2-30/2011 решение от 20.01.2011



№ 2-30/2011 годРЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Нижний Тагил 20 января 2011 года

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновской Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Н.Тагила Свердловской области Масленникова В.А.,

при секретаре Гусевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Юшковой О.А. к Министерству финансов Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Н.Тагила Свердловской области обратился в суд в защиту правЮшковой О.А. с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации МО «город Нижний Тагил», в котором просит:

- признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, выразившееся в не приобретении в 2010 году жилья лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей- Юшковой О.А.;

- возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность в срок 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в МО «город Нижний Тагил», дляЮшковой О.А., безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность МО «город Нижний Тагил» для целевого распределения его Юшковой О.А.;

- возложить на администрацию МО «город Нижний Тагил» обязанность оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - Юшковой О.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, по договору социального найма.

В обоснование иска указал, чтов ходе прокурорской проверки о соблюдении жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выявлено, что в январе 2010 года администрация города Нижний Тагил направила в СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", являющегося получателем бюджетных средств от распределителя средств областного бюджета в целях приобретения жилья для детей сирот- Министерства строительства и архитектуры области, список на 364 лица, имеющих статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по г.Н.Тагилу по состоянию на 01.01.2010г., а в мае уточненный список о том, что из числа указанных лиц 90 человек уже достигли совершеннолетия. Однако в мае 2010г. Министерство общего и профессионального образования выделило для распределения в г.Н.Тагиле среди очередников указанной категории только 40 квартир, а 23.09.2010г. Приказом №110 "а" Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приняло решение о передаче администрации города Нижний Тагил для распределения среди очередников из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще 61 ком.квартир. Таким образом установлено, что в 2010г. жилье для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в г.Н.Тагиле и состоящих в очереди на предоставление жилья, приобреталось и распределялось в совершенно недостаточном объеме, чем длительное время нарушаются жилищные права социально незащищенных граждан. Юшкова О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относитсяк лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.30.05.2000г. ее матьТитова Т.А. и отец ФИО6 лишены родительских прав решением Тагилстроевского районного суда г.Н.Тагила. Юшкова О.А. воспитывалась в Нижнетагильском детском доме №, а затем проходила обучение в ПУ № и ... техникуме, проживая в это время на полном гособеспечении в их общежитиях. В связи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста 18 лет Постановлением Главы г.Н.Тагила от 11 июня 2008 года №486 она поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в льготный список (по категории дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей). До настоящего времениЮшковой О.А. жилое помещение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области не приобретено и по договору социального найма администрацией МО «город Нижний Тагил» не предоставлено.

Определением о подготовке дела к судебному разбирательству от26 октября 2010 года судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,Правительство Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, ТОИОГВ Свердловской области УСЗН МСЗН по Тагилстроевскому району Свердловской области.

Определением суда от20 декабря 2010 года с согласия прокурора изменено процессуальное положение третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Свердловской области на соответчика. По инициативе суда привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Истица Юшкова О.А., надлежащим образом и своевременно извещенная о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело без ее участия, указав, что иск полностью поддерживает (л.д.50).

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Н.Тагила Свердловской области Масленников В.А. основание и предмет исковых требований поддержал полностью. Дополнений не имел.

Ответчик- Администрация МО «город Нижний Тагил» в лице своего представителя, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении разбирательства по делу не заявил, направил в суд возражения на иск, указав, что заявленные требования не могут быть удовлетворены по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.8 закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение истца жилым помещением относится к государственным полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ. Указанное полномочие (социальная поддержка детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), осуществляемое самостоятельно за счет средств областного бюджета, закреплено и в подпункте 24 пункта 2 статьи 26.3 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999г. №184-ФЗ. Полномочия по предоставлению дополнительных гарантий истцу, в том числе по предоставлению жилого помещения жилищного фонда Свердловской области осуществляются органами исполнительной власти Свердловской области самостоятельно. Согласно п.3 Постановления Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. №646-ПП уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот является орган исполнительной власти Свердловской области- Министерство строительства и архитектуры. Указанный орган и должен являться ответчиком по заявленным требованиям, так как вне зависимости от утвержденного подзаконным актом прядка в соответствии с Законом осуществляет соответствующие государственные полномочия по обеспечению жильем категории детей- сирот. В соответствии с Жилищным кодексом и законом Свердловской области от 20.02.2006г. №3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» на органы местного самоуправления возложены только обязанности по ведению учета детей- сирот, составления списков граждан, состоящих на учете, и направление этих списков в уполномоченный орган исполнительной власти Свердловской области.

Иных обязанностей на органы местного самоуправления федеральными или областными законами не возложено. Даже Постановление Правительства Свердловской области от 20.02.2006г. №3-ОЗ, в котором прописано ведение учета именно для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. И, соответственно, полномочия по распоряжению данными жилыми помещениями принадлежат органам исполнительной власти Свердловской области.

