№2-939/2012 решение от 30.08.2012



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,

при секретаре Ежовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Логачевой Т.Д. к Министерству строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области и Администрации муниципального образования «Город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения,

установил:

Решением Конаковского районного суда Тверской области от 19.03.2002 по иску органа опеки и попечительства Логачева О.А. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Логачевой Т.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с передачей ребенка на попечение органам опеки и попечительства.

<...>

Постановлением Главы администрации Конаковского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ попечителем несовершеннолетней Логачевой Т.Д. назначена Логачева М.А.

Местом жительства несовершеннолетней Логачевой Т.Д. определено место проживания попечителя Логачевой М.А. по адресу: <адрес>.

12.11.2008 Логачева Т.Д. поставлена на учет в Администрации города Нижний Тагил и включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное обеспечение жильем по городу Нижний Тагил.

По состоянию на 01.01.2012 очередность Логачевой Т.Д. в вышеуказанном списке за № 83.

28.03.2012 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, - Логачевой Т.Д. с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации муниципального образования «Город Нижний Тагил», в котором просит:

признать бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего жилье для лица из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, - Логачевой Т.Д., незаконным;

возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность не позднее одного месяца после вступления решения суда в законную силу приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «Город Нижний Тагил», для целевого распределения Логачевой Т.Д. и безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в собственность муниципальному образованию «Город Нижний Тагил» для целевого распределения Логачевой Т.Д.;

обязать Администрацию города Нижний Тагил оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - Логачевой Т.Д., по договору социального найма.

Постановлением Правительства Свердловской области от 26.04.2012 № 417-ПП Министерство строительства и архитектуры Свердловской области реорганизовано путем присоединения к нему Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области и переименовано в Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области.

Определением суда от 06.07.2012 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены муниципальное образование «Город Нижний Тагил» в лице Администрации города Нижний Тагил, субъект Российской Федерации - Свердловскую область в лице Министерства финансов Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Постановлением Правительства Свердловской области от 09.11.2011 № 1558-ПП создано Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» путем изменения типа Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» с сохранением основных целей деятельности и штатной численности учреждения.

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявлены нарушения действующего законодательства и прав Логачевой Т.Д.

В связи с отсутствием у истца закрепленного жилья на момент достижения совершеннолетия постановлением Главы города Нижний Тагил от 12.11.2008 № 976 «Об утверждении предложений городской комиссии по жилищным вопросам» Логачева Т.Д. принята на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по льготному списку. Однако до настоящего времени Администрацией города Нижний Тагил жилое помещение Логачевой Т.Д. по договору социального найма не предоставлено, чем нарушены жилищные права истца.

Истец Логачева Т.Д. заявленный прокурором в ее интересах иск поддержала полностью и пояснила, что на момент отобрания из семьи в 2002 году истец в течение полутора лет проживала в городе Конаково Тверской области в квартире супруги дедушки по матери Соколовой Л.И., которая до 2006 года исполняла обязанности опекуна Логачевой Т.Д. Мать не имела собственного жилья и проживала в квартире сожителя.

В 2006 году попечителем Логачевой Т.Д. была назначена бабушка по отцу Логачева М.А., в связи с чем, истец переехала на постоянное место жительства в город Нижний Тагил, где проживает и зарегистрирована по месту жительства в квартире попечителя по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит на праве собственности Логачевой М.А. и Логачеву А.А.

Собственного жилья на праве собственности либо по договору социального найма Логачева Т.Д. не имеет. Документы для получения жилья были поданы Логачевой Т.Д. в Администрацию города Нижний Тагил еще в 2008 году, однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

Представители ответчиков - субъекта Российской Федерации - Свердловской области, Министерства строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области, Министерства финансов Свердловской области, Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», муниципального образования «Город Нижний Тагил» и Администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела были надлежащим образом извещены, что в силу части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Представители ответчиков - Министерства строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области, Министерства финансов Свердловской области и Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В письменном отзыве от 06.07.2012 представитель Министерства финансов Свердловской области указал, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 № 1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета.

