РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 августа 2012 года город Нижний Тагил Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В. при секретаре ЖЕРЕБЦОВОЙ М.И., с участием: представителя истца ЛОСКУТОВОЙ Г.И. - КАНОНЕРОВОЙ-ЖУКОТАНСКОЙ С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1382/2012 по иску ЛОСКУТОВОЙ Г.А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении государственного жилищного сертификата, УСТАНОВИЛ: 2 мая 2012 года истец ЛОСКУТОВА Г.И. обратилась в суд с иском к Главе муниципального образования «город Нижний Тагил» ИСАЕВОЙ В.П., Управлению по жилищной политике Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», Администрации Губернатора Свердловской области и Управлению инвестиций, архитектуры и градостроительства города Нижний Тагил Свердловской области о предоставлении жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В обоснование требований истец указала, что является уроженкой города Нижний Тагил, в ДД.ММ.ГГГГ прибыла в город Нижний Тагил из <адрес> на постоянное место жительства. По прибытию в город Нижний Тагил обратилась в орган местного самоуправления с целью постановки на учет для получения субсидии на приобретение жилья, как гражданин, выехавший районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Вследствие незаконных действий Администрации Свердловской области и города Нижний Тагил истец была исключена из списков очереди на получение жилищного сертификата. Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил истец была восстановлена в списках. Администрацией города Нижний Тагил Свердловской области истец была уведомлена письмом от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца установлена очередь № по списку граждан, нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по городу Нижний Тагил. Учитывая изложенное, жилое помещение истцу будет предоставлено в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 2 октября 2007 года № 968 «Об утверждении Порядка регистрации и учета граждан, выехавших из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, постоянно проживающих в Свердловской области и имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения (строительства) жилья» истец включена в список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение жилищной субсидии по муниципальному образованию «город Нижний Тагил», который бал направлен Администрацией города Нижний Тагил в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ. По данному списку очередь истца №. Жилищная субсидия будет предоставлена также в порядке очередности. Согласно информации, предоставленной Министерством строительства и архитектуры Свердловской области, исходя из даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, истец включена в сводный список граждан-участников продпрограммы из числа граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, изъявивших желание получить сертификат в 2011 году по Свердловской области, под № среди пенсионеров. Общий сводный список составляет <...> человека, в том числе пенсионеров <...>. Перспектива получения социальной выплаты на приобретение жилья, удостоверенной сертификатом, зависит от ежегодного общего объема социальных выплат, который будет планироваться для Свердловской области в целях обеспечения жилье граждан из числа выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года. Считает, что администрация города незаконно удерживает и препятствует в получении жилищного сертификата. 16 мая 2012 года истец обратилась в суд с уточненным иском, исключив из числа ответчиков Главу муниципального образования «город Нижний Тагил» ИСАЕВУ В.П. и Администрацию Губернатора Свердловской области. 18 июля 2012 года определением суда в соответствии со статьей 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании поданного истцом уточненного искового заявления, произведена замена ненадлежащих ответчиков Управление по жилищной политике Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» и Управление инвестиций, архитектуры и градостроительства города Нижний Тагил Свердловской области на надлежащих ответчиков Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил». В обоснование требований истец дополнительно указала, что согласно списку граждан на предоставление жилищного сертификата, утвержденного Главой города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ, ее номер очереди - <...>. По списку Свердловской области на 2012 год номер очереди - <...>, т.е. тот же, что и в 2011 году. Следовательно, программа не работает, сертификаты не выдаются. В соответствии с графиком 2012 года на свердловскую область выделено 2 сертификата, таким образом, очередь должна была сдвинуться на 2 человека из учета 2011 года. Истец одинокий человек, находится в пенсионном возрасте, государство желает необоснованно воспользоваться ее денежными средствами на приобретение квартиры и обмануть. Истец ЛОСКУТОВА Г.И. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, направила в суд своего представителя и заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии с частью 1 статьи 48 и частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие истца. Представитель истца КАНОНЕРОВА-ЖУКОТАНСКАЯ С.А. в судебном заседании заявленные требования, основания и предмет иска поддержала. Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 26 апреля 2012 года № 417-ПП Министерство строительства и архитектуры Свердловской области переименовано в Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области, в последующем переименованного в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 4 июля 2012 года № 723-ПП в Министерств строительства и развития инфраструктуры Свердловской области) в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика. Представитель ответчика в письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать, в обоснование возражений указал следующее. Очередность предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлена статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Государственные жилищные сертификаты в первую очередь предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, во вторую - пенсионерам, в третью - работающим гражданам. Сводный Список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, состоящих на учете, составляет по состоянию на 1 января 2012 года <...> семей, в том числе <...> семьи инвалидов, <...> семей пенсионеров, <...> семей работающих граждан. ЛОСКУТОВА Г.И., исходя из даты подачи заявления о предоставлении жилищной субсидии (социальной выплаты) ДД.ММ.ГГГГ, числится среди пенсионеров под номером <...> Порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья, удостоверяемых государственными жилищными сертификатами, установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации продпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153. В соответствии с Правилами (пункты 24, 29) формирование списка и предоставление социальных выплат осуществляется в соответствии с очередностью, устанавливаемой статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ: в первую очередь - инвалидами I и II групп, во вторую - пенсионерам, в третью - работающим гражданам. Внутри каждой из этих групп очередность формируется исходя из хронологической последовательности постановки на учет граждан-участников продпрограммы. В сводном списке, сформированном на основании сведений, поступивших от органов местного самоуправления, в том числе от Администрации города Нижний Тагил, ЛОСКУТОВА Г.И., исходя из даты подачи заявления о предоставлении жилищной субсидии (социальной выплаты), числится среди пенсионеров под номером <...>. Список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов формируется на основании утвержденного сводного списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, в пределах установленного на конкретный финансовый год общего объема социальных выплат по каждой категории граждан (пункт 29 Правил). Таким образом, включение ЛОСКУТОВОЙ Г.