Дело № 2-902/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2011 годаг.Орск
Суд Ленинского района г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Одуваловой Г.С.
при секретаре Лабуревой Т.И.
с участием:
представителя истца – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Орска Батыргалиевой С.Р.
представителей ответчиков:
администрации г. Орска Пеняскина А.В.(доверенность от 10.03.2011 года №)
МУП «Центр диспетчерского контроля жилищно-коммунального хозяйства» администрации г. Орска Улановой А.А. (доверенность № от 23.03.2011 года)
представителей третьего лица ООО «ЛКС-6»: Улановой А.А. (доверенность № от 15.02.2011 года), Садыковой Р.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орска и Муниципальному унитарному предприятию «Центр диспетчерского контроля жилищно-коммунального хозяйства» администрации г. Орска о признании бездействия незаконным, обязании устранить выявленные нарушения и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ленинского района г. Орска Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Орска и Муниципальному унитарному предприятию «Центр диспетчерского контроля жилищно-коммунального хозяйства» администрации г. Орска и признании незаконным бездействия администрации г. Орска и МУП «ЦДК ЖКХ» администрации г. Орска по устранению нарушений Правил пожарной безопасности в общежитии по <адрес>, обязании ответчиков устранить выявленные нарушения пожарной безопасности в вышеуказанном общежитии, возложении на администрацию г. Орска обязанности по финансированию деятельности МУП «ЦДК ЖКХ» для выполнения соответствующих мероприятий в общежитии по <адрес>. Свои требования прокурор района мотивировал тем, что проверкой, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Орска совместно с Отделом надзорной деятельности по г. Орску УНД ГУ МЧС России по Оренбургской области в деятельности администрации г. Орска выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. В нарушение требований п.10 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления не обеспечены первичные меры пожарной безопасности в границах городского округа. Решением Орского городского Совета депутатов № 52-888 от 02.06.2009 года утвержден перечень мероприятий по реализации полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории города Орска, которым предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Постановлением Администрации г. Орска № 6762-п от 10.12.2009 года утверждено Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории МО «Город Орск», в котором в соответствии с п.4.2.4 предусмотрено содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. На основании решения Орского городского Совета депутатов № 449 от 25.08.2004 года объект недвижимости- общежитие общей площадью 727,1 кв.м., жилой- 489,9 кв.м. по <адрес> включен в перечень жилого недвижимого имущества г. Орска под № 2425. На основании распоряжения администрации г. Орска № 588-р от 01.03.2003 года «Об изъятии жилищного фонда от МУП «УК Ленинская» с последующей передачей на баланс и обслуживание МУП «ЦДК ЖКХ», дом по <адрес> передан на баланс и обслуживание МУП «ЦДК ЖКХ» администрации г. Орска. Согласно Договору управления многоквартирным домом от 01.10.2010 года управляющей организацией данного жилого объекта является ООО «ЛЖКС-6». В ходе проверки установлено, что противопожарное состояние в общежитии по <адрес> не отвечает требованиям Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года (ППБ 01-03), Строительным нормам и правилам: СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», введенных в действие с 01.01.1998 года Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 года № 18-7; Строительным нормам и правилам СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 26.01.1999 года № 4; Нормам пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НБП 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 315, п.7.
Так, в помещениях общежития отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением ППБ 01-03 п.3; НПБ 110-03 табл.1 п.6.1. В нарушение требований ППБ 01-03 п.п.3,53; СНиП 21-00001-97 п.5.19 табл.4; п.6.25, предел огнестойкости несущих элементов всех лестничных маршей и площадок в здании эксплуатируется с пределом огнестойкости менее R60. На первом и втором этажах здания общежития эксплуатируется отделка на путях эвакуации, выполненная из горючих материалов (линолеум на полу). На окнах первого этажа эксплуатируются глухие металлические решетки, что не соответствует требованиям п.40 ППБ 01-03. В нарушение требований п.90 ППБ 01-03 на фасаде здания отсутствует соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий) по направлению к пожарному гидранту. Отсутствуют выполненные в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2009 планы эвакуации людей при пожаре на первом и втором этажах в здании общежития, что является нарушением п.16 ППБ 01-03. Вопреки требованиям ППБ 01-03 п.3,44; СНиП 21.01.-97 п.8.4 люки, ведущие в чердачное помещение, эксплуатируются с пределом огнестойкости менее EI 30. В нарушение требований ППБ 01-03 п.108 прил.3 помещения общежития не укомплектованы первичными средствами пожаротушения. Деревянные конструкции чердачного помещения общежития на обработаны огнезащитным составом, что является нарушением ППБ 01-03 п.3,36; СНиП 11-26-76 п.3,13. Двери поэтажных коридоров эксплуатируются без приспособлений для самозакрывания с уплотнениями в притворах, что не соответствует требованиям ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97 п.6.13. Данные нарушения имеют место до настоящего времени.
