№ 1-105/2010 Приговор по ч. 1 ст. 286 УК РФ



ВЫПИСКА

из приговора

г. Орск 27 июля 2010 года

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Турмухамбетовой В.Т.,

при секретарях судебного заседания Цымбаловой А.В., Шрейбер С.А., Кириченко Е.В.,

с участием государственных обвинителей - старшего помощника прокурора Ленинского района г. Орска Веклич С.Г., помощника прокурора Ленинского района г. Орска Шрейбер С.А.,

потерпевших НМ., К.,

подсудимой Зубановой Н.А.,

защитника - адвоката Фомина Д.И., ...

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

Зубановой Н.А., ...

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.286 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Зубанова Н.А. превысила должностные полномочия, то есть, совершила действия, явно выходящие за пределы ее полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах.

Зубанова Н.А., занимая должность заведующей муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад Номер обезличен общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и художественно-эстетического развития воспитанников «...» ...» (далее по тексту МДОУ «Детский сад Номер обезличен ...»), расположенного по адресу: ... в соответствии с приказом о назначении на должность Номер обезличен от Дата обезличена года, работая в указанной должности по трудовому договору от Дата обезличена года, являясь должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции по руководству МДОУ «Детский сад Номер обезличен ...» в соответствии с его Уставом и законодательством Российской Федерации, организации целенаправленного процесса развитием МДОУ в соответствии с его статусом, системной организации учебно-воспитательной и административно-хозяйственной работы в МДОУ, руководству ею и контролю за развитием этих процессов, обязанной, в соответствии с должностной инструкцией, планировать и организовывать: воспитательную, образовательную и административно-хозяйственную работу учреждения, разработку и реализацию программы развития МДОУ, систему контроля за деятельностью МДОУ, руководить организацией образовательной, воспитательной, хозяйственной, финансовой деятельностью учреждения, обеспечивать сохранность имущества, переданного МДОУ в оперативное управление, рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников, контролировать деятельность непосредственных подчиненных, выполнение плана работы учреждения, принятых решений в области воспитательной, образовательной, финансовой и хозяйственной деятельности МДОУ, обеспечивать: системную образовательную, воспитательную и административную деятельность учреждения, прием на работу и увольнение, подбор и расстановку кадров, будучи наделенной, в силу своего должностного положения, полномочиями принимать любые управленческие решения, касающиеся деятельности МДОУ, заключать от имени МДОУ договоры, не противоречащие законодательству Российской Федерации, поощрять и налагать взыскания на сотрудников МДОУ, действуя умышленно, с целью незаконного получения вступительных взносов с родителей будущих воспитанников для материально - технического оснащения МДОУ «Детский сад Номер обезличен ...», превышая свои должностные полномочия, совершила действия, явно выходящие за пределы ее полномочий, а именно, в нарушение ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 5, 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции от 01 декабря 2007 года), п. 45 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 1995 года № 677 (в редакции от 01 февраля 2005 года), Инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 15 декабря 1998 года № 57 «О внебюджетных средствах образовательных учреждений», п.п. 5.1, 7.1, 7.2 Устава МДОУ «Детский ...», утвержденного начальником Управления образования администрации г.Орска от 19 апреля 2005 года, п.п. 3, 4 и 5 учредительного договора МДОУ «Детский сад Номер обезличен ...», а также п.п. 3.4, 3.6, 3.7, 4.3 должностной инструкции заведующей дошкольным образовательным учреждением, утвержденной начальником Управления образования администрации г. Орска от 20 января 2002 года, гарантирующих гражданам право на общедоступность и бесплатность дошкольного образования и устанавливающих, что пожертвования физических лиц, в том числе родителей (законных представителей) воспитанников на нужды дошкольного общеобразовательного учреждения осуществляются только на добровольной основе и в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством, в период с декабря 2007 года по ноябрь 2008 года под видом добровольных пожертвований, незаконно требовала от родителей: КК., Х., ПЛ., КБ., ЕВ., КВ., МН., НМ., ГР., ТС., РР., Т., П., В., Б., И., К., М., И., С., Ш., Н., БВ., желавших оформить детей в МДОУ «Детский сад Номер обезличен ...» в 2008 году, внесения обязательных вступительных взносов в виде денежных средств, в размере от 4000 рублей до 5000 рублей, а также оказания иной материальной помощи, что являлось обязательным условием приема детей в МДОУ «Детский сад Номер обезличен» ....

Для придания законности своим преступным действиям Зубанова Н.А., достоверно зная о том, что Общественная организация «Благотворительный фонд поддержки и развития МДОУ Номер обезличен ...», в установленном законом порядке не зарегистрирована и не может осуществлять благотворительную деятельность, то есть является фиктивно созданной организацией, использовала документацию данной организации, а также устную договоренность с руководством ЗАО «...» в лице генерального директора МП., в нарушение Инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен «О внебюджетных средствах образовательных учреждений» давала указание родителям о сдаче обязательных вступительных взносов в виде денежных средств в кассу магазина «...» Закрытого акционерного общества (далее ЗАО) «...», расположенного по ... в ..., при этом требуя в качестве отчета предоставления приходного кассового ордера и кассового чека, подтверждающих факт внесения денежных средств, которые в последующем использовались ею для приобретения строительных и иных материалов с целью материально - технического оснащения МДОУ «Детский сад Номер обезличен ...». После внесения родителями денежных средств в кассу ЗАО «...» и передачи ей документов, подтверждающих данный факт, она предоставляла родителям заявления о вступлении их в Общественную организацию «...», от которой, якобы, поступали добровольные пожертвования в МДОУ «Детский сад Номер обезличен ...», которые подписывались родителями.

Установленные в судебном заседании обстоятельства подтверждаются материалами уголовного дела.

Протоколом обыска от Дата обезличена года, согласно которому в МДОУ Детский сад Номер обезличен ... были изъяты: 1) книга учета будущих воспитанников МДОУ Номер обезличен на 48 листах, 2) книга учета движения детей МДОУ Номер обезличен на 48 листах, 3) папка «Договора между МДОУ Номер обезличен и родителями детей, посещающих 1-ую младшую группу на 105 листах (т. 2л.д. 111-112).

Из протокола осмотра предметов от Дата обезличена года следует, что осмотрены: 1) книга учета будущих воспитанников МДОУ Номер обезличен на 48 листах, 2) книга учета движения детей МДОУ Номер обезличен на 48 листах, 3) папка «Договора между МДОУ Номер обезличен и родителями детей, посещающих 1-ую младшую группу на 105 листах, которые признаны вещественными доказательствами и приобщены к уголовному делу (т. 2л.д. 113-114, 207).

