2-1543/2012 решение от 27.07.2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Цыдаевой В.П.

при секретаре Вязовик А.Р.,

с участием: старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Масленникова В.А..,

истца Раиткина Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1543/2012 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Раиткина Е. М. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

Установил:

прокурор Ленинского района г.Нижний Тагил в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Раиткина Е. М. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность по приобретению жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной Главой Администрации города Нижнего Тагила; распределению жилого помещения Раиткину Е.М., безвозмездной передаче жилого помещения в муниципальную собственность, о возложении на Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» обязанности по предоставлению переданного им жилого помещения Раиткину Е.М. на основании договора социального найма.

В обоснование требований прокурор указал, что Раиткин Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Р.Т.П. лишена родительских прав в отношении истца, отца юридически нет. С <...> года по <...> год он являлся воспитанником Нижнетагильского детского дома г.Н.Тагила. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время обучается в ГБОУ СПО Свердловской области «Новоуральский технологический колледж по образовательной программе «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ». В г.Н.Тагиле зарегистрирован по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. в настоящее время имеет временную регистрацию в общежитии по адресу: <адрес>. Постановлением Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ Раиткин Е.М. принят по месту жительства на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена очередь по списку . До настоящего времени Раиткину Е.М. жилое помещение не приобретено и по договору социального найма не предоставлено. Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает гарантированные государством права Раиткина Е.М. на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.

Прокурор и истец Раиткин Е.М. в судебном заседании исковые требования, предмет и основание иска, а также доводы в их обоснование поддержали полностью.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, надлежащим образом извещенный о дате, месте, времени судебного заседания, в суд не явился, направил в суд письменный отзыв, в котором исковые требования не признал, в обоснование возражений по иску указал, что порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, согласно которому Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения детей-сирот жильем, которое вправе направлять выделенные денежные средства на строительство (приобретение) жилых помещений для предоставления детям-сиротам и распределять жилье детям-сиротам. Передачу жилых помещений в муниципальную собственность осуществляет Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. Кроме того, из ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ не следует, что детям-сиротам, нуждающимся в получении жилья, жилые помещения предоставляются в течение определенного срока с момента получения соответствующего статуса. Данной норме не противоречит также предоставление жилых помещений этой категории граждан в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил, представитель третьего лица Министерства финансов Свердловской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, не просили об отложении дела либо рассмотрении дела в свое отсутствие. На основании п.п.3, 4 ст.167 Гражданского процессуального Кодекса РФ суд рассмотрел дело без их участия.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательств, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно частей 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Свердловской области утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

В соответствии с Порядком, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем аукциона.

<адрес> бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов).

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме, согласно приложению к настоящему Порядку.

Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры <адрес>.

Статус Раиткина Е.М. как лица, оставшегося без попечения родителей, подтверждается сведения отдела ЗАГС о его рождении, согласно которым его матерью является Р.Т.П., сведения об отце Р.М.С. записаны по указанию матери (л.д.10,11), а также решением Тайгинского городского суда Кемеровской области о лишении Р.Т.П. родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Раиткина Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.20).

Постановлением Главы администрации Тагилстроевского района г.Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Раиткин Е.М. определен в детский дом на полное гособеспечение, поскольку его мать Р.Т.П. отбывает наказание в местах лишения свободы, отца у ребенка юридически нет, ребенок находится в доме ребенка при исправительно-трудовой колонии 1/6, нуждается в срочном определении в детский дом (л.д.9)

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Раиткин Е.М. являлся воспитанником ГОУ Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский детский дом-школа » (л.д.7). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГБОУ СПО Свердловской области «Новоуральский технологический колледж» (л.д.30).

С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства в Нижнетагильском детском доме-школе по <адрес> (л.д.12).

В собственности Раиткина Е.М. отсутствуют жилые помещения, принадлежащие ему на праве собственности (л.д.6).

Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Раиткин Е.М., относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированный в детском доме по адресу: <адрес>, принят по месту жительства на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное обеспечение жильем по городу Нижний Тагил, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена очередь по списку (л.д.13. 18). Однако с 2008 года по настоящее время истец жильем не обеспечен.

Поскольку судом установлено, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья, поэтому в силу вышеназванных норм законодательства он имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в Администрации города Нижний Тагил, список передан в соответствующее учреждение в целях распределения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, чем нарушены гарантированные государством права на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.

На этом основании на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и Администрацию города Нижний Тагил следует возложить соответствующую Порядку обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, обязанность по предоставлению истцу вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, построенное или приобретенное за счет средств областного бюджета Свердловской области.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Раиткина Е. М. удовлетворить.

Признать бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего жилое помещение для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Раиткина Е. М. незаконным.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств областного бюджета построить (приобрести) жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «город Нижний Тагил» для Раиткина Е. М. и безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для предоставления по договору социального найма Раиткину Е. М..

Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области оформить право муниципальной собственности на построенное (приобретенное) за счет средств бюджета Свердловской области для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставить его Раиткину Е. М. по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья