2-793/2012



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,

с участием прокурора Макаренко Ю.В.,

при секретаре Ежовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах муниципального образования «Город Нижний Тагил» и неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,

установил:

21.07.2011 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах муниципального образования «Город Нижний Тагил» и неопределенного круга лиц с иском к Администрации города Нижний Тагил о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйного объекта недвижимости - трубопровода холодного водоснабжения, расположенного по адресу: город Нижний Тагил, улица Трикотажников, 5, и понуждении поставить на учет указанное недвижимое имущество в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования и просит:

признать незаконным бездействие Администрации города Нижний Тагил, выразившееся в непринятии мер к составлению технической документации на сооружение - водовод с запорной арматурой и вспомогательными конструкциями по улице Трикотажников от колодца, обозначенного на схеме напротив здания по улице Трикотажников, дом 13 «В1-1», до колодца, обозначенного на схеме «В1-2» западнее здания по улице Трикотажников, дом 3/5 на перекрестке улиц Трикотажников - Автомобилистов, и постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, указанного бесхозяйного объекта недвижимости;

возложить на Администрацию города Нижний Тагил обязанность по составлению технической документации на сооружение - водовод (трубопровод) холодного водоснабжения с запорной арматурой и вспомогательными конструкциями по улице Трикотажников от колодца, обозначенного на схеме напротив здания по улице Трикотажников, дом 13 «В1-1», до колодца, обозначенного на схеме «В1-2» западнее здания по улице Трикотажников, дом 3/5 на перекрестке улиц Трикотажников - Автомобилистов (от колодца 256.68к/254.17т до колодца 247.73к/244.78т), и постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, указанного бесхозяйного объекта недвижимости в срок 6 месяцев с даты вступления в силу решения суда (т. 1 л. д. 156-157).

Производство по делу в части иска прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах муниципального образования «Город Нижний Тагил» к Администрации города Нижний Тагил о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества прекращено отдельным определением суда в связи с отказом представителя муниципального образования «Город Нижний Тагил» от иска.

В обоснование требований прокурор ссылается на результаты проверки, в ходе которой установлено, что, несмотря на неоднократные обращения в Администрацию города Нижний Тагил юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории бывшей Нижнетагильской трикотажной фабрики, ответчиком не предпринимаются меры к учету и принятию в муниципальную собственность спорного трубопровода для последующей передачи в эксплуатацию ресурсоснабжающей организации.

В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления нет других участников гражданского оборота, которые могли бы подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Обращение прокурора в интересах неопределенного круга лиц вызвано необходимостью установления лица, ответственного за содержание и эксплуатацию действующего водовода в связи с тем, что посредством данного водовода обеспечиваются бытовые потребности граждан в питьевой воде и соблюдение неотчуждаемого права каждого на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

Представитель ответчика - заместитель начальника правового управления Администрации города Нижний Тагил Малахов М.Р. иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц не признал полностью и пояснил, что организация водоснабжения в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения. Однако на территории спорной водопроводной сети отсутствуют граждане-потребители и социально значимые объекты. Фактическими пользователями услуг водоснабжения из спорной водопроводной сети являются хозяйствующие субъекты - частные предприятия и индивидуальные предприниматели, которые обязаны самостоятельно и за свой счет обеспечить холодное водоснабжение своих производственных объектов и работников. Возложение на муниципальное образование обязанности по содержанию спорной водопроводной сети приведет к нецелевому использованию бюджетных средств и необоснованному созданию преимущества для отдельных субъектов предпринимательской деятельности.

Представитель ответчика полагает, что в настоящем споре отсутствует неопределенность в круге лиц, заинтересованных в использовании спорной водопроводной сети, а также прокурором не представлены доказательства существования спорного водопровода как объекта недвижимого имущества.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО Водоканал-НТ», ООО «НПО «Плазма НТ», ООО «Урал-Фобос», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Торгово-промышленная палата города Нижний Тагил, ООО «ПневмоТехСервис» и индивидуальный предприниматель Афенка Ю.А.

