№2-2529/2010 года - решение по делу об обжаловании отказа в узаконении земельного участка



Дело № 2-2529/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 декабря 2010 года город Орск

Ленинский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Гук Н.А.,

при секретаре Лагутиной Н. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Флеминг А.Ф. к Комитету ... МО город Орск, Администрации МО город Орск Оренбургской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, признании права на приобретение в пользование (собственность) земельного участка, обязании передать в собственность земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Флеминг А.Ф. обратился в суд с иском к Комитету архитектуры и градостроительства Администрации МО город Орск, Администрации МО город Орск Оренбургской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, признании права на приобретение в пользование ( собственность) земельного участка.

В обоснование иска указал, что в ДД.ММ.ГГГГ его отцу Ф.. Советской властью предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью <данные изъяты>. по <адрес> / бывшая <адрес> под строительство индивидуального жилого дома. В ДД.ММ.ГГГГ отцом построен плановый <адрес> в <адрес>,. которым пользовался он, а после его смерти в ДД.ММ.ГГГГ и его наследники. Впоследствии в ДД.ММ.ГГГГ он стал собственником данного дома, и является им в настоящее время. Намерен оформить земельный участок под дом в собственность, для чего необходимо согласовать схему расположения земельного участка под домом.

Обратился в Комитет архитектуры и градостроительства Администрации МО г. Орск с данным вопросом, но получил отказ в согласовании схемы расположения земельного участка, так как границы земельного участка стали включать в себя территорию общего пользования - часть улицы жилой застройки. Также говорилось о корректировке «красных линий » по <адрес>. Считает отказ Комитета архитектуры и градостроительства Администрации МО г.Орск согласовать схему расположения земельного участка, на котором расположен дом, незаконным и нарушающим его права.

ФГУП «ОЦИОН » г. Орска выдало техпаспорт на одноэтажный жилой <адрес>, общей площадью <данные изъяты>

Согласно заключению специалистов, конструкции фундаментов, стен, перекрытий и крыши находятся в исправном техническом состоянии.

В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если считают, что нарушены права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Указанными действиями ответчика нарушены его права, так как в настоящее время без согласования схемы земельного участка и проведения межевания не может оформить землю в собственность. В свое время отцу выдали все разрешительные документы на дом, он пользовался отведенным ему земельным участком и не захватывал никаких иных чужих участков.

С ДД.ММ.ГГГГ он (истец) пользовался земельным участком под домом и приусадебной территорией и также не захватывал никаких иных чужих участков. Имеет право на приобретение данной земли в пользование ( в собственность), не виновен в том, что в девяностые - двухтысячные годы была проведена какая -то корректировка земли. В соответствии со ст. 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества. Истец просит признать незаконным отказ Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г.Орска согласовать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу <адрес>; признать за ним право на приобретение в пользование (собственность) земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу <адрес> под размещение и эксплуатацию жилого дома по указанному адресу.

Опреелением суда от 04.10.2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено ООО

Определением суда от 21.10.2010 года приняты уточненные исковые требования, согласно которым истец просит признать незаконным отказ Комитета архитектуры и Градостроительства Администрации г.Орска согласовать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу <адрес>; признать за ним право на приобретение в пользование ( собственность ) земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу <адрес> под размещение и эксплуатацию жилого дома по этому адресу ; обязать Администрацию г.Орска передать ему в собственность земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> под размещение и эксплуатацию жилого дома по этому адресу.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования. Суду пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ его отцу выделен земельный участок площадью <данные изъяты> в бессрочное пользование, в границах участка возведен жилой дом по <адрес> (ранее <адрес>). В ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке возведен плановый жилой дом, право собственности на него зарегистрировано в Бюро технической инвентаризации. Со слов отца- Ф.. ему известно, что при постройке дома он выдвинул его с обозначенного первоначально в проекте места в связи с грунтовыми водами, обнаруженными при строительстве. Изменения в проекте были утверждены в Администрации города, в ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома стал он. В ДД.ММ.ГГГГ им возведен пристрой к дому. В ДД.ММ.ГГГГ для оформления кадастрового паспорта земельного участка обратился в ООО .. Затем агентство ему сообщило, что КАиГ Администрации г.Орска отклонил от согласования схему расположения земельного участка на кадастровом плане потому, что границы земельного участка включают в себя территорию части улицы, то есть выходят за «красные линии». Считает отказ незаконным, так как он нарушает его права, препятствует в реализации прав на оформление земельного участка под домом в собственность либо в пользование. Поскольку земельный участок не прошел кадастровый учет в связи с неутверждением проекта, то не может получить кадастровый паспорт, значит не может оформить землю под жилым плановым домом в пользование (собственность).

