РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 сентября 2012 года город Нижний Тагил Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи ФЕФЕЛОВОЙ З.С. при секретаре ВАЩИЛОВОЙ М.А., с участием помощника прокурора Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратуры города Нижний Тагил Свердловской области КУЛИКОВА Е.В., представителя ответчика Лайской территориальной администрации СИЗОВА А.С., представителя ответчика администрации Горноуральского городского округа ПАРАМОНОВА Д.В., действующего на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1769/2012 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Горноуральского городского округа и Лайской территориальной администрации об обязании выполнить действия по исполнению санитарных и экологических норм и требований, УСТАНОВИЛ: Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Горноуральского городского округа и Лайской территориальной администрации об обязании выполнить действия по исполнению санитарных и экологических норм и требований. В обоснование требований прокурор указал, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации мест погребений (захоронений) на территории Горноуральского городского округа. Установлено, что на территории села <адрес> размещены и эксплуатируются <...> места погребения (кладбища): <...> кладбище площадью <...> квадратных метров и <...> кладбище площадью <...> квадратных метров, которые находятся на восточной окраине села на расстоянии около <...> километров друг от друга. Оба кладбища имеют условные наименования, под этими названиями включены в экспертное заключение. Эксплуатирующая организация отсутствует. При обследовании кладбищ, выявлены нарушения санитарных норм и правил, требований природоохранного законодательства. Так, согласно экспертному заключению ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля» № от ДД.ММ.ГГГГ и справки Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ на территории кладбищ села Большая Лая в нарушение ст.ст.39, 51 Закона РФ «Об охране окружающей среды», ст.ст.4, 11, 13 Закона РФ «Об отходах производства и потребления», ст.ст.12, 22, 24 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 6.6, 6.7 СанПиН № 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» площадки для мусоросборников (бункеров, контейнеров) на территории кладбищ не организованы, мусоросборники отсутствуют, допускается несанкционированное размещение отходов (старых цветов, венков, памятников, травы, листвы, обрези сучьев и веток деревьев, бытовых отходов и т.п.). Так, на кладбище <...> села <адрес> вне мест размещения отходов складировано не менее <...> кубически метров кладбищенских отходов, выявлено более <...> мест их несанкционированного размещения. На кладбище <...> села <адрес> прилегающая территория захламлена кладбищенскими отходами общим объемом не менее <...> кубических метров, выявлено более <...> мест их несанкционированного размещения. Территории всех обследуемых кладбищ огорожены частично. Согласно п.п.11,23,24 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного самоуправления относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация ритуальных услуг и содержание мест погребения, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Частью 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещает размещать отходы на территориях городских и других поселений. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом ч.З ст.8 Федерального закона организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из условий обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является контроль за обязательным выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Исходя из ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления. Согласно п. 12,14 ст.5 Устава Горноуральского городского округа к вопросам местного значения городского округа относится: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории городского округа». Из приложения № 13 к Закону Свердловской области от 12 июля 2007 года № 85-ОЗ «О границах муниципальных образований, расположены на территории Свердловской области» следует, что <адрес> находится в граница Горноуральского городского округа. Решением думы Горноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положений о территориальных администрациях», утверждено Положение о <...> территориальной администрации (приложение №).Согласно п.3.8 Положения <...> территориальная администрация несет ответственность за содержание кладбищ в надлежащем состоянии. Несанкционированные свалки, обнаруженные в результате обследования кладбищ, невыполнение санитарных и экологических норм и требований по оборудованию мест размещения отходов, оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок отходов, организации площадок для мусоросборников (бункеров, контейнеров) на территории кладбищ в соответствии с санитарными нормами нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования, основания, а также предмет иска поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Представитель ответчика <...> территориальной администрации СИЗОВ А.С. в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что кладбище <...> не входит в территорию <...> территориальной администрации. Средства, которые выделяются государством, не хватает на содержание кладбищ. Уборка на кладбище проводится силами жителей села, а выделяемых денежных средств хватает только на вывоз мусора с территории кладбищ. Фактические обстоятельства дела, изложенные прокурором не оспаривал, в том числе и отсутствие ограждений кладбищ по периметру. Представитель ответчика администрации Горноуральского городского округа ПАРАМОНОВ Д.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что кладбище не передано на баланс <...