РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2010 года город Орск
Ленинский районный суд города Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Гук Н.А.,
при секретаре Никулиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Прокофьева М.И. на действия (бездействие) должностного лица ... Оренбургской области Хасенова И.С.,
УСТАНОВИЛ:
Прокофьев М.И. обратился в суд с жалобой на действия (бездействие) должностного лица - участкового уполномоченного милиции ОВД по Ленинскому району МО г. Орска Оренбургской области Хасенова И.С. в порядке гл. 25 ГПК РФ.
В обоснование жалобы указал, что Дата обезличенагода в период с Номер обезличен. по Номер обезличен напротив ... заявитель купил Номер обезличен разливного молока по цене Номер обезличен руб./литр у продавца К.., ежедневно торгующей в данном месте молоком из Номер обезличен бидонов по Номер обезличен литров каждый (ИП..). Через полчаса выяснилось, что молоко продано ненадлежащего качества- при его переливании в кастрюлю для последующего кипячения из 3-х литрового бидона, на дне бидона при остатке в нем молока 150-250 мл показался мелкий осадок коричневого цвета, что свидетельствует о наличии в молоке посторонних примесей. С остатком молока и осадком в нем обратился к продавцу молока за разъяснениями. Продавец признала наличие посторонних примесей в молоке в виде осадка, при этом пояснила, что ранее уже говорила ИП.. о загрязнённости продаваемого молока. Заявитель потребовал уменьшения покупной цены за некачественное молоко, однако в этом ему продавцом было отказано, и повторно отказано после её консультации с ИП - владельцем молока.
Прокофьев М.И. обратился в ОВД по Ленинскому району МО г.Орск. Приехавшему дежурному УУМ показал приобретенное молоко и осадок в бидончике, проехали на место совершения продавцом К.. правонарушения, где он и продавец были опрошены, затем проехали в ОВД и там были опрошены под роспись, составлен протокол об административном правонарушении, экземпляр которого вручен К.., ей также была вручена повестка на Дата обезличенагода на Номер обезличен. о явке на административную комиссию. Заявителя не ознакомили с протоколом об административном правонарушении в отношении К.., копия указанного протокола выдана ему не была. Должностным лицом заявителю был выдан листок с записанным на нем номером КУСП - 13964.
Считает, что должностным лицом - ... Оренбургской области Хасеновым И.С. допущено незаконное бездействие, выразившееся в невыдаче ему, как потерпевшему от правонарушения, копии составленного протокола от Дата обезличена года, чем нарушено его право потерпевшего на получение копии протокола, предусмотренное Федеральным законом от 08.12.2003 года № 161-ФЗ ( Кодексом РФ об административных правонарушениях). Кроме того, считает, что должностным лицом допущено незаконное бездействие и в связи с несоставлением протокола по ст.14.1 КоАП РФ в отношении владельца молока- ИП и вручения ему копии.
В судебное заседание заявитель Прокофьев М.И. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В силу ст.257 ГПК РФ заявление рассматривается судом в течение десяти дней, с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Должностное лицо - УУМ ОВД по Ленинскому району МО г. Орск Оренбургской области Хасенов И.С. возражал в судебном заседании против удовлетворения жалобы Прокофьева М.И. Суду пояснил, что Дата обезличена года находился на дежурстве в составе следственно-оперативной группы (СОГ). В утреннее время поступило сообщение от дежурного ОВД по Ленинскому району МО г. Орск о телефонном звонке Прокофьева М.И., проживающего в ..., в котором он сообщил, что у магазина «...» продают грязное молоко. Выехав по указанному адресу, встретил Прокофьева М.И., который пояснил, что приобрел грязное молоко. Писать заявление Прокофьев М.И. отказался, попросил, чтобы ему продали молоко по более низкой цене. Проехав совместно с Прокофьевым М.И. к магазину «Салют» они встретили продавца К.., реализующую молоко, которая пояснила, что нигде не работает, индивидуальным предпринимателем не является, разрешения на торговлю молоком не имеет. По данному факту им был составлен протокол об административном правонарушении на К.. по ст. 43 Закона Оренбургской области Номер обезличен от Дата обезличена года. Протокол составлен в присутствии Прокофьева М.И., который указан в протоколе в качестве свидетеля. Копия протокола вручена лицу, в отношении которого составлен протокол. Начальником МОБ ОВД по Ленинскому району МО г. Орск Л.. вынесено определение о передаче протокола для принятия решения в административную комиссию Ленинского района г. Орска. Постановлением административной комиссии Ленинского района г.Орска К.. назначено административное наказание в виде штрафа в размере Номер обезличен. Составление же протоколов об административном правонарушении по ст. 14.1 КоАП РФ, согласно Приказа МВД РФ Номер обезличен не входит в его компетенцию, а относится к компетенции МОМ БППР и АЗ при УВД по МО г.Орск. Согласно справке штаба ОВД по Ленинскому району МО г.Орск, им по сообщению КУСП № 13964 был составлен административный протокол № 3620 по ст.43 Закона Оренбургской области «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» от 01.10.2003 года. По данному факту заявления от Прокофьева М.И. не поступало.