В функции Министерства входит организация исполнения областного бюджета, участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства.

Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам.

В силу статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Областным законом от 20.11.2009 № 96-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» на 2010 год эта сумма составляла 381 млн. рублей. Согласно Закону Свердловской области от 26.11.2010 № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» в 2011 году эта сумма составляет 350 млн. рублей. В Законе Свердловской области от 26.12.2011 № 129-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год» в 2012 году эта сумма составляет 788 млн. рублей.

Также Правительством Свердловской области ежегодно утверждается Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, согласно которому Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» заключает государственный контракт на долевое строительство (приобретение) жилья для граждан из числа детей-сирот. Затем жилые помещения поступают в казну Свердловской области. Приказами Министерства строительства и архитектуры Свердловской области жилые помещения распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность.

Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для внеочередников, должны быть совершены органами местного самоуправления. К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление в реестр муниципального имущества, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, заселение данных жилых помещений.

Функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, с 01.01.2011 возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Таким образом, Министерство финансов Свердловской области не участвует в предоставлении жилья детям-сиротам и является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу (л. д. 54-57).

В письменном отзыве от 20.06.2012 представитель Министерства строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области иск прокурора в интересах Логачевой Т.Д. не признал полностью и указал, что, несмотря на наличие у истца права на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, требование о возложении на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Логачевой Т.Д. жилое помещение не основано на законе.

Из положений части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им указанного статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП.

В соответствии с указанным Порядком приобретение и предоставление Логачевой Т.Д. жилого помещения невозможно до получения от органа местного самоуправления соответствующего предложения о распределении жилых помещений детям-сиротам.

При возложении на Министерство спорной обязанности срок исполнения решения суда будет определяться в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Таким образом, по мнению представителя Министерства строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области, необходимо различать понятия обязанности по приобретению жилья и обязанности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам. Установление же судом срока приобретения жилья для Логачевой Т.Д. приведет к нарушению очередности предоставления среди той же категории граждан и нарушению аналогичных жилищных прав других лиц их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л. д. 66-69).

В письменном отзыве от 13.07.2012 представитель Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» иск прокурора в интересах Логачевой Т.Д. также не признал полностью и указал, что средства областного бюджета по приказу Министерства строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

Фонд размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дети-сироты обеспечиваются жильем органами исполнительной власти. Фонд не является органом исполнительной власти и действует на основании приказа, утвержденного Министерством строительства и архитектуры Свердловской области. Привлечение Фонда в качестве соответчика носит незаконный характер и противоречит действующему законодательству.

Кроме того, в случае удовлетворения иска об обеспечении Логачевой Т.Д. жильем вне очереди, будут нарушены права детей-сирот, у которых аналогичное право возникло раньше и не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели (л. д. 50-52).

Заслушав объяснения истца и исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах Логачевой Т.Д. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

    Согласно статьям 1, 2, 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным последствиям.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

Таким образом, обращение в суд прокурора в интересах Логачевой Т.Д. носит правомерный характер и преследует цель устранения длительного нарушения жилищных прав истца в результате предполагаемого противоправного бездействия органов государственной власти Свердловской области.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 05.03.2009 № 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Для целей Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ используются понятия:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 № 1282-О-О).

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (статья 6 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Из представленных сторонами письменных доказательств следует, что решениями Конаковского районного суда Тверской области города от 19.03.2002 и Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 12.01.2007 родители Логачевой Т.Д. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери с передачей ребенка органам опеки и попечительства.

В период с 2002 года обязанности опекуна (попечителя) исполняла Соколова Л.И., после чего постановлением Главы администрации Конаковского района Тверской области от 23.06.2006 № 2035 попечителем несовершеннолетней Логачевой Т.Д. назначена Логачева М.А.

Тем же постановлением местом жительства несовершеннолетней Логачевой Т.Д. определено место проживания попечителя Логачевой М.А. по адресу: <адрес>.

31.08.2006 Логачева Т.Д. зарегистрирована по месту жительства в вышеуказанном жилом помещении, принадлежащем на праве общей долевой собственности попечителю Логачевой М.А. и ее супругу Логачеву А.А.