Представитель истца адвокат Резинин И.Е. поддержал доводы Флеминга А.Ф. в полном объеме. Суду пояснил, что исполкомом Орского горсовета депутатов трудящихся земельный участок площадью <данные изъяты>. по <адрес> в <адрес> был представлен отцу Флеминга А.Ф.- Ф.. ДД.ММ.ГГГГ по договору № в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности.

Согласно технического паспорта жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ дом построен в ДД.ММ.ГГГГ (основное строение). Представитель КАиГ Администрации г.Орска, основываясь на схемах, утверждает, что дом построен частично за пределами отведенного ему земельного участка. Но решением Исполкома Орского городского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены изменения согласованного проекта домовладения по <адрес> ( бывшая <адрес>), расположенного на земельном участке площадью <данные изъяты>, принадлежащего Ф.. ( умершему). Жилая площадь дома изменена <данные изъяты>., полезная площадь -<данные изъяты> Решением Исполкома Орского городского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ вновь утверждены изменения согласованного проекта домовладения по <адрес> (бывшая <адрес>), расположенного на земельном участке площадью <данные изъяты> принадлежащего Ф.. ( умершему)- жилая площадь дома изменена <данные изъяты>., полезная площадь -<данные изъяты> Даже если дом частично возведен за пределами земельного участка, то данные изменения были утверждены Горсоветом. Свидетельство о праве на наследство по закону на жилой дом, выданное ДД.ММ.ГГГГ после смерти Ф.., на имя Флеминга А.Ф. (сына), В..( дочери), Ф..( жены), зарегистрировано в Орском БТИ ДД.ММ.ГГГГ. Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ В.., Ф.. подарили свои доли Флемингу А.Ф., договор зарегистрирован в Орском БТИ- ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, истец с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого планового дома, право собственности на который зарегистрировано надлежащим образом. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился за согласованием схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала под жилым домом в КАиГ Администрации г.Орска. Вернее, в его интересах обратилось ООО ... В результате схема не была согласована. Как следует из ответа КАиГ Администрации г.Орска, границы земельного участка включают в себя территорию общего пользования-часть улицы жилой застройки и уменьшают ширину улицы до <данные изъяты> вместо положенных по нормативам 15-30м. ( местные нормативы от ДД.ММ.ГГГГ). Корректировка «красных линий в районе <адрес> произведена КАиГ в ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ получен отказ КАиГ Администрации г.Орска в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала. Считает, что отказ в согласовании схемы неправомерен, поскольку право собственности на дом зарегистрировано ранее, чем установлены «красные линии». Отказ в согласовании ущемляет права и законные интересы истца на оформление данного земельного участка в пользование (собственность), поскольку без согласования схемы невозможно пройти кадастровый учет, необходимый для оформления земельного участка в пользование (собственность). Отказ препятствует истцу в оформлении документов на земельный участок под жилым домом, находящимся в собственности. Указанными действиями ответчика нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, так как без согласования схемы земельного участка и проведения межевания истец не может оформить в собственность ( пользование) земельный участок.

Представитель ответчика- Администрации МО город Орск Курманчук С.С. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования не признал. Суду пояснил, что в силу п.3 ст. 10 ГК РФ при осуществлении гражданских прав разумность действии и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, игражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 10 марта 2009 года № 47-811 утверждено Положение «О порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования «Город Орск». В соответствии с п.п.1.2., 2.1.3., 2.1.3.1. Положения «О комитете по управлению имуществом города Орска», утвержденного решением Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, Комитет по управлению имуществом города Орска выступает органом по управлению муниципальным имуществом города Орска, осуществляет функции по управлению и распоряжению муниципальной собственностью города Орска в соответствии с полномочиями, предоставляемыми ему настоящим Положением, иными решениями Орского городского Совета депутатов, распоряжениями администрации города Орска, осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, расположенными на территории муниципального образования город Орск в соответствии с действующим Положением «О порядке использования, управления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, расположенными на территории муниципального образованна Орск», является арендодателем земельных участков.

Согласно ст. 22 Земельного кодекса РФ, объектом договора аренды земли является земельный участок, определенный в соответствен с ч. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ в качестве объекта земельных отношений, как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.