Согласно протоколу выемки от Дата обезличена года в МДОУ Детский сад Номер обезличен ... изъяты: 1) документы, касающиеся поступления детей в МДОУ Номер обезличен ... в 2008 году, 2) тетрадь протоколов заседаний Совета учреждения ДОУ Номер обезличен ..., 3) тетрадь протоколов заседаний Совета учреждения ДОУ Номер обезличен ... (т. 2л.д. 233-234).

Протоколом осмотра предметов от Дата обезличена года осмотрены: 1) документы, касающиеся поступления детей в МДОУ Номер обезличен ... в 2008 г., 2) тетрадь протоколов заседаний Совета учреждения ДОУ Номер обезличен ..., 3) тетрадь протоколов заседаний Совета учреждения ДОУ Номер обезличен ..., которые признаны вещественными доказательствами и приобщены к уголовному делу (т. 2л.д. 235-238, 311),

Заключением бухгалтерской судебной экспертизы Номер обезличен от Дата обезличена года согласно которой:

1. В период с Дата обезличена года по Дата обезличена года МДОУ «Детский сад Номер обезличен» ... через жертвователей внесены денежные средства в кассу ЗАО «...» на сумму 79 136,8 рублей.

ЗАО «...» произведена выдача денежных средств Детскому саду Номер обезличен на сумму 10 436,8 рублей.

Также в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года в МДОУ «Детский сад Номер обезличен» ... передано имущество (выполнены работы), в том числе: ксерокс, газовые конфорки, инструменты для медицинского кабинета, выполнена установка распашных решеток.

2. В ходе экспертизы установлено, что денежные средства, полученные МДОУ «Детский сад Номер обезличен» в виде пожертвований, в кассу централизованной бухгалтерии Управления образования ... для дальнейшего зачисления на лицевой счет МДОУ «Детский сад Номер обезличен» не сдавались.

3. В соответствии с представленными на экспертизу документами наличные денежные средства, поступившие в МДОУ «Детский сад ...», в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года использованы на сумму 50 403, 19 рублей, на следующие цели:

- 45 147,19 рублей (с учетом возврата 47 905,99 рублей - 2 758,8 рублей) - на приобретение материалов в ЗАО «Стрела»;

- 2 139 рублей - на приобретение унитазов, бачков, манжет, крепления, у ЧП МР. магазин «...» (т. 2л.д. 220-228).

Из заключения эксперта Номер обезличен от Дата обезличена года следует, что на заявлениях на предоставление места в МДОУ «Детский сад Номер обезличен ...» имеются угасшие карандашные тексты:

- на заявлении на предоставление места С. (заявление от Дата обезличена года) - текст «С. 4 тыс»;

- на заявлении на предоставление места ... (заявление от Дата обезличена года) - текст «С. ... 5 тыс»;

- на заявлении на предоставление места ... (заявление от Дата обезличена года) - текст «... 4 тыс»;

- на заявлении на предоставление места ... (заявление от Дата обезличена года) - текст «... тыс»;

- на заявлении на предоставление места К. (заявление от Дата обезличена года) - текст «К. от 4х до 5х бывш ... 1 этаж - бухгалтерия … им внести сумм…»;

- на заявлении на предоставление места В. (заявление от Дата обезличена года) - текст «В. 4т».

На заявлениях на предоставление места КК. (заявление от Дата обезличена года), Е. (заявление от Дата обезличена года), Т. (заявление от Дата обезличена года), КВ. ... (заявление от Дата обезличена года) имеются слабовидимые фрагменты текстов, выполненные карандашом, уничтоженные подчисткой. Выявить уничтоженные тексты не представляется возможным (т. 2л.д. 318-323).

Статья 43 Конституции РФ от Дата обезличена года содержит положения о том, что:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (т. 1л.д. 79).

Из закона РФ от Дата обезличена года «Об образовании» следует:

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования.

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

Статья 41. Финансирование образовательных учреждений

1. Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством.

2. Финансирование … муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта РФ. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

8. Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет… добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц…

Статья 52.1. Родительская плата за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

1. Учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей (далее - родительская плата) за содержание ребенка в указанных учреждениях, если иное не установлено настоящим Законом и иными федеральными законами.

2. Размер родительской платы на содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей) имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 % указанных затрат.

3. Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливается Правительством Российской Федерации (т. 1л.д. 80-123).

Согласно Инструктивному письму Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 15 декабря 1998 года № 557 «О внебюджетных средствах образовательных учреждений» образовательное учреждение, независимо от его организационно-правовой формы, вправе привлекать дополнительный финансовые средства за счет… добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц…

Образовательное учреждение вправе использовать дополнительные привлеченные финансовые средства на функционирование и развитие учреждения, осуществление образовательного процесса, в том числе на приобретение предметов хозяйственного пользования, обустройство интерьера, проведение ремонтных работ, организацию досуга и отдыха детей, различные виды доплат работникам учреждения и другие нужды.

Внесение денежных средств (пожертвований) физическими и (или) юридическими лицами, в том числе родителями (законными представителями обучающихся), осуществляется только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательного учреждения (т. 1л.д. 131).

Типовое положение «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденное Постановлением правительства РФ от 01 июля 1995 года № 677, содержит положения о том, что:

п.45. Деятельность дошкольного образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов дошкольного образовательного учреждения являются:

- собственные средства учредителя (учредителей);

- бюджетные и внебюджетные средства;

- имущество, закрепленное за дошкольным образовательным учреждением собственником (уполномоченным им органом);

- средства родителей (законных представителей), добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц, в том числе и иностранных;

- кредиты банков и других кредиторов;

- другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации (т. 1л.д. 124-130).

Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад Номер обезличен общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и художественно-эстетического развития воспитанников «... ... содержит следующие положения:

1. Общие положения

1.1. МДОУ создано распоряжением администрации ... в целях реализации программ дошкольного образования.

1.2. МДОУ действует в соответствии с Декларацией прав ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, действующим законодательством РФ, настоящим Уставом, гражданским кодексом РФ, решением и распоряжением области и города.

1.3. После создания МДОУ функции учредителя осуществляет Управление образования г. Орска в пределах делегированных полномочий. Отношения между учредителем и МДОУ регулируются договором, заключенным между ними.

