2-33/2011 решение от 20.01.2011



№ 2-33/2011 годРЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Нижний Тагил 20 января 2011 года

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновской Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Н.Тагила Свердловской области Масленникова В.А.,

при секретаре Гусевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Клюкина В.В. к Министерству финансов Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Н.Тагила Свердловской области обратился в суд в защиту правКлюкина В.В.с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации МО «город Нижний Тагил», в котором просит:

- признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, выразившееся в не приобретении в 2010 году жилья лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей- Клюкину В.В.;

- возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность в срок 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в МО «город Нижний Тагил», для Клюкина В.В., безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность МО «город Нижний Тагил» для целевого распределения его Клюкину В.В.;

- возложить на администрацию МО «город Нижний Тагил» обязанность оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - Клюкину В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма.

В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки о соблюдении жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выявлено, что в январе 2010 года администрация города Нижний Тагил направила в СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", являющегося получателем бюджетных средств от распределителя средств областного бюджета в целях приобретения жилья для детей сирот- Министерства строительства и архитектуры области, список на 364 лица, имеющих статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по г.Н.Тагилу по состоянию на 01.01.2010г., а в мае уточненный список о том, что из числа указанных лиц 90 человек уже достигли совершеннолетия. Однако в мае 2010г. Министерство общего и профессионального образования выделило для распределения в г.Н.Тагиле среди очередников указанной категории только 40 квартир, а 23.09.2010г. Приказом №110 "а" Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приняло решение о передаче администрации города Нижний Тагил для распределения среди очередников из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще 61 ком.квартир. Таким образом установлено, что в 2010г. жилье для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в г.Н.Тагиле и состоящих в очереди на предоставление жилья, приобреталось и распределялось в совершенно недостаточном объеме, чем длительное время нарушаются жилищные права социально незащищенных граждан.Клюкин В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицамиз числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ его мать лишена родительских прав решениемЛенинского районного суда г.Н.Тагила, а отец ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ Клюкин В.В.воспитывался в Нижнетагильском детском доме № в настоящее время проходит обучение в ПУ № и работает, проживает в общежитии по <адрес>. В связи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста 18 лет Постановлением Главы г.Н.Тагила от 11 июня 2008 года №483 он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в льготный список (по категории дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей). До настоящего времени Клюкину В.В. жилое помещение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области не приобретено и по договору социального найма администрацией МО «город Нижний Тагил» не предоставлено.

Определением о подготовке дела к судебному разбирательству от 26 октября 2010 года судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, ТОИОГВ Свердловской области УСЗН МСЗН по Ленинскому району Свердловской области.

Определением суда от 20 декабря 2010 с согласия прокурора изменено процессуальное положение третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Свердловской области на соответчика. По инициативе суда привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

ИстецКлюкин В.В. в судебном заседании исковые требования, заявленные в его интересах прокурором, поддержал, дополнений не имел.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Н.Тагила Свердловской области Масленников В.А. основание и предмет исковых требований поддержал полностью. Дополнений не имел.

Ответчик- Администрация МО «город Нижний Тагил» в лице своего представителя, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении разбирательства по делу не заявил, направил в суд возражения на иск, в которых указал, что заявленные требования не могут быть удовлетворены по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.8 закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение истца жилым помещением относится к государственным полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ. Указанное полномочие (социальная поддержка детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), осуществляемое самостоятельно за счет средств областного бюджета, закреплено и в подпункте 24 пункта 2 статьи 26.3 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999г. №184-ФЗ. Полномочия по предоставлению дополнительных гарантий истцу, в том числе по предоставлению жилого помещения жилищного фонда Свердловской области осуществляются органами исполнительной власти Свердловской области самостоятельно. Согласно п.3 Постановления Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. №646-ПП уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот является орган исполнительной власти Свердловской области- Министерство строительства и архитектуры. Указанный орган и должен являться ответчиком по заявленным требованиям, так как вне зависимости от утвержденного подзаконным актом прядка в соответствии с Законом осуществляет соответствующие государственные полномочия по обеспечению жильем категории детей- сирот. В соответствии с Жилищным кодексом и законом Свердловской области от 20.02.2006г. №3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» на органы местного самоуправления возложены только обязанности по ведению учета детей- сирот, составления списков граждан, состоящих на учете, и направление этих списков в уполномоченный орган исполнительной власти Свердловской области.

