РЕШЕНИЕ 27 апреля 2012 года суд Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Зайцевой И.Н., при секретаре Путиловой Е.А. с участием: истца Верещагиной М.В., представителя истца Злодеевой Г.В. допущенной по устному ходатайству, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 595/2012 по иску Верещагиной М.В. к администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о признании отказа в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании права на обеспечение жильем в счет средств федерального бюджета, возложении обязанности включить в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, УСТАНОВИЛ: Верещагина М.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о признании отказа в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании права на обеспечение жильем в счет средств федерального бюджета, возложении обязанности включить в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета. В обоснование требований указала, что она является инвалидом второй группы, ветераном Великой Отечественной войны, вдовой участника Великой Отечественной войны, пострадавшей от политических репрессий, год ее рождения ДД.ММ.ГГГГ До ДД.ММ.ГГГГ года истец проживала в поселке <адрес> в неблагоустроенном доме, выстроенном более 50 лет назад. Поскольку состояние ее здоровья значительно ухудшилось, одна вести хозяйство больше Верещагина М.В. не могла, она согласилась на предложение дочери и приехала в <адрес>. В поселке <адрес> практически не осталось рабочих мест, трудоспособное население уезжает, после получения пенсий пожилым людям небезопасно оставаться одним дома. Она тоже переживала такие периоды, когда к ней ночью приходили и требовали отдать пенсию. Оставаться одной было невозможно. Дом в поселке <адрес> был продан в октябре 2007 года за <...> рублей. В городе Нижний Тагил истец стала проживать по адресу: <адрес> с семьей дочери. В связи с тем, что отношения складывались трудно, она обратилась в администрацию города с заявлением как вдова участника Великой Отечественной войны, не имеющая жилья о предоставлении жилого помещения, но получила отказ. В последующем переехала жить к внучке, где проживает по настоящее время по адресу: <адрес> Истец повторно обратилась в администрацию города как вдова участника Великой Отечественной войны, не имеющая жилья, для постановки на учет по улучшению жилищных условий, однако в постановке вновь отказано со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ и п.3 ч.1 ст. 53 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, продав дом в поселке <адрес>. С данным отказом администрации города Верещагина М.В. не согласна, т.к. продажа жилого дома являлось вынужденной мерой. Позиция Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Дом истец продала до издания Указа Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Воны 1941-1945 годов». В соответствии с положениями федерального законодательства вдовы участников ВОВ имеют право на обеспечение жильем. В соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010г.) постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах», одной из мер социальной поддержки Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2009 года за № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», статья 21 п.1 подпункт 4 данного закона предусматривает меры социальной поддержки членов семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны по обеспечению жильем один раз, размером 36 кв.м. В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 ст. 51 ч.1 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения. Верещагина М.В. является вдовой участника и инвалида Великой Отечественной войны, который умер в <...> году, нуждается в улучшении жилищных условий и получении жилого помещения. В момент вступления в силу Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года своего жилья не имела. Имевшаяся ранее 1/2 доля собственности неблагоустроенного бревенчатого жилого дома, находящегося по адресу: поселок <адрес> была продана в 2007 году, после чего истец переехала для постоянного проживания в <адрес>, по месту проживания дочери, ввиду невозможности проживать в дальнейшем без поддержки и невозможностью содержать дом и проживать в одиночестве. В <адрес> на вырученные от продажи деньги (<...> рублей) никакого жилья приобрести было невозможно. В 2007 году истец не могла предвидеть и знать о предстоящих изменениях в федеральном законодательстве и планах государства по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, вдов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Считает ошибочным вывод администрации города Нижний Тагил о том, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, продав свой дом в поселке <адрес>. Считает, что каких-либо препятствий для постановки ее на учет как вдовы участника и инвалида Великой Отечественной войны, нуждающейся в получении жилого помещения, предусмотренных ст. 54 п.1 подпункта 3 ЖК РФ, не имеется. Считает указанный отказ незаконным, поскольку он нарушает ее законные права. При подготовке дела к рассмотрению определением суда от 16 марта 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и СОГУ «Фонд поддержки индивидуального строительства». В судебном заседании истец и представитель истца требования и основания требований, указанных в исковом заявлении поддержали, просили их удовлетворить. Представитель администрации МО «город Нижний Тагил» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела (л.д.35), причину неявки суду не сообщил, не просил дело слушанием отложить, в связи с чем, неявка представителя ответчика признана неуважительной, что на основании п.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела в его отсутствие (л.д.45). Представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела (л.д.33), направил в суд письменный отзыв от ДД.ММ.ГГГГ №Ф/03-В-898 (л.