Администрацией города Юшкова О.А. принята на учет как лицо, относящееся к категории детей- сирот на основании собственного заявления постановлением Главы города от11.06.2008г. №483. На 24.11.2010г. номер в списке учета для внеочередного предоставления жилого помещения 19.Администрацией города выполнены свои обязанности в рамках полномочий, установленных федеральным и областным законодательством. В связи с тем, что жилые помещения приобретаются за счет средств областного бюджета и поступают в казну Свердловской области, Администрация города не вправе участвовать в процессе приобретения жилых помещений. В течение 2010 года в министерство строительства и архитектуры Свердловской области и в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» неоднократно направлялись заявки с указанием количества детей- сирот, состоящих на учете и количества необходимых квартир, указывалось на тяжелую ситуацию, сложившуюся в городе по обеспечению жильем детей- сирот. Органом исполнительной власти Свердловской области в рамках государственных полномочий в 2010 году для детей- сирот Нижнего Тагила приобретено всего шесть квартир, которые предоставлены по договорам социального найма Администрацией города. Согласно порядка, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. №646-ПП, орган местного самоуправления- Администрация города Нижний Тагил может заключить договор социального найма на то жилое помещение, которое распределено ребенку- сироте приказом министра строительства и архитектуры. Истцу должно быть распределено конкретное жилое помещение с указанием его адреса и площади.

В связи с тем, что в муниципальной собственности отсутствует жилое помещение, переданное для Юшковой О.А. из казны Свердловской области, то предмет спора, то есть отказ заключить договор социального найма на данную квартиру между истцом и Администрацией города отсутствует. При наличии квартиры, переданной для истца из казны Свердловской области, Администрацией будет заключен договор социального найма в рамках своих полномочий без судебного решения, так как право на внеочередное обеспечение жильем за истцом Администрацией не оспаривалось, что подтверждается постановкой на учет по данному основанию. На основании вышеизложенного требования к Администрации города заявлены в отсутствие какого-либо материально-правового спора и не подлежат удовлетворению.

Ответчик- Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв на исковое заявление от 03 декабря 2010г. №П-01м-5237, в которомпросил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, указав, что возражает против заявленных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области с 2010 года Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей- сирот жилыми помещениями. Согласно закона об областном бюджете на текущий год на приобретение жилья для детей-сирот выделено ... тыс. руб., из них ... тыс. руб. из федерального бюджета.

На сегодняшний день разработан и находится на согласовании проект постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному проекту постановления, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей - сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей -сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей- сирот, нуждающихся в жилье, в 2011 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям - сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям - сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Таким образом, обеспечение жильем Юшковой О.А. при условии постановки ее на учет в администрации муниципального образования, в качестве нуждающейся в жилье, будет произведено и без судебного решения в соответствии действующим законодательством.

Соответчик- Министерство финансов Свердловской области,надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявлении, в котором указал, что просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. В обоснование своей позиции по делу указал, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утв.Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010г. №1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета.

В функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства.

Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам.

Согласно ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от
21.12.1996г. №159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не
имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в
образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст.5 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закона Свердловской области от 20.11.2009г. №96-ОЗ в 2010 году эта сумма составила ... тыс. руб., кроме того, подготовлен проект закона о внесении изменений в закон Свердловской области «Об областном бюджете на 2010 год», в соответствии с которым увеличены бюджетные ассигнования на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в 2010 году на ... тыс. руб.

Также во исполнение указанных выше норм Правительством Свердловской области ежегодно утверждается Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот за счет средств областного бюджета (в 2010 году указанный Порядок утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 г. № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета»).

Согласно указанному выше Порядку, Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (далее - Фонд) заключает государственный контракт на долевое строительство (приобретение) жилья для граждан из числа детей-сирот.

Затем жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета, поступают в государственную казну Свердловской области.

На основании приказа министра строительства и архитектуры Свердловской области, построенные (приобретенные) жилые помещения распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность.

На этом деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области заканчивается.

Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для внеочередников должны быть совершены органами местного самоуправления.

К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, заселение данных жилых помещений.

Функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, с 01.01.2010 года, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. №1631-ГШ, Законом Свердловской области от 26.11.2010. № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, поскольку данное полномочие не входит в его компетенцию.

Представитель третьего лица- Правительства Свердловской области, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушании дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявку суд не уведомил, ходатайство об отложении судебного разбирательства по делу не заявил.

Представитель третьего лица- ТОИОГВ Свердловской области УСЗН МСЗН по Тагилстроевскому району Свердловской области, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушании дела, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о проведении судебного заседания в свое отсутствие ввиду служебной занятости, указав, что поддерживает заявленные требования прокурора Ленинского района, так как они отвечают жилищным правам и интересам Юшковой О.А.,являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.82).

