ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Нижний Тагил 20 января2011 года
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновской Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора Пригородного района г.Н.Тагила Свердловской области Парадеева Е.Ю.,
истца Шкляева В.Ю.,
при секретаре Гусевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурораПригородного района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Шкляева В.Ю. к Министерству финансов Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Горноуральского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пригородного района г.Н.Тагила Свердловской области обратился в суд в защиту правШкляева В.Ю.с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Горноуральского городского округа Свердловской области, в котором просит:
- возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления- администрацией Горноуральского городского округа Свердловской области, распределить приобретенное жилое помещение Шкляеву В.Ю.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения,и безвозмездно предать приобретенное и распределенное Шкляеву В.Ю. жилое помещение в муниципальную собственность Горноуральского городского округа Свердловской области,
- возложить на администрацию Горноуральского городского округа Свердловской области обязанность предоставить переданное Шкляеву В.Ю.жилое помещение ему по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что ходе прокурорской проверки о соблюдении жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выявлено, что Шкляев В.Ю., ДД.ММ.ГГГГг.р., зарегистрированный в <адрес>, проживающий в г.Н.Тагил, по <адрес>, является ребенком, оставшимся без попечения родителей.
После лишения его матери Ш., 27.01.1999г.Пригородным районным судом Свердловской области родительских прав постановлением №6 от ДД.ММ.ГГГГ. главыБашкарской территориальной администрации МО «Пригородный район» ему был назначен опекун и закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> ... квартира в двухэтажном доме.
Согласно акта обследования жилищно-бытовых условий от 27.01.2005г., составленного комиссией Башкарской территориальной администрации, <адрес> находится в аварийном состоянии, отсутствуют внутренние перегородки, крыша, пол, оконные и дверные блоки, отопление, водоснабжение, канализация, в квартирах дома никто не проживает. По результатам обследования сделан вывод о непригодности квартиры № для проживания, постановке Шкляева В.Ю. на очередь для получения жилья.
На основании заявления опекуна Шкляева В.Ю. В. от ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Башкарской территориальной администрации МО «Пригородный район» Шкляев В.Ю. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Его документы для получения жилья находятся в управлении по жилищно-коммунальной политике администрации Горноуральского городского округа.
После возвращения из рядов вооруженных сил ДД.ММ.ГГГГ Шкляев В.Ю. был вынужден проживать в квартире своего бывшего опекуна В. в г.Н.Тагиле, по <адрес>, так как собственного жилья он не имеет, что подтверждено справками из БТИ и УФРС.
В 2010г. администрация Горноуральского городского округа Свердловской области направила в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства»- являющееся получателем бюджетных средств от распорядителя средств областного бюджета в целях приобретения жилья для детей сирот- Министерства строительства и архитектуры области, список на лиц, имеющих статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по Горноуральскому городскому округу состоящих в очереди на предоставление жилья, в том числе и в отношении Шкляева В.Ю., однако жилье в 2010г. им не приобреталось и не распределялось, чем длительное время нарушаются жилищные права социально незащищенных граждан.
До настоящего времени Шкляеву В.Ю. жилое помещение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области не приобретено и по договору социального найма администрацией Горноуральского городского округа не предоставлено.
Определением о подготовке дела к судебному разбирательству от01 ноября 2010 года судом привлечены к участию в деле в качестветретьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, ТОИОГВ Свердловской области УСЗН МСЗН по Тагилстроевскому району Свердловской области.
Определением суда от 30 ноября 2010 года судом произведена замена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета сора, ТОИОГВ Свердловской области УСЗН МСЗН СО по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил на ТОИОГВ Свердловской области УСЗН МСЗН СО по Пригородному району Свердловской области.
Определением суда от 24 декабря 2010 года с согласия истца изменено процессуальное положение третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Свердловской области, с третьего лица на соответчика. По инициативе суда привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».
Истец Шкляев В.Ю.в судебном заседании предмет и основание исковых требований заявленных в его интересах прокурором Пригородного района, поддержал, суду пояснил, что после лишения матери ДД.ММ.ГГГГ родительских прав за ним закреплялось жилье по месту регистрации: ... квартира в двухэтажном доме в <адрес>. В настоящее время квартира непригодна для проживания: у дома нет крыши, во всех квартирах дома нет окон, дверей, пола. Дом практически разрушен. Постановлением Главы администрации он был поставлен на очередь для получения жилья. Его документы находятся в жилищном отделе администрации Горноуральского городского округа, однако жилье ему длительное время не предоставлялось. Вернулся из рядов вооруженный сил он ДД.ММ.ГГГГ и вынужден проживать в настоящее время в квартире своего бывшего опекуна В. по адресу: г.Н.Тагил <адрес>, так как собственного жилья он не имеет.
В судебном заседании старший помощник прокурора Пригородного района г.Н.Тагила Свердловской области Парадеев Е.Ю. основание и предмет исковых требований поддержал полностью. Дополнений не имел.
Ответчик-АдминистрацияГорноуральского городского округа Свердловской области в лице своего представителя, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление, указав, что обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильем, вытекающие из статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", возложены на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.
На основании Постановления Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года №646-ПП "Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета" уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Функции органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области заключаются в предоставлении в месячный срок после получения запроса в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам и список детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, по установленным формам.
Свои обязательства МО Горноуральский городской округ выполнило. Вопрос выделения жилья стоит в его приобретении (выделении субсидий) за счет средств областного бюджета. Возможности выделить жилье за счет средств бюджета Горноуральского городского округа нет.
