2-165/2011 решение от 25.01.2011



№ 2-165/2011 годРЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Нижний Тагил 25 января2011 года

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновской Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Тагилстроевского района г.Н.Тагила Свердловской области Стафеевой Н.А.,

при секретаре Гусевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искупрокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Ряписовой Е.Ю. к Министерству финансов Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тагилстроевского района г.Н.Тагила Свердловской области обратился в суд в защиту прав Ряписовой Е.Ю. с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации МО «город Нижний Тагил», в котором просит:

- признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, выразившееся в не приобретении в 2010 году жилья лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - Ряписовой Е.Ю. с ее семьей (муж Р. и сын Р.),

возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность в срок 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в МО «город Нижний Тагил», для Ряписовой Е.Ю. с семьей (муж Р. и сын Р.), безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность МО «город Нижний Тагил» для целевого распределения его Ряписовой Е.Ю. с семьей (муж Р. и сын Р.),

- возложить на администрацию МО «город Нижний Тагил» обязанность оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей -Ряписовой Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с семьей из трех человек, включая мужа Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сына Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма.

В обоснование иска указал, что ходе прокурорской проверки о соблюдении жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выявлено, что в январе 2010 года администрация города Нижний Тагил направила в СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", являющегося получателем бюджетных средств от распределителя средств областного бюджета в целях приобретения жилья для детей сирот- Министерства строительства и архитектуры области, список на 364 лица, имеющих статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по г.Н.Тагилу по состоянию на 01.01.2010г., а в мае уточненный список о том, что из числа указанных лиц 90 человек уже достигли совершеннолетия. Однако в мае 2010г. Министерство общего и профессионального образования выделило для распределения в г.Н.Тагиле среди очередников указанной категории только 40 квартир, а 23.09.2010г. Приказом №110 "а" Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приняло решение о передаче администрации города Нижний Тагил для распределения среди очередников из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще 61 ком.квартир. Таким образом установлено, что в 2010г. жилье для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в г.Н.Тагиле и состоящих в очереди на предоставление жилья, приобреталось и распределялось в совершенно недостаточном объеме, чем длительное время нарушаются жилищные права социально незащищенных граждан. Ряписова Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заочным решением Пригородного районного суда Свердловской области от 30.03.2006 года З. в отношении дочери лишена родительских прав, отец З. умер ДД.ММ.ГГГГ. Ряписова (Зыкина) Е.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детскийдом № <адрес>. Постановлением главы администрации Горноуральского городского округа за №461 от 28.03.2006 года над ней установлено попечительство, попечителем назначена С. ДД.ММ.ГГГГ Зыкина Е.Ю. зарегистрировала брак с Р., имеет совместного ребенка- Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Ряписова Е.Ю. обучается в .... В связи с тем, что училище не имеет на балансе общежития, то она с семьей в составе трех человек проживают по адресу: <адрес>. Ряписова Е.Ю. регистрации в г.Н.Тагиле не имеет. В связи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста 18 лет Постановлением главы г.Н.Тагила №358 от 24.02.2010 она с семьей в составе трех человек, включая мужа исына, приняты на учет нуждающихся по льготному списку в качестве нуждающихся в жилом помещении (по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).

До настоящего времени Ряписовой Е.Ю. с семьей из трех человек, включая мужа Р. и сына Р., жилое помещение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области не приобретено и по договору социального найма администрацией МО "г.Н.Тагил" не предоставлено.

Смена фамилии Зыкина на Ряписову подтверждается свидетельством о заключении брака ... №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС Ленинского района г.Н.Тагила Свердловской области (л.д.20).

Определением о подготовке дела к судебному разбирательству от 20 декабря 2010 года судом привлечены к участию в деле в качестве соответчика Министерство финансов Свердловской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», ТОИОГВ Свердловской области УСЗН МСЗН по Пригородному району Свердловской области.

Истица Ряписова Е.Ю., надлежащим образом и своевременно извещенная о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, ходатайство об отложении судебного разбирательства по делу не заявила.

В судебном заседаниистарший помощник прокурора Тагилстроевского района г.Н.Тагила Свердловской области Стафеева Н.А. основание и предмет исковых требований поддержала полностью. Дополнений не имела.

Ответчик- Администрация МО «город Нижний Тагил» в лице своего представителя, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суд не уведомил ходатайств об отложении разбирательства по делу не заявил.

Ответчик- Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв на исковое заявление от 30 декабря 2010г. №П-01-5971, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, указало, что возражает против заявленных исковых требований по следующим основаниям. Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 по 2015 годы, а ее реализации позволит приобретать не менее 400 жилых помещений ежегодно для указанной категории лиц. Заказчиком - координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, заказчиком - исполнителем Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей - сирот жилыми помещениями.

