РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2010 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
при секретаре Гуриной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Быкова С.В. и Быковой Т.В. об оспаривании бездействия администрации города Нижний Тагил,
установил:
Быков С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Быкова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживают на территории Свердловской области и состоят между собой в браке с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Быков С.В. и Быкова Т.В. совместно обратились в администрацию города Нижний Тагил с заявлением об однократном бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, улица ... для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 4 статьи 54-7 Закона Свердловской области от 04.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».
Письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № Быкову С.В. и Быковой Т.В. сообщено, что рассмотрение заявления приостановлено до утверждения порядка действий органов местного самоуправления муниципального образования по предоставлению однократно бесплатно в собственность земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ Быков С.В. и Быкова Т.В. обратились в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации города Нижний Тагил, выразившегося в непредоставлении в собственность заявителям земельного участка (без указания ориентировочной площади), расположенного по адресу: город Нижний Тагил Свердловской области, улица ....
Быков С.В. и Быкова Т.В. просят обязать администрацию города Нижний Тагил произвести формирование земельного участка в соответствии с действующим законодательством и подготовить постановление администрации города о предоставлении им в собственность вышеуказанного земельного участка.
В обоснование своих требований Быков С.В. и Быкова Т.В. указали, что относятся к категории граждан, проживающих на территории Свердловской области, не достигших возраста ... лет и состоящих между собой в браке.
В апреле 2010 года заявители получили письменный ответ начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил о приостановлении рассмотрения их заявления, что влечет нарушение прав заявителей, предусмотренных законом.
В судебном заседании заявитель Быков С.В. пояснил, что спорный земельный участок относится к новым землям и предназначен для индивидуальной жилой застройки. В настоящее время на смежных участках по улице ... в городе Нижний Тагил возведены и эксплуатируются индивидуальные жилые дома.
Заявители рассчитывают на получение земельного участка ориентировочной площадью до ... кв.м и согласны нести расходы по формированию спорного земельного участка за свой счет. Однако для этого им необходимо решение администрации города.
Представитель заинтересованного лица - администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен, что в силу части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Представители заинтересованных лиц - Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил и Муниципального учреждения «Центр земельного права» просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав объяснения заявителя и исследовав письменные доказательства, суд находит заявление Быкова С.В. и Быковой Т.В. обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной, например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия, бездействие (статья 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (статья 6 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (статья 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.
Согласно статьям 11.1, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статьи 11.3, 29 Кодекса).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (статья 15 Кодекса).
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 Кодекса).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (статья 28 Кодекса).
Так в соответствии с Законом Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» Законодательное Собрание Свердловской области в соответствии с федеральными законами осуществляет законодательное регулирование земельных отношений, в том числе устанавливает случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан (статья 5).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно бесплатно в собственность граждан вне зависимости от места их постоянного проживания на территории Свердловской области для индивидуального жилищного строительства в следующих случаях:
1) если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
2) если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и относятся к категориям граждан, имеющих в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства;
3) если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области, окончили образовательные учреждения начального, среднего и (или) высшего профессионального образования и работают по трудовому договору в сельской местности по полученной специальности;
4) если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области, не достигли возраста 35 лет, состоят между собой в браке и совместно обратились за предоставлением земельного участка;
5) если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области, являются родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими трех или более несовершеннолетних детей, и совместно обратились за предоставлением земельного участка;
6) если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и являются одинокими родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими несовершеннолетних детей (статья 54-7).
Статья 54-7 введена Областным законом от 20.11.2009 № 103-ОЗ.
Наличие у Быкова С.В. и Быковой Т.В. права на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке пункта 4 статьи 54-7 вышеуказанного Областного закона подтверждается сведениями о дате рождения и регистрации заявителей по месту жительства в городе Нижний Тагил Свердловской области, а также свидетельством о заключении брака между собой (л. д. 5-7).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55).
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (статья 28 Кодекса).
При рассмотрении настоящего гражданского дела администрацией города Нижний Тагил и другими заинтересованными лицами не представлены суду и заявителям письменные доказательства (документы) законности оспариваемого бездействия, отвечающие требованиям статья 6 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Доводы, приведенные в письме начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил от 17.02.2010 № 707 о необходимости приостановления рассмотрения заявления до утверждения порядка действий органов местного самоуправления муниципального образования по предоставлению однократно бесплатно в собственность земельных участков (л. д. 10), не основаны на нормах действующего земельного и гражданского законодательства.
Государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 187-О).
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 30.1 Кодекса.
В частности, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка;
подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов, конкурсов, аукционов (пункт 4 статьи 30 Кодекса).
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность.
Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления (пункты 7-10 статьи 30 Кодекса).
