РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2010 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
при секретаре Гуриной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Насибулиной Т.Ю. и Насибулина И.А. об оспаривании решения Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил,
установил:
Насибулин И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Насибулина Т.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживают на территории Свердловской области и состоят между собой в браке с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Насибулин И.А. и Насибулина Т.Ю. совместно обратились в администрацию города Нижний Тагил с заявлением об однократном бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального образования, для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 4 статьи 54-7 Закона Свердловской области от 04.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».
Письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил от 28.04.2010 № 2265 Насибулину И.А. и Насибулиной Т.Ю. сообщено, что заявители не подпадают под категорию граждан, для которых статьей 54-7 Закона Свердловской области от 04.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» предусмотрено предоставление земельного участка без проведения аукциона.
15.07.2010 Насибулин И.А. и Насибулина Т.Ю. обратились в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным решения начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил от 28.04.2010 № 2265 об отказе в однократном бесплатном предоставлении в собственность земельного участка без проведения аукциона.
Насибулин И.А. и Насибулина Т.Ю. просят обязать начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителей.
В обоснование своих требований Насибулин И.А. и Насибулина Т.Ю. указали, что на момент обращения с заявлением от 02.04.2010 относились к категории граждан, проживающих на территории Свердловской области, не достигших возраста 35 лет и состоящих между собой в браке. Последующее достижение заявителями возраста 35 лет: Насибулиным И.А. - ДД.ММ.ГГГГ и Насибулиной Т.Ю. - ДД.ММ.ГГГГ не может служить основанием к отказу в льготном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании заявители Насибулин И.А. и Насибулина Т.Ю. пояснили, что при обращении с заявление 02.04.2010 и до настоящего времени не выбрали конкретный земельный участок на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил».
Главой города Нижний Тагил в отношении заявителей не принималось решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Обосновать необходимость оспаривания спорного решения № 2265 от 28.04.2010 с учетом компетенции начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил Насибулин И.А. и Насибулина Т.Ю. затруднились и просят обязать указанное должностное лицо согласиться с тем, что заявители подпадают под категорию граждан, предусмотренную пунктом 4 статьи 54-7 Закона Свердловской области от 04.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».
Заинтересованное лицо - начальник Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил Мальцев А.В. направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором поддержал прежнюю правовую позицию, изложенную в письме № 2265 от 28.04.2010 (л. д. 24).
Заслушав объяснения заявителей и исследовав письменные доказательства, суд находит заявление Насибулина И.А. и Насибулиной Т.Ю. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин (далее - Кодекс), организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной, например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
По правилам, установленным главой 25 Кодекса, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В указанном порядке рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (пункты 1, 2, 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
В соответствии со статьей 5 Устава муниципального образования «Город Нижний Тагил» к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
В структуру органов местного самоуправления города входит Администрация города Нижний Тагил (статья 19 Устава).
Администрация города - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
Правовыми актами Администрации города являются постановления и распоряжения.
Структура Администрации города утверждается городской Думой по представлению Главы города.
В структуру Администрации города входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города, действующие на основании положений, утвержденных в установленном порядке.
Указанные органы могут наделяться правами юридического лица. Основаниями для государственной регистрации органов Администрации города в качестве юридических лиц являются решение городской Думы об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем городской Думой (статья 28 Устава).
Постановлением Главы города Нижний Тагил от 19.01.2007 № 44 утверждены Положение о комитете по архитектуре и градостроительству Администрации города и Должностная инструкция председателя комитета в новой редакции.
Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города Нижний Тагил является уполномоченным отраслевым органом Администрации города Нижний Тагил, осуществляющим в пределах своих полномочий регулирование деятельности в области архитектуры, градостроительства, землепользования и строительной деятельности на территории города Нижний Тагил.
Комитет подчиняется Главе города Нижний Тагил.
Основной целью Комитета является обеспечение осуществления полномочий Администрации города Нижний Тагил в области градостроительства, землепользования и регулирования архитектурной деятельности на территории города Нижний Тагил, создание безопасной и благоприятной среды жизнедеятельности человека, обеспечение устойчивого развития города Нижний Тагил, сохранение и преумножение его исторического и архитектурного своеобразия.
Комитет обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, бланк, печать со своим наименованием, а также штамп и иные реквизиты. Комитет может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (статья 1).
