ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Нижний Тагил 25 января 2011 года
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновской Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Н.Тагила Свердловской области Масленникова В.А.,
при секретаре Гусевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурораЛенинскогорайона города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Анточ М.И. Министерству финансов Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Н.Тагила Свердловской области обратился в суд в защиту прав Анточ М.И. с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации МО «город Нижний Тагил», в котором просит:
- признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, выразившееся в не приобретении в 2010 году жилья лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей- Анточ М.И.;
- возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность в срок 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в МО «город Нижний Тагил», для Анточ М.И., безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность МО «город Нижний Тагил» для целевого распределения его Анточ М.И.;
- возложить на администрацию МО «город Нижний Тагил» обязанность оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей -Анточ М.И., по договору социального найма.
В обоснование иска указал, чтоходе прокурорской проверки о соблюдении жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выявлено, что в январе 2010 года администрация города Нижний Тагил направила в СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", являющегося получателем бюджетных средств от распределителя средств областного бюджета в целях приобретения жилья для детей сирот- Министерства строительства и архитектуры области, список на 364 лица, имеющих статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по г.Н.Тагилу по состоянию на 01.01.2010г., а в мае уточненный список о том, что из числа указанных лиц 90 человек уже достигли совершеннолетия. Однако в мае 2010г. Министерство общего и профессионального образования выделило для распределения в г.Н.Тагиле среди очередников указанной категории только 40 квартир, а 23.09.2010г. Приказом №110 "а" Министерствостроительства и архитектуры Свердловской области приняло решение о передаче администрации города Нижний Тагил для распределения среди очередников из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще 61 ком.квартир. Таким образом установлено, что в 2010г. жилье для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в г.Н.Тагиле и состоящих в очереди на предоставление жилья, приобреталось и распределялось в совершенно недостаточном объеме, чем длительное время нарушаются жилищные права социально незащищенных граждан. Анточ М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы администрации Дзержинского района г.Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ она была определена в детский дом. Решением Первоуральского городского суда от 04.02.2003г. ее мать А. была ограничена в родительских правах, а отец лишен родительских прав решением Сысольского районного суда республики Коми от 30.01.2003г. Внастоящее время Анточ М.И. проживает в общежитии по <адрес> в комнате, площадью ... кв.м. Всвязи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста 18 лет постановлением Главы города Нижний Тагил от14.07.2008г. №568она принята на учет нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма по льготному списку.
До настоящего времениАнточ М.И. жилое помещение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области не приобретено и по договору социального найма администрацией МО «город Нижний Тагил» не предоставлено.
Определением о подготовке дела к судебному разбирательству от 26 октября 2010 года судом привлечены к участию в деле в качестве соответчика Министерство финансов Свердловской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», ТОИОГВ Свердловской области УСЗН МСЗН по Ленинскому району Свердловской области.
ИстецАнточ М.И., надлежащим образом и своевременно извещенная о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело без ее участия, указав, что иск полностью поддерживает (л.д.25).
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Н.Тагила Свердловской области Масленников В.А. основание и предмет исковых требований поддержал полностью. Дополнений не имел.
Ответчик- Администрация МО «город Нижний Тагил», в лице своего представителя, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении разбирательства по делу не заявил.
Ответчик- Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв на исковое заявление от30 декабря 2010г. №П-01м-5973, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, указав, что возражает против заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010г. №1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей- сирот детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 по 2015 годы, а ее реализация позволит приобретать не менее 400 жилых помещений ежегодно для указанной категории лиц. Заказчиком- координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, заказчиком- исполнителем Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей- сирот жилыми помещениями.
На сегодняшний день разработан и находится на согласовании проект постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному проекту постановления, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей - сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей -сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей- сирот, нуждающихся в жилье, в 2011 году должны формироваться органами местного самоуправлениямуниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям - сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям - сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. В связи с вышеизложенным просит в иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области отказать, так как обеспечение жильем Анточ М.И. при условии постановки ее на учет в администрации муниципального образования будет произведено и без судебного решения в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств.
Соответчик- Министерство финансов Свердловской области,надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление от 24.01.2011г. №13-12-53, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В обоснование своей позиции по делу указал, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утв.Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010г. №1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета.
В функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства.
Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам.
Согласно ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от
21.12.1996г. №159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не
имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в
образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст.5 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закона Свердловской области от 26.11.2010г. №100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» в 2011 году эта сумма составляет 350 000 тыс. руб.
Также во исполнение указанных выше норм Правительством Свердловской области ежегодно утверждается Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот за счет средств областного бюджета (в 2010 году указанный Порядок утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 г. № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета»).
Согласно указанному выше Порядку, Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (далее - Фонд) заключает государственный контракт на долевое строительство (приобретение) жилья для граждан из числа детей-сирот.
Затем жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета, поступают в государственную казну Свердловской области.
На основании приказа министра строительства и архитектуры Свердловской области, построенные (приобретенные) жилые помещения распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность.
На этом деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области заканчивается.
Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для внеочередников должны быть совершены органами местного самоуправления.
К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, заселение данных жилых помещений.
Функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, с 01.01.2010 года, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. №1631-ГШ, Законом Свердловской области от 26.11.2010. № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, поскольку данное полномочие не входит в его компетенцию.
Представитель третьего лица- Правительства Свердловской области, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении разбирательства по делу не заявил.
Представитель третьего лица- ТОИОГВ Свердловской области УСЗН МСЗН по Ленинскому району Свердловской области, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о проведении судебного заседания в свое отсутствие(л.д.54).