А. в список получателей государственных жилищных сертификатов и выдача ей государственного жилищного сертификата могут быть произведены только с учетом прав граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат и принятых на учет нуждающихся в жилье в органах местного самоуправления ранее ЛОСКУТОВОЙ Г.А. Представитель ответчика Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка представителя ответчика не препятствует разрешению спора по существу. Заслушав пояснения стороны истца, огласив письменный отзыв ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, огласив материалы гражданского дала № 2-464/2012, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит продпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В рамках реализации вышеуказанной продпрограммы осуществляется обеспечение жилыми помещениями граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту - Закон № 125-ФЗ). Государственная поддержка при обеспечении жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в форме предоставления жилищных субсидий, удостоверяемых государственными жилищными сертификатами (статья 4 Закона № 125-ФЗ). Жилищные субсидии (единовременные социальные выплаты) на приобретение или строительство жилых помещений финансируются из федерального бюджета (преамбула Закона № 125-ФЗ). В статье 2 Закона № 125-ФЗ установлена очередность предоставления жилищных субсидий, в соответствии с которой в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей; во вторую очередь - пенсионерам; в третью очередь - гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь - работающим гражданам. Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (в редакции от 20 июля 2012 года) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках продпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации продпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее по тексту - Правила). В соответствии с пунктом 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В соответствии с пунктом 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил, предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год. В соответствии с пунктом 29 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан. Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 37 (часть 3), 40 и 71 (пункты «в», «е», «з») Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан (определения от 19 октября 2010 года № 1333-О-О, от 14 июля 2011 года № 902-О-О, от 29 сентября 2011 года № 1097-О-О и др.). Судом установлено, что истец ЛОСКУТОВА Г.И. включена в список граждан-участников продпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом в 2012 году по муниципальному образованию город Нижний Тагил, в составе семьи один человек, с датой постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ, с очередностью под номером <...> в составе группы второй очереди - пенсионеры. Истец ЛОСКУТОВА Г.И. включена в сводный список продпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год по Свердловской области по категории: граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, под номером <...> в составе группы второй очереди - пенсионеры. С учетом требований изложенных норм закона предоставление государственного жилищного сертификата осуществляется в порядке установленной очередности по дате постановки граждан на учет. Истец не имеет статуса, позволяющего включить ее в состав первой очереди; не является первой в составе второй очереди сводного списка граждан-участников продпрограммы на 2012 год; граждане, указанные в сводном списке граждан-участников продпрограммы на 2012 год, под номерами с 1 по 17 имеют более ранний год постановки на учет и такую же категорию очередности, как у истца (вторую), что исключает предоставление истцу государственного жилищного сертификата в обход очереди. Внеочередное предоставление истцу государственного жилищного сертификата нарушит права граждан аналогичной категории, ранее подавших заявление на получение государственного жилищного сертификата. Из федерального бюджета на 2011-2012 годы на приобретение таких сертификатов выделены денежные средства в объеме, не позволяющем обеспечить истца государственным жилищным сертификатом. Объем средств, установленный по Свердловской области в Федеральном законе от 13 декабря 2010 года № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 года и на плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавшими из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, составил 3 296,7 тыс.руб. График выпуска и распределения в 2011 году в рамках реализации продпрограммы государственных жилищных сертификатов в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 года № 582-р, предусматривал выпуск на выделенные бюджетные ассигнования в количестве 2-х государственных жилищных сертификатов. Приказом Министерства строительства и архитектуры Свердловской области от 2 июня 2011 года № 144-а (с изменениями, внесенными приказом от 27 октября 2011 года № 236-а) был утвержден список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в 2011 года, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В данный список включен очередник первой очереди и очередник второй очереди с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ. Объем средств, установленный по Свердловской области в Федеральном законе от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 года и на плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавшими из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, составил 2 582,9 тыс.руб. График выпуска и распределения в 2012 году в рамках реализации продпрограммы государственных жилищных сертификатов в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года № 582-р, предусмотрел выпуск на выделенные бюджетные ассигнования в количестве 2-х государственных жилищных сертификатов. Приказом Министерства строительства и архитектуры Свердловской области от 23 марта 2012 года № 73-П утвержден список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в 2012 года, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В данный список включен очередник первой очереди и два очередника второй очереди с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Доводы стороны истца об отсутствии изменений в сводном списке при выделении бюджетных средств для социальной выплаты, не состоятельны. Сводный список продпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год по Свердловской области утвержден ДД.ММ.ГГГГ. С даты утверждения сводного списка граждан, изъявивших желание получить сертификат, выдано 4 государственных жилищных сертификата по Приказу Министерства строительства и архитектуры Свердловской области от 27 октября 2011 года № 236-а и от 23 марта 2012 года № 73-П. Сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на 2013 год по Свердловской области подлежит формированию согласно пункту 26 Правил до 1 сентября года, предшествующего планируемому, т.е. до 1 сентября 2012 года, и граждане, получившие социальные выплаты для приобретения жилья, снимаются с учета, и не подлежат включению в указанный список. Принимая во внимание, что истец включена в сводный список продпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 года по Свердловской области по категории: граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, под номером 18 в составе группы второй очереди - пенсионеры, с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, нарушений прав истца на получение государственного жилищного сертификата не допущено. Требования истца к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» предъявлены необоснованно, поскольку органы местного самоуправления не обладают полномочиями по принятию решений о выдаче государственных жилищных сертификатов. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца не усматривается, в иске следует отказать. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований ЛОСКУТОВОЙ Г.А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении государственного жилищного сертификата в соответствии Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловской областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА