАО «Уралсевергаз» направлено предложение (оферта) о заключении договоров на поставку и транспортировку газа на объекты МУП «Тагилэнерго». Газоснабжающей организации предложено направить в адрес МУП «Тагилэнерго» проекты договоров. По этой причине в силу статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации отношения между МУП «Тагилэнерго» и ЗАО «Уралсевергаз» в договорах поставки и транспортировки газа не считаются прекращенными истечением срока действия и регулируются ранее заключенными договорами №<...> от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящем судебном заседании представители ЗАО «Уралсевергаз» и представители МУП «Тагилэнерго» в судебном заседании 01.06.2012 не оспаривают, что до прекращения 16.05.2012 подачи газа организации-потребителю сторонами спорных договоров не предпринимались меры к заключению отдельного соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов добросовестным абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, в связи с чем, соответствующие переговоры не велись, переписка также отсутствует. В последующем 05.06.2012 МУП «Тагилэнерго» в адрес ЗАО «Уралсевергаз» направлено письменное предложение заключить соглашение в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1, и проект такого соглашения. 21.06.2012 ЗАО «Уралсевергаз» в адрес МУП «Тагилэнерго» также направлено письменное предложение заключить соглашение в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1. Преддоговорный спор между МУП «Тагилэнерго» и ЗАО «Уралсевергаз» не разрешен сторонами до настоящего времени, возникшие разногласия не переданы на рассмотрение арбитражного суда. Таким образом, бездействие ЗАО «Уралсевергаз», выразившееся в непринятии мер к заключению отдельного соглашения (направлению оферты (проекта договора), передаче разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда) с организацией-потребителем МУП «Тагилэнерго» о подаче топливно-энергетических ресурсов абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя и своевременно оплачивающим использованные топливно-энергетические ресурсы, в необходимых для них объемах, на период прекращения поставки газа с 16.05.2012 в связи с неоплатой использованных организацией-потребителем топливно-энергетических ресурсов, нарушает требования действующего законодательства в области газоснабжения, влечет лишение неопределенного круга лиц права на получение коммунальных услуг по горячему водоснабжению и права на жилище, гарантированного Конституцией Российской Федерации, в связи с чем, является незаконным. Прекращение МУП «Тагилэнерго» 16.05.2012 производства коммунальных ресурсов (горячей воды) является следствием прекращения поставки необходимых для этого топливно-энергетических ресурсов со стороны контрагента ЗАО «Уралсевергаз». При этом МУП «Тагилэнерго» не наделено в соответствии с законом либо условиями договоров правом одностороннего отбора газа из газораспределительной системы без согласия поставщика либо иными полномочиями правомерного воспрепятствования прекращению поставки газа во внесудебном порядке. Прекращение подачи газа на газопотребляющее оборудование котельных МУП «Тагилэнерго» является отклонением от режима технологического процесса и инцидентом в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», обязывающим МУП «Тагилэнерго» приостанавливать эксплуатацию опасных производственных объектов. Приведенные представителями ЗАО «Уралсевергаз» доводы об отсутствии у МУП «Тагилэнерго» в настоящее время во владении на законных основаниях необходимого газопотребляющего оборудования относятся к условиям спорного соглашения и подлежат проверке и согласованию сторонами в порядке разрешения преддоговорного спора, в отношении которого не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования разногласий (статья 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Определением суда от 23.05.2012 ЗАО «Уралсевергаз» привлечен к участию в деле по инициативе суда на основании части 3 статьи 40 Кодекса в порядке процессуального соучастия на стороне ответчика МУП «Тагилэнерго»: по требованию о возобновлении подачи коммунальных ресурсов (горячего водоснабжения) жителям и социально значимым объектам, расположенным на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил»; в интересах неопределенного круга потребителей коммунальных ресурсов (горячего водоснабжения), подключенных к сетям, принадлежащим организации МУП «Тагилэнерго», которые своевременно оплачивают использованные коммунальные услуги горячего водоснабжения; по основаниям нарушения МУП «Тагилэнерго» Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1, в соответствии с которым МУП «Тагилэнерго» и ЗАО «Уралсевергаз» имеют общие права и обязанности по отношению к потребителям (абонентам) коммунальных ресурсов (горячего водоснабжения) - по соглашению между газоснабжающей организацией и организацией-потребителем обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах, что в силу статей 39 часть 1, 40 часть 3, 196 часть 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет пределы судебного разбирательства в отношении соответчика ЗАО «Уралсевергаз». На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Решил: Иск прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью. Обязать Закрытое акционерное общество «Уралсевергаз» принять меры к заключению отдельного соглашения (направлению оферты (проекта договора), передаче разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда) с организацией-потребителем Муниципальным унитарным предприятием «Тагилэнерго» о подаче топливно-энергетических ресурсов (газа) абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя и своевременно оплачивающим использованные топливно-энергетические ресурсы, в необходимых для них объемах, на период прекращения поставки газа с 16.05.2012, на условиях, определенных сторонами либо в соответствии с решением суда. Взыскать с Закрытого акционерного общества «Уралсевергаз» государственную пошлину в размере <...> На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья А.А.Соловьев