2. Воспитательно-образовательная деятельность

2.3. Основными задачами МДОУ являются:

- охрана жизни и укрепление здоровья детей;

- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

2.2. Предметом деятельности МДОУ является:

- воспитание детей дошкольного возраста. Плановый контингент детей - 115 человек. От 2 до 3 лет - 15 человек, от 3 до 7 лет - 20 человек;

- оказание дополнительных услуг в виде изучения детьми иностранного языка. Проведение с ними занятий по подготовке к школе, по хореографии, по изобразительной деятельности, в спортивных секциях, студиях;

- консультация для родителей по вопросам педагогики, права, медицины;

3. Комплектование МДОУ

3.1. Комплектование МДОУ осуществляется учредителем при наличии очередности. При отсутствии очередности комплектованием занимается руководитель МДОУ, исходя из пожеланий родителей, возраста детей, медицинских показателей.

3.3. При зачислении ребенка в МДОУ родители проходят собеседование с руководителем МДОУ и подписывают договор, где четко определены права и обязанности каждой стороны в течение пребывания ребенка в МДОУ.

3.4. Для зачисления ребенка в МДОУ необходимо представить медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка, свидетельство о рождении и путевку.

5. Оперативное управление МДОУ

5.1. Оперативное управление деятельностью МДОУ осуществляет заведующий МДОУ, который:

- планирует и организует учебно-воспитательный процесс;

- осуществляет контроль за деятельностью МДОУ, предупреждает возможные срывы в работе;

- принимает на работу и увольняет с работы всех сотрудников, отвечает за представление к награждению, налагает взыскания в соответствии с законодательством о труде;

- осуществляет взаимодействие с предприятиями и организациями, обеспечивающими деятельность МДОУ;

- несет полную ответственность за деятельностью МДОУ в пределах полномочий, предоставленных ему типовым положением о дошкольном учреждении в РФ;

- обладает правом подписи юридических и финансовых документов;

- является распорядителем денежных средств;

- распоряжается имуществом МДОУ, заключает договоры, выдает доверенности;

- несет персональную ответственность за подбор, расстановку, воспитание кадров, за результаты организационно-педагогической, финансово-хозяйственной и другой деятельности МДО;

- устанавливает режим работы сотрудников в соответствии с потребностями учреждения.

6. Имущество

6.1. Комитет по управлению имуществом закрепляет за МДОУ на праве оперативного управления движимое и недвижимое имущество.

6.2. Имущество МДОУ, закрепленное за ним на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью.

6.6. При осуществлении оперативного управления имуществом МДОУ обязано:

- эффективно использовать закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество;

- обеспечить сохранность и использование закрепленного за ним на праве оперативного управления имущество строго по назначению;

- не допускать ухудшения технического состояния имущества, закрепленного на праве оперативного управления;

- осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного за МДОУ имущества;

- осуществлять восстановление изнашиваемой части имущества, переданного в оперативное управление.

7. Финансовое положение МДОУ

7.1. Порядок образования денежных средств. Денежные средства складываются за счет:

- муниципального бюджета;

- родительской платы;

- оплаты дополнительных услуг;

- спонсорских и благотворительных отчислений.

7.2. Плата за содержание детей в МДОУ взимается в порядке и размерах, установленных распоряжением администрации города.

7.4. МДОУ ведет статистический учет, все средства, полученные от всех видов услуг, проходят через счет централизованной бухгалтерии.

7.5. Лица и организации, оказывающие МДОУ спонсорскую и благотворительную помощь имеют право контроля за использованием выделенных ими средств (т. 1л.д. 165-173).

Учредительный договор МДОУ «Детский сад Номер обезличен ...» содержит следующие положения:

Настоящий договор заключен между Управлением образования Администрации г. Орска в лице начальника Управления образования Р., именуемые в дальнейшем «Учредитель» и дошкольным учреждением Номер обезличен, в лице заведующей Зубановой Н.А., именуемым в дальнейшем «МДОУ».

2. Права учредителя

2.1. Учредитель имеет право:

- осуществлять лицензирование, аттестацию, аккредитование и последующий контроль;

- участвовать в управлении и деятельности МДОУ в порядке, предусмотренном Уставом МДОУ, учредительным договором по согласию сторон;

3. Обязанности учредителя

3.1. Учредитель обязан:

Нести ответственность по обязательствам дошкольного учреждения.

Передать МДОУ в полное оперативное управление объекты собственности;

Принимать на себя расходы на содержание основных фондов, используемых непосредственно на образовательные цели, на текущий и капитальный ремонт МДОУ;

Финансировать МДОУ на основе государственных и местных нормативов принятых в расчете на 1 ребенка по данному виду учреждения;

Оплачивать затраты на проведение экспертизы МДОУ на получение лицензии на право ведения образовательной деятельности;

Обеспечивать МДОУ за счет бюджетных средств оборудованием, транспортом, бланками отчетности. Принимать участие в организации питания детей в МДОУ.

2. МДОУ обязуется:

Обеспечивать сохранность имущества, переданного ему в оперативное управление, эффективно использовать материально-техническую и учебную базу МДОУ в пределах бюджетных средств.

Предоставлять Учредителю отчет о поступлении и расходовании средств в указанные сроки.

Взимать родительскую плату за содержание детей в МДОУ в порядке и в сроки, предусмотренные Уставом, договором между МДОУ и родителями каждого ребенка (т. 1л.д. 178-191).

Решением Орского городского совета депутатов от 29 июня 2007 года № 26-400/398 «Об установлении родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» установлен размер родительской платы в МДОУ Номер обезличен, который составляет:

10,5-час. пребыванием - 484 рубля;

12-час. пребыванием - 508 рублей;

24-час. пребыванием - 544 рубля (т. 1л.д. 144-146).

Из Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» следует:

Статья 3. Содержание права граждан на объединение.

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Статья 4. Законы об общественных объединениях

Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 21. Государственная регистрация общественных объединений

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с ФЗ от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетов установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений (т. л.д. 130-149).

Из Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» следует:

Статья 2. Некоммерческая организация

  1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
  2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
  3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, некоммерческих партнерств, учреждений, некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

  1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением частных учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации

Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Статья 7. Фонды:

  1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
  2. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.

Статья 13.1. Государственная регистрация некоммерческих организаций

1. Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций (т. 3л.д. 150-170).

Из Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» следует:

Статья 1. Благотворительная деятельность

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Статья 2. Цели благотворительной деятельности

Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

- содействия защите материнства, детства и отцовства;

- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Статья 3. Законодательство о благотворительной деятельности

  1. Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов РФ.
  2. Содержащиеся в других законах нормы, регулирующие благотворительную деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

Статья 4. Право на осуществление благотворительной деятельности

  1. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.
  2. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

Статья 6. Благотворительная организация

  1. Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Статья 7. Формы благотворительных организаций:

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Статья 9. Государственная регистрация благотворительной организации

Государственная регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном федеральными законами (т. 3л.д. 171-190).