Представитель третьего лица - юрисконсульт ООО Водоканал-НТ» Ивин Н.В. пояснил, что спорная водопроводная сеть, расположенная в районе улицы Трикотажников города Нижний Тагил, является действующей и непосредственно присоединена к централизованной сети холодного водоснабжения, принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию «Город Нижний Тагил» и находящейся в аренде у ООО «Водоканал-НТ».

Спорная водопроводная сеть не используется ООО Водоканал-НТ» для оказания населению города Нижний Тагил коммунальных услуг по холодному водоснабжению, поскольку на данном участке отсутствуют жилые строения. С коммерческими организациями, которые фактически потребляют услуги холодного водоснабжения путем отбора воды из спорной водопроводной сети, не заключены договоры на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод.

Техническое состояние спорной водопроводной сети требует значительных вложений на ремонт существующего трубопровода. Кроме того, часть трубопровода проходит по земельным участкам и под зданиями, принадлежащими на праве собственности частным организациям, куда представители ООО «Водоканал-НТ» не имеют доступа. Эксплуатация спорной водопроводной сети, по мнению представителя ООО «Водоканал-НТ», экономически не выгодна.

Представитель третьего лица - президент Торгово-промышленной палаты города Нижний Тагил Соколов Б.Я. поддержал заявленный прокурором иск в полном объеме и пояснил, что спорная водопроводная сеть построена в 1960-х годах в составе Нижнетагильской трикотажной фабрики. В последующие годы предприятие было ликвидировано, здания приватизированы, а водопроводная сеть до настоящего времени не имеет владельца. Отсутствие собственника спорной водопроводной сети не позволяет предприятиям, которые используют наемный труд и нуждаются в услугах холодного водоснабжения, заключить с ООО «Водоканал-НТ» договоры на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод.

Вопрос об оформлении прав муниципального образования «Город Нижний Тагил» на спорную водопроводную сеть неоднократно был предметом рассмотрения в Администрации города Нижний Тагил, но решение не принято до настоящего времени. Надлежащее оформление прав муниципального образования на спорный трубопровод и заключение фактическими пользователями договоров с ООО «Водоканал-НТ», по мнению представителя третьего лица, не повлечет каких-либо убытков для бюджета города и организации, осуществляющей эксплуатацию системы холодного водоснабжения.

В отношениях с хозяйствующими субъектами для установки приборов учета потребления услуг холодного водоснабжения ООО «Водоканал-НТ» требует согласие собственника спорной водопроводной сети, который неизвестен, а без установки счетчика стоимость услуг водоснабжения может достигнуть одного миллиона рублей, что делает невозможным деятельность предприятий.

Представитель третьего лица - директор ООО «Урал-Фобос» Алексеев А.Б. также поддержал заявленный прокурором иск в полном объеме и пояснил, что в течение последнего года предприятие не имеет действующего договора с ООО «Водоканал-НТ» на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод. Трубопровод расположен на глубине 3 метров и имеет диаметр 159 мм, является действующей водопроводной сетью. В январе 2011 года на участке ООО «Урал-Фобос» произошла авария на спорной водопроводной сети и ООО «Урал-Фобос» произвел ремонт за свой счет на сумму около 60 000 рублей. За последние годы ООО «Урал-Фобос» трижды ремонтировал спорный трубопровод. При этом ООО «Водоканал-НТ» предлагает оплачивать потребляемые коммунальные ресурсы, но не желает нести расходы по содержанию централизованной водопроводной сети.

Представители третьих лиц - ООО «НПО «Плазма НТ», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и ИП Афенка Ю.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела были надлежащим образом извещены.

Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Свердловской области направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (т. 1 л. д. 104).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы (Росреестра) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (пункт 2).

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (пункт 5).

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:

выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы (пункт 7).

Плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается (пункт 12).

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется в срок не более месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных необходимых документов (пункт 13).

До внесения в Единый государственный реестр прав записей о принятии на учет объекта недвижимого имущества осуществляется правовая экспертиза представленных документов с целью установления отсутствия оснований для отказа в принятии на учет этого объекта или приостановления принятия на учет (пункт 14).