На сегодняшний день разработан и находится на согласовании проект постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному проекту постановления, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей - сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей -сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей- сирот, нуждающихся в жилье, в 2011 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям - сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям - сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. В связи с вышеизложенным просит отказать в иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, так как обеспечение жильем Ряписовой Е.Ю., при условии постановки ее на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств.

Соответчик- Министерство финансов Свердловской области,надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявлении, в котором указал, что просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. В обоснование своей позиции по делу указал что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утв.Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010г. №1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами
областного бюджета.

В функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства.

Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам.

Согласно ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от
21.12.1996г. №159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не
имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в
образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст.5 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закону Свердловской области от 26.11.2010г. №100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» в 2011 году эта сумма составляет 350 000 руб.

Также во исполнение указанных выше норм Правительством Свердловской области ежегодно утверждается Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот за счет средств областного бюджета (в 2010 году указанный Порядок утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 г. № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета»).

Согласно указанному выше Порядку, Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (далее - Фонд) заключает государственный контракт на долевое строительство (приобретение) жилья для граждан из числа детей-сирот.

Затем жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета, поступают в государственную казну Свердловской области.

На основании приказа министра строительства и архитектуры Свердловской области, построенные (приобретенные) жилые помещения распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность.

На этом деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области заканчивается.

Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для внеочередников должны быть совершены органами местного самоуправления.

К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, заселение данных жилых помещений.

Функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, с 01.01.2010 года, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. №1631-ГШ, Законом Свердловской области от 26.11.2010. № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, поскольку данное полномочие не входит в его компетенцию.

Представитель третьего лица- Правительства Свердловской области, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушании дела, в судебное заседание не явился, направил по факсу ходатайство о рассмотрении дела без его участия, указал, что гласно ст.8 Федерального закона от 21Л 2.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети» оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом Закон № 159-ФЗ предусматривает обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, но не содержит обязанность по обеспечению членов семьи данной категории лиц. Такая позиция подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 07.04.2010 года № 44-Г10-9.

Правительство Свердловской области, в соответствии с действующим законодательством в данной сфере обеспечивает, составление проекта областного бюджета, где бюджетные ассигнования на обеспечение данной категории граждан предусмотрены и на 2011 год, и представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год (ст. 13 Областного закона от 04.11.1995г. № 31-03 «О Правительстве Свердловской области»), а также, принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты.

В целях обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, в начале каждого календарного года Правительством Свердловской области утверждается порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Порядок обеспечения указанной категории лиц утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. № 646-ПП, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления. Данные жилые помещения строятся за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно передаются в собственность органов местного самоуправления.

Таким образом, для установления права на обеспечение жилым помещением на основании Закона № 159-ФЗ необходимо, чтобы гражданин относился к установленной категории и не имел закрепленного жилого помещения, а обеспечение жильем с учетом членов семьи данным Законом не предусмотрено.

Представитель третьего лица- ТОИОГВ Свердловской области УСЗН МСЗН по Пригородному району Свердловской области, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушании дела, в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица- СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушании дела, в судебное заседание не явился. В своем письменной отзыве на исковое заявление просил рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие в соответствии с гражданско- процессуальным законодательством РФ. Также указал, что в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

В целях реализации меры социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. №646-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета».

Данный порядок незаконным не признан, соответственно, подлежит применению к возникшим правоотношениям.

Считает, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку порядком не предусмотрено обязанности Министерства строительства и архитектуры Свердловской области по приобретению жилых помещений непосредственно конкретным лицам напрямую, распределение жилых помещений производится в отношении уже построенных или приобретенных жилых помещений в установленном порядке. Министерством строительства и архитектуры Свердловской области, во исполнение указанного Порядка, в 2010 году были направлены предусмотренные областным бюджетом средства. Правовых оснований для направления Министерством строительства и архитектуры Свердловской области денежных средств, сверх указанной суммы, нет и быть не может. Министерство строительства и архитектуры Свердловской области является уполномоченным органом по распоряжению только указанной конкретной суммой, предусмотренной областным бюджетом на 2010 год. Следовательно, исковые требования прокурора о признании незаконными бездействия Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, приобретении жилого помещения конкретно Ряписовой Е.Ю.незаконны и невыполнимы. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в рамках выделенных денежных средств в 2010 г. было приобретено шесть квартир на вторичном рынке для указанной категории граждан г. Н.Тагила, которые в настоящее время уже распределены.

Указанный Порядок, на котором истец обосновывает свои исковые требования к ответчикам, имеет срочный характер - принят на 2010 год и только в отношении конкретной суммы областного бюджета, в отношении которой лица, на которых Порядком возложены обязательства, свои обязательства исполнили в полном объеме. Никакими иными нормативными актами на ответчиков не были возложены какие-либо обязательства по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. На момент предъявления искового заявления и рассмотрения настоящего гражданского дела в суде, нормативных актов, возлагающих обязанности на ответчиков по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году не приняты.

Решение суда с момента вступления его в законную силу является обязательным для исполнения, соответственно, в случае удовлетворения заявленных исковых требований предоставление Ряписовой Е.Ю.жилого помещения будет противоречить установленному постановлением Правительства Свердловской области Порядку и может поставить под угрозу обеспечение жилыми помещениями иных лиц той же социальной категории с нарушением их прав.

Заслушав старшего помощника прокурора Тагилстроевского района г.Н.Тагила Свердловской области Стафееву Н.А., исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

На основании ч.1 ст.38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно частям 1, 3 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частями 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, разработан во исполнение Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года № 96-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» и Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 года № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования», в целях реализации меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с указанным Порядком меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета согласно Закону в соответствии с ведомственной структурой расходов (п. 2).

Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных дляобеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п.3).

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 4).

Средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п. 5).

Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений (п. 6).

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8).

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области (п. 9).

Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади (п. 10).

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложения к настоящему порядку (п.11).

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Заочным решением Пригородного районного суда Свердловской области от 30.03.2006 года З. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Зыкиной Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.15 оборот).

Отец истицы Ряписовой Е.Ю.(добрачная фамилия Зыкина)- З. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается повторным свидетельством о смерти, выданным ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС администрации Демидовского района Смоленской области (л.д.17).

Согласно постановления Администрации Горноуральского городского округа от 28 марта 2006 года №461 (л.д.18) установлено попечительство и назначен попечителем над несовершеннолетней Зыкиной Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С., несовершеннолетняя Зыкина Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выведена из списочного состава МОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом № <адрес>.

Из удостоверения №419 (л.д.19) следует, что С. является опекуном и попечителем над несовершеннолетней Зыкиной Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

При передаче Ряписовой Е.Ю. (добрачная фамилия Зыкина) под опеку С. жилая площадь за ней не закреплялась, регистрации по месту жительства в г.Н.Тагиле не имеет.

Как следует из справки ГОУ начального профессионального образования ... г.Н.Тагила от 18 ноября 2010 года №395 (л.д.22) Ряписова Е.Ю. действительно обучается в ... по профессии «...» на ... курсе, срок обучения 3 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ форма обучения ..., приказ о зачислении № от ДД.ММ.ГГГГ.

Из сообщения Администрации города Нижний Тагил от 03 ноября 2010 года №17-01-5478 (л.д.23) усматривается, что постановлением Администрации города Нижний Тагил от 24 февраля 2010 года №358 «Об утверждении предложений комиссии по жилищным вопросам при Главы города» она с семьей из трех человек (муж Р., сын Р.) приняты по месту жительства на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, включены в список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по г.Н.Тагилу. Номер очереди установлен будет по состоянию на 01 февраля 2011года.

Поскольку судом установлено, что Ряписова Е.Ю. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, в силу вышеприведенных норм права она имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по городу Нижний Тагил; список передан в соответствующее учреждение в целях распределения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, чем нарушены гарантированные государством права на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.

Вместе с тем, суд находит необоснованными требования прокурора о возложении обязанности по обеспечению Ряписовой Е.Ю. жилой площадью с учетом членов семьи мужа Р. и сына Р.

Норма, закрепленная в п.2 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает необходимость внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также направлен на оказание целевой поддержки именно указанным категориям социально незащищенных граждан. Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда РФ № 3-Впр09-3 от 08.07.2009. С учетом этого возложение обязанности по предоставлению Ряписовой Е.Ю.жилого помещения на состав семьи из трех человек, включая жену и несовершеннолетнего ребенка, не может быть признано обоснованным.

Как следует из буквального толкования ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане данной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности и обеспечиваются жильем вне очереди. Таким образом, законом право детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены также не лишены права защитить свои права в судебном порядке.

Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленным федеральным законом (ст.210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Ряписовой Е.Ю. удовлетворить частично.

Признать бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего в 2010 году жилье для лица из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей- Ряписовой Е.Ю. незаконным.

Во исполнение Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области совершить действия за счет средств областного бюджета Свердловской области по приобретению на территории города Нижний Тагил Свердловской области жилого помещения для Ряписовой Е.Ю. не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией Муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области.

Распределить построенное (приобретенное) жилое помещение Ряписовой Е.Ю.; безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в собственность Муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для предоставления его по договору социального найма Ряписовой Е.Ю..

На администрацию города Нижний Тагил возложить обязанность со дня передачи жилого помещения, приобретенного для Ряписовой Е.Ю., произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещения и заключить с Ряписовой Е.Ю. договор социального найма жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 25 февраля 2011 года.

Судья- /подпись/

Копия верна. Судья- Е.В. Блиновская