Таким образом, в нарушение требований ст.210 ГК РФ, администрация г. Орска как собственник жилого недвижимого имущества- общежития по <адрес>, не выполняет требования ППБ, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, проживающих в вышеуказанном общежитии.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Орска Батыргалиева С.Р. исковые требования поддержала в полном объеме, дав суду показания, соответствующие заявленным исковым требованиям. Кроме этого просила суд оценить критически Договор управления многоквартирным домом от 01.01.2010 года, возлагающий обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности на ООО «ЛЖКС-6» как на управляющую компанию, как заключенный с нарушением установленного законом порядка - без проведения конкурса, не уполномоченным на то лицом.
Представитель ответчика администрации г. Орска Пеняскин А.В. (доверенность от 10.03.2011 года №) в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы письменного отзыва, в котором указано, что на основании распоряжения администрации г. Орска № 588-р от 01.03.2003 года «Об изъятии жилищного фонда от МУП «УК Ленинская» с последующей передачей на баланс и обслуживание МУП «ЦДК ЖКХ», дом по <адрес> передан на баланс и обслуживание МУП «ЦДК ЖКХ». Согласно п.1.1 Договора управления многоквартирным домом от 01.01.2010 года, заключенного между ООО «ЛЖКС-6» и МУП «ЦДК ЖКХ», ООО «ЛЖКС-6» принимает на себя обязательства совершить от имени Собственника (МУП «ЦДК ЖКХ») все необходимые юридические и фактические действия по управлению, содержанию, технической эксплуатации и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Следовательно, дом по <адрес> не является общежитием, к нему не применяются правила пожарной безопасности, установленные для общежития. В соответствие с п.п. «е» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности. Следовательно, обеспечение и соблюдение мер пожарной безопасности должно осуществляться ООО «ЛЖКС-6». С учетом изложенного, администрация полагает, что является ненадлежащим ответчиком по вышеуказанному иску, в связи с чем, в его удовлетворении необходимо отказать.
Представитель МУП «Центр диспетчерского контроля жилищно-коммунального хозяйства» администрации г. Орска Уланова А.А. (доверенность № от 23.03.2011 года), она же представитель третьего лица (доверенность № от 15.02.2011 года) в судебном заседании исковые требования, заявленные к МУП «ЦДК ЖКХ» не признала. В то же время, требования, заявленные к администрации г. Орска считала обоснованными. Поддержала доводы письменного отзыва, из которого следует, что устранить нарушения ППБ, выявленные в ходе проверки, не представляется возможным, т.к. собранных средств с жильцов дома <адрес> недостаточно для его содержания и обслуживания, т.к. затраты по содержанию дома намного превышают фактическую сумму оплаты за жилищно-коммунальные услуги жильцами дома. Следовательно, ООО «ЛЖКС-6» вынужден производить ремонт вышеуказанного дома за счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, поступивших от населения обслуживаемого жилищного фонда в целом. Исполнение предписаний ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области подразумевает нецелевое расходование бюджетных средств.
Представитель третьего лица ООО «ЛЖКС-6» Садыкова Р.Ю. в судебном заседании заняла позицию, соответствующую позиции представителя МУП «ЦДК ЖКХ».