Если в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных органом местного самоуправления дополнительных доказательств нельзя сделать вывод о том, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта, в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано (пункт 20).

Принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав (пункт 21).

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества осуществляется по истечении года со дня принятия на учет этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда. В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права муниципальной собственности (пункт 31).

Государственная регистрация права собственности на находящийся на учете объект недвижимого имущества за каким-либо лицом в силу приобретательной давности может быть осуществлена независимо от даты принятия на учет этого объекта (пункт 32).

Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного также может быть осуществлена государственная регистрация права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет (пункт 33).

Письмом Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 08.04.2010 № Д23-1229 разъяснено, что в случае, если право собственности на объект недвижимого имущества не зарегистрировано в ЕГРП, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, одновременно с документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, должен быть предоставлен кадастровый паспорт соответствующего объекта недвижимого имущества, либо выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года технический паспорт или иной документ, содержащий описание такого объекта недвижимого имущества.

Таким образом, государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимого имущества осуществляются до учета объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйных вещей.

Как установлено в ходе судебного разбирательства спорная водопроводная сеть ранее входила в состав имущественного комплекса Нижнетагильской трикотажной фабрики, которая была открыта в 1961 году.

С 03.01.1974 Нижнетагильская трикотажная фабрика реорганизована в Нижнетагильское производственное (с 1989 года - промышленно-торговое) трикотажное объединение, в состав которого кроме Нижнетагильской трикотажной фабрики вошли Свердловская трикотажная и Черноисточинская чулочно-носочная фабрики. Предприятие подчинялось Министерству текстильной промышленности РСФСР.

В результате приватизации со 02.12.1993 образовано Акционерное общество закрытого типа (с 14.06.1996 - закрытое акционерное общество) «Нижнетагильская трикотажная фирма «ТРИНТА», которая ликвидирована в результате конкурсного производства в 2000 году.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1992 № 581 Нижнетагильская трикотажная фабрика была передана в государственную собственность Свердловской области (т. 2 л. д. 82-91).

Согласно пункту 1 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к муниципальной собственности отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов, за исключением входящих в состав имущества предприятий.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения приватизируемых предприятий» и пунктом 2 Положения о порядке передачи объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235, принятым в дополнение к названному Указу, сооружения и сети водопровода и канализации, а также другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры, находящиеся на территории предприятий, не были отнесены к объектам, которые не включаются в состав приватизируемого имущества предприятий, и не подлежали передаче из федеральной собственности в государственную и муниципальную собственность.

Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

В соответствии со статьей 118 Федерального закона от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действовавшего на момент ликвидации ЗАО «Нижнетагильская трикотажная фирма «ТРИНТА», об имуществе должника, которое предлагалось к продаже, но не было реализовано в ходе конкурсного производства, при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника - юридического лица о правах на указанное имущество конкурсный управляющий уведомляет уполномоченные органы соответствующего муниципального образования.

Не позднее одного месяца с момента получения соответствующего уведомления уполномоченные органы соответствующего муниципального образования принимают указанное имущество на баланс и несут все расходы по содержанию этого имущества.

Аналогичные положения сохранены в статье 148 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Таким образом, в соответствии с ранее действовавшим законодательством сооружения и сети водопровода и канализации, входившие в состав имущественного комплекса Нижнетагильского промышленно-торгового трикотажного объединения, подлежали приватизации в составе иного имущества предприятия, и последующей передаче на баланс муниципального образования «Город Нижний Тагил» при ликвидации в 2000 году ЗАО «Нижнетагильская трикотажная фирма «ТРИНТА».

Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Водопроводные и канализационные устройства и сооружения для присоединения к системам коммунального водоснабжения и канализации (водопроводный ввод или канализационный выпуск) - устройства и сооружения, через которые абонент получает питьевую воду из системы коммунального водоснабжения и (или) сбрасывает сточные воды в систему коммунальной канализации;

водопроводная сеть - система трубопроводов и сооружений на них, предназначенных для водоснабжения (пункт 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167).

