РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2010 года суд Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Зайцевой И.Н.
при секретаре Минеевой А.В.,
с участием истца Моисеевой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2371/2010 по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах Моисеевой М.О. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Горноуральского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пригородного района Свердловской области в интересах Моисеевой М.О. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Горноуральского городского округа Свердловской области о возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления - Администрацией Горноуральского городского округа Свердловской области, распределить приобретенное жилое помещение Моисеевой М.О., безвозмездно передать приобретенное и распределенное Моисеевой М.О. жилое помещение в муниципальную собственность Горноуральского городского округа Свердловской области, возложить обязанность на Администрацию Горноуральского городского округа Свердловской области предоставить переданное Моисеевой М.О. жилое помещение по договору социального найма.
При подготовке к рассмотрению дела к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены: Правительство Свердловской области и Министерство финансов Свердловской области.
В обоснование требований прокурор указал, что Моисеева М.О. является ребенком, оставшимся без попечения родителей. После лишения ее матери и отца 16.06.2000 года Пригородным районным судом родительских прав постановлением главы Администрации МО «Пригородный район» №727 от ДД.ММ.ГГГГ она была устроена в детский дом на полное государственное обеспечение и за ней было закреплено жилое помещение в одноэтажном доме по адресу: <адрес>. Дом по указанному адресу, где зарегистрирована Моисеева М.О., ДД.ММ.ГГГГ уничтожен огнем (сгорел). С ... года Моисеева М.О. проживает в <адрес> с сожителем Ш., в принадлежащем его родителям доме. Имеет сына Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Собственного жилья не имеет. В феврале 2010 года Администрация Горноуральского городского округа Свердловской области направила в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», являющегося получателем бюджетных средств от распорядителя средств областного бюджета в целях приобретения жилья для детей сирот-Министерства строительства и архитектуры области, список на лиц, имеющих статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по Горноуральскому городскому округу, состоящих в очереди на предоставление жилья, в том числе и в отношении Моисеевой М.О., однако жилье в 2010 г. им не приобреталось и не распределялось, чем длительное время нарушаются жилищные права социально незащищенных граждан. До настоящего времени Моисеевой М.О. жилое помещение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области не приобретено и по договору социального найма администрацией Горноуральского городского округа не предоставлено. В соответствии со ст. 38 Конституции РФ, детство и семья находятся под защитой государства. Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Частью 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях. Дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ч.З ст.49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. Порядок предоставления жилых помещений определен постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета», которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления. Согласно данного нормативно-правового акта обеспечение жилыми помещениями лиц такой категории осуществляется за счет средств областного бюджета (п.2).Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и главным распорядителем средств областного бюджета на эти цели является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (п.З). Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п.8). Главным распорядителем в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 года № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое в силу ст.ст.6,158 БК РФ распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. В соответствии с законом Свердловской области от 16.12.2008 года ( в редакции от 20.11.2009 г.) № 119-03 «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерству строительства и архитектуры Свердловской области предусмотрено бюджетных ассигнований на 2010 год 229 370 тысяч рублей. Правительство Свердловской области в соответствии с действующим законодательством обеспечивает составление проекта областного бюджета, представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год (ст. 13 Областного закона от 04.11.1995 г. № 31-ОЗ «О Правительстве Свердловской области»). Согласно закону Свердловской области от 10.04.1995 г № 9-03 «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» уполномоченный орган по управлению средствами областного бюджета выступает от имени Свердловской области в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с использованием средств областного бюджета, если иное не установлено федеральными законами, принимает меры по изъятию средств, выделенных из областного бюджета в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Свердловской области от 27.03.2007г. № 241-ПП «Об утверждении Положения о министерстве финансов Свердловской области», Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет функций по организации исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, ведет бюджетный учет, готовит отчет об исполнении областного и консолидированного бюджетов Свердловской области, осуществляет доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Согласно Областному закону от 10.04.1995 г. № 9-03 «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» основной уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет в порядке, предусмотренном федеральными и областными законами, передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность (п.п.4 п.З ст. 12). В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека, недостаточность средств не может служить основанием для неисполнения государством принятых на себя обязательств по обеспечению прав граждан. В силу п.1 ст.46 и п.1 ст.48 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита, а также право на получение квалифицированной юридической помощи. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает право Моисеевой М.О. на жилье, предусмотренное ст.40 Конституции РФ.
В судебном заседании истица Моисеева М.О. исковые требования и основания их предъявления, указанные в исковом заявлении, поддержала, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика -Администрации Горноуральского городского округа, своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В суд направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, решение оставляют на усмотрение суда (л.д.53,54). В предварительном судебном заседании от 24.11.2010 года представитель ответчика - Ермакова Е.В., ... Администрации Горноуральского городского округа, действующая на основании доверенности №7 от 27.02.2010 года, исковые требования не признала, пояснила, что обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей жильем, вытекающие из статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возложены на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями. На основании Постановления Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года №646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета» уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Функции органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области заключаются в предоставлении в месячный срок после получения запроса в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам и список детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, по установленным формам. Свои обязательства МО Горноуральский городской округ выполнило. Вопрос выделения жилья стоит в его приобретении за счет средств областного бюджета. Возможности выделить жилье за счет средств бюджета Горноуральского городского округа нет.
Представитель ответчика - Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд письменный отзыв (л.д.41-42), просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя. По существу заявленных требований указал, что возражает против заявленных требований, в обоснование возражений указал, что в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области с 2010 года Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Согласно закону об Областном бюджете на текущий год на приобретение жилья для детей -сирот выделено 381 894 тыс.руб., из них 40 024 тыс. руб. из федерального бюджета. На сегодняшний день Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. №646 -ПП утвержден порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному постановлению, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей -сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей-сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2010 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Учитывая изложенное, просят в иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области отказать, т.к. обеспечение жильем Моисеевой М.О., при условии постановки ее на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством.
Представители третьих лиц на стороне ответчика- Правительства Свердловской области (л.д.51), Министерства финансов Свердловской области, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель третьего лица Министерства финансов Свердловской области направило в суд письменный отзыв, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в обоснование возражений на иск указали следующее. В соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 г. № 1524-1111, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета. В функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам. II.
Согласно ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996. № 159-
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от
21.12.1996. № 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не
имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в
образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а
также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996. № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закону Свердловской области от 20.11.2009 г. № 96-03 в 2010 году эта сумма составила 319 370 тыс. руб., кроме того подготовлен проект закона о внесении изменений в закон Свердловской области «Об областном бюджете на 2010 год», в соответствии с которым увеличены бюджетные ассигнования на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в 2010 году на 62 524,1 тыс. рублей. Также во исполнение указанных выше норм Правительством Свердловской области ежегодно утверждается Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот за счет средств областного бюджета (в 2010 году указанный Порядок утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 г. № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета»). Согласно указанному выше Порядку, Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (далее - Фонд) заключает государственный контракт на долевое строительство (приобретение) жилья для граждан из числа детей-сирот. Затем жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета, поступают в государственную казну Свердловской области. На основании приказа министра строительства и архитектуры Свердловской области, построенные (приобретенные) жилые помещения распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность. На этом деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области заканчивается. Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для внеочередников, должны быть совершены органами местного самоуправления. К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, заселение данных жилых помещений. Также необходимо отметить, что функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, с 01.01.2010 года, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009. № 1631-ГШ, Законом Свердловской области от 20.11.2009. № 96-03 «Об областном бюджете на 2010 год», возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Из сказанного выше следует, что Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, поскольку данное полномочие не входит в его компетенцию.
Заслушав истца, огласив письменный отзыв ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и третьего лица-Министерства финансов Свердловской области, исследовав представленные суду письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
20 апреля 2010 года постановлением Правительства Свердловской области № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.
В соответствии с Порядком на 2010 год уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».
Жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем аукциона.
Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов).
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме, согласно приложению к настоящему Порядку.
Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области.
Статус Моисеевой М.О. как лица, оставшегося без попечения родителей, подтверждается свидетельством о ее рождении, в котором матерью указана М., отцом - М., заочным решением Пригородного районного суда Свердловской области от 16.06.2000 года М. и М. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней Моисеевой М.О.(л.д.9); копией свидетельства о смерти отца М.(л.д.52); копией постановления МО «Пригородный район» районная администрация №727 от ДД.ММ.ГГГГ об устройстве несовершеннолетней Моисеевой М.О. в детский дом и содержать за счет государства (л.д.10).
Согласно справке, выданной ... территориальной администрации, Моисеева М.О. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, в состав ее семьи входит сын Ш., ДД.ММ.ГГГГ, жилплощадь съемная, в 2006 г. жилье пострадало от пожара(л.д.11). По данным государственного пожарного надзора Пригородного района, 05.01.2006 года в строении жилого дома по адресу: Пригородный район Свердловской области, <адрес>, произошел пожар, в результате чего уничтожено строение жилого дома (л.д.12).
Приказом главы ... территориальной администрации Горноуральского городского округа от 05.02.2008 года №5, Моисеева М.О. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.13), имеет на иждивении несовершеннолетнего сына Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.17); в Списке по состоянию на 01.11.2010 г. на внеочередное получение жилья детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма состоит под номером 40, дата постановки на учет - 05.02.2008 г., дата возникновения основания для предоставления жилья - 01.11.2008 г. (л.д.30-35); недвижимого имущества на праве собственности не имеет (л.д.15,16).
Из положений абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ следует, что гарантируемая названным в этом абзаце лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения возраста 23 лет, истица имеет возраст 20 лет.
Пунктом 3 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-П П, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Согласно п.12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Исходя из анализа указанных норм права, именно Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями предоставленными Правительством Свердловской области осуществляется направление средств областного бюджета (по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 59 ЖК РФ органы местного самоуправления устанавливают норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетную норму площади жилого помещения. Под нормой предоставления понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
В суд не представлено доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что жилое помещение приобретено или построено и распределено для истца и передано в муниципальную собственность Горноуральского городского округа, следовательно, муниципальное образование не имеет возможности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Учитывая изложенное, на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области должна быть возложена обязанность совершить действия за счет областного бюджета по приобретению жилого помещения для истицы не ниже нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления- администрацией Горноуральского городского округа Свердловской области и передаче его в муниципальную собственность Горноуральского городского округа Свердловской области.
После передачи жилого помещения распределенного для истицы в муниципальную собственность Горноуральского городского округа Свердловской области возложить на последнего обязанность заключить с Моисеевой М.О. договор социального найма.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пригородного района города Свердловской области, заявленные в интересах Моисеевой М.О., удовлетворить.
Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, совершить действия за счет областного бюджета по приобретению жилого помещения для Моисеевой М.О. не ниже нормы предоставления и передачи его в муниципальную собственность Администрации Горноуральского городского округа.
На Администрацию Горноуральского городского округа возложить обязанность со дня передачи жилого помещения, приобретенного для Моисеевой М.О., произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с Моисеевой М.О. договор социального найма жилого помещения.
Решение в течение десяти дней с момента вынесений решения в окончательной форме может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с принесением жалобы через Ленинский районный суд г.Н.Тагил.
Судья- И.Н.Зайцева.
Мотивированный текст решения изготовлен 31 декабря 2010 года.