решение по гражданскому делу №2-387/2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2012 года      город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре ДРОВНЯШИНОЙ А.Н.,

с участием:

истца КЛЕЩЕВОЙ А.А.,

представителя ответчика Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» - главного специалиста правового управления БУНЬКОВА А.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ ,

третьих лиц КЛЕЩЕВОЙ Е.С. и КЛЕЩЕВА Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-387/2012 по иску КЛЕЩЕВОЙ А. А. к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

КЛЕЩЕВА А.А. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «горд Нижний Тагил» о предоставлении отдельного благоустроенного помещения по договору социального найма размером не менее занимаемого ранее.

В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ проживала и была прописана в трехкомнатной квартире, жилой площадью <...> кв.м., общей площадью <...> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении проживала совместно с мужем К.С.Ю., с которым состояла в браке с ДД.ММ.ГГГГ. С <...> года в связи с фактическим распадом семьи она была вынуждена проживать на съемных квартирах. В спорном жилом помещении так же были прописаны и проживали его племянники: КЛЕЩЕВ Д.С., К.Е.С., КЛЕЩЕВ Дм.С. и дочь КЛЕЩЕВОЙ Е.С. - К.К.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С данными лицами истец и ее муж совместного хозяйства не вели. ДД.ММ.ГГГГ К.С.Ю. погиб. Жилой дом по <адрес>, в котором находится спорная квартира , на основании Акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и включен в реестр аварийных жилых домов, утвержденный Постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении реестра аварийных жилых домов, расположенных на территории города Нижний Тагил». Администрацией города Нижний Тагил предоставлено на состав семьи жилое помещение в виде <...> квартиры по <адрес>, в предоставлении истцу отдельного жилого помещения отказано. Предоставляемое Администрацией города Нижний Тагил жилое помещение ущемляет жилищные права и интересы истца.

Истец КЛЕЩЕВА А.А. в судебном заседании заявленные требования, основание и предмет иска поддержала.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» БУНЬКОВА А.В. в судебном заседании предъявленные требования не признал, в обоснование возражений указал следующее.

Требования истца не основаны на законе, истец злоупотребляет своим правом, поскольку в соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса российской Федерации истцу было предоставлено жилое помещение, аналогичное по площади на весь состав семьи. Применительно к статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, при улучшении жилищных условий никакие иные основания значения не имеют для предоставления жилого помещения, в том числе неприязненные отношения между сторонами. Администрацией города принято постановление, на основании которого истцу и состав семьи было предоставлено жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, права истца не были ущемлены, истец включена в договор социального найма, является сонанимателем. Истец получала смотровой талон на квартиру, поставила свою подпись, в дальнейшем написала в смотровом талоне, что согласна с предоставляемой квартирой, остальные члены семьи также написали, что согласны. ДД.ММ.ГГГГ с КЛЕЩЕВОЙ Е.С. был заключен договор социального найма и составлен акт приема-передачи жилого помещения, после чего все члены семьи должны были сняться с регистрационного учета по адресу: <адрес>, чего сделано не было. Истец указана в договоре в качестве сонанимателя. Оснований для представления истцу отдельного жилья при сносе ранее занимаемого оснований не имеется, истец не лишена права получить жилье в общем порядке при наличии правовых оснований. В предоставленной квартире истец праве зарегистрироваться и проживать, использовать жилое помещение по назначению как наниматель. Просил в иске отказать.

Третьи лица К.Е.С. и КЛЕЩЕВ Д.С. в судебном заседании однозначно свою позицию не выразили, указав, что зарегистрироваться в предоставленной квартире не успели в связи с занятостью, не возражают против регистрации истца в квартире, но жить с ней вместе не желают.

Третье лицо КЛЕЩЕВ Дм.С. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания по месту регистрации и по месту представленного жилого помещения. По имеющейся информации КЛЕЩЕВ Дм.С. усыновлен о находится за пределами Российской Федерации.

Представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому району города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Обсудив неявку третьего лица и представителя отдела опеки и попечительства, суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Заслушав пояснения стороны истца, возражения стороны ответчика, позицию третьих лиц, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнение жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.

Защита жилищных прав осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 11 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами по договору социального найма или на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 данного Кодекса по числу комнат. Указанные критерии являются обязательными, и при отсутствии хотя бы одного из них предоставление выселяемым гражданам жилого помещения недопустимо.

