2-477/2011 решение от 15.03.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Зайцевой И.Н.

при секретаре Васильевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2- 477 по иску Письменной Н.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, включении оспариваемых периодов в специальный стаж, возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии,

участием представителя ответчика ведущего специалиста- эксперта(юрисконсульта) юридического отдела Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области-Петуховой О.В., участвующей по доверенности от18 января 2010 года №03-355 (срок действия один год),

УСТАНОВИЛ:

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 27 декабря 2010 года за №6146 в специальный трудовой стаж Письменной Н.В. не включены в том числе оспариваемые периоды:

-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...)

-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) в должности учителя МОУ среднего (полного) общего образования №, т.к. наименование учреждения не поименовано Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г, в связи с чем, в назначении трудовой пенсии согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года за №173 отказано.

Письменная Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 14 декабря 2010г., признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за№6146 от 27 декабря 2010 года, возложении обязанности включить оспариваемые периоды работы в ее специальный стаж и назначить пенсию с момента за ее обращением.

В обоснование иска Письменная Н.В. указала, что 14.12.2010 года обратилась в Управление пенсионного фонда в г.Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости.

27.12.2010г. комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ в г.Н.Тагиле заявление было рассмотрено, вынесено решение об отказе в назначении пенсии, в связи с тем, что в стаж, необходимый для назначения пенсии, не были приняты к зачету в том числе оспариваемые ею периоды работы: -с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) в должности учителя МОУ среднего (полного) общего образования №, т.к. наименование учреждения не поименовано Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г.

Решение считает незаконным в связи с тем, что Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования № является учреждением основного среднего (полного) общего образования, что зарегистрировано Уставом и Лицензией данного учреждения. В данный период времени истец занималась одним видом деятельности, была учителем, работала по одной образовательной программе.

Согласно п.2 ст.27 Закона РФ «Об образовании» муниципальное среднее общеобразовательное учреждение № имеет лицензию и государственную, аккредитацию, реализующие общеобразовательные программы. В учреждении лицам, прошедшим итоговую аттестацию, выдают документы государственного образца об уровне образования.

В соответствии с Уставом школы учащиеся, окончившие 9 и 11 классы, сдают выпускные экзамены и в соответствующем порядке получают аттестат об окончании основной школы и аттестат о среднем образовании установленного образца.

Факт получения образовательным учреждением бланков свидетельств о девятилетнем образовании, а также аттестатов об основном (общем) образовании и выдаче их выпускникам школы № в указанный период времени подтверждается книгами учета и записи аттестатов.

В соответствии со ст.12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников». К образовательным учреждениям относятся, в том числе общеобразовательные начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии. Муниципальное образовательное учреждение № все время своего существования осуществляло именно образовательный процесс, реализовывая образовательные программы и обеспечивая содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

На основании подп.«в» п.1 Типового Положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001г. №196 средняя общеобразовательная школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Не принимая к зачету стаж работы в указанном учреждении комиссия ограничила истца в пенсионных правах (в праве на зачет трудового стажа для выплаты досрочной пенсии по старости при осуществлении педагогической деятельности в учреждениях для детей), которые закреплены в Конституции РФ (ст.19 гарантирует права и свободы без какой-либо дискриминации).

Истица Письменная Н.В. в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика- Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области, в судебном заседании исковые требования не признала по следующим основаниям:

14 декабря 2010 года были представлены документы истицы для оформления досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия устанавливается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей при специальном стаже не менее 25 лет, независимо от их возраста.

Согласно п.2 ст.27 Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается данный вид пенсии, и Правила исчисления периодов работы при необходимости утверждаются Правительством РФ. УПФР была произведена оценка пенсионных прав истицы по нормам, действующим до введения в действие нового правового регулирования, а также в соответствии с действующим законодательством.

Истицей оспаривается подсчет специального стажа согласно нормам правового регулирования.

Право на досрочное назначение пенсии по нормам п.п.19 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ определялось на основании следующих нормативных актов: Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516.

Для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с под.п.19 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ необходимо учитывать, чтобы наименование должности и наименование учреждения, в котором осуществлял деятельность заявитель, и условия его работы не противоречили вышеуказанным нормативным актам.

Рассмотрев документы истицы, было вынесено решение об отказе в назначении пенсии от 27.12.2010 года за № 6146, в котором стаж истицы был определен равным ... годам ... месяцам ... дням.

Не приняты к зачету периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) в должности учителя МОУ среднего (полного) общего образования №, т.к. наименование учреждения не поименовано Списком№781. Наименование учреждения проверено по всем пунктам (разделам) Устава от 27.06.1996г., действовавшего до 06.07.2000г.

Список содержит классификацию наименований образовательных учреждений только лишь по типам и видам, чтобы по наименованию можно было определить характер деятельности юридического лица и его организационно-правовую форму.

Ссылка истца на ст.12 Закона РФ «Об образовании в РФ» применительно к данной ситуации УПФР считает необоснованной. Работа не во всех видах образовательных учреждений, указанных в ст.12 Закона «Об образовании», включается в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Так, работа в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в учреждениях дополнительного образования для взрослых не включается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Также работа в соответствующих должностях в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, центрах образования, учреждениях среднего профессионального образования и т.д. засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, при условии обучения в указанных училищах и учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет (п.14 Правил №718).

Это ограничительные условия на социальное обеспечение педагогических работников, установленные федеральным законодательством.

УПФР, как территориальный орган Пенсионного фонда РФ, не вправе устанавливать тождественность наименований учреждений, поскольку указанное полномочие предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ (п.2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года №516).

Отметила, что при вынесении данного решения УПФР руководствовалось действующим законодательством, считает, что указанное решение было вынесено законно и обоснованно, в удовлетворении заявленных исковых требований просит отказать.

Заслушав стороны, исследовав представленные суду письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.ст.1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно ст.7, п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60лет, и женщины, достигшие 55лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельности Письменной Н.В. в учреждениях для детей составил ... год ... месяцев ... дней. УПФР произведена оценка пенсионных прав истицы по нормам, действующим до введения в действие нового правового регулирования, а также в соответствии с действующим законодательством (л.д.6-7).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года, за №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность. Данный Список содержит не только наименование учреждений, но и наименование должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью.

Часть 2 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» определяет полномочия Правительства РФ утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия за выслугу лет. В частности, в Списке не поименовано учреждение для детей «Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования».

Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года за №463 утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» №340 от 20 ноября 1990 года, применяемый к трудовому стажу до 01 сентября 1999 года.

Согласно п.4 постановления №1067, п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года за №516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.27 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (ст.39 Конституции РФ), в связи с чем, в силу ст.ст.2, 18 Конституции Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.

Из содержания Списка и Правил, следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные, муниципальные), организационно - правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные) и др.) и видам (коррекционные учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения и коррекционные учреждения начального профессионального образования), что в полной мере соответствует положениям ст. 12 Закона РФ «Об образовании».

В соответствии со ст. 54 Гражданского Кодекса РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Наименование юридического лица имеет своей целью его индивидуализацию и в этом значении Список должен содержать перечень всех образовательных учреждений, прошедших государственную регистрацию на территории РФ, в том числе с указанием места нахождения юридического лица. Однако, Списки содержат классификацию образовательных учреждений не по наименованию юридических лиц, а по их правовому статусу, содержание которого определяется не наименованием юридического лица, а его учредительными документами.

Согласно ст.52 ГК РФ, ст.13 Закона РФ «Об образовании», в Уставе образовательного учреждения определяется его наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, организационно- правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ.

В соответствии со ст.12 Закона Российской федерации «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

Часть 2 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» определяет полномочия Правительства РФ утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия за выслугу лет. Однако, данные Списки не являются исчерпывающими, так как не содержат наименования всех существующих или существовавших должностей, работ, производств и учреждений, работа в которых порождает у граждан право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, что в свою очередь приводит к нарушению прав последних на пенсионное обеспечение по возрасту, лишая их возможности получения досрочной трудовой пенсии за выслугу лет.

