РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 июля 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Цыдаевой В.П. при секретаре Вязовик А.Р., с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Н.Тагила Масленникова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1506/2012 по иску прокурора Ленинского района г.Нижнего Тагила Свердловской области в интересах Скорняковой А. В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации города Нижний Тагил о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : прокурор Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Скорняковой А.В. обратился в суд с исковым заявлением о признании бездействия Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего в <...> году жилье для лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - Скорняковой А.В., незаконным; возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «город Нижний Тагил» для Скорняковой А.В., безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» для целевого распределения его Скорняковой А.В.; возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное жилое помещение Скорняковой А.В. по договору социального найма. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, прокурором привлечено Министерство финансов Свердловской области. В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержал. Суду пояснил, что Скорнякова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать С.Е.М. решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав и ДД.ММ.ГГГГ умерла, отца юридически у нее нет. Постановлением главы администрации Ленинского района г.Н.Тагила № от ДД.ММ.ГГГГ Скорнякова А.В. была определена в детский дом временного пребывания до ДД.ММ.ГГГГ за счет государства. Этим же постановлением за ней закреплен жилой дом по адресу: <адрес>, который в связи с пожаром ДД.ММ.ГГГГ был снесен в <...> году. В период пребывания в детском доме № Скорнякова А.В. имела там регистрацию по месту жительства, в период обучения в ГОУ НПО СО «Профессиональное училище №» была зарегистрирована в общежитии этого учебного учреждения. С ДД.ММ.ГГГГ Скорнякова А.В. поставлена на учет в администрации г.Н.Тагила для получения социального жилья, на ДД.ММ.ГГГГ стоит в очереди на получение жилья под номером №. До настоящего времени Скорняковой А.В. не предоставлено жилое помещение, для целей предоставления жилья истцу оно не приобреталось, чем нарушаются ее жилищные права. Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает право истца на жилье, предусмотренное статьей 40 Конституции Российской Федерации. Представитель ответчика - Администрации города Нижний Тагил, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. О причине неявки суд не уведомил, не просил об отложении дела или рассмотрении дела без своего участия. На основании п.4 ст.167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело без его участия. Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, в суд также не явился, направив письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что передача приобретенных и распределенных Министерством детям-сиротам жилых помещений в муниципальную собственность осуществляется Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области. Из содержания нормы статьи 57 Жилищного Кодекса РФ не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса, не исключает предоставление жилых помещений этой категории граждан в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями этой категории граждан, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому обеспечение жильем производится только после получения от органов местного самоуправления предложений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Поэтому обеспечение жильем ранее получения такого предложения будет противоречить установленному Порядку. Предоставление истцу жилого помещения вне очереди фактически предоставляет ему дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям-сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жильем. Представитель третьего лица - Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, в котором просил дело рассмотреть в свое отсутствие, указав, что в функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности, детям-сиротам. В целях исполнения расходного обязательства, предусмотренного Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, согласно которому, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» заключает государственный контракт на долевое строительство жилья для граждан из числа детей-сирот. Затем жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета, поступают в государственную казну Свердловской области, распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность. Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для внеочередников, должны быть совершены органами местного самоуправления. К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, государственная регистрация права собственности на переданное имущества, заселение данных жилых помещений. Функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Заслушав прокурора, огласив позицию не явившихся представителей ответчика и третьего лица, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. На основании части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ч.ч. 3, 4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Свердловской области № утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета. В соответствии с Порядком, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем аукциона. Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов). Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме, согласно приложению к настоящему Порядку. Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области. Статус Скорняковой А.В. как лица, оставшегося без попечения родителей, подтверждается следующими документами: свидетельством о рождении Скорняковой А. В., согласно которому, ее матерью является С.Е.М., отцом - С.В.В., справкой органа ЗАГС о рождении истицы, согласно которой, сведения об отце записаны по указанию матери, то есть, юридически отец у истицы отсутствует (л.д.27, 30), решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым С.Е.М., <...> года рождения, лишена родительских прав в отношении дочери Скорняковой А. В., родившейся ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28). свидетельством о смерти С.Е.М., умершей ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31). Постановлением Главы администрации Ленинского района города Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ Скорнякова А.В. определена в детский дом временного пребывания до ДД.ММ.ГГГГ за счет государства, за ней закреплена жилая площадь в доме по адресу: <адрес>, который находился в собственности истицы и ее матери (л.д.19). С ДД.ММ.ГГГГ Скорнякова А.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.13). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Скорнякова А. В. находилась в ГОУ Свердловской области «Нижнетагильский детский дом №» и имела временную регистрацию по месту пребывания в этом учреждении по адресу: <адрес> (л.д.33). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище №» и находилась на полном государственном обучении (л.д.12 ). По сведениям отдела государственного пожарного надзора г.Н.Тагила в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по <адрес> дом полностью уничтожен (л.д.32). По сведениям СОГУП «Областной Центр недвижимости» _ «Нижнетагильское БТИиРН», сведения о жилых помещениях на территории г.Н.Тагила, принадлежащих на праве собственности Скорняковой А.В., не зарегистрированы. Имевшийся ранее в совместной собственности жилой <адрес> снесен в <...> году (л.д.18). Таким образом, жилое помещение, которым Скорнякова А.В. имела бы право пользоваться, отсутствует. Постановлением Администрации города Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ Скорнякова А.В. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное обеспечение жильем по г.Нижнему Тагилу, в котором Скорнякова А.В. стоит под номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15). Собственником недвижимого имущества Скорнякова А.В. не является (л.д.16-18). Поскольку в судебном заседании установлено, что Скорнякова А.В. не достигла возраста 23 лет, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, она имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в Администрации города Нижний Тагил, ее очередь по списку №; список передан в соответствующее учреждение в целях распределения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена, чем нарушены гарантированные государством права на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки. При таких обстоятельствах на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и Администрацию города Нижний Тагил следует возложить соответствующую Порядку обеспечения в 2012 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, обязанность по предоставлению истцу вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, построенное или приобретенное за счет средств областного бюджета Свердловской области. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Скорняковой А. В. удовлетворить. Признать бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего в <...> году жилье для Скорняковой А. В., относящейся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией города Нижний Тагил, для Скорняковой А. В., и безвозмездно передать в муниципальную собственность города Нижний Тагил для целевого распределения его Скорняковой А. В.. Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области оформить полученное жилое помещение в собственность муниципального образования и предоставить распределенное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение Скорняковой А. В. по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья: