РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
с участием прокурора Куликова Е.В.,
при секретаре Гуриной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Горноуральского городского округа о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды,
установил:
В период с 30.11.2010 по 14.12.2010 Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе проведены мероприятия по контролю за соблюдением санитарного законодательства в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № №» (далее - МДОУ «Детский сад № №»), расположенного по адресу: Свердловская область, <адрес>
14.12.2010 Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе в адрес МДОУ «Детский сад № №» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил:
произвести ремонт выгреба (дворовой помойницы для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях), в случае невозможности построить новый, обеспечить герметичность выгреба, оборудовать наземную часть выгреба крышкой - в срок до 15.09.2011;
произвести мероприятия по ликвидации последствий излива сточных вод на территории бывшей спортивной площадки - в срок до 15.05.2011;
произвести откачивание и очистку канализационных колодцев на территории детского сада - в срок 20.12.2010, 01.02.2011, 01.04.2011 и постоянно в соответствии с договором.
25.11.2010 Бельков В.А., проживающий по адресу: <адрес>, обратился к прокурору за защитой нарушенных прав.
ДД.ММ.ГГГГ Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к администрации Горноуральского городского округа о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды, в котором просит:
обязать администрацию округа в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу привести содержание выгреба, расположенного в поселке Черноисточинск в соответствие с санитарными нормами и правилами;
обязать администрацию округа в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения в части бездействия по определению выгреба как объекта муниципальной собственности.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на результаты мероприятий по контролю Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе от 14.12.2010.
В части требований об определении выгреба как объекта муниципальной собственности прокурор указал, что спорный выгреб эксплуатируется МДОУ «Детский сад № №», которым заключен договор с МУП «Жилищно-коммунальный трест Горноуральского городского округа» на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов.
Из пояснений директора МДОУ «Детский сад № №» следует, что до 1997 года детский сад принадлежал <...> фабрике. В 2004 году территориальная администрация поселка <...> передала детский сад в Управление образованием Горноуральского городского округа. При передаче здания детского сада спорный выгреб оказался бесхозным. По этому вопросу директор детского сада обращалась в Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Горноуральского городского округа и просила установить владельца выгреба. Однако председатель Комитета сообщил, что выгреб не значится в реестре муниципальной собственности.
В настоящее время состояние выгреба не соответствует санитарным нормам и правилам, гидроизоляция выгреба нарушена, выгреб заполнен сточными водами и прилегающая территория затоплена водами с фекальным запахом.
При проведении лабораторных исследований почвы выявлено многократное превышение нормативов по БГКП и энтерококкам.
Представитель ответчика - администрации Горноуральского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен (л. д. 46), что в силу части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица - главный специалист-эксперт Нижнетагильского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Колотова Л.А. заявленный прокурором иск поддержала в полном объеме и пояснила, что проверки спорного выгреба проводятся систематически на протяжении нескольких лет по причине затопления смежного земельного участка, принадлежащего семье ФИО 1 Однако со стороны администрации Горноуральского городского округа не предпринимается никаких мер к устранению выявленных нарушений санитарного законодательства.
Спорный выгреб расположен на территории спортивной площадки, прилегающей к территории МДОУ «Детский сад № №», МОУ ДОД «<...> творчества» и земельного участка ФИО 1 Поскольку рельеф имеет уклон, сливы из спорного выгреба стекают на земельный участок ФИО 1
Спорный выгреб имеет общую подземную коммуникацию, соединяющую два образовательных учреждения Пригородного района: МДОУ «Детский сад № №» и МОУ ДОД «<...>». Однако фактическое использование выгреба МОУ ДОД «<...>» является незначительным ввиду низкой посещаемости и сокращенного режима работы образовательного учреждения. Основным пользователем выгреба является МДОУ «Детский сад № №» и без спорного выгреба эксплуатация образовательного учреждения невозможна, в связи с чем, Управление образованием Горноуральского городского округа оплачивает соответствующие расходы МДОУ «Детский сад № <...>» по вывозу жидких бытовых отходов.
