2-1699/2012 решение от 28.08.2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2012 года       город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре ЖЕРЕБЦОВОЙ М.И.,

с участием:

истца КОНДАКОВОЙ Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1699/2012 по иску КОНДАКОВОЙ Л.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ в педагогический стаж КОНДАКОВОЙ Л.В., дающийправо на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,при оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П и с применением Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О выслуге лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», принято к зачету <...>, не приняты следующие периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель, Детский комбинат , <...>; поскольку наименование учреждения «детский комбинат» не предусмотрен Перечнем учреждений, организаций и должностей Приложения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О выслуге лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в том числе отпуск без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который истцом не оспаривается;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - лаборант, государственное учреждение здравоохранения <...>, курсы повышения квалификации, поскольку курсы повышения квалификации по своей правовой структуре не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, в данный период сохраняются трудовые функции, однако лечебная деятельность не осуществляется. Кроме того, работы после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета реквизитом «выслуга лет».

В досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказано.

ДД.ММ.ГГГГ истец КОНДАКОВА Л.В. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения; признании незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; возложении обязанности включить спорные периоды работы в специальный стаж и досрочно назначить трудовую пенсию по старости ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование требований указала, что детский комбинат объединял два вида дошкольных учреждений - яслей и детских садов, ее деятельность была связана с процессом воспитания детей дошкольного возраста и медицинским уходом, работала в должности воспитателя ясельной группы.

Курсы повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, поскольку ответчиком не учтены положения статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации и то обстоятельство, что отдельных категорий работников, в частности, для медицинский работников курсы повышения квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Истец КОНДАКОВА Л.В. в судебном заседании заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержала.

Представитель Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим олбразом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд факсимильной связью ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что пояснения, данные по делу при опросе поддерживает в полном объеме.

Суд, обсудив неявку представителя ответчика, определил в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ при проведении процессуального действия по опросу сторон по существу заявленных требований и обстоятельствам дела, представитель ответчика предъявленные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии.

Представитель третьего лица МБДОУ Детский сад в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, что в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации не препятствует рассмотрению спора по существу.

Заслушав истца, огласив позицию ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно статьей 7, подпунктом 20 пункта 1, пункту 2 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года №70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.

При оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П и с применением Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О выслуге лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», принятый к зачету специальный стаж лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения составил 29 лет 04 месяца 18 дней.

В соответствии с приказом Минздрава СССР от 23 октября 1978 года №1000 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» с последующими дополнениями и изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения СССР от 7 сентября 1979 года № 927, от 29 июля 1980 года № 812, от 5 марта 1981 года № 236 и от 17 июня 1981 года № 659, к лечебно-профилактическим учреждениям относились учреждения охраны материнства и детства, в частности детские ясли, детские сады.

В период осуществления лечебной деятельности истца действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953.

Постановлением № 1397 утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсии за выслугу лет. Разделом II «Врачи и другие медицинские работники», пунктом 1 «Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения» предусмотрены: детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады. В перечне «Наименование должностей» медицинские сестры и др. средние медицинские работники, независимо от наименования должности.

В целях осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года № 558 принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов - в единое дошкольное учреждение. Инструкцией о порядке объединения яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения «ясли-сад» и комплектования их детьми, утвержденной министром просвещения РСФСР от 22 августа 1959 года и министром здравоохранения РСФСР от 25 августа 1959 года, предписано объединенному учреждению присваивать наименование «ясли-сад». На основании указанных нормативных актов учредители детских дошкольных учреждений, в том числе предприятия, организации должны были использовать именно такое наименование.

Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства, утвержденный Госкомстатом СССР и Госпланом СССР на 1 января 1976 года (в редакции от 29 октября 1997 года, с изменениями от 15 января, 31 августа 1999 года, 15 февраля 2000 года) в графе дошкольное воспитание содержит наименование дошкольный учреждений: детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки, детские дома, детские приемники-распределители.

Стороной истца суду представлена копия Приказа по Нижнетагильскому городскому отделу народного образования от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому предписано вновь открываемый детский сад-ясли на 140 мест по <адрес> от <...> зарегистрировать в титульных списках города Нижний Тагил, присвоив наименование «Детский сад-ясли ».

Согласно уточняющей справке <...>» от ДД.ММ.ГГГГ детский комбинат являлся структурным подразделением <...>, штатное расписание детского комбината было разработано на основании Типовых штатов детских садов, детских яслей-садов в соответствии с приказами Министерства химической промышленности СССР от 28 ноября 1973 года № 800 и от 7 июля 1983 года № 456. Истец работала в указанном учреждении в должности воспитателя ясельной группы.

Доказательств изменения наименования детского дошкольного учреждения «Детские ясли-сад » суду представлено не было. С момента открытия и до передачи учреждения в муниципальную собственность его наименование значилось - Детский сад-ясли . В данном случае имеет место неправильное наименование учреждения работодателем в приказах о приеме на работу, что повлекло внесение неправильных записей в трудовую книжку истца.

Неправильное наименование дошкольного учреждения не может являться основанием для отказа истцу в защите ее прав на социальное обеспечение, кроме того, некоторые нормативные акты отождествляли дошкольные учреждения «ясли-сад, сад-ясли», как детские комбинаты.

В период осуществления лечебной деятельности истца, объединенные ясли-сады относились к лечебно-профилактическим учреждениям, спорный период подлежит принятию к зачету в специальный стаж в календарном исчислении, за исключением отпуска без сохранения заработной платы.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан (статья 54).

В соответствии со статьей 63 Основ медицинские и фармацевтические работники имеют право на совершенствование профессиональных знаний. Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Выплата заработной платы и отчисление страховых взносов с Пенсионный фонд Российской Федерации в период нахождения истца на курсах квалификации в судебном заседании не оспаривалось. Следовательно, данные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель произвел отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. По окончанию курсов выдавались свидетельства, удостоверения и сертификаты.

Кроме того, для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в календарном исчислении.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что, трудовая деятельность истца в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решение комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости создает препятствие к осуществлению истцу своего конституционного права на пенсионное обеспечение и подлежит признанию незаконным, а спорные периоды работы - включению в специальный стаж в соответствующем исчислении.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования КОНДАКОВОЙ Л.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе КОНДАКОВОЙ Л.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Признать за КОНДАКОВОЙ Л.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж КОНДАКОВОЙ Л.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды работы в календарном исчислении: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель, Детский комбинат , <...> за исключением отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - лаборант, государственное учреждение здравоохранения Свердловской области <...>, стационар, г. Н. Тагил, курсы повышения квалификации; и назначить КОНДАКОВОЙ Л.В. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья -       М.В. ПЕСТЕРНИКОВА