Пунктом 2статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок как объект земельных отношений- часть поверхности земли ( в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» содержит аналогичное определение понятия «земельный участок», конкретизируя лишь то, что земельный участок должен быть описан и удостоверен в установленном порядке «уполномоченным государственным органом» (абз4 ст.1 ФЗ « О государственном земельном кадастре»).

Как указано в ч.1 ст.261 ГК РФ, границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством.

Описание и удостоверение границ земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральными законами «О землеустройстве» и «О государственном земельном кадастре».

В частности, в ст. 16 Федерального закона «О землеустройстве» указано, что при совершении сделок с земельными участками производится образование новых и упорядочение существующих земельных участков. При этом определяются местоположение границ и площади земельных участков.

Часть 1 ст. 7 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» указывает, что государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

В свою очередь, ст. 1 указанного закона определяет, что государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков.

Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Тем самым, описание и удостоверение границ и площадей земельных участков осуществляется в рамках государственного кадастрового учета земельных участков.

В силу изложенного, объектом купли-продажи, аренды могут быть земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, поскольку только в этом случае возможно, исходя из смысла ч. 3 ст. 607 ГК РФ, определенно установить имущество, подлежащее передаче собственнику, арендатору в качестве объекта собственности, аренды.

На необходимость наличия кадастровой карты (плана) земельного участка при обращении гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, с заявлением в орган местного самоуправления, указывают ч. 5 ст. 30, ч. 2 ст. 32. п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ. На основании изложенного, Администрация города Орска просит отказать в удовлетворении исковых требований Флеминга А. Ф. в полном объеме.

Представитель ответчика- Комитета по управлению имуществом Администрации МО город Орск- заместитель председателя КАиГ администрации г.Орска Литвиненко С.В. исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении в полном объеме. Суду показал, что действительно в ДД.ММ.ГГГГ Ф.. был выделен земельный участок площадью 600 кв.м. в бессрочное пользование под строительство жилого дома. Но, исходя из плана на участок ( проекта застройки жилого одноквартирного дома по <адрес> застройщика Ф..) - приложения к договору № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка Ф.., размер земельного участка указан <данные изъяты> Земельный участок должен был располагаться в 3-х метрах от улицы. При анализе расположения жилого дома на схеме видно, что дом построен не на указанном в проекте месте, сведения о «красных линиях» отсутствуют. Ширина улицы должна быть <данные изъяты>., в настоящее время- <данные изъяты> Технический паспорт жилого дома имеется по состоянию лишь на ДД.ММ.ГГГГ в нем указан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ истцом произведен пристрой.

В силу ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

К заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:

- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок; кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре)); копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

ООО .. о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала <данные изъяты> с адресом <адрес>. Схема расположения земельного участка отклонена от согласования по следующим причинам:

- Границы земельного участка включают в себя территорию общего пользования -часть улицы жилой застройки. Согласно п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Согласно п. 7.3. Местных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных решением Орского городского совета депутатов от 06.03.2008 № 33-521, ширина улиц и дорог местного значения 15-30м. Устанавливаемые границы земельного участка, уменьшают ширину улицы до <данные изъяты>.

- « Красные линии» в районе <адрес> разработаны ... в ДД.ММ.ГГГГ в составе ЦДЛ района Первомайский. В ДД.ММ.ГГГГ Комитетом архитектуры произведена корректировка «красных линий» по <адрес> и <адрес> п.4.3. Положения о Комитете архитектуры и градостроительства города Орска (действующего в то время), утвержденного распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, КАиГ вправе осуществлять при необходимости разработку всех видов проектной документации в сфере архитектурной, градостроительной деятельности. Данное положение разработано в соответствии с Градостроительным кодексом, принятым Государственной Думой 08.04.1998года.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО ... дан ответ о том, что КАиГ не согласовывает схему расположения земельного участка.