Определением суда от 10.02.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МДОУ «Детский сад № №», Бельков В.А., Управление образованием Горноуральского городского округа и Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Горноуральского городского округа.
Представитель третьих лиц - МДОУ «Детский сад № №» и Управления образованием Горноуральского городского округа юрисконсульт Яговкин А.С. пояснил, что здание детского сада закреплено за МДОУ «Детский сад № №» на праве оперативного управления по договору № 31 от 18.07.2001, заключенному с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Горноуральского городского округа. В указанном договоре спорный выгреб не поименован.
Также за МДОУ «Детский сад № №» закреплен земельный участок площадью 0,5517 га на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании свидетельства № 273 от 27.02.1998, выданного в соответствии с постановлением главы <...> территориальной администрации от 26.02.1998 № 34.
В свидетельстве о праве на землю установлены границы земельного участка на местности и спорный выгреб расположен за пределами границ и ограждения земельного участка МДОУ «Детский сад № №» примерно на расстоянии 6 метров.
Представитель третьего лиц - старший инспектор Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Горноуральского городского округа Соколова Е.Е. пояснила, что спорный выгреб не включен в реестр муниципальной собственности Горноуральского городского округа.
На 2011 год МДОУ «Детский сад № №» заключил договор на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов с ООО «<...>» сроком до 31.03.2011.
При этом представитель третьего лица Соколова Е.Е. не оспаривает, что спорный выгреб подлежит отнесению к объектам инженерной инфраструктуры населенного пункта - поселка <адрес>, входящего в состав Горноуральского городского округа, и может быть включен Комитетом в реестр муниципальной собственности без издания специального постановления администрацией округа в силу прямого указания закона - Приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Третье лицо Бельков В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен.
Заслушав объяснения прокурора, представителей третьих лиц и исследовав письменные доказательства, суд находит иск Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 названного Федерального закона в редакции от 31.12.2005 каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Требования об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (статья 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора.
Поскольку дела по заявлениям прокуроров об экологических правонарушениях, нарушающих права неопределенного круга граждан, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года).
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).
Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1).
К виду негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления (статья 16).
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям (статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (статья 1).
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды (статья 3).
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2).
05.08.1988 Главным государственным санитарным врачом СССР утверждены Санитарные правила содержания территорий населенных мест. СанПиН 42-128-4690-88.
Настоящие Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
Пункт 2.3 Правил «Сбор жидких отходов» предусматривает, что для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим (пункт 2.3.1).
Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м (пункт 2.3.2).
Дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной.
Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 м. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м от поверхности земли (пункт 2.3.3).
Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода (пункт 2.3.4).
Наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых.
Неканализованные уборные и выгребные ямы дезинфицируют растворами состава: хлорная известь (10%), гипохлорид натрия (3 - 5%), лизол (5%), нафтализол (10%), креолин (5%), метасиликат натрия (10%). Запрещается применять сухую хлорную известь (пункт 2.3.5).
В соответствии со статьей 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды» контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 52 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Ненадлежащее содержание спорной дворовой помойницы, включая водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций, расположенной по адресу: Свердловская область, Пригородный район, <адрес>, подтверждается материалами многочисленных проверок.
10.07.2009 спорный объект обследован специалистами МУП «<...>» по заявлению руководителей образовательных учреждений от 16.06.2009.
Объект расположен возле МДОУ «Детский сад № №» по <адрес> и МОУ ДОД «<...>» по улице <адрес>
В результате обследования установлено, что система стоков от Дома творчества и детского сада построена в 1988 году, проложена на глубине 2 метра, с уклоном 0,008, чугунной трубой диаметром 108 мм, общей протяженностью 129 метров.
