РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 декабря2010 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Зайцевой И.Н.,
при секретаре Минеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела№2-2591/2010 по иску Стефановой О.Н. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии,
с участием представителя ответчика ведущего специалиста- эксперта(юрисконсульта) юридического отдела Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области-Петуховой О.В., участвующей по доверенности от18 января 2010 года №03-355 (срок действия один год),
УСТАНОВИЛ:
Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от19 ноября 2010 года за №5087 Стефоновой О.Н. отказано в назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Не приняты к зачету периоды педагогической деятельности:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...)- средняя школа №, воспитатель группы продленного дня, отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...)- Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования №, учитель, так как наименование учреждения не поименовано Списком, утвержденным Постановлением СМРСФСР №463 от 6.09.1991г. и ПП РФ №1067 от 22.09.1999г.
Иные исключенные периоды истцом не оспариваются.
Стефанова О.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ,, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за№5087 от 19 ноября 2010 года, возложении обязанности включить оспариваемые периоды работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии с 18 октября 2010 года.
В обоснование искаСтефанова О.Н. указала, что18.10.2010 года обратилась в Управление пенсионного фонда по г.Н.Тагилу и Пригородному районуСвердловской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости.
19.11.2010г. комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ в г.Н.Тагиле заявление было рассмотрено, вынесено решение об отказе в выплате пенсии, в связи с тем, что в стаж, необходимый для назначения пенсии, не были приняты к зачету периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (....)- средняя школа №, воспитатель группы продленного дня, отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (.... .... ....), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (.... ....)- МОУ №, учитель, так как наименование учреждения не поименовано Списком, утвержденным Постановлением СМРСФСР №463 от 6.09.1991г. и ПП РФ №1067 от 22.09.1999г.
Решение комиссии считает неправомерным в связи с тем, что в соответствии со ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется сильное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности,потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федеральногозакона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, котораявыполнялась постоянно в течение полного рабочего дня засчитываются в стаж в календарномпорядке, если иное не предусмотрено указанными Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
К пособиям по государственному социальному страхованию согласно ст.8 Федерального закона от 16.07.1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»относятся, в частности, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Под временной нетрудоспособностью понимается потеря способности к выполнению трудовых обязанностей вследствие заболевания, травмы, необходимости медицинской реабилитации, ухода за больным членом семьи,здоровым ребенком и ребенком- инвалидом, при карантине, отпуску по беременности и родам, протезировании в условиях протезно- ортопедического стационара.
Кроме того, Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законово труде РСФСР» от 25.09.1992г. в статью №167 внесено изменение, исключающеевозможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком додостижения им возраста полутора лет.В связи с этим Министерством соц. защиты РФ 27.11.1995г. иМинистерством труда России01.01.1994г. были направлены разъяснительные письма №5/1-35@ и № 552-кв, в которых разъяснялось, что периоды до 06.10.1992г. (то есть до вступления в действие указанного Закона с момента его опубликования)могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии. Воспитывать ребенка было не только право, но и обязанность.При этом государство гарантировало социальное обеспечение для воспитания детей.
Конституция имеет наивысшуююридическуюсилу в Российской Федерации.
Согласно теории права нормативный акт, ухудшающий положение гражданина, не имеет обратной силы и не может применяться к периодам, следующим доего вступления в законную силу. Поскольку ПП РФ №516 было принято только11.07.2002г., оно не может применяться к периодам работы, происходившей до этой даты.
22.08.1989г. согласно Постановления СМ СССР №677 продолжительность отпуска женщинам, имеющим детей, увеличилась до 3 лет. Данным постановлением было также предусмотрено, что такой отпуск засчитывается в стаж работы по специальности.
Закон о пенсионном обеспечении, Список, утвержденный ПостановлениемСМ РСФСР №463 от 06.09.1991г. не предусматривали норму рабочего времени за ставку заработной платы. Такая норма была введена только с 01.09.2000г., соответственно, отпуск по уходу за ребенком подлежит включению в специальный трудовой стаж.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в томчисле права на социальное обеспечение, предполагают правовуюопределенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждани означающему, по существу отмену для этих лиц права, приобретенного имив соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных соотношениях, несовместимо с положениями ст.ст.1, 2, 18, 54, 55 и 57Конституции РФ,поскольку по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдалсяпринцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Такая же позиция изложена в Постановлении Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях» от 29.01.2004г. №2-П.