Представитель третьего лица- СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушании дела, в судебное заседание не явился. В своем письменной отзыве на исковое заявление просил рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие в соответствии с гражданско- процессуальным законодательством РФ. Также указал, что в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

В целях реализации меры социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. №646-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета».

Данный порядок незаконным не признан, соответственно, подлежит применению к возникшим правоотношениям.

Считает, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку порядком не предусмотрено обязанности Министерства строительства и архитектуры Свердловской области по приобретению жилых помещений непосредственно конкретным лицам напрямую, распределение жилых помещений производится в отношении уже построенных или приобретенных жилых помещений в установленном порядке.

В целях реализации Постановления Правительства Свердловской области №646-ПП от 20.04.2010г. «Об утверждении порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в рамках выделенных денежных средств в 2010 г. было приобретено шесть квартир на вторичном рынке для указанной категории граждан г. Н.Тагила, которые в настоящее время уже распределены, на 2011 год план распределения еще не утвержден. Таким образом, указанный порядок действует и исполняется.

В настоящее время в списках на внеочередное получение жилья в муниципальных образованиях на территории Свердловской области состоит более 5 566 человек, из них более 2 744 человек уже возникло право на внеочередное получение жилого помещения (достижение 18-летнего возраста). Согласно списка детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и достигших 18-летнего возраста по г.Н.Тагилу по состоянию на 01.11.2010г.в городе Нижний Тагил 367 граждан указанной социальной категории нуждаются в предоставлении жилого помещения, Юшкова О.А. состоит под номером 14в указанном списке. В случае удовлетворения заявленных исковых требований предоставлениеЮшковой О.А. жилого помещения будет противоречить установленному Правительством Свердловской области Порядку, и может поставить под угрозу обеспечение жилыми помещениями иных лиц той же социальной категории с нарушением их прав. Нарушения прав Юшковой О.А. нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством прядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Заслушав старшего помощника прокурора Ленинского района г.Н.Тагила Свердловской области Масленникова В.А., исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч.1 ст.38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно частям 1, 3 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частями 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, разработан во исполнение Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года № 96-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» и Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 года № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования», в целях реализации меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с указанным Порядком меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета согласно Закону в соответствии с ведомственной структурой расходов (п. 2).

Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п.3).

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 4).

Средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п. 5).

Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений (п. 6).

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8).

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области (п. 9).

Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади (п. 10).

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложения к настоящему порядку (п.11).

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Родители истцаЮшковой О.А.- ФИО8 и ФИО6 лишены родительских прав, что подтверждается заочным решениемТагилстроевского районного суда Свердловской области от30.05.2000 года (л.д.21, 22). Решение суда вступило в законную силу15.06.2000г.

Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области от 30.10.2000г. №675 (л.д.20) несовершеннолетняяЮшкова О.А. устроена в детский дом ... № на полное государственное обеспечение, закрепленной жилой площади не имеет.

Как следует из выписки из постановления Главы города Нижний Тагил Свердловской области от 11.06.2008г. №483 «Об утверждении предложений городской комиссии по жилищным вопросам» (л.д.9) Юшкова О.А. относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Зарегистрирована в общежитии по адресу: город Нижний Тагил, <адрес> принята по месту жительства на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В списке детей- сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил по состоянию на 11 ноября 2010 года Юшкова О.А. значится под №14.

14 мая 2008 года Юшкова О.А. обратилось к Главе муниципального образования «город Нижний Тагил» Н.Н. Диденко с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда с просьбой принять ее на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, в связи с отсутствием жилья (сирота)(л.д.10).

Судом установлено, чтоЮшкова О.А. не имеет в собственности недвижимого имущества, что подтверждается сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области от 31 января 2008 года 02/034/2008-131 (л.д.17), копией справкиСОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области филиал «Нижнетагильское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» №5-5936 от 18 декабря 2007 года (л.д.18).

Норма, закрепленная в п.2 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривает необходимость внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Юшковой О.А. удовлетворить.

Признать бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего в 2010 году жилье для лица из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей-Юшкова О.А., незаконным.

Во исполнение Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области совершить действия за счет средств областного бюджета Свердловской области по приобретению на территории города Нижний Тагил Свердловской области жилого помещения для Юшковой О.А. не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией Муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области; распределить приобретенное жилое помещение Юшковой О.А.; безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в собственность Муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для предоставления его по договору социального найма Юшковой О.А..

На Администрацию Муниципального образования «город Нижний Тагил»возложить обязанность оформить приобретенную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить приобретенное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области для Юшковой О.А., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, как для лица из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,жилое помещение, заключитьс Юшковой О.А. договор социального найма жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 25 февраля 2011 года.

Судья- /подпись/

Копия верна. Судья- Е.В. Блиновская