В частности, среди предъявляемых к жилому помещению требований есть требование о том, что объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики (пункт 20 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Вместе с тем внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ К.П.И. был выдан ордер на право вселения в <...> квартиру общей площадью <...> кв. метров, в том числе жилой площадью <...> кв. метров, под номером в доме под номером по <адрес>, с составом семьи 3 человека, в том числе дочь КЛЕЩЕВА АА.А., сын К.С.Ю. и сноха КЛЕЩЕВА А.А. (истец по настоящему делу), указанные лица были зарегистрированы в квартире (л.д. 20, л.д. 21). В последующем в квартире были зарегистрированы как члены семьи нанимателя: внук КЛЕЩЕВ Д.С., внучка К.Е.С., внук КЛЕЩЕВ Дм.С., правнучка К.К.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Наниматель К.П.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, КЛЕЩЕВА А.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, К.С.Ю. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписано произвести расселение жителей дома (л.д. 19).

ДД.ММ.ГГГГ нанимателю квартиры КЛЕЩЕВОЙ Е.С. был выдан смотровой талон на жилое помещение - <...> квартиру общей площадью <...> кв. метров, жилой площадью <...> кв. метров под номером <адрес> в доме <адрес> (л.д. 23). Наниматели, в том числе истец, квартиру осмотрели и были согласны получить предоставляемую жилплощадь, о чем собственноручно поставили подпись.

Постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении КЛЕЩЕВОЙ Е.С. на условиях социального найма на состав семьи из пяти человек квартиры общей площадью <...> кв. метров, в том числе жилой площадью <...> кв. метров по адресу <адрес>, включив в качестве членов семьи дочь нанимателя К.К.М., брата КЛЕЩЕВА Дм.С., брата КЛЕЩЕВА Д.С., КЛЕЩЕВУ А.А. (л.д. 24).

ДД.ММ.ГГГГ с КЛЕЩЕВОЙ Е.С. заключен договор социального найма жилого помещения - <...> квартиры общей площадью <...> кв. метров, в том числе жилой <...> кв. метров, по адресу: <адрес> (л.д. 25-26). ДД.ММ.ГГГГ составлен акт приема-передачи квартиры (л.д. 27).

В соответствии с пунктом 3 договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: дочь К.К.М., брат КЛЕЩЕВ Дм.С., брат КЛЕЩЕВ Д.С., и КЛЕЩЕВУ А.А.

По заключению договора социального найма, ДД.ММ.ГГГГ КЛЕЩЕВОЙ Е.С. составлено письменное обязательство по сдаче жилого помещения по адресу: <адрес>, и снятии с регистрационного учета составом всей семьи (л.д. 29). Данное обязательство подписано и истцом.

Как указывалось выше, внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, исключительно компенсационный характер такого обеспечения. Предоставление равного по размеру жилому помещению и количеству комнат, из которого граждане выселяются, обусловлено тем, что не должно происходить улучшение жилищных условий в обход общей очереди нуждающихся в получении жилья по социальному найму. Фактически при таком переселении происходит лишь замена жилого помещения, непригодного для проживания, на равноценное благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарно-техническим нормам и требованиям.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемом споре ответчиком взамен трехкомнатной квартиры общей площадью <...> кв. метров, в том числе жилой площадью <...> кв. метров, под номером в доме <адрес>, подлежащим сносу предоставлена трехкомнатная квартира общей площадью <...> кв. метров, в том числе жилой площадью <...> кв. метров по адресу <адрес>, чем улучшены не только жилищные условия с точки зрения безопасности, но и жилищные условия в целом, поскольку размер общей и жилой площади предоставленной квартиры превышает ранее занимаемую квартиру.

Истец в установленном порядке по месту жительства не принята на учет граждан являющихся малоимущими и нуждающихся в предоставлении по договора социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, следовательно, первоочередником или внеочередником не является.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (часть 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Утверждение истца о занятии комнаты в ранее занимаемом жилом помещении как в коммунальной квартире не нашли своего подтверждения в судебном заседании, доказательств изменении договора найма ранее занимаемого жилого помещения, открытия отдельных счетов на занимаемые комнаты суду представлено не было. Сложившийся характер отношений между сторонами правого значения для рассмотрения настоящего спора не имеет. Истец вправе вселиться в предоставленное взамен аварийного жилья, жилое помещение и зарегистрироваться по месту жительства. В случае наличия препятствий к вселению в предоставленную квартиру и регистрации по месту жительства, истец вправе обратиться в суд с соответствующими требованиями.

Таким образом, в действиях ответчика не усматривается нарушения прав истца, предоставленное жилое помещение по договору социального найма, отвечает требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, с третьим лицом был заключен договор социального найма, истец указана в числе членов семьи нанимателя, истцом дано обязательство по сдаче жилого помещения, подлежащего сносу, и по снятию с регистрационного учета. Договор социального найма на дату рассмотрения спора не расторгнут, не изменен, недействительным не признан, нанимателем исполнен.

При таких обстоятельствах, оснований для предоставления истцу отдельного жилого помещения жилья не имеется, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований КЛЕЩЕВОЙ А. А. к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного ранее занимаемому жилому помещению, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья -       М.В. ПЕСТЕРНИКОВА