№ 2-863/2012 от 16.05.2012



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,

при секретаре Ежовой Е.В.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Малышенко В.А. к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области и Нижнетагильскому межрайонному отделу Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области о признании незаконным увольнения со службы в органах наркоконтроля, восстановлении в должности правоохранительной службы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и оплате сверхурочной работы,

установил:

В период с 06.04.1998 по 14.02.2012 Малышенко В.А. осуществлял профессиональную служебную деятельность на должности государственной правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотиков в составе Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области в должности контролера Нижнетагильского межрайонного отдела УФСКН России по Свердловской области, в специальном звании прапорщика полиции.

Приказом начальника УФСКН России по Свердловской области от 14.02.2012 № 73-лс Малышенко В.А. уволен из органов по контролю за оборотом наркотиков 14.02.2012 в связи с признанием аттестационной комиссией не соответствующим занимаемой должности, подпункт 11 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 № 613.

13.03.2012 Малышенко В.А. обратился в суд с иском о признании незаконными увольнения со службы в органах по контролю за оборотом наркотиков и исключения из списков личного состава сотрудников органов по контролю за оборотом наркотиков по подпункту 11 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, произведенными 14.02.2012 на основании приказа Управления ФСКН России по Свердловской области от 14.02.2012 № 73-лс, восстановлении на службе в прежней в должности контролера Нижнетагильского межрайонного отдела Управления ФСКН России по Свердловской области, взыскании оплаты вынужденного прогула с 15.02.2012 по день вынесения судебного решения из расчета <...> за один день вынужденного прогула, оплаты за сверхурочную работу в размере <...>, компенсации морального вреда в размере <...>

В обоснование своих требований Малышенко В.А. указал, что в период с 06.04.1998 по 14.02.2012 работал в должности контролера в налоговой полиции, а затем в Нижнетагильском межрайонном отделе УФСКН России по Свердловской области.

14.02.2012 Малышенко В.А. пришло уведомление об увольнении 14.02.2012 со службы и исключении из списков личного состава сотрудников органов по контролю за оборотом наркотиков в соответствии с пунктами 141, 142, 144 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на основании подпункта 11 пункта 142. При этом копия приказа, трудовая книжка не были вручены Малышенко В.А.

Малышенко В.А. полагает, что увольнение было незаконным в связи с несоблюдением представителем нанимателя процедуры, предусмотренной подпунктом 3 пункта 145 и пунктом 150 вышеуказанного Положения, а также пункта 35 Приказа ФСКН России от 07.03.2007 № 50 «Об утверждении Инструкции работы по проведению аттестации сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

В 2010 и 2011 годах график работы Малышенко В.А. составлял сутки через двое и фактически истец находился на рабочем месте примерно 240 часов в месяц. Количество переработки составило 137 дней.

Незаконным увольнением Малышенко В.А. также причинены нравственные страдания, выразившиеся в претерпевании чувства обиды и ущербности.

Иск Малышенко В.А. предъявлен одновременно к Управления ФСКН России по Свердловской области и Нижнетагильскому МРО УФСКН России по Свердловской области по месту нахождения Нижнетагильского МРО УФСКН России по Свердловской области: город Нижний Тагил, улица Газетная, дом 73.

В предварительном судебном заседании представителями ответчика УФСКН России по Свердловской области - старшим юрисконсультом правового отдела Лузиной М.В. и специалистом-экспертом правового отдела Акимовой Е.В. представлены регистрационные документы УФСКН России по Свердловской области, Положение о Нижнетагильском МРО УФСКН России по Свердловской области и заявлено ходатайство о передаче дела по правилам общей территориальной подсудности по месту нахождения ответчика УФСКН России по Свердловской области: город Екатеринбург, улица Степана Разина, дом 31 в Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Истец Малышенко В.А. и его представитель - адвокат Малахова И.В. возражают против передачи дела по правилам общей территориальной подсудности по месту нахождения ответчика УФСКН России по Свердловской области, поскольку иск предъявлен по месту исполнения контракта № 1000 от 01.07.2006, в котором содержится указание на наименование должности: «контролер Нижнетагильского МРО УФСКН России по Свердловской области».

Согласно статьям 28, 29 части 2, 9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.

Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.