Как следует из представленных заявителями документов, в том числе уведомления Нижнетагильского филиала Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Свердловской области от 02.09.2010 (л. д. 9, 27), истребуемый Быковым С.В. и Быковой Т.В. земельный участок до настоящего времени не сформирован, в связи с чем, не может служить объектом прав, предметом договора приватизации и преддоговорного спора в настоящем гражданском деле.
Приостановление рассмотрения заявления Быкова С.В. и Быковой Т.В. по смыслу статьи 30 Кодекса также не является решением об отказе в предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно статье 70 Кодекса государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости:
категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;
разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок (статья 7).
С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (статья 20).
При постановке на учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены необходимые для кадастрового учета документы, в том числе межевой план (статья 22).
При постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку кадастровый паспорт объекта недвижимости (статья 23).
Согласно пункту 2 статьи 7 Кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (статья 32).
Правила землепользования и застройки включают в себя: карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (статья 30).
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов (статья 35).
Рассмотрев письма Главы города Нижний Тагил от 18.06.2010 № 53-2354, от 22.06.2010 № 53-2389, в соответствии с Кодексом, статьей 54-7 Областного закона от 07.07.2004 № 18-ОЗ, руководствуясь статьей 21 Устава города Нижний Тагил, Нижнетагильской городской Думой принято решение от 24.06.2010 № 36 «О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно гражданам для индивидуального жилищного строительства в городе Нижний Тагил», которым администрации города Нижний Тагил предложено:
ежегодно предоставлять гражданам для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно не менее 10 процентов земельных участков от их общего количества, формируемых Администрацией города Нижний Тагил для целей индивидуального жилищного строительства в течение календарного года;
разработать и принять Регламент по предоставлению земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в срок до 30 июля 2010 года.
Отсутствие до настоящего времени в муниципальном образовании «Город Нижний Тагил» вышеуказанных муниципальных градостроительных и земельных правовых актов, устанавливающих механизм реализации гражданами земельных прав, предусмотренных статьей 58-7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ, и регламентирующих полномочия органов и структурных подразделений администрации города, не может служить законным основанием к ограничению земельных прав заявителей.
При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли (статья 1 Кодекса).
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (статья 3 Кодекса).
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное (статья 217 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда имущественные отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения, - аналогия закона (статья 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В частности, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предусматривает порядок оформления выбора земельного участка и необходимость принятия исполнительным органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которое является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (статьи 30 пункт 5, 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (статья 36 Кодекса).
Согласно статье 28 Устава муниципального образования «Город Нижний Тагил» администрация города Нижний Тагил - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
К полномочиям Администрации города относятся создание условий для жилищного строительства и осуществление земельного контроля за использованием земель города (статья 29).
Постановлением администрации города Нижний Тагил от 28.09.2009 № 1696 в целях упорядочения полномочий органов и структурных подразделений Администрации города по предоставлению в собственность земельных участков, расположенных на территории города Нижний Тагил, утвержден Административный регламент по предоставлению в собственность земельных участков, расположенных на территории города Нижний Тагил.
Административный регламент определяет процедуру приема муниципальным учреждением «Центр земельного права» и структурными подразделениями Администрации города Нижний Тагил от заинтересованных лиц заявлений и иных документов, необходимых для предоставления в собственность земельных участков, расположенных на территории города Нижний Тагил, рассмотрения поступивших документов, их согласования и принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность либо отказе в таком предоставлении, а также заключения договоров купли-продажи земельных участков при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.
Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Сотрудник муниципального учреждения «Центр земельного права» осуществляет прием от заявителей документов, необходимых в соответствии с действующим законодательством для предоставления в собственность земельных участков гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений, в том числе:
- заявление установленного образца на имя Главы города Нижний Тагил;
- перечень документов, утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, строения, сооружения».
Заявление после регистрации в течение 3 рабочих дней сотрудником муниципального учреждения «Центр земельного права» передается в управление архитектуры и градостроительства Администрации города для подготовки проекта постановления Администрации города Нижний Тагил о предоставлении земельного участка в собственность. Подготовка документов составляет не более 1 месяца.
Если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления в муниципальное учреждение «Центр земельного права» утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации города в течение 7 календарных дней направляет в отдел землеустройства Администрации города для подготовки расчета выкупной цены и проекта договора купли-продажи земельного участка следующие документы:
- постановление (выписку из постановления) Администрации города Нижний Тагил о предоставлении земельного участка в собственность за плату;
- копию паспорта заявителя (ей);
- копию правоустанавливающих документов на здание, строение, сооружение;
- копию кадастрового паспорта земельного участка;
- при наличии доверенности на оформление прав на земельный участок - копию доверенности.
На основании расчета цены выкупа земельного участка в течение 14 календарных дней сотрудниками отдела землеустройства Администрации города составляется проект договора купли-продажи земельного участка.
