РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
с участием прокурора Ищенко А.В.,
при секретаре Гуриной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Нижний Тагил» и Комитету по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды,
установил:
01.10.2010 жители многоквартирного жилого дома №, расположенного в Дзержинском административном районе города Нижний Тагил по улице <адрес>, обратились в органы прокуратуры с жалобой на организацию несанкционированной свалки бытовых отходов в непосредственной близости от жилого дома.
15.12.2010 Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе проведены мероприятия по контролю за соблюдением санитарного законодательства на основании информации, поступившей из органов прокуратуры.
В ходе проверки установлено, что между жилым домом № по улице <адрес> и Торговым центром «...» ООО «Уральский регион», расположенным в здании № по <адрес>, организована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Ответственные лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, либо лица, обязанные обеспечить уборку данной территории, в ходе проверки не установлены.
20.12.2010 прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил обратился в суд с иском в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Нижний Тагил» о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в городе Нижний Тагил между жилым домом № по улице <адрес> и Торговым центром «...» ООО «Уральский регион» по <адрес>.
В обоснование требований прокурор ссылается на результаты проверки по заявлению Кокориной З.В., в ходе которой выявлен факт нарушения требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на спорной земельном участке.
В ходе прокурорской проверки также не представилось возможным установить лиц, ответственных за размещение отходов в несанкционированных местах, и лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории, в связи с чем, прокурор полагает, что обязанность по проведению уборки и очистки спорной территории должна быть возложена непосредственно на Администрацию города Нижний Тагил. При этом прокурор полагает возможным установить ответчику срок продолжительностью 3 месяца.
Представитель ответчика - ... Администрации города Нижний Тагил Кузьменкова Ю.А. иск прокурора не признала полностью и, не оспаривая факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, указала на необходимость установления и возложения спорной обязанности на лиц, ответственных за размещение отходов либо обязанных обеспечить уборку данной территории.
В порядке подготовки к настоящему делу комиссия в составе специалистов Администрации города и Комитета по городскому хозяйству обследовала спорный участок без составления акта. Комиссией установлен факт складирования бытовых и хозяйственных отходов индивидуальными предпринимателями (по кассовым чекам), опрошены лица, осуществляющие торговлю в здании Торгового центра «...». Однако установить лиц, ответственных за организацию несанкционированной свалки бытовых отходов, не представилось возможным. Разрешение на организацию возле Торгового центра «...» летнего минирынка не выдавалось.
По мнению представителя ответчика, при установлении срока, необходимого для уборки спорной территории, также следует учитывать сезонный характер работ и продолжительность размещения муниципального заказа, которая в соответствии с действующим законодательством составляет не менее 2 месяцев 10 дней (л. д. 75-76).
Определениями суда от 31.01.2011 и 28.02.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе, Кокорина З.В., Товарищество собственников жилья МКР «Пихтовые горы», ООО «Управляющая компания Дзержинского района» и ООО «Уральский регион», которые в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела были надлежащим образом извещены, что в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица - ... Нижнетагильского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Мальков А.В. в судебном заседании 28.02.2011 заявленный прокурором иск поддержал в полном объеме.
Заслушав объяснения прокурора и представителя Администрации города Нижний Тагил, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 названного Федерального закона в редакции от 31.12.2005 каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Требования об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (статья 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора.
Поскольку дела по заявлениям прокуроров об экологических правонарушениях, нарушающих права неопределенного круга граждан, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года).
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).
Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1).
К виду негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления (статья 16).
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям (статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (статья 1).
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды (статья 3).
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2).
05.08.1988 Главным государственным санитарным врачом СССР утверждены Санитарные правила содержания территорий населенных мест. СанПиН 42-128-4690-88.
Настоящие Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (пункт 1.2).
Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (пункт 2.1.1).
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями (пункт 2.1.3, 2.2.2, 2.2.3).
Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом (пункт 2.2.10).
В соответствии со статьей 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды» контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 52 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Ненадлежащее содержание спорной территории Дзержинского административного района города Нижний Тагил и наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов между многоквартирным жилым домом № по улице <адрес> и Торговым центром «...» ООО «Уральский регион», расположенным в нежилом здании № по <адрес>, подтверждается результатами досудебных проверок (л. д. 5-15).