Суд, выслушав должностное лицо, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что Дата обезличена года в период с Номер обезличен час. по Номер обезличен час. Прокофьев М.И. купил молоко ненадлежащего качества у продавца К.., о чем сообщил по телефону в дежурную часть ОВД по Ленинскому району МО г. Орск.
Телефонное сообщение зарегистрировано, согласно справке штаба ОВД по Ленинскому району МО г.Орск, в книге учета сообщений о происшествиях под номером 13964 ( возле магазина « ...» продают молоко, на вид грязное). По данному сообщению УУМ ОВД по Ленинскому району МО г. Орск Оренбургской области Хасеновым И.С.проведена проверка, по результатам которой составлен административный протокол Номер обезличен в отношении физического лица- К.. по ст. 43 Закона Оренбургской области № 489/55-III-ОЗ от 01.10.2003 года «Об административных правонарушениях в Оренбургской области- торговля в неустановленных местах. Санкция ст.43 Закона предусматривает административное наказание - предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей.
Постановлением №479 о назначении административного наказания от 18.10.2010 года административной комиссии Ленинского района г.Орска К.. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.43 Закона Оренбургской области № 489/55-III-ОЗ от 01.10.2003 года «Об административных правонарушениях в Оренбургской области и ей назначено наказание в виде штрафа в размере Номер обезличен.
Статья 1.1 КоАП РФ устанавливает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В Оренбургской области - это Закон Оренбургской области от 01.10.2003 года N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области".
Должностным лицом при получении сообщения приняты всем меры к проверке сообщения о правонарушении.
Из справки ОВД по Ленинскому району г.Орска следует, что Дата обезличена года зарегистрировано телефонное сообщение Прокофьева М.И. о том, что возле магазина « ...» продают молоко, на вид грязное. Заявлений от Прокофьева М.И. не поступало.
Из сообщения не следует, что заявителю причинен какой-либо ущерб от действий продавца молока.
Из объяснения должностного лица видно, что он выезжал на место, опрашивал Прокофьева М.И. в качестве свидетеля. Заявлений от Прокофьева М.И. о причиненном ему физическом, имущественном или моральном вреде не поступало.
В силу ст.28.3 КоАП РФ, УУМ Хасенов И.С. является надлежащим должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 43 Закона Оренбургской области « Об административных правонарушениях».
Ч. 1, 3 ст. 25.2 КоАП РФ предусмотрено, что потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Поскольку у должностного лица отсутствовало заявление Прокофьева М.И. о причиненном действиями продавца молока вреде, Прокофьев М.И. был опрошен в качестве свидетеля, с разъяснением ему прав свидетеля предусмотренных КоАП РФ.
В силу ч.1-2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Исходя из буквального толкования положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ потерпевший привлекается к участию в деле об административном правонарушении на стадии его возбуждения при составлении протокола об административном правонарушении. При этом протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором не только фиксируется факт административного правонарушения, но и определяется круг лиц по административному производству, допущенных либо привлеченных к участию в деле.
В соответствии с ч. 3-6 ст. ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Следовательно, показания свидетелей, равно как и их присутствие, не являются обязательным условием при составлении протокола об административном правонарушении, что подтверждается положениями ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Поскольку заявитель не привлечен к участию в деле в качестве потерпевшего в виду отсутствия заявления, вручение ему копии протокола об административном правонарушении действующими нормами КоАП РФ не предусмотрено. Поэтому доводы заявителя о том, что ему не вручена копия протокола об административном правонарушении, составленного в отношении К.. по ст.43 Закона Оренбургской области «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», судом отклоняются, как необоснованные. Нарушения прав и свобод гражданина; создания препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконного возложения какой-либо обязанности на заявителя либо незаконного привлечения к ответственности судом в данной части не установлено.
Кроме того, заявитель указывает, что в результате несоставления должностным лицом протокола об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя по ст.14.1 КоАП РФ, он оказался лишенным права на справедливое судебное разбирательство дела.
Судом установлено, что продавец молока К.. сообщила должностному лицу, что нигде не работает, индивидуальным предпринимателем не является, разрешения на торговлю не имеет. При таких обстоятельствах у должностного лица оснований для привлечения какого-либо предпринимателя к административной ответственности по ст.14.1 КоАП РФ не было. К.. в объяснениях не сообщала, что осуществляет торговлю товаром, принадлежащим какому-либо предпринимателю, а дала пояснения, что реализует молоко как частное лицо. То есть, не установлен субъект, наличие объективной стороны правонарушения-осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), систематическая продажа товара.
Далее, судом установлено, что сообщение о происшествии, поступившее в ОВД по Ленинскому району муниципального образования город Орск от Прокофьева М.И. было зарегистрировано в КУСП под номером 13964. Должностным лицом Прокофьеву М.И. был передан листок с записью указанного номера.
В соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (Приложение №1 к Приказу МВД РФ от 1 декабря 2005 года N 985 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в ОВД РФ заявлений, сообщений, иной информации о происшествиях»),книга учета сообщений о происшествиях (далее - КУСП) является документом строгой отчетности. Книга оформляется, регистрируется и брошюруется в соответствии с правилами делопроизводства. КУСП ведется дежурной частью органа внутренних дел и заполняется оперативным дежурным. Последующие записи о разрешении сообщений о происшествиях ведутся сотрудником по учетно-регистрационной работе или лицом, исполняющим его обязанности, дежурным либо лицом, принявшим решение. Порядок ведения КУСП включает в себя:
- прием сообщений о происшествиях - действия должностного лица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями по получению сообщения о происшествии( п.2.1)
-регистрацию сообщений о происшествиях - присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о ( п.2.2),
- разрешение сообщений о происшествиях - проверку фактов, изложенных в зарегистрированных сообщениях о происшествиях, уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел и принятие в пределах их компетенции решений в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации( п.2.3)
В соответствии с п. 4 Инструкции, сообщение о происшествии, в зависимости от его содержания и формы поступления (обнаружения), подразделяется на:
-сообщение о преступлениях ; заявление о преступлении, явку с повинной; рапорт об обнаружении преступления, составленный лицом, принявшим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из источников, не указанных в подпунктах 4.1.1, 4.1.2.
- сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения ( п.4.2); иную информацию о происшествиях ( п.4.3).
В соответствии с п.5, 7 Инструкции, поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях (приложение N 1) и ему присвоен соответствующий регистрационный номер.
Сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи.
В силу п.16.Инструкции в КУСП регистрируются: письменное заявление о преступлении (приложение N 2); протокол принятия устного заявления о преступлении; протокол явки с повинной; заявление о безвестном исчезновении человека; рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления; поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; сообщение и письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки.
Согласно п 22 Инструкции, если сообщение о происшествии поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в КУСП в дежурной части органов внутренних дел оперативный дежурный оформляет талон-уведомление (приложение N 5) и выдает его заявителю.