Таким образом, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ,который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий идействовал до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования № является учреждением основного среднего (полного) общего образования, что зарегистрировано Уставом и Лицензией данного учреждения. В данный период времени истец занималась одним видом деятельности, была учителем, работала по одной образовательной программе.
Согласно п.2 ст.27 Закона РФ «Об образовании» муниципальное среднее общеобразовательное учреждение № имеет лицензию и государственную, аккредитацию, реализующие общеобразовательные программы. В учреждении лицам, прошедшим итоговую аттестацию, выдают документы государственного образца об уровне образования.
В соответствии с Уставом школы учащиеся, окончившие 9 и 11 классы, сдают выпускные экзамены и в соответствующем порядке получают аттестат об окончании основной школы и аттестат о среднем образовании установленного образца.
Факт получения образовательнымучреждением бланков свидетельств одевятилетнем образовании, а также аттестатов об основном (общем) образовании и выдаче их выпускникам школы № в указанный период времени подтверждается книгами учета и записи аттестатов.
В соответствии со ст.12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то естьреализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников». К образовательным учреждениям относятся, в том числе общеобразовательныеначального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования испециальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии.Муниципальное образовательное учреждение № все времясвоегосуществования осуществляло именно образовательный процесс, реализовывая образовательные программыи обеспечивая содержание и воспитание обучающихся воспитанников.
На основании подп.«в» п.1 Типового Положения об общеобразовательномучреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001г. №196 средняя общеобразовательная школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Не принимая к зачету стаж работы в указанных учреждениях комиссия ограничила Стефанову О.Н. в пенсионных правах (в праве на зачет трудового стажа для выплаты досрочной пенсии по старости при осуществлении педагогической деятельностив учреждениях для детей), которые закреплены в Конституции РФ (ст.19 гарантируетправа и свободы без какой-либо дискриминации).
Истица Стефанова О.Н. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом и своевременно извещена о времени и месте судебного заседания, направила в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело без ее участия, указала, что требования по иску поддерживает(л.д.73).
Представитель ответчика- Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе ведущий специалист-эксперт (юрисконсульт) юридического отдела Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области-Петухова О.В., участвующий по доверенности от18 января 2010 года №03-355 (срок действия на один год), в судебном заседании исковые требованияСтефановой О.Н.не признала по следующим основаниям:
18.10.2010 года были представлены документы истицы для оформления досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия устанавливается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей при специальном стаже не менее 25 лет, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.27 Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается данный вид пенсии, и Правила исчисления периодов работы при необходимости утверждаются Правительством РФ. УПФР была произведена оценка пенсионных прав истицы по нормам, действующим до введения в действие нового правового регулирования, а также в соответствии с действующим законодательством.
Истицей оспаривается подсчет специального стажа согласно нормам ранее действовавшего правового регулирования.
Право на досрочное назначение пенсии по нормам п.п.19 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ определялось на основании следующих нормативных актов: Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 (далее Перечень №1397 и Положение №1397);
Списка профессий и должностей работников народного образование педагогическая деятельность, которых в школах и других учреждениях для детей, дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09 1991г. №463; Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей; Правил исчисления сроков выслуги, для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067. Для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ необходимо учитывать, чтобы наименование должности и наименование учреждения, в котором осуществлял деятельность заявитель, и условия его работы не противоречили вышеуказанным нормативным актам.
Рассмотрев документы Стефановой О.Н. было вынесено решение об отказе в назначении пенсии от 19.11. 2010 года №5087, определен стаж истицы равным ... году ... месяцам ... дням. Не приняты к зачету периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяц ... дней)- средняя школа №, г.Н.Тагил, воспитатель группы продленного дня, отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет.
По ранее действующему законодательству до 1989-1990г.г. предусматривалось предоставление женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989г. «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» была увеличена продолжительность частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Согласно разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от29.11.1989г. №23/24-11, разъяснению Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 № 1, письма Министерства социальной защиты населения РСФСР от 25.04.1994г. № 40-997 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет включалось в стаж для назначения льготной пенсии.
Содержание этого решения и было внесено в п.21 разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996г. №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст.12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию по выслуге лет».