Однако в ходе мероприятий по контролю за состоянием окружающей среды, проведенных органами прокуратуры и Роспотребнадзора, а также специалистами Администрации города Нижний Тагил, не установлены лица, ответственные за размещение отходов в несанкционированном месте и уборку данной территории.
Определениями суда о подготовке дела к судебному разбирательству ответчикам, а также третьим лицам, предлагалось представить в суд землеустроительные и правоустанавливающие документы, позволяющие определить границы отведенных в пользование земельных участков, а также договоры на сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов, заключенные со специализированными организациями (л. д. 16-18, 20-24, 36-40).
Однако запрошенные судом документы не представлены, что в силу статей 68 части 1, 150 часть 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представляет суду право обосновать свои выводы объяснениями другой стороны и не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (статья 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статья 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии со статьей 29 Устава муниципального образования «Город Нижний Тагил» к полномочиям Администрации города отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Постановлением Главы города Нижний Тагил от 12.10.2007 № 1212 в целях организации благоустройства и озеленения территории города, содержания зеленых насаждений, очистки и уборки городских территорий, в соответствии со статьей 26 Устава города Нижний Тагил утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил.
Физические и юридические лица обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами.
Организацию уборки иных территорий осуществляют Администрация города по соглашениям со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города.
На территории города запрещается накапливать и размещать отходы и мусор в несанкционированных местах.
Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.
В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Правил.
Вывоз бытовых отходов, мусора и отходов вторичного сырья из жилых домов, предприятий торговли и общественного питания, детских и лечебных заведений, предприятий и организаций культуры осуществляется указанными организациями и домовладельцами, а также иными производителями отходов самостоятельно либо на основании договоров со специализированными предприятиями.
Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки.
Запрещается складирование строительного мусора в места временного хранения отходов.
Для сбора отходов и мусора физические и юридические лица организуют место временного хранения отходов, осуществляют его уборку и техническое обслуживание.
Дислокация мест временного хранения отходов определяется администрацией соответствующего района.
В случае, если производитель отходов, осуществляющий свою бытовую и хозяйственную деятельность на земельном участке, в жилом или нежилом помещении на основании договора аренды или иного соглашения с собственником, не организовал сбор, вывоз и утилизацию отходов самостоятельно, обязанности по сбору, вывозу и утилизации отходов данного производителя отходов возлагаются на собственника вышеперечисленных объектов недвижимости, ответственных за уборку территорий в соответствии с Правилами (статья 2).
Администрация города, ее органы и структурные подразделения осуществляют контроль в пределах своей компетенции за соблюдением физическими и юридическими лицами Правил.
В случае выявления фактов нарушений Правил уполномоченные должностные лица Администрации города вправе:
1) выдать предписание об устранении нарушений;
2) составить протокол об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством;
3) обратиться в суд с заявлением (исковым заявлением) о признании незаконными действий (бездействия) физических и (или) юридических лиц, нарушающих Правила, о возмещении ущерба.
Лица, допустившие нарушение Правил, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Вред, причиненный в результате нарушения Правил, возмещается виновными лицами в порядке, установленном действующим законодательством (статья 16).
Правилами сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Нижний Тагил, утвержденными Постановлением Администрации города от 14.08.2009 № 1403, осуществление контроля за соблюдением данных Правил возложено на Комитет по городскому хозяйству Администрации города и отдел по экологии и природопользованию Администрации города в пределах своей компетенции.
В случае выявления фактов нарушений Правил уполномоченные должностные лица Администрации города вправе:
1) составить протокол об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством;
2) обратиться в суд с заявлением (исковым заявлением) о признании незаконными действий (бездействия) физических и (или) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, нарушающих Правила, о возмещении ущерба.
В соответствии с Положением о Комитете по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил, утвержденным решением Нижнетагильской городской думы от 20.12.2007 № 69, Комитет является отраслевым органом администрации города Нижний Тагил, уполномоченным по вопросам управления жилищно-коммунальным и городским хозяйством города Нижний Тагил. Комитет обладает правами юридического лица.
Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов;
осуществляет организацию благоустройства и озеленения территории города, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города;
координирует работу организаций жилищно-коммунального комплекса, транспорта и связи независимо от их форм собственности;
готовит предложения о порядке и объемах финансирования затрат на содержание и эксплуатацию объектов городского хозяйства и представляет Главе города.