Представитель третьего лица- СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие своего представителя, указал, что согласно абз.2 п.1 ст.8 ФФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети» оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения закреплены в п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ.
В целях реализации меры социальной поддержки детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. №646-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета», которым не предусмотрено обязанности Министерства строительства и архитектуры Свердловской области по приобретению жилых помещений производится уже в отношении построенных или приобретенных жилых помещений в установленном порядке.
Данный порядок незаконным не признан, соответственно, подлежит применению к возникшим правоотношениям.
Считает, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку порядком не предусмотрено обязанности Министерства строительства и архитектуры Свердловской области по приобретению жилых помещений непосредственно конкретным лицам напрямую, распределение жилых помещений производится в отношении уже построенных или приобретенных жилых помещений в установленном порядке.
В целях реализации Постановления Правительства Свердловской области №646-ПП от 20.04.2010г. «Об утверждении порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в рамках выделенных денежных средств в 2010г. Было приобретено шесть квартир на вторичном рынке для указанной категории граждан г.Н.Тагила, которые в настоящее время уже распределены, на 2011 год план распределения уже утвержден. В настоящее время в списках на внеочередное получение жилья в муниципальных образованиях на территории Свердловской области состоит более 5 566 человек, из них у более 2 744 человек уже возникло право на внеочередное получение жилого помещения (достижение 18-летнего возраста). Согласно списка детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и достигших 18-летнего возраста по г.Н.Тагилу по состоянию на 11.11.2010г. в г.Н.Тагиле 367 граждан указанной социальной категории нуждаются в предоставлении жилого помещения, Анточ М.И. состоит под номером 34 в указанном списке. В случае удовлетворения заявленных исковых требований предоставление Анточ М.И. жилого помещения будет противоречить установленному Правительством Свердловской области Порядку и может поставить под угрозу обеспечение жилыми помещениями иных лиц той же социальной категории с нарушением их прав. Нарушений прав Анточ М.И. нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Заслушав старшего помощника прокурора Ленинского района г.Н.Тагила Свердловской области Масленникова В.А., исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч.1 ст.38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно частям 1, 3 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов всоответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частями 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.
Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, разработан во исполнение Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года № 96-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» и Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 года № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования», в целях реализации меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с указанным Порядком меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета согласно Закону в соответствии с ведомственной структурой расходов (п. 2).
Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п.3).
Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 4).
Средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п. 5).
Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений (п. 6).
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8).
Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области (п. 9).
Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади (п. 10).
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложения к настоящему порядку (п.11).
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.
Судом установлено, что заочным решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 04 февраля 2003 года мать истицы- А. ограничена в родительских правах (л.д.26). Решение суда вступило в законную силу 17 февраля 2003 года.
Решением Сысольского районного суда Республики Коми от 30 января 2003 года отец истицы- А. лишен родительских прав (л.д.27). Решение суда вступило в законную силу 10 февраля 2003 года.
Постановлением Главы администрации Дзержинского района от18.11.1993г. №420 (л.д.15) несовершеннолетняя Анточ М.И. определена в детский дом за счет средств отца.
Согласно справки МОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированного (коррекционного) Детского дома № ... №778 от 26 мая 2003 года (л.д.16) Анточ М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является воспитанницей- выпускницей ... детского дома №, которая с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ находилась на полном государственном обеспечении.
Анточ М.И. обратилось к Главе муниципального образования «город Нижний Тагил»Диденко с заявлением о принятии на учет в качественуждающейся в предоставляемой по договору социальногонайма жилом помещениимуниципального жилищного фонда, в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма и с учетом льготы- ребенок, оставшийся без попечения родителей (л.д.10).
Отсутствие у Анточ М.И.в собственности жилого помещения также подтверждается сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области от 17 января 2008 года 02/013/2008-371 (л.д.19), копией справки СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области филиал «Нижнетагильское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» №8-195 от 24 января 2008 года (л.д.20).
Согласно выписки из Постановления Главы города Нижний Тагил Свердловской области от 14.07.2008г. №568 (л.д.9) Анточ М.И. относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Зарегистрирована в общежитии по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>, принята на учет по месту жительства на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Кроме того, Анточ М.И.включена в список детей- сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил. По состоянию на 11 ноября 2010 года Анточ М.И.значится в списке под №34.
Принимая во внимание, чтоАнточ М.И.относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, и за ней отсутствует закрепленноежилое помещение, в силу вышеприведенных норм права она имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по городу Нижнему Тагилу Свердловской области, но до настоящего времени Анточ М.И.жилым помещением не обеспечен, в связи с чем суд считает, что имеет место нарушение гарантированных государством правАнточ М.И.на внеочередное обеспечение жилой площадью, как мер социальной поддержки.
Согласно статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Анточ М.И. удовлетворить.
Признать бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, выразившееся в не приобретении в 2010 году жильядля лица из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей-Анточ М.И., незаконным.
Во исполнение Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрестиза счет средств областного бюджета Свердловской области на территории города Нижний Тагил Свердловской области жилое помещение для Анточ М.И. не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией Муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области; распределить приобретенное жилое помещение Анточ М.И.; безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в собственность Муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для предоставления его по договору социального найма Анточ М.И..
Обязать АдминистрациюМуниципального образования «город Нижний Тагил» оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное ей Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение Анточ М.И., как лицу из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подоговору социального найма.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 февраля 2011 года.
Судья-
Е.В. Блиновская