Емкость накопления стоков объемом 68 куб.м выполнена методом заливки бетоном. Откачка производится через люк, расположенный в перекрытии. Перекрытие также выполнено заливкой бетоном.
При осмотре выгреба 07.07.2009 обнаружено попадание верхних и подземных вод в выгреб. Уклон рельефа с улицы <адрес>, на которой находится стадион школы, до улицы <адрес> составляет 0,01, в связи с чем, верховые воды с площади 6100 кв.м проникают в выгреб, находящийся в русле стоков вод в реку Черная.
Для устранения проникновения в выгреб верховых вод необходимо произвести гидроизоляцию выгреба.
В акте обследования от 10.07.2009 в качестве собственника объекта указан муниципалитет Горноуральского городского округа. Трубопровод канализации и выгреб являются бесхозными, так как на баланс МУП «<...>» не передавались.
К акту обследования приложена исполнительная схема канализации (л. д. 19).
В акте проверки Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе от 14.12.2010 также указывается, что МДОУ «Детский сад № №» построен по типовому проекту на 6 групп. В настоящее время функционирует 5 групп. Детей по списку 94 человека. Водоснабжение горячее и холодное централизованное. Канализование осуществляется в местный выгреб, расположенный на территории, прилегающей к земельному участку ФИО 1 по улице <адрес>
В день обследования участок, на котором расположен выгреб, занесен снегом, дорога к выгребу отсутствует. Выгреб заполнен сточными водами, оголовок затоплен стоящими на уровне земли водами. Прилегающая к выгребу территория и часть территории бывшей спортивной площадки детского сада затоплены водами с фекальным запахом, сточная вода также находится на участке ФИО 1
Договор на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов заключен с МУП «<...>» от 01.01.2010 № 015/ж-ч/10. По договору откачивание выгреба должно производиться по заявке МДОУ «Детский сад № №» один раз в неделю.
Выявлены нарушения обязательных требований:
гидроизоляция погреба нарушена;
в 2009-2010 годах ремонт выгребной ямы по восстановлению гидроизоляции не проводился;
наземная часть выгреба не оборудована крышкой;
на территории бывшей спортивной площадки и на участке ФИО 1 имеются следы от излива и вода с фекальным запахом;
канализационный колодец на территории детского сада затоплен сточными водами;
откачивание выгреба производится в недостаточном количестве (л. д. 14-15).
14.12.2010 Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе в адрес МДОУ «Детский сад № №» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил (л. д. 17).
К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (статья 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статья 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с Законом Свердловской области от 12.07.2007 № 85-ОЗ «О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» в редакции от 04.02.2008 поселок <...> входит в состав территории муниципального образования «Горноуральский городской округ».
Согласно статье 30 Устава муниципального образования «Горноуральский городской округ» к полномочиям администрации городского округа отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (л. д. 23-25).
Решением районной Думы муниципального образования «Пригородный район» от 29.09.2005 № 19/10 утверждены Правила благоустройства, обеспечения санитарного содержания территории, обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования Пригородный район (в редакции от 31.03.2010).
Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определенный порядок уборки и содержания территорий населенных пунктов, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, зданий, строений и сооружений, независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
Руководство и координацию деятельности муниципальных служб и контролирующих органов в области санитарной очистки, уборки территорий осуществляют заместитель главы администрации муниципального образования «Пригородный район» по вопросам ЖКХ, строительства и благоустройства и начальник МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Пригородного района в соответствии с установленными полномочиями (пункт 1.5.1).
Контроль деятельности муниципальных служб, организаций и предприятий в решении задач по совершенствованию деятельности по обращению с бытовыми отходами на территории муниципального образования - НУ «Пригородный центр экологии и природоведения» (муниципальная экологическая служба), комиссия по экологическому контролю (пункт 1.5.2).
Организация и производство работ по уборке, санитарной очистке и благоустройству территории населенных пунктов района возлагается на МУП «Райкомхоз», МУП ПТО ЖКХ, МУП «Горноуральский ЖКХ», глав территориальных администраций, балансодержателей, владельцев и арендаторов земельных участков, зданий и сооружений (пункт 1.5.3).