Согласно ответу из управления министерства юстиции РФ по Оренбургской области в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций организация «...» ... не значится (т. 3л.д. 125).

Из ответа управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области следует, что сведения в отношении Общественной организации «... в базе данных Единого государственного реестра юридических лиц Оренбургской области отсутствуют (т. 3л.д. 129).

Приказом управления образования администрации ... Номер обезличен от Дата обезличена года Зубанова Н.А. была назначена заведующей муниципальным дошкольным общеобразовательным учреждением - детский сад Номер обезличен ... (т. 1л.д.237).

Трудовым договором от Дата обезличена года Зубанова Н.А. была принята на работу в муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад Номер обезличен на должность заведующей (т. 1л.д.239-241).

Из должностной инструкции заведующей дошкольным образовательным учреждением Зубановой Н.А. следует, что в своей деятельности заведующий МДОУ руководствуется:

- действующим законодательством;

- Законом РФ «Об образовании»;

- Указами президента РФ;

- законодательными и нормативными документами в сфере образования;

- приказами, распоряжениями и указаниями начальника Управления образования;

- Уставом ДОУ;

- решениями Совета педагогов;

- правилами внутреннего трудового распорядка;

- настоящей должностной инструкции.

На заведующего МДОУ возлагаются следующие функции:

- руководство МДОУ в соответствии с его Уставом и законодательством Российской Федерации;

- организация целенаправленного процесса развитием МДОУ в соответствии с его статусом;

- системная организация учебно-воспитательной и административно-хозяйственной работы в МДОУ, руководство ею и контроль за развитием этих процессов.

Заведующий МДОУ выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Анализирует ход и развитие воспитательно-образовательного и административно-хозяйственного процессов, перспективные возможности функционирования и развития МДОУ;

3.4. Планирует и организует:

- воспитательную, образовательную и административно-хозяйственную работу МДОУ;

- разработку и реализацию программы развития МДОУ;

- систему внешних связей МДОУ, необходимых для его успешного функционирования и развития;

- систему контроля за деятельностью МДОУ.

3.6. Руководит организацией образовательной, воспитательной хозяйственной, финансовой деятельностью МДОУ.

3.7. Обеспечивает сохранность имущества, переданного МДОУ в оперативное управление, рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.

3.8. Контролирует деятельность непосредственных подчиненных, выполнение плана работы МДОУ, выполнение принятых решений в области воспитательной, образовательной, финансовой и хозяйственной деятельности МДОУ.

3.13. Обеспечивает:

- системную образовательную, воспитательную и административную деятельность МДОУ;

- эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, общественностью, родителями (законными представителями);

- учет, хранение и выдачу документации строгой отчетности;

- прием на работу и увольнение, подбор и расстановку кадров.

Заведующий МДОУ имеет право:

4.2. Принимать любые управленческие решения, касающиеся деятельности ДОУ.

4.3. Заключать от имени МДОУ договоры, не противоречащие законодательству Российской Федерации, в том числе договор между МДОУ и родителями каждого ребенка.

4.6. Поощрять сотрудников МДОУ в соответствии с Положением о премировании.

4.7. Представлять сотрудников МДОУ к награждению и присвоению почетных званий при утверждении их представлений Педагогическим советом.

4.8. Налагать на сотрудников МДОУ взыскания в соответствии с действующим законодательством.

4.9. Требовать от руководства органов образования оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей (т. 1л.д. 148-149).

Документы, приобщенные к материалам дела в судебном заседании:

- инвентаризационная опись по МДОУ Номер обезличен по состоянию на Дата обезличена года, договор Номер обезличенБ о приеме платежей физических лиц в валюте РФ, дополнительное соглашение Номер обезличен к договору Номер обезличен от Дата обезличена года, две выписки из приказа Номер обезличен от Дата обезличена года по ДОУ Номер обезличен, сметы за 2008 год;

- предписание № 168 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 17.04.2008г., предписание № 354 государственного пожарного надзора за 2006г., предписание Номер обезличен госпожнадзора, акт проверки соблюдения санитарного законодательства от 27.01.2005г., акт обследования от 12.10.2007г., докладную записку от 28.01.2009г., служебное письмо от 16.06.2008г., заявка от 30.04.2008г., докладная записка от 15.08.2008г., от 24.10.2008г., письмо главе города от 05.03.2007г., информационную справку от 21.09.2006г., докладную записку от 26.04.2006г., информационную справку от 19.10.2005г., служебную записку от 149.09.2003г., докладную записку от 27.01.2007г., служебную записку от 06.04.2004г., служебную записку от 06.04.2004г., заявление от 26.05.2004г., докладную записку от 11.03.2004г., докладную записку от 12.11.2002г., служебную записку от 15.11.2002г., письмо в ОАО «... от 19.08.2002г., письмо депутату ... от 22.09.2005г., ответ ... от 19.05.2009г., должностные обязанности заведующего дошкольного образовательного учреждения, ответ Министерства образования от 05.02.2010г., постановление от 12.09.2008г. № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении», типовое положение об общеобразовательном учреждении, постановление от 01.07.1995г., закон «Об образовании», указ президента РФ от 31.08.1999г. № 1134, приказ министерства образования от 24.01.2000г. № 221, федеральный закон от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ от 11.08.1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ответ министерства образования от 05.02.2010г., выдержки из журнала «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах», газета Орская хроника № 1 (22330) от 06.01.2010г., доверенность № 01 от 01.09.2008г., благотворительная программа от 04.10.2007г., благотворительная программа от 16.10.2008г., устав общественной организации «...», положение об общественной организации, положение об общесадовом родительском комитете, обращение в партию ...»;

- сопроводительное письмо, копия приказа от 18.12.2007г. № 1591 «Об усилении контроля», копия приказа № 43 от 03.12.2007г., копия инвентаризационной описи на 26.11.2007г., копия приказа № 32 от 14.11.2008г., копия инвентаризационной описи на 28.09.2008г., копия акта о результатах инвентаризации от 29.10.2009г., копия ведомости расхождений по результатам инвентаризации №1 от 29.10.2009г., копия приказа № 29 от 22.10.2009г., копия инвентаризационной описи на 26.10.2009г.;

- сопроводительное письмо, копия приказа № 482 от 04.05.2006г., копия протокола совещания руководителей ДОУ от 09.11.2006г., копия приказа № 1636 от 25.12.2008г., копия протокола совещания руководителей ДОУ от 27.12.2008г., копия протокола совещания руководителей ДОУ от 02.04.2009г., копия протокола совещания руководителей ДОУ от 02.04.2009г., копия протокола совещания руководителей ДОУ от 10.04.2009г., копия приказа № 240 от 25.03.2009г.

По смыслу определения судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от 15 декабря 2009 года процессуальных нарушений при вынесении постановления о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 286 УК РФ, вынесенного 11 февраля 2009 года, не установлено (т. 4л.д. 184-185).

Переходя к правовой оценке содеянного подсудимой, основываясь на совокупности исследованных доказательств, суд приходит к однозначному выводу о виновности Зубановой Н.А. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ - совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В судебном заседании подсудимая Зубанова Н.А. виновной себя не признала.

Вместе с тем показаниями потерпевших НМ., К., свидетелей, протоколами следственных действий, заключениями судебных экспертиз, материалами уголовного дела доказан факт совершения Зубановой Н.А. указанного выше преступления. Суд расценивает позицию Зубановой Н.А. как способ защиты и считает, что таким образом подсудимая желает уйти от уголовной ответственности и заслуженного наказания.

Так, из показаний потерпевших К. и НМ. следует, что при устройстве детей в детский садик Номер обезличен ..., они заплатили деньги в кассу магазине «...». Со слов Зубановой Н.А. они поняли, что это является обязательным условием принятия детей в детский сад, поскольку такая ситуация сейчас во всех детских садах города, т.к. Управлением образования города финансирование детских садов осуществляется на минимальном уровне. У них не было выбора не платить деньги, т.к. на сегодняшний день вступительный взнос требуют во всех детских садах города.

Показания свидетелей МГ., ДВ., Р,, СВ., КП., Ш. свидетельствуют о том, что сотрудники детского сада были освобождены от вступительного взноса при оформлении детей в детский сад.

В судебном заседании работники детского сада изменили показания в части того, что не платили взносы не потому, что являются работниками детского сада, а потому, что у них не было средств, а договор пожертвования является добровольным.

Однако анализ показаний свидетелей дает суду основание сделать вывод о том, что именно работники детского сада не заплатили вступительный первоначальный взнос, другие родители от оказания «добровольного» пожертвования освобождены не были.

О существовании счета для зачисления денежных средств для детского сада Номер обезличен МГ. известно от родителей. Вместе с тем, денежные средства на счет детского сада не поступали, а поступали в кассу магазина «...».

Из показаний свидетелей СГ., КК., КВ., Б., С., МН., Ш. и других следует, что о благотворительном фонде им ничего неизвестно либо они только слышали о его существовании.

Показания свидетеля КК. являются ярким примером того, каким образом производился прием детей в детский сад Номер обезличен .... Неоднократно отказывая в предоставлении места для ребенка, Зубанова Н.А. поставила родителя в условия, при которых та не смогла отказать в оплате предложенной суммы, после чего место для ребенка сразу же нашлось в детском саду. Иначе ребенка не приняли бы в детский сад. Суду понятно негативное восприятие КК. сложившейся ситуации, поскольку с ее слов и показаний других свидетелей следует, что такое положение существует практически во всех детских садах, поэтому родители платят деньги.

Свидетели КК., КВ., ПЛ., В., П., И. пояснили, что если бы при устройстве ребенка в детский сад не сказали, что нужно внести деньги, то сами взнос не произвели бы. Договор о пожертвовании оформили после того, как внесли деньги. Их не устраивает то, что при зачислении ребенка в детский сад, необходимо платить деньги, но это происходит практически во всех детских садах.

Согласно показаниям свидетеля МП. родители вносили деньги в кассу магазина «...» для детского сада Номер обезличен ... от 1000 до 5000 рублей, получали чек и приходный ордер. Один раз произошел возврат денег, так как они не выполнили поставку детских унитазов.

Показания свидетеля К.Н. о том, что родители возмущались, что слишком большие суммы, но все равно вносили, так как боялись, что их детей не примут в детский сад. Говорили, что это взнос за поступление ребенка в детский сад. Вносили от 3 до 5 тысяч рублей. Она сама по такой же схеме устраивала ребенка в детский сад, внесла 3 тысячи рублей. Деньги сдавать не хотела, внесла принудительно - добровольно, так как понимала, что если не внесет, то ребенка не примут в детский сад, подтверждают показания свидетелей КК., КВ. и других о том, что оказание благотворительной помощи не являлось добровольным волеизъявлением родителей. Они были поставлены в условия, при которых не смогли отказаться от уплаты денежных средств.

К показаниям свидетелей ЕВ., Х., Т., КБ., РР., Н., М. и других родителей, которые устраивали детей в детский сад Номер обезличен ..., при этом поясняя, что деньги вносили добровольно, суд относится критически, поскольку все опасались, что в случае неуплаты денежных средств их детей могли не принять в детский сад. Свидетели поясняли, что оплата первоначального взноса при оформлении ребенка в детский сад принимается во всех детских садах. Данные показания подтверждаются показаниями свидетеля К.Н. о том, что все родители возмущались по поводу взноса, но вносили, поскольку понимали, что в ином случае ребенка не примут в детский сад.

Договор о добровольном пожертвовании носил формальный характер, был необходим для придания легитимности действиям заведующей Зубановой Н.А. по получению от родителей якобы «добровольных» взносов для оформления детей в детский сад.

Заведующая Зубанова Н.А. предлагала внести деньги в сумме от 4 до 5 тысяч рублей, а многие родители вносили 4 тысячи рублей. Суд считает, что в случае добровольного внесения родителями денежных средств они не выбирали бы меньшую сумму оплаты. Указанный факт свидетельствует о том, что денежные средства, внесенные в качестве добровольных пожертвований, являлись «добровольно-принудительными».

Договоры о пожертвовании заключались после того, как фактически были внесены денежные средства в кассу магазина «...». Зачисление ребенка в детский сад в большинстве случаев производилось после предоставления родителями квитанции об оплате. Исключения составляли работники детского сада.

Допрошенные свидетели, ранее дававшие показания о том, что внесенные денежные средства являлись для них значительными, в судебном заседании показали, что суммы не являются значительными. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что они находятся в определенной зависимости от подсудимой Зубановой Н.А., которая до настоящего времени является заведующей детского сада Номер обезличен, посещаемого их детьми.

При этом многие родители, в том числе КК., КВ., И. и другие в ходе предварительного расследования по делу говорили о том, что в случае неуплаты денежных средств, предложенных Зубановой Н.А., их детей не приняли бы в детский сад. В судебном заседании некоторые свидетели изменили показания в части того, что их ребенка в любом случае приняли бы в детский сад.

Из показаний свидетеля ДВ. следует, что Зубанова Н.А. отчислила ребенка из детского сада, когда она уволилась. При этом заведующая предоставила ей на подпись новый экземпляр договора, в котором было указано, что в связи с ограниченностью мест действие договора распространяется на время ее работы в детском саду.