Ответчик- Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв на исковое заявление от 13 октября 2010г. №П-01-5458, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, указало, что возражает против заявленных исковых требований по следующим основаниям. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области с 2010 года Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей- сирот жилыми помещениями. Согласно закона об Областном бюджете на текущий год на приобретение жилья для детей- сирот выделено 381 894 тыс. руб., из них 40 024 тыс. руб. из федерального бюджета.
На сегодняшний день разработан и находится на согласовании проект постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному проекту постановления, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей - сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей -сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей- сирот, нуждающихся в жилье, в 2011 году должны формироваться органами местного самоуправлениямуниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям - сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям - сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. В связи с вышеизложенным просит отказать в иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, так как обеспечение жильем Шкляева В.Ю., при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств.
Соответчик- Министерство финансов Свердловской области,надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявлении, в котором указал, что просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. В обоснование своей позиции по делу указал что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утв.Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010г. №1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами
областного бюджета.
В функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства.
Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам.
Согласно ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от
21.12.1996г. №159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не
имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в
образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст.5 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закону Свердловской области от 26.11.2010г. №100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» в 2011 году эта сумма составляет 350 000 руб.
Также во исполнение указанных выше норм Правительством Свердловской области ежегодно утверждается Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот за счет средств областного бюджета (в 2010 году указанный Порядок утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 г. № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета»).
Согласно указанному выше Порядку, Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (далее - Фонд) заключает государственный контракт на долевое строительство (приобретение) жилья для граждан из числа детей-сирот.
Затем жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета, поступают в государственную казну Свердловской области.
На основании приказа министра строительства и архитектуры Свердловской области, построенные (приобретенные) жилые помещения распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность.
На этом деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области заканчивается.
Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для внеочередников должны быть совершены органами местного самоуправления.
К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, заселение данных жилых помещений.
Функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, с 01.01.2010 года, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. №1631-ГШ, Законом Свердловской области от 26.11.2010. № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, поскольку данное полномочие не входит в его компетенцию.
Третье лицо- Правительство Свердловской области в лице своего представителя, надлежащим образом и своевременно извещенное о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явилось, об уважительных причинах неявки суд не уведомило, ходатайств об отложении разбирательства по делу не заявило.
Представитель третьего лица- ТОИОГВ Свердловской области УСЗН МСЗН поПригородному району Свердловской области, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушании дела, в судебное заседание не явился, в телефонограмме от 20 января 2011 года просил рассмотреть дело в его отсутствие и принять решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица- СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушании дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.
Заслушав истца Шкляева В.Ю., старшего помощника прокурора Пригородного района г.Н.Тагила Свердловской области Парадеева Е.Ю., исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч.1 ст.38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно частям 1, 3 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частями 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.
Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, разработан во исполнение Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года № 96-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» и Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 года № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования», в целях реализации меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с указанным Порядком меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета согласно Закону в соответствии с ведомственной структурой расходов (п. 2).
Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п.3).
Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 4).
Средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п. 5).
Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений (п. 6).
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8).
Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области (п. 9).
Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади (п. 10).
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложения к настоящему порядку (п.11).
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.
Мать истца Ш. решением Пригородного районного суда Свердловской области от 27 января 1999 года лишена родительских прав (л.д.13). Решение вступило в законную силу 09 февраля 1999 года. Отца у Шкляева В.Ю. юридически нет.
Согласно постановления Главы Муниципального образования «Пригородный район» от ДД.ММ.ГГГГ №6 (л.д.14) несовершеннолетнему Шкляеву В.Ю. назначены опекуны П. и В. За Шкляевым В.Ю. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.
Из акта обследования жилищно- бытовых условий трудящихся от 27 января 2005 года (л.д.15) усматривается, что дом под № по <адрес> находится в аварийном состоянии, разрушен, в нем никто не проживает. Дом восстановлению не подлежит, разобраны стены, внутренние перегородки, нет полов, оконных и дверных блоков, водоснабжения, отопления и канализации.
Согласно Постановления Муниципального образования «Пригородный район» Башкарской территориальной администрации от 28 января 2005 года №2 (л.д.18) Шкляев В.Ю. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В списке детей- сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в списке нуждающихся в получении жилья по территориальным администрациям администрации Горноуральского городского округа на 01 ноября 2010 года Шкляев В.Ю. значится под №11.
Шкляев В.Ю. в период с ... года по ДД.ММ.ГГГГ служил в армии.
Из положений абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ следует, что гарантируемая названным в этом абзаце лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения возраста 23 лет.
В то же время, по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Сторонами не оспаривается, что до настоящего времени жильем в рамках программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета истец не обеспечен.
Принимая во внимание, что Шкляев В.Ю. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленное за ним жилое помещение находится в аварийном состоянии, в силу вышеприведенных норм права он имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по Горноуральскому городскому округу Свердловской области, но до настоящего времени Шкляев В.Ю. жилым помещением не обеспечен, суд считает, что имеет место нарушение гарантированных государством права Шкляева В.Ю. на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Пригородного района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Шкляева В.Ю. удовлетворить.
Во исполнение Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области совершить действия за счет средств областного бюджета Свердловской области по приобретению на территории Горноуральского городского округа Свердловской области жилого помещения для Шкляева В.Ю. не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией Горноуральского городского округа Свердловской области; распределить приобретенное жилое помещение Шкляеву В.Ю.; безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность Горноуральского городского округа Свердловской области для предоставления его по договору социального найма Шкляеву В.Ю..
На Администрацию Горноуральского городского округа Свердловской области возложить обязанность со дня передачи жилого помещения, приобретенного для Шкляева В.Ю.,произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещения и заключить со Шкляевым В.Ю. договор социального найма жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 февраля 2011 года.
Судья- /подпись/
Копия верна. Судья- Е.В. Блиновская