Определение границ уборки территорий между организациями, предприятиями, учреждениями, владельцами, балансодержателями, арендаторами осуществляется отделом архитектуры и градостроительства, Комитетом по управлению имуществом, Территориальным отделом № 7 Управления Роснедвижимости по Свердловской области, Управлением жилищно-коммунального хозяйства Пригородного района с составлением согласованных с ними схематических карт благоустройства, уборки и содержания участка закрепленной территории, утверждаемой по району главой администрации муниципального образования «Пригородный район». Один экземпляр схемы уборки передается руководителю организации, предприятия, учреждения для организации уборочных работ, другие - в Комитет по управлению имуществом и в Управление ЖКХ для координации работ и контроля (пункт 4.1).
Места складирования твердых и жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и других), определяются органами местного самоуправления по согласованию с ТОТУ управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе на территории муниципального образования (пункт 7.1.4).
Жидкие бытовые отходы:
а) прием жидких отходов из выгребных ям муниципального жилищного фонда в Пригородном районе осуществляется МУП ПТО ЖКХ, МУП «Райкомхоз», МУП «Горноуральский ЖКХ» - по установленному графику либо по заявке жителей. Стоимость данной услуги для жителей муниципального жилищного фонда входит в оплату коммунальных услуг владельцев и нанимателей жилого фонда;
б) жидкие отходы из выгребных ям индивидуального жилищного фонда размещаются на полигонах ЖБО либо сливаются в коллектор очистных сооружений;
в) емкость выгребов при очистке один раз в месяц определяется из расчета на одного проживающего (или трех приходящих на работу), во всех случаях добавляется 20% на неравномерность заполнения;
г) глубина выгребов принимается от 1,5 до 3 метров в зависимости от местных условий;
д) выгребы должны быть водонепроницаемыми, кирпичными, бетонными, металлическими, иметь плотные двойные, деревянные 0,7 x 0,8 метра или стандартные круглые чугунные люки;
е) ликвидируемые выгреба в домах, присоединяемых к канализационной сети, полностью очищаются от содержимого, стенки и днища разбираются, ямы засыпаются грунтом и утрамбовываются;
ж) для предприятий и организаций, имеющих выгребные ямы, порядок оказания услуги по вывозу жидких отходов аналогичен (пункт 7.4.6.2).
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (статья 77).
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (статья 78).
Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
При этом отсутствие в Горноуральском городском округе необходимой материально-технической базы, трудовых и финансовых ресурсов не может служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности органов местного самоуправления за экологические нарушения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46).
Конституция Российской Федерации провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, принадлежат ему от рождения, а их соблюдение гарантируется государством на началах юридического равенства, справедливости и недопустимости установления ограничений, кроме случаев, когда это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе. Из содержания Конституции Российской Федерации следует, что право на полное возмещение ущерба, причиненного личности незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, относится к числу прав человека и гражданина. Конкретизация его содержания при воспроизведении в нормах отраслевого законодательства возможна лишь с учетом специфики регулируемых общественных отношений. Однако при этом не должны устанавливаться ограничения полного возмещения ущерба для граждан, чьи права и свободы были нарушены незаконными действиями государственных органов и должностных лиц.
Кроме того, как указано в Постановлении Европейского Суда по правам человека от 07.05.2002 по делу «Бурдов против России», государство не вправе ссылаться на недостаток денежных средств как на причину невыплаты долга по судебному решению.
В свою очередь, доводы лиц, участвующих в деле, о наличии правовой неопределенности в принадлежности спорного объекта инженерной инфраструктуры поселка Черноисточинск носят ошибочный характер, в том числе отсутствует необходимость оформления прав на спорный объект в соответствии с действующим законодательством в целях надлежащего исполнения администрацией Горноуральского городского округа требований СанПиН 42-128-4690-88 к сбору жидких отходов.