    Наличие подсудности гражданского дела в соответствии с установленным главой 3 Кодекса порядком распределения подведомственных судам дел исключает возможность рассмотрения данного дела в каком-либо другом суде.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года разъяснено, что иски о восстановлении на работе могут подаваться заявителем по правилам альтернативной территориальной подсудности в соответствии со статьей 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд по месту нахождения филиала или представительства организации (часть 2) либо по месту исполнения трудового договора (часть 9).

Дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.

Суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности (статья 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

Правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации определяются Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

    Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба (статья 2).

    Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (статья 7).

Определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 7 настоящего Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе (статья 19).

Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация.

    Правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы (статья 10).

    Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы (статья 12).

Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 № 613 утверждено Положение правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане), замещающих должности правоохранительной службы (далее именуется - служба) в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) и ее территориальных органах (пункт 1).

Прохождение службы в органах наркоконтроля осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок ее прохождения, а также в соответствии с настоящим Положением (пункт 2).

Контракт заключается в письменной форме между директором ФСКН России или уполномоченными им должностными лицами ФСКН России, органов, организаций, подразделений, входящих в ее систему, и гражданином (пункт 31).

В контракте указываются:

1) должность, специальное звание, фамилия, имя и отчество должностного лица, подписывающего контракт со стороны ФСКН России;

2) фамилия, имя и отчество гражданина или сотрудника, заключающих контракт; дата рождения; специальное звание сотрудника; предлагаемая должность;

3) срок действия контракта;

4) дата заключения контракта;

5) порядок вступления контракта в силу;

6) права, обязанности и ответственность сторон, заключающих контракт, условия оплаты труда и организации служебной деятельности, основания для прекращения действия контракта и его расторжения, социальные и другие условия (пункт 33).

Увольнение со службы в органах наркоконтроля сотрудников производится директором ФСКН России или начальником органа наркоконтроля, которому такое право предоставлено директором ФСКН России (пункт 149).

Нормы Трудового кодекса Российской Федерации могут применяться к правоотношениям, возникшим при прохождении службы в органах по контролю за оборотом наркотиков, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2011 № 74-Г11-17).

Как следует из представленных сторонами письменных доказательств:

стороной нанимателя в контракте № 1000 от 01.07.2006 с Малышенко В.А. о прохождении службы в органах по контролю за оборотом наркотиков является Российская Федерация;

права и обязанности представителя нанимателя в служебных отношениях с участием Малышенко В.А. осуществлялись начальником УФСКН России по Свердловской области;

местом нахождения УФСКН России по Свердловской области является адрес: город Екатеринбург, улица Степана Разина, дом 31;

Нижнетагильский межрайонный отдел УФСКН России по Свердловской области является обособленным структурным подразделением, не имеет статуса юридического лица, филиала либо представительства и соответственно не обладает гражданской процессуальной право- и дееспособностью, в связи с чем, не может выступать в суде ответчиком и определять подсудность нескольких связанных между собой гражданских дел по правилам статьи 31 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации;

контракт № 1000 от 01.07.2006 заключен сторонами в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом ФСКН России от 08.10.2009 № 444, и не содержит существенного условия о месте работы (прохождения службы);

дополнительно представленная ответчиком должностная инструкция контролера Нижнетагильского МРО УФСКН России по Свердловской области в редакции от 06.03.2007 также не содержит сведений о месте работы (прохождения службы);

территория оперативного обслуживания Нижнетагильского МРО выполнения задач УФСКН России по Свердловской области распространена за пределы административных границ города Нижний Тагил.

Таким образом, иск Малышенко В.А. ошибочно принят к производству данного суда, представители ответчика УФСКН России по Свердловской области возражают против рассмотрения заявленного спора другим судом, в связи с чем, дело подлежит передаче по правилам общей территориальной подсудности гражданских дел по месту нахождения ответчика УФСКН России по Свердловской области в Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Принимая во внимание, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47 Конституции Российской Федерации), и руководствуясь статьями 33, 224 и 331 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Определил:

Передать гражданское дело по иску Малышенко Владимира Альбертовича к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области и Нижнетагильскому межрайонному отделу Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области о признании незаконным увольнения со службы в органах наркоконтроля, восстановлении в должности правоохранительной службы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и оплате сверхурочной работы по территориальной подсудности в Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области.

На определение может быть подана частная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, вынесший определение, в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции.

      Судья А.А.Соловьев