Дополнительным письмом Министерства Труда и Социального развития РСФСР от 10.01.1997г. №14-25 было сообщено, что в соответствии с разъяснением Минтруда России от 22.05.1996г. №5 (пункт 21) в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин только в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком».Оплачиваемым отпуском по уходу за ребенком является отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Таким образом, правовых оснований включать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отпуска по уходу за ребенком свыше полутора лет не имеется.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... года ... месяца ... дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяца ... дней)- Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования № г.Н.Тагила, учитель, так как наименование учреждения не предусмотрено Списками №463 и 1067.
Не указанное в наименовании учреждений слово «школа» отсутствует также и в Уставе данного образовательного учреждения от 11.07.1996г., который действовал в спорный период.
Ссылка истицы на ст.12 Закона РФ «Об образовании в РФ» применительно к данной ситуации. УПФР считает необоснованной. Работа не во всех видах образовательных учреждений, указанных в ст.12 Закона «Об образовании», включается в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью
Так, работа в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в учреждениях дополнительного образования для взрослых не включается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Также работа в соответствующих должностях в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, центрах образования, учреждениях среднее профессионального образования и т.д. засчитывается в выслугу лет в связи с педагогическом деятельностью, при условииобучения в указанных училищах и учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет.
Это есть ограничительные условия на социальное обеспечение педагогических работников, установленные федеральным законодательством.
УПФР как территориальный орган Пенсионного фонда РФ не вправе устанавливать тождественность наименований учреждений, поскольку указанное полномочие предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ (п.2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, п.4 Постановления Правительства РФ №1067 от 22.09.1999г).
Отметила, что при вынесении данного решения УПФР руководствовалось действующим законодательством, считает, что указанное решение было вынесено законно и обоснованно. Просит суд в удовлетворении заявленных исковых требований Стефановой О.Н. отказать.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав представленные суду письменные материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч.1 и 2 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.ст.1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно ст.7, п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60лет, и женщины, достигшие 55лет. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается данный вид пенсии, и Правила исчисления периодов работы при необходимости утверждаются Правительством РФ (п.2 ст. 27 Закона).
Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельности истицы в учреждениях для детей составил ... год ... месяца ... дней.
Часть 2 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» определяет полномочия Правительства РФ утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия за выслугу лет.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года за №70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).
В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года №2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.
Конституционный суд РФ в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.ст.1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Согласно п.4 Постановления Правительства от 22 сентября 1999 года №1067 и п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст.27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (ст.39 Конституции РФ), в связи с чем, в силу ст.ст.2, 18 Конституции Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463 (в редакции постановления Правительства РФ №953 от 22 сентября 1993 года) утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 01 ноября 1999 года. В Списке поименованы «школы всех типов и наименований».
После 01 ноября 1999 года право определяется в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067. Данный Список применяется в отношении периодов работы до 11 ноября 2002 года. В Списке поименованы «школы всех наименований».
После 11 ноября 2002 года право определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. В Списке поименованы «школы всех наименований».
Из содержания Списка и Правил, следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные, муниципальные), организационно - правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные) и др.) и видам (коррекционные учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения и коррекционные учреждения начального профессионального образования), что в полной мере соответствует положениям ст. 12 Закона РФ «Об образовании».
В соответствии со ст. 54 Гражданского Кодекса РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Списки содержат классификацию образовательных учреждений не по наименованию юридических лиц, а по их правовому статусу, содержание которого определяется не наименованием юридического лица, а его учредительными документами.
Согласно ст. 52 ГК РФ, ст. 13 Закона РФ «Об образовании», в Уставе образовательного учреждения определяется его наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, организационно - правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ.
В соответствии со ст.12 Закона Российской федерации «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.