Наличие спорной водопроводной сети в качестве объекта недвижимого имущества подтверждается топографическими картами, выполненными органами архитектуры (т. 1 л. д. 137-138, т. 2 л. д. 1, 2), границами водопроводных сетей централизованного холодного водоснабжения, находящихся в эксплуатации ООО «Водоканал-НТ» (т. 1 л. д. 158-160, 175-176, 190-191), планом земельного участка, выполненным ГУП «ЦТИ Нижний Тагил» (т. 1 л. д. 230, 241-242).

Собранными в настоящем гражданском деле документами, подтверждающими, что спорная водопроводная сеть не имеет собственника или его собственник неизвестен, являются:

информация Нижнетагильского отдела Управления Росреестра по Свердловской области от 28.04.2012 об отсутствии зарегистрированных прав на объект недвижимого имущества - водопроводную сеть (трубопровод) холодного водоснабжения, расположенную в городе Нижний Тагил в районе улицы Трикотажников, 3-13, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1 л. д. 84);

сообщение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 16.05.2012 о том, что в территориальной государственной базе данных Реестра федерального имущества отсутствуют сведения об объекте недвижимого имущества - водопроводной сети (трубопроводе) холодного водоснабжения, расположенной в городе Нижний Тагил в районе улицы Трикотажников, 3-13 (т. 2 л. д. 103);

сообщение Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 10.05.2012 о том, что в Реестре государственного имущества Свердловской области отсутствуют сведения об объекте недвижимого имущества - водопроводной сети (трубопроводе) холодного водоснабжения, расположенной в городе Нижний Тагил в районе улицы Трикотажников, 3-13 (т. 1 л. д. 102, т. 2 л. д. 108);

сообщение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нижний Тагил от 11.05.2012 о том, что указанный водопровод не значится в муниципальной собственности. На данную сеть отсутствуют: технические условия на строительство водопровода, проект на строительство сети, разрешение на строительство водовода, разрешение и акт на ввод в эксплуатацию (т. 1 л. д. 103);

письмо Администрации города Нижний Тагил от 01.04.2011 № 53-1176 о том, водопроводные сети не передавались в муниципальную собственность (т. 1 л. д. 12);

письмо организации, осуществляющей эксплуатацию централизованной системы холодного водоснабжения, - ООО «Водоканал-НТ» от 03.02.2011 № 456 о том, что водовод не находится в хозяйственном ведении организации (т. 1 л. д. 10);

сообщение МКУ «Муниципальный архив социально-правовых документов города Нижний Тагил» об отсутствии на архивном хранении документов, связанных с передачей имущества Нижнетагильской трикотажной фабрики в государственную собственность Свердловской области, последующей приватизацией и ликвидацией ЗАО «Нижнетагильская трикотажная фабрика «ТРИНТА» (т. 2 л. д. 147).

К вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Положение пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, возлагающее на городские округа организацию теплоснабжения населения в границах городского округа, имеет характер общей нормы - оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П).

В собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения (пункт 1 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

При этом указанные положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ не вменяют в обязанность, а предусматривают возможность для муниципальных образований иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для решения вопросов местного значения.

Вопросы, связанные с определением собственника спорных сетей водоснабжения по улице Трикотажников, являлись предметом обсуждения в Администрации города Нижний Тагил. На совещании 25.03.2011 Комитету по управлению муниципальным имуществом было дано поручение определить возможного собственника. При отсутствии такового и наличии на сетях потребителей-населения или объектов соцкульбыта произвести прием сетей водоснабжения по улице Трикотажников в казну как бесхозных (т. 1 л. д. 22).

В письме Администрации города Нижний Тагил от 10.06.2011 № 53-2303 указывается на отсутствие информации о технических характеристиках указанной сети. На исполнительной съемке Управления архитектуры и градостроительства Администрации города данные сети не нанесены, т.к. акты ввода в эксплуатацию сетей не представлялись. Когда, кем и для каких целей построены данные сети, установить не представляется возможным. Учитывая, что на данных сетях отсутствуют подключения потребителей жилого фонда и объектов социально-бытового назначения, прием в казну муниципального образования данных сетей не планируется. Собственники зданий и помещений, расположенных по улице Трикотажников, не имеют документов, подтверждающих законность подключения к сетям водоснабжения. Для решения вопроса им рекомендовано обратиться в ООО «Водоканал-НТ» за получением технических условий подключения к системе водоснабжения (т. 1 л. д. 23).