Представитель третьего лица - ООО ... Д.. ( доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) просила исковые требования Флеминга А.Ф. в части признания незаконным отказа Комитета архитектуры и Градостроительства Администрации г.Орска согласовать схему расположения земельного участка, признании права на приобретение в пользование (собственность) земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу <адрес> под размещение и эксплуатацию жилого дома по этому адресу, удовлетворить. В части обязания Администрации г.Орска передать истцу в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> под размещение и эксплуатацию жилого дома по этому адресу, отказать, по следующим причинам. Часть жилого дома построена не на месте, указанном в первоначальном плане, но последующими решениями Горсовета изменения в план утверждены, право собственности на жилой дом зарегистрировано истцом надлежащим образом в ДД.ММ.ГГГГ. Имеется договор о передаче земельного участка в бессрочное пользование Ф.. под строительство индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. «Красные линии», установленные КАиГ Администрации г.Орска утверждены в ДД.ММ.ГГГГ, то есть после передачи земельного участка в бессрочное пользование и после регистрации права собственности Флемингом А.Ф. на жилой дом. Кроме того, земельный участок, выходящий за пределы «красных линий», установленных в ДД.ММ.ГГГГ, не занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Таким образом, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется. Полагает, что права истца нарушены отказом в согласовании схемы расположения земельного участка. Без согласования невозможно изготовление кадастрового паспорта, а следовательно и последующее обращение в Администрацию муниципального образования г.Орск с заявлением о передаче земельного участка в пользование ( собственность).

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает требования истца подлежащими удовлетворению в части признания незаконным отказа в согласовании схемы земельного участка и признании права на приобретение в пользование (собственность) земельного участка под размещение и эксплуатацию жилого дома, по следующим основаниям.

Согласно ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных отношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 10 марта 2009 года № 47-811 утверждено Положение «О порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования «Город Орск». В соответствии с п.п.1.2., 2.1.3., 2.1.3.1. Положения «О комитете по управлению имуществом города Орска», утвержденного решением Орского городского Совета депутатов от 29 мая 2002 года № 207, Комитет по управлению имуществом города Орска выступает органом по управлению муниципальным имуществом города Орска, осуществляет функции по управлению и распоряжению муниципальной собственностью города Орска в соответствии с полномочиями, предоставляемыми ему настоящим Положением, иными решениями Орского городского Совета депутатов, распоряжениями администрации города Орска, осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, расположенными на территории муниципального образования город Орск в соответствии с действующим Положением «О порядке использования, управления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, расположенными на территории муниципального образованна Орск», является арендодателем земельных участков

Ст. 254 ГПК РФ предусматривает право гражданина на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения, действий государственного органа, должностного лица.

В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу требований Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 г. N «О практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

Из представленных истцом суду документов следует, что исполкомом Орского Горсовета депутатов трудящихся ДД.ММ.ГГГГ по договору № в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности Ф.. (отцу истца) предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> по <адрес> в <адрес> ( л.д. 18-19)

Согласно технического паспорта жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ дом построен в ДД.ММ.ГГГГ (основное строение).

При сравнении расположения жилого дома на плане участка ( проекте застройки земельного участка) - приложении к договору № от ДД.ММ.ГГГГ с ситуационным планом, схемой застройки земельного участка видно, что жилой дом построен частично за пределами отведенного земельного участка, не на первоначальном месте, указанном в проекте, при этом сведения о «красных линиях» отсутствуют.

При этом решением Исполкома Орского городского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены изменения согласованного проекта домовладения по <адрес> ( бывшая <адрес>), расположенного на земельном участке площадью 600 кв.м., принадлежащего Ф.. ( умершему): жилая площадь дома изменена <данные изъяты>., полезная площадь -<данные изъяты> ( л.д. 16)

Решением Исполкома Орского городского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ вновь утверждены изменения согласованного проекта домовладения по <адрес> ( бывшая <адрес>), расположенного на земельном участке площадью <данные изъяты>, принадлежащего Ф.. ( умершему): жилая площадь дома изменена <данные изъяты>., полезная площадь -<данные изъяты> ( л.д. 16).

Следовательно, изменения площади дома с учетом частичного возведения за пределами земельного участка, утверждены решениями Горсовета, никем не оспорены. Границы « красных линий» на момент регистрации права собственности на жилой дом не были определены.

Свидетельство о праве на наследство по закону на жилой дом полезной площадью <данные изъяты> выданное после смерти Ф.., на имя Флеминга А.Ф.( сына), В..( дочери), Ф..( жены), зарегистрировано в Орском БТИ ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ В.., Ф.. подарили свои доли Флемингу А.Ф., договор зарегистрирован в Орском Бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ.

Из анализа документов следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ стал собственником <данные изъяты> домовладения, а с ДД.ММ.ГГГГ является единственным собственником жилого планового дома полезной площадью <данные изъяты>., право собственности на который зарегистрировано надлежащим образом ( л.д. 23-24).