> администрации, является бесхозным. Считает, что администрация Горноуральского городского округа является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Фактические обстоятельства дела также не оспорил. Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Согласно п.п.11,23,24 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 10.07.2012 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного самоуправления относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация ритуальных услуг и содержание мест погребения, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Частью 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 года) «Об отходах производства и потребления», запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 года) «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (в ред. от 25.06.2012 года) «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (в ред. от 25.06.2012 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из условий обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является контроль за обязательным выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Исходя из ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (в ред. от 25.06.202 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления. На основании экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что нарушены обязательные требования в области охраны окружающей среды (л.д. 13-18). Из справки Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на основании требования № от ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование кладбищ на территории Горноуральского городского округа на территории <адрес>, на основании которого были выявлены нарушения: по периметру и на территории кладбища имеются свалки МБО. Твердые бытовые отходы не вывезены на полигон ТБО; нет мусоросборников и площадок под мусоросборники с твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование); не проведена сезонная обработка территории кладбища акарицидными препаратами с целью профилактики клещевого энцефалита (л.д. 20). Согласно п. 12,14 ст.5 Устава Горноуральского городского округа к вопросам местного значения городского округа относится: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории городского округа» (л.д. 23). Решением думы Горноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положений о территориальных администрациях», утверждено Положение о <...> территориальной администрации (приложение №).Согласно п.3.8 Положения <...> территориальная администрация несет ответственность за содержание кладбищ в надлежащем состоянии. Несанкционированные свалки, обнаруженные в результате обследования кладбищ, невыполнение санитарных и экологических норм и требований по оборудованию мест размещения отходов, оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок отходов, организации площадок для мусоросборников (бункеров, контейнеров) на территории кладбищ в соответствии с санитарными нормами нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду (л.д. 24). Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт несанкционированной свалки отходов, также установлено, что на территории кладбищ <адрес> не оборудованы площадки для мусоросборников, отсутствуют мусоросборники; производится сброс на почву отходов от уборки территорий кладбищ, колумбариев (доказательств обратного в материалы дела не представлено ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, В случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Предложенный прокурором срок мероприятий по устранению выявленных нарушений в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, носит разумный характер. Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений, требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения обязанности не позднее шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, ликвидировать на кладбищах с условным названием <...> и <...>, несанкционированные свалки отходов, ориентировочным объемом около <...> кубических метров, осуществить ограждение кладбищ по их периметру, организовать и обустроить площадки для размещения мусоросборников (бункеров, контейнеров) в соответствии с санитарными нормами и требованиями. В соответствии со ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции. Применительно к положениям ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Учитывая то обстоятельство, что ответчики являются органами местного самоуправления, также освобождены от уплаты государственной пошлины (ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации), то судебные расходы по оплате госпошлины подлежат отнесению за счёт государства и взысканию с ответчиков не подлежат. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 209, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме. Обязать Администрацию Горноуральского городского округа и <...> территориальную администрацию восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем возложения обязанности в срок не позднее 6 (шести) месяцев с момента вступления решения в законную силу, ликвидировать на кладбищах с условным названием <...> и <...>, расположенных на восточной окраине села <адрес> несанкционированные свалки отходов, ориентировочным объемом около <...> кубических метров, осуществить ограждение кладбищ по их периметру, организовать и обустроить площадки для размещения мусоросборников (бункеров, контейнеров) в соответствии с санитарными нормами и требованиями. Судебные расходы по оплате госпошлины отнести за счёт государства. Решение в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного текста решения может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья - ФЕФЕЛОВА З.С.