2-419\11 о компенсации морального вреда



Дело №2 — 419/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2011 г.г. Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Шошолиной Е.В.,

при секретаре Алексеевой А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никулин Н.Н. к службе конвоя при УВД по г. Орску о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Никулин Н.Н. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ около 10 час. он был доставлен сотрудниками службы конвоя из ФБУ ИЗ 56/2 г. Орска в Советский районный суд г. Орска для участия в рассмотрении жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ. Сотрудниками конвоя он был помещен в запираемое помещение, № совместно с осужденным Минаковым В.В. и подсудимым Федорчуком И. Общее время совместного задержания превысило временной промежуток в 4 часа. Условия содержания в данном запираемом помещении не соответствуют нормам установленным Российским законодательством и нормам Международного договора РФ (конвенция о защите прав человека), вследствие чего он испытывал нравственные страдания, так как подвергся бесчеловечному унижающее человеческое достоинство обращению со стороны работников конвоя, подвергших его содержанию в невыносимых условиях. Вследствие данных противоправных действий со стороны работников службы конвоя у него возник стресс, бессоница, что зафиксировано в его медицинской карте. Считает, что служба конвоя при УВД г. Орска должна являться ответчиком как юридическое лицо. Просит суд взыскать компенсацию морального вреда с Министерства Финансов РФ в сумме сумма

Истец Никулин Н.Н. о времени и месте слушания дела извещен был надлежащим образом, содержится в учреждении ФБУ ИЗ 56/2 г. Орска.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы не предоставляют лицам, отбывающим наказание по приговору суда в исправительных учреждениях, право на личное участие в разбирательстве судами их гражданских дел (по которым они являются истцами, ответчиками, третьими лицами или другими участниками процесса).

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность этапирования осужденных из мест лишения свободы в следственные изоляторы лишь для их участия в судебных разбирательствах по уголовным делам (статья 77.1 Уголовного исполнительного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, суды не обязаны этапировать указанных лиц к местам разбирательства гражданских дел с целью обеспечения их личного участия в судебных заседаниях.

Вместе с тем лицо, отбывающее наказание в местах лишения свободы, вправе вести дело через своего представителя, либо, в случае отказа от услуг представителя, направления в суд письменного обоснования своей позиции по делу, представления доказательств в подтверждение своих требований.

Данная правовая позиция содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2007 года.

В соответствии со статьей 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Следовательно, разъяснения по вопросам применения законодательства является конституционной обязанностью Верховного Суда Российской Федерации и обязательны для судов общей юрисдикции всех уровней.

Кроме того, законодательством не предусмотрено обеспечение стороны защитником в гражданском судопроизводстве.

Представитель ответчика УВД г. Орска Полетаева Н.Д. (доверенность от 18.02.2009г.) в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив при этом, что доставка обвиняемых в суды осуществляется на основании письменного требования судьи. ДД.ММ.ГГГГ из учреждения ИЗ 56/2 г. Орска в федеральный суд Советского района, согласно требованиям судей, для участия в судебных заседаниях было доставлено 8 подсудимых, из числа доставленных 3 подсудимых являлись несовершеннолетними, из числа которых 2 подсудимых проходили по одному делу. Размещение по камерам производится с учетом требований внутренней изоляции и психологической совместимости, в соответствии с требованиями ст. 33 ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Содержать подозреваемых и обвиняемых вне конвойных помещений до начала судебного заседания запрещено. После окончания судебных процессов подсудимые были этапированы в учреждение ИЗ 56/2 г. Орска. Во время приема - сдачи подсудимых в учреждении ИЗ 56/2 г. Орска никаких жалоб у подсудимого Никулина на условия содержания не было.

Представитель Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен был надлежащим образом.

Прокурор Ленинского района г. Орска в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен был надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ, или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

Статья 150 ГК РФ определяет как нематериальное благо гражданина жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность.

Возмещение морального вреда определяет обязательное наличие четырех признаков правонарушения: вред, действие (бездействие), наступление последствий, причинно-следственная связь между противоправным действием и наступившими последствиями.

Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя вреда.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Никулин Н.Н. доставлялся в Советский районный суд г. Орска, при этом содержался в конвойном помещении здания суда.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, как по предмету иска, так и его основанию.

В обоснование своих требований, истец ссылается на то, что сотрудниками конвоя он был помещен в запираемое помещение совместно с иными лицами, общее время совместного содержания превысило 4 часа, при этом он подвергся бесчеловечному унижающему человеческое достоинство обращению со стороны работников конвоя, подвергших его содержанию в невыносимых условиях, вследствие чего у него возник стресс, бессоница.

Согласно ст.ст. 15, 16 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.95 № 103-ФЗ (с изменениями) в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей и их изоляцию. В соответствии со ст.23 закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется отдельное спальное место, выдаются бесплатно постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах средств индивидуальные средства гигиены, камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционными системами. Нормы санитарной площади в камере на 1 человека устанавливается в размере 4 кв.м.

В соответствии со ст. 7 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания органов внутренних дел, изоляторы временного содержания пограничных органов ФСБ.

Конвойные помещения Советского районного суда г. Орска не являются местом содержания под стражей, а предназначены для временного размещения подозреваемых и обвиняемых.

Таким образом, требования Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» на конвойные помещения не распространяются.

Как установлено в судебном заседании размещение подозреваемых, обвиняемых производится в конвойных помещениях Советского районного суда г. Орска, с учетом требований безопасности, обеспечения режима содержания и изоляции, достаточной площади для размещения.

Конвойное помещение отапливается, имеет санузел, водоснабжение,камерыдлявременногоразмещенияобвиняемых, подозреваемых оборудованы системой вентиляции, освещением, скамейками.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Некраш А.В., являющийся администратором Советского районного суда г. Орска, показал, что здание, в котором располагается суд, приспособлено для помещения суда и не является проектным под суд. Камеры для содержания в конвойном помещении имеют площадь 3, 95 кв.м. Санитарные условия камер: 1 раз в полгода камеру пробеливают известью, окрашивают лавки, красят двери камеры, ежедневно проводится влажная уборка дезинфицирующими средствами, имеется санузел, водоснабжение, вентиляция, освещение.

Кроме того, законодательством не предусмотрено раздельное содержание лиц, помещенных в конвоированные помещения зданий судов, а также содержание указанных лиц вне конвойного помещения. Кроме того, не предусмотрен часовой промежуток времени такого содержания.

Следовательно, доводы истца об унижающем человеческое достоинство обращению со стороны работников конвоя, подвергших его содержанию в невыносимых условиях, суд находит несостоятельными, а потому не подлежащим удовлетворению, поскольку судом в ходе судебного заседания не установлено нарушения прав и законных интересов истца, причинении ему физических и нравственных страданий. Кроме того, не установлена причинно — следственная связь между действиями службы конвоя при УВД г. Орска при исполнении ими служебных обязанностей и обращением истца в медицинскую часть учреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Никулин Н.Н. к службе конвоя при УВД по г. Орску о компенсации морального вреда — отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Ленинский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья:

Мотивированный текст решения изготовлен: 14.02.2011г.