Иных обязанностей на органы местного самоуправления федеральными или областными законами не возложено. Даже Постановление Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. №646-ПП разработано на основании закона Свердловской области от 20.02.2006г. №3-ОЗ, в котором прописано ведение учета именно для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. И, соответственно, полномочия по распоряжению данными жилыми помещениями принадлежат органам исполнительной власти Свердловской области.

Администрацией города Клюкин В.В.принят на учет как лицо, относящееся к категории детей- сирот на основании собственного заявления постановлением Главы города от11.06.2008г. №483. На 24.11.2010г. номер в списке учета для внеочередного предоставления жилого помещения 17. Администрацией города выполнены свои обязанности в рамках полномочий, установленных федеральным и областным законодательством. В связи с тем, что жилые помещения приобретаются за счет средств областного бюджета и поступают в казну Свердловской области, Администрация города не вправе участвовать в процессе приобретения жилых помещений. В течение 2010 года в министерство строительства и архитектуры Свердловской области и в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» неоднократно направлялись заявки с указанием количества детей- сирот, состоящих на учете и количества необходимых квартир, указывалось на тяжелую ситуацию, сложившуюся в городе по обеспечению жильем детей- сирот. Органом исполнительной власти Свердловской области в рамках государственных полномочий в 2010 году для детей- сирот Нижнего Тагила приобретено всего шесть квартир, которые предоставлены по договорам социального найма Администрацией города. Согласно порядка, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. №646-ПП, орган местного самоуправления- Администрация города Нижний Тагил может заключить договор социального найма на то жилое помещение, которое распределено ребенку- сироте приказом министра строительства и архитектуры. Истцу должно быть распределено конкретное жилое помещение с указанием его адреса и площади.

В связи с тем, что в муниципальной собственности отсутствует жилое помещение, переданное для Клюкина В.В.из казны Свердловской области, то предмет спора, то есть отказ заключить договор социального найма на данную квартиру между истцом и Администрацией города отсутствует. При наличии квартиры, переданной для истца из казны Свердловской области, Администрацией будет заключен договор социального найма в рамках своих полномочий без судебного решения, так как право на внеочередное обеспечение жильем за истцом Администрацией не оспаривалось, что подтверждается постановкой на учет по данному основанию. На основании вышеизложенного требования к Администрации города заявлены в отсутствие какого-либо материально-правового спора и не подлежат удовлетворению.

Ответчик- Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв на исковое заявление от 03 декабря 2010г. №П-01м-5238, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, указав, что возражает против заявленных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области с 2010 года Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей- сирот жилыми помещениями. Согласно закона об областном бюджете на текущий год на приобретение жилья для детей-сирот выделено ... тыс. руб., из них ... тыс. руб. из федерального бюджета.

На сегодняшний день разработан и находится на согласовании проект постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному проекту постановления, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей - сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей -сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей- сирот, нуждающихся в жилье, в 2011 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям - сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям - сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Таким образом, обеспечение жильемКлюкина В.В. при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования, в качестве нуждающегося в жилье, будет произведено и без судебного решения в соответствии действующим законодательством.

Соответчик- Министерство финансов Свердловской области,надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявлении, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В обоснование своей позиции по делу указал, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утв.Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010г. №1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета.

В функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства.

Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам.

Согласно ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей» (далее- Федеральный закон от
21.12.1996г. №159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не
имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в
образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст.5 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закона Свердловской области от 20.11.2009г. №96-ОЗ в 2010 году эта сумма составила ... тыс. руб., кроме того, подготовлен проект закона о внесении изменений в закон Свердловской области «Об областном бюджете на 2010 год», в соответствии с которым увеличены бюджетные ассигнования на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в 2010 году на ... тыс. руб.

Также во исполнение указанных выше норм Правительством Свердловской области ежегодно утверждается Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот за счет средств областного бюджета (в 2010 году указанный Порядок утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 г. № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета»).

Согласно указанному выше Порядку, Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (далее - Фонд) заключает государственный контракт на долевое строительство (приобретение) жилья для граждан из числа детей-сирот.

Затем жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета, поступают в государственную казну Свердловской области.

На основании приказа министра строительства и архитектуры Свердловской области, построенные (приобретенные) жилые помещения распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность.

