2-1391/2012 решение от 10.07.2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2012 года       город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре ЖЕРЕБЦОВОЙ М.И.,

с участием:

представителя ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ПЕТУХОВОЙ О.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1391/2012 по иску ПОНОМАРЕВОЙ О.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признание права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ при оценке пенсионных прав ПОНОМАРЕВОЙ О.В. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 принято к зачету в специальный стаж педагогической деятельности <...>. В специальный трудовой стаж ПОНОМАРЕВОЙ О.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, не зачтены периоды трудовой деятельности:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель, Дом <...>, г. Н. Тагил; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель, Психолого-педагогическое учреждение, г. Н. Тагил; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение <...>, г. Н. Тагил, поскольку наименования учреждений не поименованы Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в том числе <...> учебные отпуска и отпуска без сохранения заработной платы, которые истцом не оспариваются;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель, Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад компенсирующего вида, г. Н. Тагил, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ учреждение не обладало статусом юридического лица.

В назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ отказано.

ДД.ММ.ГГГГ истец ПОНОМАРЕВА О.В. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; возложении обязанности включить спорные периоды в специальный трудовой стаж и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований истец указала, наименование учреждений «Дом <...>», МДОУ <...>, психолого-педагогическое учреждение является ненормативным. В спорный период времени указанное учреждение фактически являлось детским садом, работники осуществляли именно педагогическую деятельность. В соответствии с Постановлением Главы Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ детский сад был передан на баланс городского управления образования и был преобразован в Дом (приют) для детей. Впоследствии данное учреждение реорганизовывалось в психолого-педагогическое учреждение для детей. Работа истца в качестве воспитателя в спорный период в указанном учреждении подтверждается также Положениями и Уставами учреждения. В спорные периоды времени учреждение имело лицензию, реализовывало образовательные программы, утвержденные министерством образования. В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. К образовательным учреждениям относятся, в том числе дошкольные учреждения. Образовательное учреждение Дом <...>, <...>, «Психолого-педагогическое учреждение» все время своего существования осуществляло именно образовательный процесс, реализовывая образовательные программы и обеспечивая содержание и воспитание обучающихся воспитанников. В соответствии с пунктом 3 Типового положения «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 677 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 года № 179), дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.

К периоду работы в дошкольном учреждении, не имеющего статуса юридического лица, могут применяться Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 и от 29 октября 2002 года № 781 В указанных постановлениях предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В указанных нормативных актах нет ссылок на то, что образовательные учреждения и организации должны иметь статус юридического лица. Поскольку федеральным законодательством и, прежде всего Конституцией Российской Федерации, не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, отказ истцу в назначении пенсии является незаконным. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Право на пенсию по выслуге лет вытекает не из правового статуса учреждения, а из самого факта занятия педагогической деятельностью в детском образовательном учреждении. В спорный период времени наименование должности и наименование учреждения соответствовало Спискам, поэтому независимо от наличия или отсутствия справки, подтверждающей статус юридического лица, данный период должен включаться в специальный стаж истца.

Истец ПОНОМАРЕВА О.В. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного разбирательства, направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие истца.

Представитель ответчика Государственного учреждении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ПЕТУХОВА О.В. в судебном заседании предъявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии. В удовлетворении исковых требований просила отказать.

Заслушав пояснения стороны ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно статье 7, подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельности истца в учреждениях для детей, при оценке пенсионных прав по действующему пенсионному законодательству составил <...>.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Списки и Правила, применяемые при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 Федерального закона, которые содержат наименования образовательных учреждений и структурных подразделений государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), в том числе, детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли; общеобразовательные учреждения - школы всех наименований, в том числе начальная школа - детский сад компенсирующего вида; наименование должности - воспитатель.

Аналогичные наименования учреждений и должностей поименованы в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 (в редакции от 22 сентября 1993 года № 953), применяемого к периодам работы до 1 ноября 1999 года, и в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, применяемого к периодам работы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера трудовой деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности, организаций, в которых он работал и т.п.).

Из содержания Списка и Правил, следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные, муниципальные), организационно - правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные) и др.) и видам (коррекционные учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения и коррекционные учреждения начального профессионального образования), что в полной мере соответствует положениям статье 12 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Наименование юридического лица имеет своей целью его индивидуализацию и в этом значении Список должен содержать перечень всех образовательных учреждений, прошедших государственную регистрацию на территории РФ, в том числе с указанием места нахождения юридического лица. Однако, Списки содержат классификацию образовательных учреждений не по наименованию юридических лиц, а по их правовому статусу, содержание которого определяется не наименованием юридического лица, а его учредительными документами.

Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 13 Закона Российской Федерации «Об образовании», в Уставе образовательного учреждения определяется его наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, организационно - правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской федерации «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

Постановлением Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ на базе Детского сада открыт Дом (приют) для детей, оказавшихся в неблагоприятных условиях семейного воспитания.