д.84) с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя фонда, в обоснование своей позиции указал, что из исковых требований следует, что истец имеет статус члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны и обладает правами и льготами, предусмотренными ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту - ФЗ «О ветеранах»). В целях постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения истец обратилась в местную администрацию. Однако истец получила отказ в связи с намеренным ухудшением жилищных условий в силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ. Так, ст. 53 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не рапсе чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При этом указанная статья не приводит перечня таких действий, т.е. данный вопрос решается в каждом случае индивидуально с учетом имеющейся информации, подтвержденной документально. На основании вышеизложенного, считают, что требование истца о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, считают допустимым, в случае установления судом наличия законных оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающейся и отсутствия у истца намерения ухудшить жилищные условия с целью постановки на учет в качестве нуждающейся (ст. 53 Жилищного кодекса РФ). Представитель третьего лица Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела (л.д.34), причину неявки суду не сообщил, не просил дело слушанием отложить, в связи с чем, неявка представителя признана неуважительной, что на основании п.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела в его отсутствие (л.д.45). Заслушав истца, представителя истца, допросив свидетеля М.И.Н. исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему: В силу ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии с ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Пунктом 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 (в редакции от 09.01.2010 года) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О ветеранах», членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. На основании ст.49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Этим категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года № 357-ПП утвержден Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Согласно этому Порядку, формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления представляют изменения в списки в Министерство экономики Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п.п.3-5). Меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны реализуются в форме предоставления жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма либо в форме предоставления за счет средств федерального бюджета единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, ветеранов и инвалидов - в форме предоставления жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма, предоставляемых в порядке, определенном Жилищным Кодексом РФ. За счет средств областного бюджета жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров (п.п.6, 7). Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем бюджетных средств, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое в порядке, установленном Федеральным законом 21 июля 2005 года N 94-ФЗ, размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий год,; осуществляет действия по регистрации построенных (приобретенных) для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов жилых помещений в собственность Свердловской области; передает в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области документы, необходимые для зачисления жилых помещений, построенных (приобретенных) для ветеранов Великой Отечественной войны, в казну Свердловской области (п.п.10, 16, 17). Жилые помещения, построенные (приобретенные) для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, распределяются по предложениям глав муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области; поступают в казну Свердловской области, и безвозмездно передаются в муниципальную собственность для последующего предоставления ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам и инвалидам по договорам социального найма (п.18). Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указаны в ст.51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, согласно которой к такой категории относятся граждане: - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; - проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В силу ст.50 Жилищного Кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы. Постановлением Главы города Нижний Тагил от 30.09.2005 года № 1112 учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Согласно ст.52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из изложенного следует, право на такую меру социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем имеют лишь те члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке ст. 51 Жилищного кодекса РФ и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. В силу ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий может быть принято в том случае, если не истек срок, предусмотренный ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Согласно ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Таким образом, статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По смыслу данной статьи, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. В судебном заседании установлено, что истец Верещагина М.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны В.Н.С. что подтверждается удостоверением серии Со №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, удостоверяющим право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих ( л.д.43). Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества (л.д. 41) следует, что Верещагиной М.В. принадлежала <адрес>, право собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ, квартира продана В.Н.С. Постановлением администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ Верещагиной М.В., вдове участника Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированной в квартире общей площадью <...> кв. метра по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве единоличной собственности внучке Молдованенко Н.Е. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в постановке на учет в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с не истечением срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.к. до ДД.ММ.ГГГГ Верещагина М.В. была зарегистрирована в квартире общей площадью <...> кв. метра по адресу: <адрес> которая принадлежала ей на праве собственности и была продана ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37). Судом установлено, что в настоящее время Верещагина М.В. проживает и имеет регистрацию в <адрес> в г.Н.Тагил, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.5) Квартира № <адрес> принадлежит на праве собственности К.Н.Е. (до брака М.Н.Е. - внучке истца, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.44), копией договора купли-продажи (л.д.4). Судом установлено, что К.Н.Е. совместно с супругом проживает по адресу г.Н.Тагил <адрес> членами семьи Верещагиной М.В. не являются, совместно не проживают, не ведет совместного хозяйства, супруг внучки против проживания с истцом в одной квартире, кроме того К.Н.Е. намерена продать данную квартиру для улучшения жилищных условий своей семьи, что подтвердила допрошенная в судебном заседании свидетель М.И.Н. Согласно сведений из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.11) сведения о правах Верещагиной М.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения на имеющееся у нее объекты недвижимости не могут быт представлены, поскольку в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав отсутствуют. Учитывая изложенное суд считает, что истица в настоящее время не обеспечена жилым помещением, поскольку не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, что в силу п. 1 ст. 51 ЖК РФ является основанием для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Суд считает установленным, что истец Верещагина М.В. продала принадлежащую ей на праве собственности квартиру, расположенную в <адрес>, р.п. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, однако умышленных действий истца при продаже данной квартиры направленных с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий суд не установил. Верещагина М.В. имеет возраст <...> года, на период продажи квартиры в <адрес>, р.п. <адрес> имела возраст <...> лет, является инвалидом <...> с ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 60-61), родственников по месту ее жительства не имелось. Наличие престарелого возраста, неблагоустроенного жилья, группы инвалидности и имеющихся заболеваний, отсутствия рядом родственников, которые бы могли осуществлять уход за истцом свидетельствует о том, что продажа Верещагиной М.В. принадлежащей ей квартиры была вынужденной мерой и связана с переездом в г.Н.Тагил, где имеются родственники, которые могут проявить заботу и уход за пожилым человеком. Также суд учитывает и то обстоятельство, что на момент продажи квартиры, Указа президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов», предусмотревшего, что супруга (супруг) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившая (не вступивший) в повторный брак имеют право на обеспечение жильем еще не было, следовательно истица не могла предвидеть что данный Указ будет принят. Из показаний свидетеля М.И.В. следует, что она является дочерью Верещагиной М.В., последняя проживает в <адрес>. Данная квартира принадлежит на праве собственности внучке истца, дочери свидетеля, которая проживает со своей семьей по иному адресу и истец членом семьи своей внучки не является. Истица проживала в р.п. <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году осталась одна. Квартира была не благоустроенная, следовало топить камин, носить воду, туалет на улице. Квартира находилась на окраине поселка, магазин, баня и больница находились в центре поселка и добираться до них ее матери было трудно, т.к. дороги плохие, в зимнее время чистили дороги плохо. В 2005 году в поселке убили женщину, после того как она получила пенсию, мама стала бояться. Возраст истца, имеющиеся заболевания, отсутствие благоустройства и отсутствия родственников в данном поселке вынудили истца продать принадлежащую ей квартиру и переехать в г.Н.Тагил, где имеются родственники. К.Н.Е. в настоящее время супругом желают продать квартиру, в которой проживает Верещагина, т.к. им необходимо улучшить свои жилищные условия. То обстоятельство, что истица только в 2011 году, а не сразу после продажи своей квартиры в 2007 году обратилась в администрацию МО город Нижний Тагил с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении также свидетельствует об отсутствии у Верещагиной намереного ухудшения своих жилищных условий. С учетом изложенного суд считает, что за Верещагиной М.В. следует признать право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Таким образом, отказ администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ Верещагиной М.В. в постановке на учет в нуждающейся в жилом помещении является не законным, на администрацию должна быть возложена обязанность включить Верещагину М.В. в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета. Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 336 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Требования Верещагиной М.В. удовлетворить. Признать за Верещагиной М.В. право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Признать отказ администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ в постановке Верещагиной М.В. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не законным, возложить на администрацию города Нижний Тагил включить Верещагину М.В. в список лиц, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах». На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья- И.Н.Зайцева. Мотивированный текст решения изготовлен 05 мая 2012 года
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
членов семьи погибших(умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых
действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем,
нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего закона. Члены семей погибших(умерших) участников и инвалидов войны вставших на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.