В силу п.24-29 Инструкции, талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер. В талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткое содержание сообщения о происшествии, регистрационный номер по КУСП, подпись сотрудника, принявшего сообщение, дата приема. В талоне-уведомлении указываются: сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии, регистрационный номер по КУСП, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия дежурного. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления. Талоны-корешки остаются в дежурной части органа внутренних дел и используются при сверках полноты регистрации сообщений о происшествиях, а также при рассмотрении жалоб граждан на действия должностных лиц органов внутренних дел. Проверка сообщений о происшествиях осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел.
В данном случае сообщение от Прокофьева М.И. поступило по телефону, поэтому талон-уведомление ему не выдавался.
Согласно п. 30, 33-34 Инструкции, сообщения о происшествиях, за исключением содержащих признаки преступления или административного правонарушения, рассматриваются в срок не более 30 суток. По результатам рассмотрения сообщения о происшествии органом дознания, дознавателем, следователем в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:
-по сообщению о преступлении: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела;о передаче сообщения по подследственности, в суд (по делам частного обвинения);
- по иным сообщениям о происшествии: о возбуждении дела об административном правонарушении; о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии; о приобщении к материалам специального номенклатурного дела.
О принятом решении по сообщению о происшествии информируется заявитель. Заявителю разъясняется его право обжаловать принятое решение и порядок обжалования в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.39 Инструкции начальник органа внутренних дел несет персональную ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о происшествиях.
Судом установлено, что заявитель Прокофьев М.И.не был проинформирован в письменном виде о принятом решении по сообщению о происшествии, хотя из пояснений заявителя следует, что ему известно о направлении материала в отношении К.. для привлечения к административной ответственности в административную комиссию Ленинского района г.Орска.
Учитывая, что заявитель не указывает на данное обстоятельство как на основание своих требований, суд не вправе выйти за пределы заявленных требований.
Кроме того, согласно п.9.18 Приказа МВД РФ от 16.09.2002 N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" одной из обязанностей указанных лиц является выявление на административном участке лиц, нарушающих установленные правила торговли, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации либо без специального разрешения (лицензии). Принимать к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.
В соответствии с п. 17 Приказа МВД РФ от 16.09.2002 N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" участковый уполномоченный при рассмотрении обращений и заявлений граждан должен:
17.1. Осуществлять прием и регистрацию в журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным милиции (приложение N 2) поступивших от населения сообщений о совершенных на административном участке правонарушениях с последующей обязательной регистрацией в установленном порядке обращений о совершенных или готовящихся преступлениях в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.
17.2. Рассматривать поступившие письма и заявления граждан, не содержащие признаки состава преступления, в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.
17.3. Выявлять при рассмотрении письменных обращений граждан факты и обстоятельства, требующие проверки, а также круг лиц, от которых необходимо получить объяснения, ответы на другие вопросы, подлежащие разрешению.
17.4. Принимать по письменным обращениям граждан одно из следующих решений:
17.4.1.О привлечении в пределах установленных полномочий правонарушителей к административной ответственности.
17.4.2. О принятии к правонарушителям мер профилактического воздействия.
17.4.3. О направлении за подписью руководителя органа внутренних дел заявления гражданина по принадлежности (подследственности) с обязательным уведомлением об этом заявителя.
17.4.4. Об отказе в удовлетворении просьбы с разъяснением гражданину мотивов отказа.
Иные обязанности на участкового уполномоченного возлагаются только федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России путем внесения в установленном порядке соответствующих изменений или дополнений в настоящую Инструкцию.
В соответствии с п.1,8 ст. 14.1 КоАП РФ составляется должностными лицами органов внутренних дел (милиции)- ( МОМ БППР и АЗ), а также органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с чем УУМ ОВД по Ленинскому району МО г. Орска Хасенов И.С. не обладает полномочиями по составлению указанного протокола.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254-258, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Прокофьева М.И. о признании бездействия УУМ ОВД по Ленинскому району муниципального образования город Орск лейтенанта милиции Хасенова И.С. незаконным, обязании его устранить допущенные нарушения закона путем вручения копии протокола от Дата обезличена года, составления протокола по ст.14.1 КоАП РФ в отношении владельца молока- индивидуального предпринимателя, и вручения ему копии протокола, отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Орска Оренбургской области в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения- 08.10.2010 года.
Судья Гук Н.А.