Закрепленного жилого помещения Логачева Т.Д. не имеет и до достижения совершеннолетия постоянно проживала в квартире попечителей (л. д. 7-24, 59, 60).

Таким образом, Логачева Т.Д. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и вправе претендовать на дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе на предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ по месту жительства в городе Нижний Тагил и за счет средств субъекта Российской Федерации - Свердловской области.

Положения Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ конкретизируются в жилищном законодательстве.

Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (статья 2 Жилищного кодекса).

    Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

При этом часть 2 статьи 6 Жилищного кодекса допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

    Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.03.2005.

    К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса, Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие (статьи 1, 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Поскольку Логачева Т.Д. окончила пребывание под опекой (попечительством) с достижением совершеннолетия - 02.10.2009, к спорным правоотношениям сторон непосредственно подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Законом Свердловской области от 20.02.2006 № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» в редакции Закона от 18.02.2011 № 1-ОЗ учету для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования подлежат граждане, признанные по основаниям, установленным федеральным законом, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и относящиеся к категориям граждан, определенным законами Российской Федерации или законами Свердловской области, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленных жилых помещений (часть 1 статьи 2).

Граждане учитываются для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования путем:

1) принятия граждан на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования;

2) ведения учета граждан, принятых на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования (пункт 1 статьи 3).

Учет граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования ведется в расположенных на территории Свердловской области:

1) городских округах;

2) поселениях, входящих в состав муниципальных районов.

Ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования осуществляется органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета (пункт 1-1 статьи 3).

Предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования гражданам, не принятым на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, не допускается (статья 3).

Заявления о принятии на учет, за исключением заявлений о принятии на учет, подаваемых не имеющими закрепленного жилого помещения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, подаются, а иные документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, направляются в осуществляющие ведение учета граждан органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проживают соответствующие граждане (часть 1 пункта 1 статьи 6).

Заявления о принятии на учет подаются не имеющими закрепленного жилого помещения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в осуществляющие ведение учета граждан органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проживают семьи, в которые переданы на воспитание соответствующие дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, или на территории которых расположены организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых пребывают соответствующие дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей (часть 2 пункта 1 статьи 6).

Орган местного самоуправления, осуществляющий ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, в соответствии с федеральным законом выдает или направляет гражданину, в отношении которого этим органом принято решение по результатам рассмотрения документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, заверенную копию принятого решения в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Заверенная копия решения по результатам рассмотрения заявления, указанного в части 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Закона, направляется органом местного самоуправления, принявшим это решение, в орган опеки и попечительства, осуществляющий деятельность на территории соответствующего муниципального образования, в течение трех рабочих дней со дня его принятия (пункт 4 статьи 13).

Пункт 1-1 статьи 1 и часть 1 пункта 1 статьи 6 введены Областным законом от 19.02.2010 № 3-ОЗ.

Часть 2 статьи 2, часть 2 пункта 1 статьи 6 и часть 2 пункта 4 статьи 13 введены Областным законом от 18.02.2011 № 1-ОЗ.

В муниципальном образовании «Город Нижний Тагил» не принят муниципальный нормативный правовой акт, которым к полномочиям органов местного самоуправления отнесено ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

Как следует из информации органов Росреестра и технической инвентаризации города Конаково Тверской области и города Нижний Тагил Свердловской области Логачева Т.Д. не имеет в собственности жилых помещений и до настоящего времени проживает в квартире попечителя Логачевой М.А. (л. д. 13-20).

Постановлением Главы Администрации города Нижний Тагил от 12.11.2008 № 976 Логачева Т.Д., относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята по месту жительства на учет малоимущих граждан в качестве нуждающейся в предоставлении по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда (л. д. 8).

Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 20.01.2012 № 48 утвержден список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил.

Номер очередности Логачевой Т.Д. - 83. По состоянию на 01.01.2011 номер очередности Логачевой Т.Д. в том же списке - 80 (л. д. 7, 35).

Списки граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил, ежегодно направляются Администрацией города Нижний Тагил в адрес Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства».

Вместе с тем, дети, оставшиеся без попечения родителей, в силу закона обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди, поэтому они не подлежат постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и на органы местного самоуправления такая обязанность не возложена.

В силу статей 121, 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

На основании статей 6, 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, относится к полномочиям органов опеки и попечительства, являющихся органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, вся информация, касающаяся данной категории граждан, собирается и учитывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Возложение на органы местного самоуправления (к полномочиям которых в силу закона не относятся вопросы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, и которые в силу этого не владеют необходимой информацией в данной сфере) обязанности по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма данной категории граждан приводит к нарушению прав основной части детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статья 52 Жилищного кодекса), в то время как для лиц, указанных в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется.

Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, для определения необходимого объема финансирования из бюджета имеют различную правовую природу (постановление Президиума Свердловского областного суда от 22.07.2009).

В соответствии с Уставом Свердловской области управление и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности Свердловской области, осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Органы исполнительной власти Свердловской области осуществляют распоряжение имуществом, находящимся в ее собственности, в соответствии с действующим законодательством (статья 100).

Распоряжение финансовыми ресурсами Свердловской области осуществляется органами государственной власти Свердловской области в пределах их компетенции, предусмотренной федеральным и областным законодательством (статья 105).

Общий порядок предоставления гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области установлен Законом Свердловской области от 27.04.2007 № 40-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области».

Жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования предоставляются гражданам путем:

1) принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования гражданам, имеющим право на предоставление им таких жилых помещений;

2) заключения договоров социального найма жилого помещения с гражданами, в отношении которых приняты решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования;

3) передачи гражданам, с которыми заключены договоры социального найма, жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования (статья 3).

Гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, могут предоставляться жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, а именно жилые дома, части жилых домов, квартиры, части квартир и комнаты, входящие в государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, относящиеся к государственной казне Свердловской области.

Части квартир и комнаты, входящие в государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, могут предоставляться только гражданам, у которых в соответствии с федеральным законом имеются основания для предоставления им жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования без принятия на учет для целей предоставления таких жилых помещений (статья 2).

Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Порядок разработан во исполнение подпрограммы «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1469-ПП.

Обеспечение в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области.

Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений.

Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные (текущие) счета застройщиков (продавцов), открытые в кредитных организациях.

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади:

1) по построенным жилым помещениям - в течение 7 рабочих дней с даты получения кадастрового паспорта на жилое помещение;

2) по приобретенным жилым помещениям - в течение 10 рабочих дней с даты регистрации государственного контракта на приобретение жилого помещения.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.

В соответствии с частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Постановлением Главы города Нижний Тагил от 30.09.2005 № 1112 на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) - в размере 15 метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В своих письменных возражениях на иск органы государственной власти Свердловской области ссылаются на недостаточность финансовых средств, предусматриваемых для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в ежегодном Законе об областном бюджете.

    Согласно статье 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

    В Постановлении от 07.07.2005 по делу «Малиновский против России» (жалоба № 41302/02) Европейский Суд по правам человека напомнил, что право на социальные выгоды как таковое не содержится среди прав и свобод, гарантируемых Конвенцией, и право проживать в конкретной собственности, которой заявитель не владеет, как таковое не является «имуществом» по смыслу статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции.

    Однако материальные активы, такие как долги, в отношении которых заявитель может утверждать, что обладает «законным ожиданием» получения эффективного пользования конкретным материальным активом, могут также подпадать под понятие «имущества», содержащееся в статье 1 Протокола № 1 к Конвенции. В частности, Европейский Суд неоднократно устанавливал, что «требование» - даже о конкретном социальном преимуществе - может пониматься как «собственность» по смыслу статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции в случае, если в достаточной мере установлено, что оно может быть юридически реализовано.

    В соответствии с условиями «договора социального найма», установленными в законодательстве Российской Федерации заявитель имел бы право владеть и пользоваться квартирой, а при определенных условиях приватизировать ее в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации».

    Соответственно заявитель имел определенное «законное ожидание» получить материальный актив и требование заявителя о заключении «договора социального найма» является достаточно определенным, чтобы составлять «имущество», подпадающее в сферу применения статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции.

    Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней. Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»).

В Постановлении от 23.04.2004 № 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что закон о бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более - лишать их юридической силы.

Европейский Суд по правам человека в Постановлении от 07.05.2002 по делу «Бурдов против России» также указал, что государство не вправе ссылаться на недостаток денежных средств как на причину неисполнения обязательств перед гражданином.

Таким образом, бездействие Министерства строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области как органа государственной власти Свердловской области, выразившееся в неисполнении в период с 02.10.2009 по настоящее время полномочий, возложенных на него Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ и Постановлениями Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП, от 08.02.2011 № 84-ПП, создает препятствия в реализации Логачевой Т.Д. своих жилищных прав и подлежит признанию судом незаконным.

Действия (бездействие) Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» не подлежат правовой оценке судом по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку Фонд не относится к числу органов государственной власти (Областной закон от 24.12.1996 № 58-ОЗ «Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области», Указ Губернатора Свердловской области от 21.12.2009 № 1134-УГ «О Правительстве Свердловской области и исполнительных органах государственной власти Свердловской области», пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Принимая во внимание, что в спорных жилищных обязательствах должником является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица, также как стороной наймодателя в договоре социального найма жилого помещения выступает собственник жилого помещения государственного (муниципального) жилищного фонда, а не действующий от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления (статья 60 Жилищного кодекса Российской Федерации), суд считает необходимым возложить обязанность по обеспечению истца жилой площадью социального использования на субъект Российской Федерации - Свердловскую область, а исполнение решения суда - на уполномоченный орган по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, - Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области.

Привлечение к участию в настоящем гражданском деле в качестве соответчика Министерства финансов Свердловской области произведено судом с учетом принципов бюджетного законодательства и требований гражданского процессуального закона об исполнимости судебного решения, в целях обеспечения взыскателю возможности в исполнительном производстве изменить способ исполнения решения суда с предоставления жилого помещения на взыскание рыночной стоимости присужденного жилого помещения за счет средств бюджета Свердловской области.

Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

    Предложенный прокурором месячный срок обеспечения истца жилым помещением, с учетом особенностей организации исполнения бюджета и длительности неисполнения органами государственной власти Свердловской области спорных обязательств, носит разумный характер и учитывает невосполнимость утраченных (неприобретенных) жилищных прав.

Право граждан на удовлетворение жилищных потребностей образует единую группу связанных между собой основных прав и свобод, поскольку конституционное право на жилище неразрывно связано со свободой передвижения и выбора места жительства, правом на неприкосновенность жилища, а равно с основными конституционными правами и свободами, связанными с личной жизнью каждого, принадлежащими гражданам от рождения или в силу закона. Конституционное право на жилище не может сводиться исключительно к праву на конкретное жилое помещение и имеет своей целью создание гражданам условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

При этом изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчика и состояния рынка жилья возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Требования прокурора о возложении на ответчиков обязанностей приобрести, передать, принять, предоставить жилое помещение носят производный характер и по своему содержанию являются способом исполнения настоящего судебного решения.

Определение такого способа исполнения путем возложения на ответчиков - Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области и Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» обязанностей по совершению действий в последовательности и сроки выполнения административных процедур, предусмотренных Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, не противоречит действующему законодательству, поскольку Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП носит для поименованных ответчиков обязательный характер (статья 58 Устава Свердловской области, статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В свою очередь, определение судом конкретного способа обеспечения жильем (строительство, покупка) не лишает стороны права использовать иные формы приобретения жилого помещения, в том числе предоставление Логачевой Т.Д. освободившегося жилья либо единовременной денежной выплаты для самостоятельного строительства или приобретения жилого помещения.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

При разрешении судом иска прокурора в интересах Логачевой Т.Д. в части требований о возложении на Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области и Администрацию города Нижний Тагил обязанностей безвозмездно передать из казны Свердловской области и принять в собственность муниципального образования «Город Нижний Тагил» приобретенное для Логачевой Т.Д. жилое помещение суд учитывает, что защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение отнесены статьей 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (статья 76 Конституции Российской Федерации).

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (статья 120 Конституции Российской Федерации, пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

Установленный федеральными законами порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации:

предполагает достижение договоренности между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации;

включает направление органам местного самоуправления соответствующего предложения от органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

не допускает принуждение органов местного самоуправления к безвозмездному принятию имущества, отнесенного к казне субъектов Российской Федерации (часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления (Определения) Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П, от 22.11.2000 № 14-П, от 04.12.2007 № 828-О-П, от 07.12.2006 № 542-О).

В собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопросов местного значения;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения (статья 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ и со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Таким образом, безвозмездная передача в муниципальную собственность находящихся в собственности субъекта Российской Федерации жилых помещений, необходимых для осуществления государственных полномочий, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, допускается законом только в случае передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью.

В Определении от 05.02.2009 № 250-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, ее статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.

В Свердловской области до настоящего времени не принят закон субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений.

Нормы Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП, не обладают юридической силой федерального закона и не могут служить основанием к ограничению конституционных прав муниципальных образований в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Поименованная подпрограмма областной целевой программы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1469-ПП, содержит сведения о расходах средств областного бюджета на реализацию мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, а также сроки и источники финансирования, в числе которых субсидии либо субвенции муниципальным образованиям Свердловской области не предусмотрены.

В свою очередь, положения статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставляют Администрации города Нижний Тагил возможность добровольного участия в реализации подпрограммы «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1469-ПП.

Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование указанных полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В целом форма собственности предоставляемого жилого помещения (государственная, муниципальная) и представительство стороны наймодателя в договоре социального найма жилого помещения уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления не имеют для Логачевой Т.Д. правового значения при реализации спорных жилищных прав.

При разрешении настоящего спора также следует учитывать, что Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ вносятся изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Начиная с 01.01.2013 предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет осуществляться по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с указанными лицами договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), непосредственно отнесено решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2013.

Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, передача после 01.01.2013 Министерством строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области приобретенного для Логачевой Т.Д. жилого помещения в собственность муниципального образования «Город Нижний Тагил» и последующее заключение Администрацией города Нижний Тагил с истцом договора найма жилого помещения без передачи органам местного самоуправления государственных полномочий субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью приведет к нарушению требований Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, имеющего обратную силу, и к невозможности реализации органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий по управлению специализированным жилищным фондом и осуществлению деятельности по оказания указанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации на протяжении не менее пяти лет.

В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 204 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Иск прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Логачевой Т.Д. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области, выразившееся в неисполнении полномочий по обеспечению лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - Логачевой Татьяны Дмитриевны жилой площадью социального использования.

Обязать субъект Российской Федерации - Свердловскую область обеспечить Логачеву Татьяну Дмитриевну по месту жительства в городе Нижний Тагил вне очереди жилой площадью социального использования не ниже установленной нормы предоставления - в размере 15 метров общей площади жилого помещения на одного человека в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязанность по исполнению решения возложить на Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области.

Определить порядок исполнения решения суда в соответствии с Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП.

Обязать Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области и Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения и заключить государственный контракт на строительство (приобретение) жилого помещения для Логачевой Т.Д..

Обязать Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области безвозмездно передать построенное (приобретенное) для Логачевой Т.Д. жилое помещение в собственность муниципальному образованию «Город Нижний Тагил» для предоставления Логачевой Т.Д. по договору социального найма, в случае передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью.

Обязать Администрацию города Нижний Тагил, в случае принятия построенного (приобретенного) для Логачевой Т.Д. жилого помещения из казны Свердловской области в собственность муниципального образования «Город Нижний Тагил», заключить с Логачевой Т.Д. договор социального найма переданного жилого помещения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

     Судья      А.А.Соловьев