На этом деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области заканчивается.

Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для внеочередников должны быть совершены органами местного самоуправления.

К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, заселение данных жилых помещений.

Функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, с 01.01.2010 года, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. №1631-ПП, Законом Свердловской области от 26.11.2010. № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, поскольку данное полномочие не входит в его компетенцию.

Представитель третьего лица- Правительства Свердловской области, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявку суд не уведомил, ходатайство об отложении судебного разбирательства по делу не заявил.

Представитель третьего лица- ТОИОГВ Свердловской области УСЗН МСЗН по Ленинскому району Свердловской области, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о проведении судебного заседания в свое отсутствие(л.д.60).

Представитель третьего лица- СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», надлежащим образом и своевременно извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявку суд не уведомил, ходатайство об отложении судебного разбирательства по делу не заявил.

Заслушав старшего помощника прокурора Ленинского района г.Н.Тагила Свердловской области Масленникова В.А., Клюкина В.В., исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч.1 ст.38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно частям 1, 3 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частями 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, разработан во исполнение Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года № 96-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» и Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 года № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования», в целях реализации меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с указанным Порядком меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета согласно Закону в соответствии с ведомственной структурой расходов (п. 2).

Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п.3).

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 4).

Средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п. 5).

Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений (п. 6).

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8).

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области (п. 9).

Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади (п. 10).

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложения к настоящему порядку (п.11).

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Постановлением Главы администрации Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области от22.02.1993г. №113 (л.д.23) несовершеннолетний Клюкин В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определен в детский домза счет родителей, в связи с нахождением их в местах лишения свободы.

Судом установлено, что отец Клюкина В.В.- ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС г.Н.Тагила Свердловской области, мать истца Клюкина В.В.- ФИО3 лишена родительских прав, что подтверждается решением Ленинского районного суда Свердловской области от 10.12.1996 года (л.д.20). Решение суда вступило в законную силу.

На основании Постановления Главы Администрации Ленинского района г.Н.Тагила Свердловской области от 22.02.1993г. №113 Клюкин В.В. определен в детский дом № за счет родителей (л.д.23).

14 мая 2008 годаКлюкин В.В. обратился к Главе муниципального образования «город Нижний Тагил» Н.Н. Диденко с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, в связи с отсутствием жилья (сирота) (л.д.12).

Согласно выписки из постановления Главы города Нижний Тагил Свердловской области от 11.06.2008г. №483 «Об утверждении предложений городской комиссии по жилищным вопросам» (л.д.11) Клюкин В.В. относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Зарегистрирован вобщежитии по адресу: город Нижний Тагил, <адрес> принят по месту жительства на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Кроме того, Клюкин В.В. включен в список детей- сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил. По состоянию на 11 ноября 2010 года Клюкин В.В. значится под №11.

Отсутствие уКлюкина В.В.в собственности жилого помещения подтверждается сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области от 31 января 2008 года 02/034/2008-138 (л.д.18), копией справкиСОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области филиал «Нижнетагильское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» №5-5932 от 18 декабря 2007 года (л.д.19).

Принимая во внимание, чтоКлюкин В.В.относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, и за ним отсутствует закрепленное жилое помещение, в силу вышеприведенных норм права он имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении погороду Нижнему Тагилу Свердловской области, но до настоящего времени Клюкин В.В.жилым помещением не обеспечен, в связи с чем суд считает, что имеет место нарушение гарантированных государством прав Клюкина В.В.на внеочередное обеспечение жилой площадью, как мер социальной поддержки.

Согласно статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Клюкина В.В. удовлетворить.

Признать бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, выразившееся в не приобретении в 2010 году жилья для лица из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей- Клюкину В.В., незаконным.

Во исполнение Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета Свердловской области на территории города Нижний Тагил Свердловской области жилое помещение для Клюкина В.В. не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией Муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области; распределить приобретенное жилое помещение Клюкину В.В. ; безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в собственность Муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для предоставления его по договору социального найма Клюкину В.В.

Обязать администрацию Муниципального образования «город Нижний Тагил» оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение Клюкину В.В., как лицу из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подоговору социального найма.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 25 февраля 2011 года.

Судья- /подпись/

Копия верна. Судья- Е.В. Блиновская