Комитет осуществляет свою деятельность за счет средств местного бюджета.
Постановлением Администрации города от 13.07.2009 № 1126 утверждена муниципальная целевая программа «Совершенствование работы по сбору, транспортировке и утилизации твердых бытовых отходов на территории города Нижний Тагил (2009 - 2013 годы)» и предписано:
Управлению по экономике и ценовой политике Администрации города при формировании бюджета на очередной финансовый год включить объемы финансирования в сводную бюджетную заявку финансирования муниципальных программ;
Комитету по городскому хозяйству Администрации города при планировании расходов бюджета на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию муниципальной целевой программы;
заместителю Главы Администрации города по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству, транспорту, энергетике, связи и капитальному строительству осуществлять контроль за выполнением настоящего постановления.
В муниципальной целевой программе указывается, что настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства в области управления ТБО сопровождается весьма большими потерями ресурсов, а также увеличением загрязнения окружающей среды.
Проблема экологической опасности твердых бытовых отходов остро стоит в городе Нижний Тагил. Эта опасность затрагивает все стадии обращения с ТБО, начиная с их сбора и транспортировки и кончая подготовкой к использованию утильных компонентов и уничтожением или захоронением неиспользуемых фракций.
Существующая система учета и контроля за образованием и размещением отходов не позволяет из-за своей децентрализации получить достоверную информацию о фактических объемах образования отходов как в целом по городу, так и по отдельным населенным пунктам, а также исключить несанкционированное их размещение.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (статьи 77, 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Невозможность определения ответственных лиц, разместивших отходы в несанкционированных местах либо обязанных обеспечить уборку спорной территории, не освобождают органы местного самоуправления в пределах своей компетенции от ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил».
С учетом установленного муниципальными правовыми актами распределения полномочий по осуществлению экологического контроля, бюджетного планирования и финансирования экологических мероприятий, а также компетенции отраслевых органов, входящих в структуру Администрации города Нижний Тагил, суд считает необходимым в целях соблюдения принципа исполнимости судебного решения возложить спорную обязанность одновременно на Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил и Администрацию муниципального образования «Город Нижний Тагил».
В свою очередь, ответчики не только не лишены права, но и обязаны принять меры к установлению и привлечению к ответственности лиц, разместивших отходы в несанкционированных местах либо обязанных обеспечить уборку данной территории, в том числе путем возложения на них обязанности по проведению уборки и очистки, а при необходимости - рекультивации земельного участка, за счет указанных лиц либо обращения в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба в объеме понесенных ответчиками расходов.
При этом отсутствие необходимых финансовых средств и материально-технической базы, с учетом особенностей бюджетного планирования и порядка размещения муниципальных заказов, не может служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за экологические нарушения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46).
Конституция Российской Федерации провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, принадлежат ему от рождения, а их соблюдение гарантируется государством на началах юридического равенства, справедливости и недопустимости установления ограничений, кроме случаев, когда это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе. Из содержания Конституции Российской Федерации следует, что право на полное возмещение ущерба, причиненного личности незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, относится к числу прав человека и гражданина. Конкретизация его содержания при воспроизведении в нормах отраслевого законодательства возможна лишь с учетом специфики регулируемых общественных отношений. Однако при этом не должны устанавливаться ограничения полного возмещения ущерба для граждан, чьи права и свободы были нарушены незаконными действиями государственных органов и должностных лиц.
Кроме того, как указано в Постановлении Европейского Суда по правам человека от 07.05.2002 по делу «Бурдов против России», государство не вправе ссылаться на недостаток денежных средств как на причину невыплаты долга по судебному решению.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Предложенный прокурором срок продолжительностью 3 месяца для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений экологического законодательства носит разумный характер.
При этом изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчика и сезонного характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Иск прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Нижний Тагил» и Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации несанкционированного объекта размещения бытовых отходов (проведения уборки и очистки, а при необходимости - рекультивации земельного участка) на территории между многоквартирным жилым домом № и нежилым зданием № Торгового центра «...» по улице <адрес> в Дзержинском административном районе города Нижний Тагил, в том числе за счет лиц, разместивших отходы в несанкционированных местах либо обязанных обеспечить уборку данной территории, в срок 3 (три) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана кассационная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.
Судья А.А.Соловьев