Как следует из Положения о Доме (приюте) для детей, оказавшихся в неблагоприятных условиях семейного воспитания, при Управлении народного образования Администрации города Нижний Тагил Дом (приют) создан как специализированное психолого-педагогическое учреждение с временным пребыванием детей дошкольного и младшего школьного возраста, оставшихся временно или постоянного без попечения родителей или лиц, их заменяющих. Деятельность Дома (приюта) для детей осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Постановлениями Правительства Российской Федерации, Указами Президента, Конвенции ООН о правах ребенка, решениями областных и городских органов местного самоуправления. Дом (приют) для детей имеет статус юридического лица, самостоятельный баланс.

В Доме (приюте) с детьми дошкольного возраста ведется образовательно-воспитательная работа в соответствии с программой детского дошкольного учреждения. Школьники обучаются по программе начального образования основной школы.

Приказом по Управлению образования Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ организована экспериментальная площадка по теме Создание педагогического учреждения помощи семье в воспитании детей младшего школьного и школьного возраста» на базе ППУ УпрО.

Постановлением главы Администрации Ленинского района города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано муниципальное образовательное учреждение, осуществляющее образовательный процесс - <...>.

Постановлением главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ в Устав МОУ <...> внесены изменения в пункты 1.1. и 1.6. в части наименования учреждения. Муниципальное образовательное учреждение <...> переименовано в муниципальное дошкольное образовательное учреждение <...>.

Учредительным документом муниципального дошкольного образовательного учреждения <...> является Устав, согласно которого, учреждение является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, имеет статус юридического лица, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении, образовательный процесс преемственен с образовательным процессом начального образования.

Учреждение имело лицензию от ДД.ММ.ГГГГ серии на осуществление образовательной деятельности в сфере дошкольного образования, специального коррекционно-развивающего образования, срок действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании Постановления Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ МДОУ <...> ликвидировано в связи с реорганизацией, с ДД.ММ.ГГГГ образовано муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида».

ДД.ММ.ГГГГ учреждению выдана лицензия серии на осуществление образовательной деятельности по программам дошкольного образования компенсирующего вида, начального общего образования, специального (коррекционного) образования, срок действия лицензии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Уставу муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида», учреждение создано в целях создания условий для поддержки и развития детей с особенностями развития и инвалидностью в период детства, и реализации права детей на образование; руководствуется в своей деятельности Типовым положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , и Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 867.

Содержание образования определяется программами дошкольного образования компенсирующего вида, программами начального образования, специально (коррекционного) образования, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства Общего и профессионального образования Российской Федерации. В учреждении функционирует 6 дошкольных групп и 4 малокомплектных класса начальной школы, работающих по трем направлениям: нарушение зрения, эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата.

В судебном заседании установлено, что истец в спорные периоды работы занимала должность воспитателя, наименование должности соответствует Спискам. В указанные периоды работы истец работала в дошкольных учреждениях, которые оказывали образовательные услуги детям дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Работа истца в указанных учреждениях непосредственно была связана с выполнением возложенных на нее педагогических и образовательных функций.

Статья 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не устанавливает каких-либо ограничений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в зависимости от наименования, организационно-правовой формы образовательного учреждения или формы собственности.

Ненормативное (неполное) наименование учреждений не может служить основанием для отказа в удовлетворении ее требований.

Отсутствие статуса юридического лица не исключает возможность включения в специальный педагогический стаж оспариваемых периодов, поскольку в пенсионном законодательстве отсутствует обязательное условие - наличие юридического лица образовательного учреждения.

Статьей 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Данное конституционное предписание следует рассматривать и как гарантию равенства пенсионных прав педагогического состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с конституционными положениями в качестве правого основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности (особый вид специального трудового стажа).

Поскольку федеральным законом не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в сфере педагогической деятельности, отказ истцу в назначении пенсии в зависимости от правового статуса учреждения является необоснованным и ведет к ущемлению его конституционного права. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых они осуществляли трудовую деятельность.

Следовательно, педагогическая деятельность истца отвечает требованиям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При сложении периодов принятых к зачету и подлежащих включению в специальный стаж, специальный стаж истца составляет на дату обращения более 25 лет.

Решение пенсионного органа об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости создает препятствия истцу в осуществлении своего права на пенсионное обеспечение.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ПОНОМАРЕВОЙ О.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ПОНОМАРЕВОЙ О.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

Признать за ПОНОМАРЕВОЙ О.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж ПОНОМАРЕВОЙ О.В. периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель, Дом <...>, г. Н. Тагил; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель, <...>, г. Н. Тагил; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение <...>, г. Н. Тагил, за исключение учебных отпусков и отпуска без сохранения заработной платы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель, Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад компенсирующего вида, г. Н. Тагил

; и досрочно назначить ПОНОМАРЕВОЙ О.В. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья -       М.В. ПЕСТЕРНИКОВА