Указанный факт свидетельствует о том, что Зубанова Н.А., несмотря на ее показания о том, что каждый ребенок может быть принят в детский сад при наличии свободного места, регулировала прием детей по собственному усмотрению.

Показания свидетелей ТС., ГР., Н. и других о том, что они были морально готовы к тому, что придется заплатить деньги, поскольку знают, что некоторые заведующие берут наличными, и суммы намного больше. Детей оформляли в государственный детский сад, но считают это нормальным явлением, поскольку деньги заплатили в магазин, а не заведующей, подтверждают факт того, что граждане заблуждаются относительно добровольности уплаты взносов для нужд детского сада.

Добровольность предполагает именно добровольное волеизъявление при оказании благотворительной помощи, которое не может быть ограничено суммами от 4000 до 5000 рублей. Оплата денег не заведующей, а в кассу магазина, которую многие родители предполагают законным действием, поскольку деньги получает не Зубанова Н.А., свидетельствует о том, что родители заблуждаются относительно истинных намерений заведующей. Оформление ребенка в детский сад является бесплатным, поскольку детские сады - муниципальные, и содержатся за счет государственных средств, а не за счет родителей. Хотя законодательством предусмотрена благотворительная помощь, но она должна отражать именно суть благотворительности, то есть ее добровольность, а не принудительность, даже в форме «просьбы», исходящей от заведующей, ограниченной конкретными рамками.

Согласно показаниям свидетеля Б. деньги она внесла потому, что была благодарна, за то, что ребенка взяли в садик. Добровольно бы данную сумму не заплатила. По мнению суда, сложившееся положение при поступлении детей в детский сад сформировало у граждан ложное понятие о том, что детей можно устроить в детский сад исключительно только за определенную услугу либо за деньги, в связи с чем у родителей возникает чувство благодарности только за то, что ребенка принимают в дошкольное воспитательное учреждение. При этом родители приняли сложившуюся практику за данность, несмотря на то, что детские сады являются муниципальными дошкольными учреждениями.

Показания свидетеля БВ. о том, что оказание благотворительной помощи планировали, так как по-другому в детский сад не попадешь. Заведующая в беседе с мужем сказала, что садику требуется принтер. Стоимость принтера составляет 5000 рублей. Тот факт, что при оформлении ребенка в детский сад необходимо заплатить деньги, является ненормальным, но это происходит везде. Ни в один детский сад не попадешь без оказания «добровольной» помощи учреждению. Она не согласна с таким положением вещей, в настоящее время не может устроить ребенка в детский сад пос. ОЗТП, так как требуют для зачисления 10000 рублей. Таких средств у нее нет.

Из вышеизложенных показаний следует, что у граждан сформировалось устойчивое мнение, что в дошкольное учреждение невозможно устроить детей без оказания благотворительной помощи.

Суд считает, что такое положение существенно нарушает права граждан на получение бесплатного доступного дошкольного образования, поскольку многие родители, такие как БВ., не имеющие достаточного материального обеспечения, не могут воспользоваться своими правами, закрепленными в Конституции Российской Федерации.

Из показаний свидетеля Д. следует, что в 2008 году встал вопрос об устройстве ребенка в детский сад. Он предложил свои услуги, сделал распашные решетки на первом этаже детского сада. Затратил два дня. Подписал договор на дарение решеток детскому саду. Никаких материальных затрат в связи с этим не понес. Данную помощь оказал детскому саду добровольно, его к этому никто не принуждал. Его помощь оформили договором пожертвования.

Согласно показаниям свидетеля КС. оказание помощи по замене канализации было его добровольным желанием, чтобы устроить своего ребенка в детский сад, никто его к этому не принуждал.

Свидетель Ш. показал, что он подрабатывал на пластиковых трубах. Сына надо было устроить в садик. До устройства ребенка в садик предложил свои услуги, которые были оформлены как благотворительная помощь. Работу выполнил на сумму 4000 рублей.

Анализ показаний свидетелей Д., КС., Ш. свидетельствует о том, что для зачисления ребенка в детский сад они оказали помощь в виде предоставления конкретных услуг, которая была оформлена как благотворительная.

Из показаний свидетелей Б. и К. следует, что денежные средства, поступающие от родителей в виде благотворительной помощи, в 2008 году должны были поступать на лицевой счет МДОУ «Детский сад Номер обезличен ...» централизованной бухгалтерии управления образования. Иной порядок поступления благотворительной помощи в виде денежных средств является нарушением. Денежные средства, поступающие от родителей, считаются внебюджетными доходами, и их учет должен вестись в соответствии с Бюджетным кодексом.

Благотворительная помощь должна быть только на добровольной основе. Граждане должны быть уверены в том, что их дети имеют право на получение места в детском саду и получение бесплатного образования.

С заведующими детских садов постоянно проводилась разъяснительная работа относительно благотворительной помощи.

Показания подсудимой Зубановой Н.А. о том, что в 2006 году управлением образования г. Орска руководителям ДОУ было запрещено принимать лично какие-либо пожертвования в денежном выражении от родителей, свидетельствуют о том, что разъяснительная работа относительно благотворительной помощи проводилась управлением образования, что также подтверждается показаниями Б. и К.

Из показаний свидетеля Ч. следует, что ею была разработана форма договора пожертвования в соответствии со ст.582 ГК РФ примерно в 2000 - 2001 годах и предложена руководителям образовательных учреждений в качестве образца. При этом всем руководителям было разъяснено, что пожертвования от граждан могут приниматься лишь на добровольной основе.

В 2006 - 2007 г.г. п.2.1 указанного договора было предложено заменить фразу «Жертвователь обязан передать денежные средства и определить назначение их использования» на фразу «Жертвователь передает денежные средства и обязан определить назначение их использования», об этом доведено до руководства МДОУ. Кроме того, в предложенной ею форме договора благотворительного пожертвования содержалась ссылка на право жертвователя передавать не только денежные средства, но и имущество.

Форма представленного ей договора с ГР. от Дата обезличена года переделана под нужды конкретного детского сада. На родителей не может быть возложена обязанность по оказанию материальной помощи в реализации уставных задач, т.к. это может быть лишь правом родителей.

Согласно показаниям свидетеля Ч., а также исследованным в судебном заседании договорам пожертвования следует, что п. 2.1. договора содержит положения о том, что «Жертвователь» обязан передать денежные средства и определить назначение использования».

Суд считает, что пожертвования могут приниматься только на добровольной основе, тогда как из договора пожертвования, подписанного родителями МДОУ «Детский сад Номер обезличен ...» следует, что они обязаны передать денежные средства. Суд согласен с мнением свидетеля Ч. о том, что форма использованных Зубановой Н.А. договоров пожертвования переделана под нужды конкретного детского сада.

Показания свидетеля ПП. свидетельствуют о том, что он предполагает о необходимости регистрации фондов, родительские комитеты регистрироваться не должны, это просто актив родителей, которые участвуют в общесадиковых собраниях, решают вопросы об оказании ДОУ финансово-экономической помощи.

Учреждение должно распоряжаться наличными денежными средствами в установленном порядке - сдавать в централизованную бухгалтерию на лицевой счет как внебюджетные средства.

К показаниям подсудимой Зубановой Н.А., свидетелей АН. и Т. суд относится критически.

Благотворительный фонд ...» являлся лишь прикрытием для незаконной деятельности Зубановой Н.А. по привлечению денежных средств в виде «добровольной» благотворительной помощи, поступающей от родителей детей, которых оформляли для зачисления в детский сад.

Деятельность Фонда являлась формальной, поскольку Фонд осуществлял функции аналогичные Родительскому Комитету. Свидетель Т. подтвердила, что собрания Благотворительного Фонда и Родительского Комитета проводились одновременно, поскольку члены организаций были одни и те же.

Суд не согласен с мнением Зубановой Н.А., свидетелей АН., Т. относительно того, что Благотворительный фонд поддержки ...» не был зарегистрирован, поскольку это не является обязательным условием.

Вместе с тем законодатель безапелляционно констатирует необходимость обязательной регистрации Благотворительного Фонда. Так, согласно ст.ст. 7, 9 Федерального Закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительной организации. Государственная регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном Федеральным Законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Из положений ст. 13.1. Федерального Закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» также следует о необходимости государственной регистрации.

Ссылка Зубановой Н.А., свидетелей АН., Т. только на требования Федерального Закона от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» является несостоятельной.

Федеральный Закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» является общим для всех общественных объединений, но вместе с тем существуют специальные Федеральные Законы регулирующие деятельность Благотворительного Фонда.

Суд считает, что деятельность Благотворительного Фонда являлась фиктивной, преследовала цели получения денежных средств от родителей под видом оказания добровольной благотворительной помощи.

Организация не имела печати, доверенности, выдаваемые членами Благотворительного Фонда для получения материальных ценностей в магазине «...» не соответствовали требованиям законодательства.

В члены Благотворительного Фонда принимались формально все родители, которые оказали помощь под видом добровольного пожертвования Детскому саду Номер обезличен ..., хотя большинство из родителей даже не знали о существовании данного Фонда и чем он занимается.

Доводы Т. о том, что она принимала родителей в члены Благотворительного Фонда, так как являлась председателем Фонда, неубедительны. Допрошенные в судебном заседании свидетели показали, что заявление о приеме в члены Благотворительного Фонда писали либо заведующей Зубановой Н.А., либо воспитателю, которая предоставляла пакет документов на подпись. С Т. не встречались.

Пакет документов, куда также входили договор пожертвования, заявление о приеме в члены общественной организации БФПиР МДОУ Номер обезличен, подписывались родителями только после того, как ими предоставлялись квитанции об оплате суммы в магазине «...» либо при наличии чеков и накладных на товар, приобретенный родителями для детского сада Номер обезличен.

Заведующей Зубановой Н.А. самостоятельно была установлена сумма пожертвований от 4 до 5 тысяч рублей, при этом в протоколах заседаний Совета родителей ДОУ Номер обезличен ... отсутствуют сведения об обсуждении данных сумм, несмотря на показания свидетелей АН. и Т., а также подсудимой Зубановой Н.А. о коллегиальном принятии указанного решения.

Именно после предоставления родителями документов об оплате их дети зачислялись в детский сад, что не может свидетельствовать о добровольном оказании родителями благотворительной помощи.

Доводы Зубановой Н.А. о том, что из 36 воспитанников, родители 9 воспитанников не вступали в члены благотворительного фонда, являются неубедительными, поскольку в судебном заседании установлено, что из 9 человек, которые не вступали в 2008 году в Благотворительный фонд ..., 7 человек являлись воспитателями данного детского сада (А., ДВ., Р,, МГ., КП. (2 детей), СВ.).

Вина Зубановой Н.А. также подтверждается материалами уголовного дела, а именно протоколами следственных действий, постановлениями о признании изъятых документов вещественными доказательствами и другими.

Согласно представленным документам из Управления образования администрации г. Орска в 2006 году начальником Управления образования был издан приказ № 482 от 04 мая 2006 года пункт первый которого запрещает установление вступительного взноса при приеме детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения (т.4л.д. 147)

Из протокола совещания руководителей дошкольных учреждений от 09 ноября 2006 года следует, что на совещании с руководителями учреждений обсуждался вопрос о финансировании, поскольку указано на то, что «все деньги, получаемые от родителей, должны поступать в ЦБ, так как они считаются уже бюджетными деньгами и средствами» (т. 4л.д. 148-149).

Исследованные в судебном заседании документы подтверждают обстоятельство того, что все руководители дошкольных учреждений были уведомлены о том, что денежные средства, поступающие от родителей должны поступать на лицевой счет детского сада в централизованную бухгалтерию Управления образования. Руководителям учреждений запрещено устанавливать вступительный взнос при приеме детей.

Доводы защиты о том, что денежные средства, поступающие от родителей, являлись не вступительным взносом, а добровольным оказанием благотворительной помощи детскому саду, признаны судом несостоятельными, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что под видом благотворительной помощи подразумевался именно первоначальный вступительный взнос.

Из представленных Зубановой Н.А. документов следует, что она неоднократно обращалась с письмами в различные государственные органы о необходимости выполнения предписаний Госпожнадзора, Роспотребнадзора и др., однако сложившаяся проблемная ситуация с дошкольным учреждением не является основанием для того, чтобы указанные проблемы были решены за счет родителей.

Суд согласен с положениями, представленными подсудимой Зубановой Н.А. и закрепленными в журнале «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах» № 1-2009 «о добровольности пожертвования. Нельзя требовать с родителей деньги, имущество, выполнение работ или услуг, можно лишь предложить им совершить пожертвование».

Суд считает, что предложение о совершении пожертвования не должно носить обязательный характер, как для родителей МДОУ «Детский сад Номер обезличен ...», а должен основываться только на принципе добровольности.

В статье 43 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно закону РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

Доводы подсудимой Зубановой Н.А. и адвоката Фомина Д.И. об отсутствии в действиях подсудимой состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, признаны судом несостоятельными, поскольку опровергнуты вышеизложенным.