Действие настоящего Регламента не распространяется на процедуру оформления права собственности граждан на земельные участки в части действия норм законодательства, устанавливающего оформление права на земельные участки в упрощенном порядке, исключающего подготовку ненормативного правового акта (постановления) Администрации города Нижний Тагил.
Согласно статье 36 Кодекса местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (статья 36 Кодекса).
Замена понятия «проект границ земельного участка» понятием «схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» в Земельном кодексе Российской Федерации (статья 36) произошла в связи с тем, что из Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» исключен один из видов землеустройства - территориальное землеустройство. В частности, из видов землеустроительной документации (статья 19 данного Федерального закона) исключены проекты территориального землеустройства (в том числе и проекты границ земельных участков).
Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена разработка нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или ведомственных нормативных актов по вопросам подготовки схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
Вместе с тем, в случаях, когда необходима разработка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, такая схема может быть разработана на основе одного из разделов кадастрового плана территории - плана (чертежа, схемы) земельных участков, расположенных в кадастровом квартале (Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.08.2008 № 11013-ИМ/Д23).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 33 Кодекса).
Решением Нижнетагильской городской Думы от 22.10.2009 № 77 установлены в границах города Нижний Тагил следующие предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта город Нижний Тагил - от 0,03 га до 0,25 га;
для индивидуального жилищного строительства в границах других населенных пунктов - от 0,06 га до 0,30 га.
Также установлен следующий максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности города Нижний Тагил:
в границах населенного пункта город Нижний Тагил для индивидуального жилищного строительства - 0,25 га;
в границах других населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства - 0,30 га.
Вышеприведенные нормы земельного законодательства на спорном этапе выбора и формирования земельного участка предусматривают обязанность администрации города Нижний Тагил как органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земель, государственная собственность на которые не разграничена, принять решение об образовании земельного участка по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, улица ... для целей индивидуального жилищного строительства, а также утвердить и выдать заявителям схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, что позволит выполнить работы по формированию спорного земельного участка.
В свою очередь, в целях сохранения городских земель, необходимых для решения вопросов местного значения, администрацией города Нижний Тагил может использоваться резервирование земель для муниципальных нужд в порядке, установленном статьей 70.1 Кодекса и определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561.
Те же нормы действующего законодательства, при отсутствии иного муниципального правового акта, не позволяют отнести формирование земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства к обязательствам органов местного самоуправления либо муниципального образования в целом.
Выполнение в отношении спорного земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка предполагает расходование денежных средств.
В соответствии со статьями 35, 36 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ (статья 35).
По договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы.
Цена подлежащих выполнению кадастровых работ определяется сторонами договора подряда на выполнение кадастровых работ путем составления твердой сметы (статья 36).
Администрация города Нижний Тагил имеет организационно-правовую форму муниципального учреждения и в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой.
Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также самостоятельности бюджетов бюджета (статья 28).
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий (статья 30).
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статья 31).
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (статья 86).
Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (статья 83).
Граждане не являются участниками бюджетного процесса (статья 152).
Исходя из вышеуказанных положений бюджетного и земельного законодательства, формирование спорного земельного участка (выполнение кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета) до установления иного порядка муниципальным правовым актом может осуществляться заявителями за свой счет.
Быков С.В. и Быкова Т.В. не возражают понести расходы, необходимые для формирования спорного земельного участка.
Таким образом, приостановление администрацией города Нижний Тагил рассмотрения заявления Быкова С.В. и Быковой Т.В. от 20.01.2010 (входящий номер ... от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении однократно бесплатно в собственность земельного участка до утверждения порядка действий органов местного самоуправления муниципального образования создает препятствия в реализации заявителями земельных прав и является незаконным (статья 36 Конституции Российской Федерации, статья 7 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).
В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 258 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Заявление Быкова С.В. и Быковой Т.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации города Нижний Тагил, выразившееся в приостановлении рассмотрения заявления Быкова С.В. и Быковой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ об однократном бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Обязать администрацию города Нижний Тагил устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Быкова С.В. и Быковой Т.В.:
принять решение об образовании земельного участка по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, улица ... для целей индивидуального жилищного строительства, а также утвердить и выдать заявителям схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в месячный срок;
рассмотреть заявление Быкова С.В. и Быковой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ (входящий номер ... от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении сформированного земельного участка в собственность в соответствии с пунктом 4 статьи 54-7 Закона Свердловской области от 04.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка.
В заявлении Быкову С.В. и Быковой Т.В. к администрации города Нижний Тагил о выполнении в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка отказать полностью.
Взыскать с администрации города Нижний Тагил в пользу Быковой Т.В. возмещение судебных расходов в сумме ... рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.
Судья А.А.Соловьев
Решение вступило в законную силу 28 сентября 2010 года.