В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210).
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Права всех собственников защищаются равным образом (статья 212).
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (статья 215).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В случаях, предусмотренных законом (федеральным законом), наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (статьи 3 пункт 2, 131 Кодекса).
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Кодексом.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (статья 2).
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (статья 6).
Как следует из представленной переписки и объяснений лиц, участвующих в деле, спорный выгреб не включен в реестр муниципальной собственности Горноуральского городского округа (л. д. 20, 21).
В письменных объяснениях от 30.11.2010 директора МДОУ «Детский сад № №» ФИО 2 указала, что до 1997 года детский сад относился к <...> фабрике и в апреле 2004 года территориальная администрация поселка <...> передала детский сад в Управление образованием Горноуральского городского округа. В результате передачи имущества спорный выгреб оказался бесхозным (л. д. 18).
Из правоустанавливающих документов на здание и земельный участок по адресу: <адрес> следует, что спорный выгреб расположен на отдельном незакрепленном земельном участке, смежном с территорией МДОУ «Детский сад № №», МОУ ДОД «<...>» и земельным участком домовладения ФИО 1 (л. д. 68-71, 74-76).
Ранее действующее законодательство предусматривало различный порядок регистрации прав на объекты недвижимого имущества.
В Приложение 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам, относящимся к муниципальной собственности, отнесены:
объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов:
объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:
учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.
Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Оформление передачи объектов, указанных в Приложении 3 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» было установлено, что федеральное, государственное, муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре федеральной, государственной, муниципальной собственности.
Право и обязанности ведения реестра (функции реестродержателя) принадлежат комитетам по управлению имуществом городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах) - по объектам, переданным в муниципальную собственность.
По объектам, переданным в государственную, муниципальную собственность и внесенным реестр, соответствующие комитеты по управлению имуществом обязаны переоформить договоры аренды, найма, пользования объектов государственной и муниципальной собственности.
Внесение изменений в соответствующий реестр объектов государственной, муниципальной собственности осуществляется соответствующими комитетами по управлению имуществом на основании акта о приемке объекта.
Запись о внесении объекта в реестр объектов государственной, муниципальной собственности либо исключение из него должна быть совершена соответствующим комитетом по управлению имуществом в трехдневный срок со дня принятия решения.
В целях дальнейшего осуществления реформы местного самоуправления, обеспечения его государственной поддержки Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» было определено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1.
Кодекс, определяя статус муниципальной собственности (пункт 1 статьи 215), не устанавливает порядок передачи объектов государственной собственности в собственность муниципальную.
Федеральный закон от 30.11.1994 «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривает, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью первой Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат части первой Кодекса.
Изданные до введения в действие части первой Кодекса нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов (статья 4).
Поэтому в пункте 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» было разъяснено, объекты, указанные в Приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Нормативными правовыми актами муниципального образования «Гороноуральский городской округ» регламентируется порядок учета, распределения и содержания муниципального имущества.
Имущество, отнесенное к муниципальной казне городского округа в порядке, установленном Думой городского округа, содержится комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями.
Имущество, переданное в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям и в оперативное управление органам местного самоуправления и муниципальным учреждениям, а также имущество, приобретенное муниципальными учреждениями на собственные доходы в соответствии с уставной деятельностью и учтенное на отдельном балансе муниципального учреждения, содержится соответственно муниципальными предприятиями, органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями городского округа.
Порядок и условия передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление, использования и содержания, осуществления контроля за его целевым использованием устанавливаются нормативным правовым актом Думы городского округа.
Ведение реестра муниципального имущества осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 55 Устава Горноуральского городского округа в редакции от 26.02.2009).
Решением Думы Горноуральского городского округа от 25.11.2009 № 21/4 утверждено Положение «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Горноуральского городского округа».
Порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законодательством.
Ведение реестра объектов муниципальной собственности Горноуральского городского округа осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Горноуральского городского округа.
Финансирование работ по ведению Реестра осуществляется за счет средств местного бюджета.
Положение о порядке ведения реестра муниципального имущества Горноуральского городского округа утверждается постановлением Администрации округа (статья 11).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 было утверждено Положение об учете федерального имущества и органам местного самоуправления вновь рекомендовано разработать соответствующие положения об учете муниципального имущества (в редакции до 04.02.2011).
Под реестром имущества понимается информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета имущества и предоставления сведений о нем.
Учет имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера. Реестр ведется на бумажных и электронных носителях. Документом, подтверждающим факт учета имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера имущества и иные достаточные для идентификации имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.
Выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера имущества, является документом, необходимым для осуществления полномочий собственника по совершению сделок с имуществом (в редакции до 22.04.2009).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2009 № 352 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», в соответствии с которыми выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества, является документом, необходимым при совершении сделок с федеральным имуществом, за исключением сделок с находящимися на территории Российской Федерации и относящимися к федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, в случае, когда в соответствии с федеральными законами отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации не является препятствием для совершения сделок с указанными объектами.
Таким образом, действующее гражданское законодательство не относит ведение реестра муниципального имущества к разновидности государственной регистрации прав на объекты недвижимости либо специальной регистрации, предусмотренной федеральным законом.
Сведения реестра муниципального имущества определяют полномочия собственника по совершению сделок с муниципальным имуществом и не имеют правоустанавливающего либо правоподтверждающего значения для третьих лиц, а также не освобождают муниципальные образования от обязанности соблюдения государственной регистрации прав в случаях необходимости совершения сделок с указанными объектами недвижимости.
С учетом вышеизложенного, спорный выгреб как объект инженерной инфраструктуры поселка <...> Пригородного района являются объектом муниципальной собственности Горноуральского городского округа непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от соблюдения органами местного самоуправления порядка его учета в реестре муниципального имущества, и не требует оформления (регистрации) прав муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 27.07.1997 № 122-ФЗ для целей надлежащего исполнения администрацией Горноуральского городского округа спорных обязанностей по его надлежащему содержанию.
Принимая во внимание, что до настоящего времени администрацией Горноуральского городского округа спорный выгреб не учтен в составе муниципальной казны и не закреплен на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения за муниципальными учреждениями и предприятиями, суд считает необходимым в целях исполнимости судебного решения возложить спорную обязанность непосредственно на ответчика как орган местного самоуправления, уполномоченный осуществлять от имени муниципального образования права собственника.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Предложенный в предписании от 14.12.2010 Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе срок мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарных правил: производство ремонта водонепроницаемого выгреба и наземной части с крышкой и решеткой - в срок до 15.09.2011; проведение мероприятий по ликвидации последствий разлива сточных вод на прилегающей территории - в срок до 15.05.2011 носит разумный характер.
При этом изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчика и сезонного характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Иск Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Обязать администрацию Горноуральского городского округа восстановить нарушенное состояние окружающей среды:
произвести ремонт водонепроницаемого выгреба и наземной части с крышкой и решеткой, расположенного по адресу: Свердловская область, Пригородный район, <адрес>, - в срок до 15.09.2011;
выполнить мероприятия по ликвидации последствий разлива сточных вод на прилегающей территории вышеуказанного объекта инженерной инфраструктуры для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях в соответствии с пунктом 2.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных 05.08.1988 Главным государственным санитарным врачом СССР, и пунктом 7.4.6.2 Правил благоустройства, обеспечения санитарного содержания территории, обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования Пригородный район, утвержденных Решением районной Думы муниципального образования «Пригородный район» от 29.09.2005 № 19/10, - в срок до 15.05.2011.
На решение может быть подана кассационная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.
Судья А.А.Соловьев