2-671/2012 решение от 09.04.2012



РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 апреля2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновской Е.В.,

с участием:

помощника Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Куликова Е.В.,

представителя ответчика- ФКУ ЛИУ-51 ГУФСИН России по Свердловской области Белоусовой И.Б., действующей на основании доверенности отДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Борисовой О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-671/2012 по искуНижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц кФКУ ЛИУ-51 ГУФСИН России по Свердловской области о возложении обязанности устранить нарушения, допущенные при обращении с отходами производства и потребления,

       УСТАНОВИЛ:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересовнеопределенного круга лиц кФКУ ЛИУ-51 ГУФСИН России по Свердловской области, в котором просит:

- обязать ответчика разработать и утвердить в органах Роспотребнадзора РФ проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, составить и согласовать паспорта на отходы 1-4 класса опасности, а также провести профессиональное обучение лиц, допущенных к обращению с опасными отходами 1-4 класса опасности, подтвержденное свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности.

В обоснование заявленных требований указал, что воктябре-ноябре 2011 года Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проверено исполнение природоохранного законодательства в ФКУ ЛИУ-51 ГУФСИН России по Свердловской области, в результате чего выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе нарушения, допущенные при обращении с отходами производства и потребления. Установлено, что помимо деятельности по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы натерритории ФКУ ЛИУ-51 осуществляются швейное производство, деревообрабатывающие и металлообрабатывающие работы, изготовлениетротуарной плитки, производство товаров народного потребления, техническоеобслуживание и ремонт автотранспортных средств. Вышеперечисленные виды деятельности,осуществляемые учреждением, связаны с образованием отходов и необходимостью их следующего размещения, переработки, уничтожения. При осуществлении деятельности ФКУ ЛИУ-51 образуются отходы производства и потребления1-5 класса опасности: отработанные ртутьсодержащие лампы, отработанные масла, отработанныеаккумуляторы, отработанные покрышки, золошлаки от сжигания углей, сор от бытовых помещений и т.д. Согласно экспертному заключению специалистов <...> ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ЛИУ-51 не проведена инвентаризация отходов производства и потребления образующихся от деятельности учреждения, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР), не составлены паспорта на отходы 1-4 класса опасности,лица, допущенные к обращению с опасными отходами, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами сертификатами на право работы с отходами 1-4 класса опасности. Согласно ч.1 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условияи способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделийили продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В соответствии со ст.11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иныхобъектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленныезаконодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях уменьшения количества их образования;проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения и т.д. В соответствии со ст.22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую средухозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Разновидностью нормативов допустимых воздействий на окружающую среду являются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Согласно ч.1 ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. В силу ч.3 ст.18 вышеуказанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Наличие проекта обращения с отходами для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией объектов, также предусмотрено п.3.1 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования по размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Частью 2 и 3 ст.14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в области охраны окружающей среды; на отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Кроме того, определение класса опасности токсичных отходов предусмотрено СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», исполнение вышеуказанных правил является обязательным для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления.Согласно ст.15 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления», лица, которые допущены к обращению с опасными отходами 1-4 класса опасности, должны иметь профессиональную подготовку подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности. В соответствии с ч.1 ст.19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица,осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны нести вустановленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, такжеразмещенных отходов.

В соответствии со ст.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами. Лимиты на размещение отходов устанавливаются органами Росприроднадзора РФ на основании ст.5.5.9 положения «О федеральной службе по     надзору в сфере природопользования», утвержденного Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении вменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 №370» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 №210). Проведение паспортизации опасных отходов предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов». Паспорт опасных отходов утвержден Приказом МПР РФ 02.12.2002 №785 «Об утверждении паспорта опасных отходов». Согласно приказу паспорт опасного отхода утверждается руководителем организации и согласовывается с руководителем территориального органа России.

По итогам проверки заместителем Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Слепухиным Р.В. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело административных правонарушениях в отношений ФКУЛИУ-51 по ст.6.3 КоАП РФ, в том числе за нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил при обращении с отходами. Начальнику ФКУ ЛИУ-51 ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства. Из ответа начальника ФКУ ЛИУ-51 на представление прокурора следует, что каких-либо реальных мер по проведению инвентаризации отходов производства и потребления, разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспортизации всех видов опасных отходов, обучению, лиц, допущенных к обращению с опасными отходами 1-4 класса опасности, не принято. В связи с невыполнением обязательных требований по соблюдению природоохранного законодательства со стороны ФКУ ЛИУ-51 выражающихся в отсутствии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на из размещение, паспортизации опасных отходов, обучению лиц, допущенных к обращению с опасными отходами 1-4 класса опасности, нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции РФ, ст.ст.3,11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

В судебном заседании помощник Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Куликов Е.В. обоснование и предмет исковых требований поддержал, уточнив их, просил обязать ответчика разработать и утвердить в органах Роспотребнадзора РФ проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, составить и согласовать паспорта на отходы 1-4 класса опасности, а также провести профессиональное обучение лиц, допущенных к обращению с опасными отходами 1-4 класса опасности, подтвержденное свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика- ФКУ ЛИУ-51 ГУФСИН России по Свердловской области Белоусова И.Б. уточненные исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, признала в полном объеме.

Согласно статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

После исследования письменных материалов дела: экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, копии справки о выпуске товарной продукции по ЛПМ ФКУ ЛИУ-51 ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ., копии справки по расходу пиломатериалов, металла ДД.ММ.ГГГГ и 1-3 квартал, копии справки ФКУ ЛИУ-51 ГУФСИН России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОК, копии справки о количестве осужденных, отбывающих наказание и занятых на производстве в 2010г. и 1-3 квартал 2011г., копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, копии постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, представления Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ , суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку оно не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав других лиц.

Руководствуясь ст. ст.12, 173, 194-198, 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить наФКУ ЛИУ-51 ГУФСИН России по Свердловской областиобязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ годаразработать и утвердить в органах Роспотребнадзора РФ проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, составить и согласовать паспорта на отходы 1-4 класса опасности, а также провести профессиональное обучение лиц, допущенных к обращению с опасными отходами 1-4 класса опасности, подтвержденное свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижнего Тагила.

Судья-                                                                           Е.В. Блиновская