Педагогическая деятельность истицы в спорные периодыв «Муниципальном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования №» в должности учителя подтверждается собранными по делу доказательствами:записями в трудовой книжке(л.д.12-17);Уставом «Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №, утвержденным начальником Управления образования Администрации г.Н.Тагила А.В.Соложниным,согласованным председателем Комитета поуправлению имуществом г.Н.Тагила А.А.Моториным зарегистрированным Постановлением Главы администрации Тагилстроевскогорайона №186 от 30 марта 2000 года (л.д.40-51), из которого следует, чтоМОУ СОШ № реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего /полного/ общего образования, обязательный минимум которых устанавливается государственным образовательным стандартом; Уставом Муниципального образовательного учреждения среднего /полного/ общего образования №, утвержденного начальником Управления образования Администрации г.Н.Тагила Б.Д.Гейцан, согласованного председателем Комитета по Управлению имуществом г.Н.Тагила А.А.Моториным, зарегистрированного Постановлением Главы Администрации Тагилстроевского района г.Н.Тагила №621 (лд.52-61), из которого следует, чтоМОУ СОШ № реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего /полного/ общего образования, обязательный минимум которых устанавливается государственным образовательным стандартом; Книгой учета и записи свидетельств, похвальных листов, выдаваемых окончившим курс неполной средней общеобразовательной школы средней общеобразовательной школы № (л.д.18-26); Книгой учета и записи выданных аттестатов о среднем образовании, золотых медалей и переводных свидетельств МОУ СОШ № (л.д.28-38);свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 20 июня 2000 года (л.д.65).
Из лицензии Департамента образования правительства Свердловской области №, регистрационный № от 26 апреля 1996 года, сроком действия с 04 апреля 1996 года по 04 апреля 2001 года (л.д.63) следует, чтоМуниципальному образовательному учреждению среднего (полного) общего образования №разрешено осуществление деятельности согласно Устава.
Из свидетельства о государственной аккредитации № серия № (л.д.62) Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№ (л.д.62) имеет право на выдачу выпускникам документов государственного образца об образовании и (или) квалификации, свидетельство действительно до 23 февраля 2006 года, по своему статусу относится к общеобразовательному учреждению.
Из свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения № Серия №, выданного 13 февраля 1997 года Министерством образования Администрации Свердловской области Департаментом образования (л.д.64) следует, что Муниципальному образовательному учреждению среднего (полного) общего образования № обеспечивает содержание, уровень и качество подготовки выпускников в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов,имеет право на выдачу выпускникам документов государственного образца об основном общем среднем образовании сроком на 2 года с истечением срока действия 25 апреля 1998 года на основании приказа Департамента образования Администрации Свердловской области № от 22 января 1997 года.
Из лицензии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области серии №, регистрационный№№ от 22 марта 2001 года (л.д.66) Муниципальное общеобразовательное учреждение средняяобщеобразовательная школа №имеет право осуществления образовательной деятельности согласно приложения и Устава, срок действия лицензии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о государственной аккредитации № (л.д.67)Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № прошло государственную аккредитацию, по результатам которой ему установлен государственный статус общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа. В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования специального (коррекционного) образования VII- вида и имеет право на выдачу выпускникам документа государственного образца- аттестат об основном общем образовании, аттестат о среднем (полном) общем образовании.
Таким образом, тождество образовательных учреждений «муниципальное учреждение среднего (полного) общего образования» и «школа» не вызывает сомнений и подлежит установлению судом, а спорные периоды - включению в специальный стаж педагогической деятельности истицы.
Также подлежит удовлетворению требование Стефановой О.Н. о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ средняя школа № воспитатель ГПД, отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет по следующим основаниям.
В силу ст.11 Федерального закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
На основании вышеизложенного, отпуск по уходу за ребенком должен быть включен в специальный стаж истицы.
Таким образом, решение ГУ УПФ РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 19 ноября 2010 года за № 5087 об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным, на ответчика должна быть возложена обязанность по включению спорных периодов в специальный стаж истца.
Согласно ст. ст. 12, 19 Федерального закона, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию, на день обращения за назначением пенсии у истицы имелся необходимый 25 летний стаж, в связи с чем, следует назначить пенсию с18 октября 2010 года.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 336 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Стефановой О.Н. удовлетворить.
Признать за Стефоновой О.Н. право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 18 октября 2010 года.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 19 ноября 2010 года за № 5087 об отказе Стефановой О.Н. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области обязанность включить в специальный стаж Стефоновой О.Н. периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...)- средняя школа №, воспитатель группы продленного дня, отпускуходу за ребенком свыше 1,5 лет; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...)- Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования №, учитель и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью для детей в соответствии с п.п 19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с 18 октября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней с момента провозглашения с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья - подпись И.Н.Зайцева.
Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.
Судья- подпись. Копия верна. Судья- И.Н.Зайцева.