Несмотря на то, что в обвинении Зубановой Н.А. следователем указано «Зубанова Н.А., занимая должность заведующей …, превышая свои служебные полномочия, совершила действия, явно выходящие за пределы ее должностных полномочий, а именно…», тем не менее, по мнению суда, ссылка на превышение Зубановой Н.А. должностных полномочий имеется, в связи с чем суд считает, что обвинение предъявлено в соответствии с требованиями закона.

Суд уточняет в обвинении Зубановой Н.А. по факту получения благотворительной помощи в апреле 2008 года от И. в виде досок для мела в количестве 4 штук о том, что доски для мела приобретал Л. для устройства своей внучки И. Суд расценивает указание следователем в обвинении, что доски приобрела И. ошибочным.

Суд оценивает показания потерпевших и свидетелей обвинения как объективные, стабильные и последовательные на всех стадиях уголовного судопроизводства. У потерпевших и свидетелей нет причин оговаривать подсудимую. Они пояснили суду, что в неприязненных отношениях с подсудимой не находились. Исследованные судом доказательства собраны органами предварительного расследования с соблюдением норм УПК РФ. Оснований сомневаться в этих доказательствах у суда не имеется. Судом исследованные доказательства признаются относимыми и допустимыми, а в совокупности - достаточными для принятия решения по делу.

Судом установлено, что подсудимая Зубанова Н.А. превысила свои должностные полномочия, то есть совершила, являясь должностным лицом, действия, явно выходящие за пределы ее полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества.

Зубанова Н.А., являясь должностным лицом - заведующей МДОУ «Детский сад Номер обезличен» ..., осуществляя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции по руководству учреждением, совершила действия явно выходящие за пределы ее полномочий, а именно, в период с декабря 2007 года по ноябрь 2008 года под видом добровольных пожертвований, незаконно требовала от родителей, желавших оформить своих детей в Детский сад Номер обезличен ... в 2008 году, внесения вступительных взносов в виде денежных средств, а также оказания иной материальной помощи, что являлось обязательным условием приема детей в дошкольное учреждение.

Преступные действия Зубановой Н.А. повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования, закрепленных в ч. 2 ст. 43 Конституции РФ и ст. 5 Закона «Об образовании», а также охраняемых законом интересов общества и государства, что выразилось в подрыве авторитета государства, гарантирующего право на общедоступность и бесплатность дошкольного образования, и создании у граждан отрицательной оценки деятельности органов системы образования как в г. Орске Оренбургской области, так и в Российской Федерации в целом, а также формировании у граждан ложной убежденности о допустимости нарушений закона.

В судебном заседании установлено, что именно действия Зубановой Н.А. повлекли существенные нарушения прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Субъективная сторона преступления, совершенного Зубановой Н.А. характеризуется виной в форме умысла.

Судом установлено, что мотивом совершения Зубановой Н.А. преступления послужили незаконные действия, направленные в так называемых «интересах» МДОУ «Детский сад Номер обезличен ...», то есть, на первый взгляд, якобы «во благо дошкольного учреждения», но фактически - в разрез интересам граждан и государства, тем самым Зубанова Н.А. превысила свои должностные полномочия, поскольку в ее должностные обязанности совершение подобных действий не входило.

Суд приходит к выводу, что вина подсудимой Зубановой Н.А. доказана в полном объеме согласно установленным в судебном заседании обстоятельствам, и она подлежит наказанию за совершенное преступление.

Судом действия Зубановой Н.А. квалифицированы по ч. 1 ст. 286 УК РФ как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Назначая наказание подсудимой, суд исходит из требований ст.ст. 6, 60 УК РФ и учитывает принцип справедливости наказания, обстоятельства совершения преступления, характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

К обстоятельствам, смягчающим наказание Зубановой Н.А., относятся наличие у подсудимой гражданства РФ, совершение преступления впервые. К тому же суд принимает во внимание признание Зубановой Н.А. фактических обстоятельств дела, поскольку в ходе предварительного расследования и в судебном заседании она давала показания, подтверждающие установленные обстоятельства, отрицая наличие умысла на совершение преступления.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимой Зубановой Н.А., судом не установлено.

Судом исследовалась личность подсудимой Зубановой Н.А., ...

...

Суд, принимая во внимание все изложенные обстоятельства в совокупности, в том числе, характер и степень общественной опасности преступления, личность виновной, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, с учетом совершения Зубановой Н.А. преступления, относящегося согласно ч. 3 ст. 15 УК РФ к категории средней тяжести, считает, что подсудимой возможно назначить наказание без изоляции от общества в виде лишения права занимать определенные должности.

Оснований для применения Зубановой Н.А. положений ст.ст. 62, 64, 73 УК РФ суд не усматривает.

Гражданский иск по делу не заявлен.

Вещественные доказательства:

- книгу покупок ЗАО «...» за август-ноябрь 2008 года на 31 листе; книгу продаж ЗАО «...» за август-ноябрь 2008 года на 141 листе; товарные накладные по контрагенту «Детский сад Номер обезличен» на 55 листах; карточку счета 62.1 по контрагенту Детский сад Номер обезличенДата обезличена год на 28 листах - хранить при уголовном деле;

- книгу учета будущих воспитанников МДОУ Номер обезличен; книгу учета движения детей МДОУ Номер обезличен; папку «Договора между МДОУ Номер обезличен и родителями детей, посещающих 1-ую младшую группу - хранить при уголовном деле.

Руководствуясь ст.ст. 302-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

признать Зубанову Н.А. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, и назначить ей наказание в виде лишения права занимать должности руководителей общеобразовательных учреждений на срок три года.

Меру пресечения Зубановой Н.А. - подписку о невыезде и надлежащем поведении - до вступления приговора в законную силу оставить прежней.

Вещественные доказательства:

- книгу покупок ЗАО «...» за август-ноябрь 2008 года на 31 листе; книгу продаж ЗАО «...» за август-ноябрь 2008 года на 141 листе; товарные накладные по контрагенту «Детский сад Номер обезличен» на 55 листах; карточку счета 62.1 по контрагенту Детский сад Номер обезличенДата обезличена год на 28 листах - по вступлении приговора в законную силу, хранить при уголовном деле;

- книгу учета будущих воспитанников МДОУ Номер обезличен; книгу учета движения детей МДОУ Номер обезличен; папку «Договора между МДОУ Номер обезличен и родителями детей, посещающих 1-ую младшую группу - по вступлении приговора в законную силу, хранить при уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Оренбургский областной суд в течение 10 суток через Ленинский районный суд г. Орска со дня его провозглашения, а осужденной в тот срок со дня получения копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья В.Т. Турмухамбетова