Согласно ответа КАиГ администрации города в адрес ООО ... о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала <данные изъяты> с адресом <адрес>, схема расположения земельного участка отклонена от согласования по следующим причинам:

- Границы земельного участка включают в себя территорию общего пользования-часть улицы жилой застройки. Согласно п. 12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Согласно п. 7.3. Местных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных решением Орского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, ширина улиц и дорог местного значения 15-30м. Устанавливаемые границы земельного участка уменьшают ширину улицы до <данные изъяты>

- « Красные линии» в районе <адрес> разработаны «Оренбургтражданпроектом» в ДД.ММ.ГГГГ в составе ЦДЛ района Первомайский. В ДД.ММ.ГГГГ Комитетом архитектуры произведена корректировка «красных линий» по <адрес> и <адрес> п.4.3. Положения о комитете архитектуры и градостроительства города Орска (действующего в то время), утвержденного распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, КАиГ вправе осуществлять при необходимости разработку всех видов проектной документации в сфере архитектурной, градостроительной деятельности. Данное положение было разработано в соответствии с Градостроительным кодексом принятым Государственной Думой 08.04.1998года.

То есть ответчик ссылается при отказе на то обстоятельство, что часть земельного участка является земельным участком общего пользования, который согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации приватизации не подлежит.

Но из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок, выходящий за пределы «красных линий», установленных в ДД.ММ.ГГГГ, фактически не занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Судом установлено, что каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.

В силу абз. 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Как следует из п. 2 ст. 28 и п.6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 года N 212-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Так, пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 г. N 1305-1 ""О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Закон СССР от 06 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР" введен в действие с 01 июля 1990 года (пункт 1 Постановления Верховного Совета СССР от 06 марта 1990 г. N 1306-1).

Поскольку домовладением, расположенным на спорном земельном участке, Флеминг А.Ф. владел совместно с матерью и сестрой с ДД.ММ.ГГГГ в порядке наследования, а с ДД.ММ.ГГГГ является единственным собственником домовладения на спорном земельном участке, следовательно к данным отношениям сторон подлежат применению названные нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

При этом суд принимает во внимание, что часть спорного земельного участка в настоящее время находится в створе красных линий в составе территории общего пользования - части улицы жилой застройки, то есть территории, которой в соответствии с п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) и в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации приватизации не подлежит.

Но суд также учитывает, что приведенные нормы Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования. Норма пункта 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Но каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется.

В силу п.11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Принятого Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации 22.12.2004 года (ред. от 17.07.2009года), красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что красные линии на момент приобретения домовладения в собственность истцом (на ДД.ММ.ГГГГ ) не были установлены, и установлены позднее, в ДД.ММ.ГГГГ. Местные нормативы ширины улицы - 15-30 м установлены ДД.ММ.ГГГГ.

Отказ КАиГ Администрации муниципального образования <адрес> согласовать схему расположения земельного участка под домовладение, принадлежащее Флемингу А.Ф. на праве собственности, суд считает действием (бездействием) органа местного самоуправления, в результате которого нарушены права истца, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод - оформлению кадастрового паспорта земельного участка, дальнейшей реализации права на приобретение в пользование (собственность ) земельного участка..

При таких обстоятельствах требования истца о признании незаконным отказа Комитета архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Орск согласовать схему расположения земельного участка по адресу: <адрес>; признании за истцом права на приобретение в пользование (собственность) земельного участка площадью <данные изъяты> под размещение и эксплуатацию жилого дома по указанному адресу подлежат удовлетворению.

В требовании об обязании Администрации г.Орска о передаче в собственность земельного участка площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес> под размещение и эксплуатацию жилого дома суд считает необходимым отказать, поскольку оформление в собственность земельного участка под домовладение предусматривает определенный порядок, включающий в себя обращение в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта и ряда других документов. Истец же в настоящий момент кадастрового паспорта не имеет, в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок не обращался, отказа от Администрации города не получал.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Истцом по данному исковому требованию доказательств не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Флеминга А.Ф. к Комитету архитектуры и градостроительства Администрации МО город Орск, Администрации МО город Орск Оренбургской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, признании права на приобретение в пользование (собственность) земельного участка, обязании передать в собственность земельный участок, удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Комитета архитектуры и градостроительства Администрации МО город Орск согласовать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Признать за Флемингом А.Ф. право на приобретение в пользование (собственность) земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес> под размещение и эксплуатацию жилого дома по указанного адресу.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения- 20.12.2010 года

Судья: подпись