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
В силу п.10. ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В силу ст.1 ФЗ «О пожарной безопасности», под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 вышеуказанного закона документами по пожарной безопасности являются стандарты, нормы, правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Решением Орского городского Совета депутатов № 52-888 от 02.06.2009 года утвержден перечень мероприятий по реализации полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории города Орска, которым предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Администрации г. Орска № 6762-п от 10.12.2009 года утверждено Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории МО «Город Орск», в котором в соответствии с п.4.2.4 предусмотрено содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Факт нарушений Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года (ППБ 01-03), Строительных норм и правил: СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», введенных в действие с 01.01.1998 года Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 года № 18-7; Строительных норм и правил СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 26.01.1999 года № 4; Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НБП 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 315, п.7, в здании по уд. Дунаевского 21 в г. Орске нашел свое подтверждение в судебном заседании письмом Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области в адрес прокурора Ленинского района г. Орска, и не оспаривался сторонами в судебном заседании.
Данный факт также подтвержден в судебном заседании показаниями специалиста Л. принимавшего непосредственное участие в проведении проверки, проводимой прокуратурой Ленинского района г. Орска совместно с Отделом надзорной деятельности по г. Орску УНД ГУ МЧС России по Оренбургской области и выявившего нарушения пожарного законодательства при эксплуатации здания по <адрес>. Данный специалист пояснил, что в помещениях общежития отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением ППБ 01-03 п.3; НПБ 110-03 табл.1 п.6.1. В нарушение требований ППБ 01-03 п.п.3,53; СНиП 21-00001-97 п.5.19 табл.4; п.6.25, предел огнестойкости несущих элементов всех лестничных маршей и площадок в здании эксплуатируется с пределом огнестойкости менее R60. На первом и втором этажах здания общежития эксплуатируется отделка на путях эвакуации, выполненная из горючих материалов (линолеум на полу). На окнах первого этажа эксплуатируются глухие металлические решетки, что не соответствует требованиям п.40 ППБ 01-03. В нарушение требований п.90 ППБ 01-03 на фасаде здания отсутствует соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий) по направлению к пожарному гидранту. Отсутствуют выполненные в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2009 планы эвакуации людей при пожаре на первом и втором этажах в здании общежития, что является нарушением п.16 ППБ 01-03. Вопреки требованиям ППБ 01-03 п.3,44; СНиП 21.01.-97 п.8.4 люки, ведущие в чердачное помещение, эксплуатируются с пределом огнестойкости менее EI 30. В нарушение требований ППБ 01-03 п.108 прил.3 помещения общежития не укомплектованы первичными средствами пожаротушения. Деревянные конструкции чердачного помещения общежития на обработаны огнезащитным составом, что является нарушением ППБ 01-03 п.3,36; СНиП 11-26-76 п.3,13. Двери поэтажных коридоров эксплуатируются без приспособлений для самозакрывания с уплотнениями в притворах, что не соответствует требованиям ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97 п.6.13. Данные нарушения имеют место до настоящего времени.
Разрешая вопрос о том, кто является надлежащим ответчиком в рамках заявленных исковых требований, суд учитывает следующее.
В силу требований ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ст. 38 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст.3 вышеуказанного ФЗ, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества. При этом в п. 2 указанной статьи определено, что собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Как установлено по делу, позиция представителя Администрации г. Орска строится на том, что в силу п.1.1 Договора управления многоквартирным домом от 01.01.2010 года ООО «ЛЖКС-6» взяло на себя обязательства совершать от имени ТСЖ все необходимые юридические и фактические действия по управлению, содержанию, технической эксплуатации и ремонту общего имущества многоквартирного дома <адрес>. Следовательно, обеспечение и соблюдение мер пожарной безопасности должно осуществляться ООО «ЛЖКС-6».
Как установлено по делу, на основании решения Орского городского Совета депутатов № 449 от 25.08.2004 года объект недвижимости- общежитие общей площадью 727,1 кв.м., жилой- 489,9 кв.м. по <адрес> включен в перечень жилого недвижимого имущества г. Орска под №
На основании распоряжения Администрации г. Орска № 588-р от 01.03.2003 года «Об изъятии жилищного фонда от МУП «УК Ленинская» с последующей передачей на баланс и обслуживание МУП «ЦДК ЖКХ», дом по <адрес> передан на баланс и обслуживание МУП «ЦДК ЖКХ» администрации г. Орска.