Педагогическая деятельность истицы в спорные периоды в «Муниципальном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования №» в должности учителя и подтверждается собранными по делу доказательствами: записями в трудовой книжке (л.д.8-9); Уставом «Муниципального образовательного учреждения среднего (полного) общего образования №», зарегистрированного на основании постановления главы администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области от 27 июня 1996 года за № (л.д.20-28), из которого следует, что данное учреждение является муниципальным образовательным учреждением среднего (полного) общего образования (п.1.1.); имеет статус юридического лица (п.1.2.); осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законодательством РФ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, руководствуется нормативными актами об образовании, руководствуется нормативными актами об образовании: издаваемыми органами управления образования и другими органами государственного управления, решениями местных органов власти, настоящим Уставом (п.1.3.); книгой учета и записи выданных аттестатов о среднем образовании, золотых медалей и переводных свидетельств средней школы № за 1996-1999 учебные года (л.д.41-45); свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 17 июля 2000 года (л.д.17); лицензией Департамента образования правительства Свердловской области №, регистрационный № от 26 апреля 1996 года, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16) из которой следует, что Муниципальному образовательному учреждению среднего (полного) общего образования № разрешено осуществление образовательной деятельности в сфере начального, основного, среднего (полного) общего образования; дополнительного образования художественно-эстетического направления; свидетельством о государственной аккредитации № серия № (л.д.19) из которого следует, что Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № имеет право на выдачу выпускникам документов государственного образца об образовании и (или) квалификации, свидетельство действительно до ДД.ММ.ГГГГ, по своему статусу относится к общеобразовательному учреждению; лицензией Министерства общего и профессионального образования Свердловской области серии Г №, регистрационный № от 05 апреля 2001 года (л.д.15) из которой следует, что Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № имеет право осуществления образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования, согласно приложения и Устава, срок действия лицензии с 28 марта 2001 года по 28 марта 2006 года; постановлением главы администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области от 06 июля 2000 года за №, из которого следует, что зарегистрированы изменения в наименовании учреждения МОУ среднего (полного) общего образования №» переименовано в «Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №» (л.д.12); из Устава МОУ средней общеобразовательной школы №, зарегистрированного на основании постановления главы администрации Тагилстроевского района г.Нижний Тагил от 06.07. 2000г. за № (л.д. 29-40) следует, что цель и задачи данного учреждения не изменились, оно являлось и является образовательным учреждением, реализовало и реализует общеобразовательные программы общего основного общего, среднего (полного) общего образования, обязательный минимум которых установлен государственным общеобразовательным стандартом, занималось и занимается обучением детей, следовательно, по правовому статусу «Муниципальное общеобразовательное учреждение среднего (полного) образования №» и «Муниципальное учреждение средняя общеобразовательная школя №» в полной мере соответствует Списку, утвержденному ПП РФ №781 от 29.10.02г.

С учетом изложенного, педагогическая деятельность истицы в спорные периоды отвечает требованиям п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», решение ГУ УПФ РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 27 декабря 2010 года за № 6146 об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным, на ответчика должна быть возложена обязанность по включению спорных периодов в ее специальный стаж.

Согласно ст. ст. 12, 19 Федерального закона, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию, на день обращения за назначением пенсии у истицы имелся необходимый 25 - летний стаж, в связи с чем, на ответчика должна быть возложена обязанность назначить Письменной Н.В. пенсию с 14 декабря 2010 года.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Письменной Н.В. удовлетворить.

Признать за Письменной Н.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 14 декабря 2010 года.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 27 декабря 2010 года за № 6146 об отказе Письменной Н.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области обязанность включить в специальный стаж Письменной Н.В. период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) в должности учителя МОУ среднего (полного) общего образования № и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью для детей в соответствии с п.п 19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с 14 декабря 2010 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней с момента провозглашения с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья - И.Н.Зайцева.

Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.

Судья- И.Н.Зайцева.