10.04.2012 между МУК «Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нижний Тагил» и ООО «Водоканал-НТ» заключен договор № 1236 аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по водоснабжению, водоотведению и канализованию, в том числе непосредственно примыкающих к спорным сетям водопроводов от коллективных садов РПК/ВК222/до Орджоникидзе/ВК17/соц город ул. Трикотажников (т. 1 л. д. 178-189).

Фактическое использование абонентами - юридическими лицами и эксплуатация ООО «Водоканал-НТ» спорного участка водопроводной сети подтверждаются объяснениями представителей третьих лиц и проектами договоров, предложенных ООО «Водоканал-НТ» для заключения абонентам, в том числе ДД.ММ.ГГГГ абоненту ООО «НПО «Плазма НТ» (т. 1 л. д. 24-27).

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. На основании пункта 3 статьи 35 названного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

К числу абонентов, использующих спорную водопроводную сеть в районе улицы Трикотажников города Нижний Тагил, относятся различные организации: авторемонтная <...> (т. 1 л. д. 128).

Полный перечень абонентов, фактически пользующихся спорной водопроводной сетью, либо имеющих намерение заключить договор на отпуск (получение) питьевой воды, неизвестен.

Указанные предприятия используют наемный труд и имеют в штатном расписании численность работников, в частности, ООО «НПО «Плазма НТ» - 85 штатных единиц (т. 1 л. д. 215), ИП Афенка Ю.А. - 70 штатных единиц (т. 2 л. д. 40).

Таким образом, обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц носит обоснованный характер и не преследует цель защиты исключительно прав хозяйствующих субъектов.

С 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;

водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения;

гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (статья 2).

Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:

охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;

обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются:

приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению;

обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов;

обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения;

обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению (статья 3).

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (статья 6).

В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 8).

Таким образом, присвоение спорной водопроводной сети в установленном законом порядке правового статуса бесхозяйного имущества отвечает общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения.

Принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством орган местного самоуправления является единственным субъектом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, исполнение спорной обязанности следует возложить на Администрацию города Нижний Тагил.

В свою очередь, непринятие Администрацией города Нижний Тагил мер к постановке на учет выявленного бесхозяйного объекта коммунального водоснабжения, технологически и организационно связанного с эксплуатируемой централизованной системой холодного водоснабжения и водоотведения, создает препятствия для передачи спорной водопроводной сети в эксплуатацию гарантирующей организации и надлежащего оформления договорных отношений абонентов с организацией водопроводного хозяйства, что нарушает право неопределенного круга лиц пользоваться коммунальными услугами по холодному водоснабжению и подлежит признанию судом незаконным (статьи 2, 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», пункты 1, 25 Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

При этом подача Администрацией города Нижний Тагил такого заявления не влечет безусловного принятия территориальным органом Росреестра решения о постановке спорного объекта на учет бесхозяйных вещей и не предрешает вопрос о праве собственности на спорную водопроводную сеть.

Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

    В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Предложенный прокурором срок продолжительностью 6 месяцев, с учетом необходимости сбора документов, содержащих описание спорного объекта недвижимости, носит разумный характер.

При этом изменение срока исполнения решения суда, в том числе с учетом финансовых возможностей ответчика, возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Иск прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие Администрации города Нижний Тагил, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйного объекта недвижимого имущества - водопроводной сети, расположенной по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, улица Трикотажников, 3-13.

Обязать Администрацию города Нижний Тагил подать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области заявление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - водопроводной сети, расположенной по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, улица Трикотажников, обозначенной на схеме от колодца «В1-1» возле здания № 13 (256.68к/254.17т) до колодца «В1-2» возле здания № 3 (247.73к/244.78т), и документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, в срок 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.     

На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья      А.А.Соловьев