Основными задачами Комитета являются:
подготовка проектов правовых актов Главы города о предварительном согласовании места размещения предполагаемых объектов строительства, о предоставлении земельных участков для строительства и реконструкции объектов недвижимости, о разрешении строительства и реконструкции объектов недвижимости и установки некапитальных (временных) объектов, о вводе объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства (реконструкции), о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам в пользование и собственность на территории города Нижний Тагил;
решение вопросов землепользования, согласование и установление черты муниципального образования город Нижний Тагил (статья 2).
В соответствии с возложенными задачами, Комитет выполняет следующие функции:
в сфере градостроительства и архитектуры:
- готовит материалы по выбору земельных участков для строительства;
- осуществляет прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
в сфере землепользования:
- согласовывает землеотводные документы для участков, отводимых в пределах городской черты, готовит проекты постановлений Главы города по ним;
- согласовывает межевые (землеустроительные) дела;
- готовит документы для проведения конкурсов и аукционов по продаже земельных участков или продаже права на заключение договоров аренды земельных участков на территории города Нижний Тагил;
- организует подготовку проектов границ земельных участков;
- согласовывает проекты постановлений Главы города по земельным участкам, отводимым в пределах городской черты;
- участвует в создании и ведении городского земельного кадастра в части градостроительной информации;
- рассматривает земельные споры, относящиеся к его компетенции, готовит заключения по запросам судов при рассмотрении земельных споров в границах города Нижний Тагил (статья 3).
Комитету для осуществления возложенных на него функций предоставляется право:
издавать в пределах своей компетенции приказы;
давать разъяснения по вопросам применения норм и правил строительства, актов Администрации города по вопросам архитектуры, градостроительства и строительства.
В соответствии с целями и задачами деятельности Комитета сотрудники обязаны:
- соблюдать требования действующих нормативных правовых актов;
- осуществлять свои полномочия в соответствии с настоящим Положением, в пределах предоставленных им прав, в условиях гласности;
- своевременно рассматривать обращения граждан, предприятий, учреждений и организаций, запросы депутатов, а также государственных органов и структурных подразделений Администрации города и разрешать их на основе действующего законодательства Российской Федерации и Свердловской области, муниципальных правовых актов города Нижний Тагил и настоящего Положения (статья 4).
Специалисты Комитета несут ответственность за выполнение возложенных на них настоящим Положением служебных обязанностей, в соответствии с действующим законодательством и Уставом города, за качество выполняемых работ и планов (статья 5).
В соответствии с Уставом города Нижний Тагил, председатель Комитета является должностным лицом Администрации города (статья 6).
Согласно должностной инструкции председатель Комитета является муниципальным служащим и подчиняется заместителю Главы Администрации города по городскому хозяйству и строительству (пункт 2).
С целью формирования и проведения долговременной политики, направленной на реализацию полномочий Администрации города в области комплексного архитектурного развития города, регулирования градостроительной деятельности, основными задачами деятельности председателя Комитета являются:
- обеспечение надлежащего выполнения полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной политики на подведомственной территории;
- координация работы по обеспечению градостроительной проектно-планировочной документацией: генеральным планом города; проектами детальной планировки жилых районов;
проектами застройки жилых районов, микрорайонов;
- градостроительное обеспечение деятельности строительного комплекса;
- координация работы по приему и консультированию граждан по вопросам архитектуры и градостроительства.
Организационно-административные обязанности:
- руководит комиссиями: по выбору участков для проектирования и строительства; по приемке в эксплуатацию индивидуальных жилых домов;
Аналитико-конструктивные обязанности:
- рассматривает и согласовывает исходные данные на проектирование и проектные решения по объектам всех видов строительства в городе;
- рассматривает и дает заключения по вопросам устройства городских земель, отводам и изъятиям земельных участков под все виды строительства;
- разрабатывает и готовит для утверждения администрацией города, вышестоящими организациями проектов постановлений, распоряжений (пункт 3).
В соответствии со статьей 56 Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия, бездействие (статья 249 Кодекса).
На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (статья 6 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (статья 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений статьи 258 Кодекса суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято (пункт 28 Постановления от 10.02.2009 № 2).
При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия);
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий, бездействия (пункт 25 Постановления от 10.02.2009 № 2).
Как следует из содержания письма от 28.04.2010 № 2265 (л. д. 6) начальником Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил Мальцевым А.В. заявителям Насибулину И.А. и Насибулиной Т.Ю. сообщено об отсутствии правовых оснований для предоставления им однократно бесплатно земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 4 статьи 54-7 Закона Свердловской области от 04.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».