Согласно справке Орского филиала ООО от 14.12.2009 года, по данным обследования жилой дом по <адрес> литер А, 1954 года постройки является зданием общежития.
Из акта обследования жилого дома <адрес> от 15.12.2009 года составленного межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации г. Орска от 13.03.2006 года № 698, также следует, что жилой дом является общежитием.
Вышеуказанные документы свидетельствуют о том, что здание по <адрес> на момент рассмотрения спора имеет статус общежития, не переведено в статус многоквартирного жилого дома и является собственностью администрации г. Орска. Утверждения представителя администрации о том, что статус данного жилого дома изменен, ничем не подтверждены в судебном заседании и оцениваются судом критически. При этом суд учитывает, что представитель администрации г. Орска в судебном заседании пояснил, что не может предоставить суду никаких письменных доказательств, подтверждающих факт изменения статуса жилого дома, кроме как Договора управления многоквартирным домом от 01.01.2010 года. Он также не оспаривал то обстоятельство, что представить письменные доказательства соблюдения процедуры выбора управляющей компании при заключении договора управления многоквартирным домом, он также не может, как и подтвердить полномочия С. на его заключение.
Согласно Договору управления многоквартирным домом от 01.10.2010 года управляющей организацией данного жилого объекта является ООО «ЛЖКС-6».
Исходя из п.1.1 Договора управления многоквартирным домом от 01.01.2010 года ООО «ЛЖКС-6» действительно взяло на себя обязательство по обеспечению и соблюдению мер пожарной безопасности в доме <адрес>
В то же время, суд учитывает, что по делу установлен тот факт, что здание по <адрес> имеет статус общежития, а не многоквартирного дома. Кроме этого, предусмотренный порядок для заключения договора, установленный органом местного самоуправления, при заключении вышеуказанного договора управления многоквартирным домом от 01.01.2010 года был нарушен, т.к. открытый конкурс по выбору управляющей организации не проводился.
В то же время, в силу требований п.2 Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 (ред. от 18.07.2007, с изм. от 10.08.2009) "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", с 1 января 2007 г. органы местного самоуправления и органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга проводят в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Это требование также закреплено в решении Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 07.11.2008 года № 42-694 «Об утверждении положения о порядке управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в муниципальной собственности».
В связи с чем, суд критически оценивает Договор управления многоквартирным домом от 01.01.2010 года, заключенный между ООО «ЛЖКС-6» и ТСЖ «Строим вместе» как доказательство позиции администрации г. Орска, учитывая, что вышеуказанный Договор заключен с нарушением процедуры его заключения. Суд полагает, что он является недействительным, следовательно администрация г. Орска как собственник общежития по <адрес> и МУП «ЦДК ЖКХ» администрации г. Орска, принявший данное здание на баланс и обслуживание, должны нести ответственность по устранению нарушений Правил пожарной безопасности в общежитии по <адрес> В связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орска и Муниципальному унитарному предприятию «Центр диспетчерского контроля жилищно-коммунального хозяйства» администрации г. Орска о признании бездействия незаконным, обязании устранить выявленные нарушения и возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации г. Орска и МУП «Центр диспетчерского контроля жилищно-коммунального хозяйства» администрации г. Орска по устранению нарушений Правил пожарной безопасности в общежитии, расположенном по <адрес>
Обязать администрацию г. Орска и МУП «Центр диспетчерского контроля жилищно-коммунального хозяйства» администрации г. Орска устранить нарушения Правил пожарной безопасности, выявленные в общежитии по <адрес>.
Возложить на администрацию г. Орска обязанности по финансированию деятельности МУП «Центр диспетчерского контроля жилищно-коммунального хозяйства» администрации г. Орска для выполнения соответствующих мероприятий по устранению нарушений Правил пожарной безопасности в общежитии по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Ленинского района г. Орска в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: подпись
Справка: решение изготовлено в окончательной форме 30.03.2011 года, подлинник решения подшит в гражданское дело №2-902/11, находящееся в производстве Ленинского районного суда г. Орска.
На 30.03.2011 года решение не вступило в законную силу.