Мотивы приведенной правовой позиции в письме от 28.04.2010 № 2265 не указаны.
Согласно статьям 11.1, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статьи 11.3, 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (статья 15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Так в соответствии с Законом Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» Законодательное Собрание Свердловской области в соответствии с федеральными законами осуществляет законодательное регулирование земельных отношений, в том числе устанавливает случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан (статья 5).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно бесплатно в собственность граждан вне зависимости от места их постоянного проживания на территории Свердловской области для индивидуального жилищного строительства в следующих случаях:
1) если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
2) если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и относятся к категориям граждан, имеющих в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства;
3) если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области, окончили образовательные учреждения начального, среднего и (или) высшего профессионального образования и работают по трудовому договору в сельской местности по полученной специальности;
4) если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области, не достигли возраста 35 лет, состоят между собой в браке и совместно обратились за предоставлением земельного участка;
5) если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области, являются родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими трех или более несовершеннолетних детей, и совместно обратились за предоставлением земельного участка;
6) если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и являются одинокими родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими несовершеннолетних детей (статья 54-7).
Статья 54-7 введена Областным законом от 20.11.2009 № 103-ОЗ.
Наличие у Насибулина И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Насибулиной Т.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по состоянию на 02.04.2010 права на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке пункта 4 статьи 54-7 вышеуказанного Областного закона подтверждается сведениями о дате рождения и регистрации заявителей по месту жительства в городе Нижний Тагил Свердловской области, а также свидетельством о заключении брака между собой (л. д. 8-11).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55).
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего гражданского дела Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил не представлены суду и заявителям письменные доказательства (документы) законности оспариваемого решения, отвечающие требованиям статья 6 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Решение в виде информационного письма от 28.04.2010 № 2265 принято начальником Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил с превышением вышеуказанных должностных полномочий и компетенции уполномоченного отраслевого органа администрации города Нижний Тагил.
Государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 187-О).
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка;
подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов, конкурсов, аукционов (пункт 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность.
Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления (пункты 7-10 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
При обращении в администрацию города Нижний Тагил с заявлением о предоставлении земельного участка 02.04.2010 и до настоящего времени Насибулиным И.А. и Насибулиной Т.Ю. не выбран конкретный сформированный земельный участок либо условный участок в целях последующего формирования и постановки на кадастровый учет вновь образованного земельного участка (л. д. 26), что исключает для суда возможность разрешения вопроса о предоставлении земельного участка с указанием срока и условий его предоставления в порядке пункта 10 статьи 30 Кодекса.
Рассмотрев письма Главы города Нижний Тагил от 18.06.2010 № 53-2354, от 22.06.2010 № 53-2389, в соответствии с Кодексом, статьей 54-7 Областного закона от 07.07.2004 № 18-ОЗ, руководствуясь статьей 21 Устава города Нижний Тагил, Нижнетагильской городской Думой принято решение от 24.06.2010 № 36 «О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно гражданам для индивидуального жилищного строительства в городе Нижний Тагил», которым администрации города Нижний Тагил предложено:
ежегодно предоставлять гражданам для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно не менее 10 процентов земельных участков от их общего количества, формируемых Администрацией города Нижний Тагил для целей индивидуального жилищного строительства в течение календарного года;
разработать и принять Регламент по предоставлению земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в срок до 30 июля 2010 года.
Отсутствие до настоящего времени в муниципальном образовании «Город Нижний Тагил» вышеуказанных муниципальных градостроительных и земельных правовых актов, устанавливающих механизм реализации гражданами земельных прав, предусмотренных статьей 58-7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ, и регламентирующих полномочия органов и структурных подразделений администрации города, не может служить законным основанием к ограничению земельных прав заявителей.
Постановлением администрации города Нижний Тагил от 28.09.2009 № 1696 в целях упорядочения полномочий органов и структурных подразделений Администрации города по предоставлению в собственность земельных участков, расположенных на территории города Нижний Тагил, утвержден Административный регламент по предоставлению в собственность земельных участков, расположенных на территории города Нижний Тагил.
Административный регламент определяет процедуру приема муниципальным учреждением «Центр земельного права» и структурными подразделениями Администрации города Нижний Тагил от заинтересованных лиц заявлений и иных документов, необходимых для предоставления в собственность земельных участков, расположенных на территории города Нижний Тагил, рассмотрения поступивших документов, их согласования и принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность либо отказе в таком предоставлении, а также заключения договоров купли-продажи земельных участков при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.
Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Сотрудник муниципального учреждения «Центр земельного права» осуществляет прием от заявителей документов, необходимых в соответствии с действующим законодательством для предоставления в собственность земельных участков гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений, в том числе:
- заявление установленного образца на имя Главы города Нижний Тагил;
- перечень документов, утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, строения, сооружения».
Заявление после регистрации в течение 3 рабочих дней сотрудником муниципального учреждения «Центр земельного права» передается в управление архитектуры и градостроительства Администрации города для подготовки проекта постановления Администрации города Нижний Тагил о предоставлении земельного участка в собственность. Подготовка документов составляет не более 1 месяца.
Если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления в муниципальное учреждение «Центр земельного права» утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации города в течение 7 календарных дней направляет в отдел землеустройства Администрации города для подготовки расчета выкупной цены и проекта договора купли-продажи земельного участка следующие документы:
- постановление (выписку из постановления) Администрации города Нижний Тагил о предоставлении земельного участка в собственность за плату;
- копию паспорта заявителя (ей);
- копию правоустанавливающих документов на здание, строение, сооружение;
- копию кадастрового паспорта земельного участка;
- при наличии доверенности на оформление прав на земельный участок - копию доверенности.
На основании расчета цены выкупа земельного участка в течение 14 календарных дней сотрудниками отдела землеустройства Администрации города составляется проект договора купли-продажи земельного участка.
Действие настоящего Регламента не распространяется на процедуру оформления права собственности граждан на земельные участки в части действия норм законодательства, устанавливающего оформление права на земельные участки в упрощенном порядке, исключающего подготовку ненормативного правового акта (постановления) Администрации города Нижний Тагил.
Таким образом, принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении гражданам земельных участков на территории муниципального образования отнесено действующими муниципальными правовыми актами к компетенции администрации города и подлежит оформлению постановлением Главы города Нижний Тагил в пределах полномочий Главы администрации города в соответствии со статьей 26 Устава.
Разрешение по существу заявления Насибулина И.А. и Насибулиной Т.Ю. от 02.04.2010 не входит в компетенцию начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил и решение в форме письменного ответа от 28.04.2010 № 2265 создает препятствия в реализации заявителями земельных прав и является незаконным (статья 36 Конституции Российской Федерации, статья 7 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).
В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Вместе с тем, предложенный Насибулиным И.А. и Насибулиной Т.Ю. способ устранения допущенных нарушений земельных прав путем принуждения начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил Мальцева А.В. к отказу от своего мнения является ошибочным и не соответствует нормам действующего гражданского законодательства.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
При этом Насибулин И.А. и Насибулина Т.Ю. не лишены права оспорить в суде бездействие администрации города Нижний Тагил, выразившееся в длительном нерассмотрении заявления от 02.04.2010 об однократном бесплатном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В свою очередь, при рассмотрении настоящего гражданского дела суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято администрацией города Нижний Тагил по заявлению Насибулина И.А. и Насибулиной Т.Ю. от 02.04.2010, в том числе устанавливать наличие либо отсутствие права на предоставление земельного участка в связи с достижением заявителями возраста 35 лет (пункт 28 Постановления от 10.02.2009 № 2).
Поскольку главами 23 и 25 Кодекса не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 Кодекса.
В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.
С привлеченного к участию в деле органа государственной власти и органа местного самоуправления могут быть взысканы судебные расходы, понесенные заявителем, в случае признания незаконным решения, действия (бездействия), принятого или совершенного должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, которые осуществляют профессиональную служебную деятельность в данном органе (пункт 29 Постановления от 10.02.2009 № 2).
Таким образом, понесенные Насибулиной Т.Ю. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. подлежат возмещению Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил в полном объеме.
Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения (статья 258 Кодекса).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 258 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Заявление Насибулиной Т.Ю. и Насибулина И.А. удовлетворить частично.
Признать решение Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил в форме письменного ответа от 28.04.2010 № 2265 на заявление Насибулиной Татьяны Юрьевны и Насибулина Ильи Ахметовича от 02.04.2010 об однократном бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства незаконным.
В заявлении Насибулиной Т.Ю. и Насибулину И.А. об устранении допущенного нарушения прав путем принуждения начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил Мальцева А.В. к отказу от своего мнения отказать полностью.
Взыскать с Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил в пользу Насибулиной Т.Ю. возмещение судебных расходов в сумме ... рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.
Судья А.А.Соловьев
Решение вступило в законную силу 21 октября 2010 года.