№2-667/2011 об обязании устранить нарушения природоохранного и водного законодательства



Дело № 2-667/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2011 годаг.Орск

Суд Ленинского района г. Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Одуваловой Г.С.

при секретаре Алексеевой А.М.

с участием:

представителя истца – старшего помощника Орского природоохранного прокурора Губернской Т.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал города Орска» об обязании устранить нарушения природоохранного и водного законодательства, поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал города Орска» об обязании устранить нарушения природоохранного и водного законодательства, поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ. В обоснование иска указал, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области проведена проверка в сфере природопользования и охраны окружающей среды, водного законодательства РФ, при эксплуатации Обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал города Орска» комплекса очистных сооружений биохимической очистки г. Орска Оренбургской области.

В ходе проверки установлено, что ООО «Орск Водоканал» эксплуатирует очистные сооружения биохимической очистки с объектами доочистки, расположенные на правом берегу реки Урал в г. Орске, на 1710 км от устья реки Урал, ниже впадения реки Орь.

Очистные сооружения предназначены для очистки сточных вод от механических примесей, песка, жиров, сырого осадка и других суспензированных, коллоидных, растворенных неорганических и органических веществ с помощью механических и биохимических процессов при воздействии активного ила, а также дезинфекции сточных вод.

На объекты биохимической очистки поступают промстоки ОАО и ОАО после локальной очистки, хозбытовые сточные воды г. Орска и смешанные возвратные воды городских промышленных предприятий.

Согласно справки проверки по соблюдению требований природоохранного и водного законодательства ООО «Орск Водоканал» от 17 декабря 2010 года, пройдя технологический путь очистки после прудов до очистки сточные воды с категорией недостаточно-очищенных по рассеивающему выпуску сбрасываются в реку Урал.

На период проверки ООО «Орск Водоканал» осуществлял сброс сточных вод в реку Урал без наличия решения о предоставлении водных объектов в пользование с целью сброса сточных вод.

Пакет документов на получение решения в адрес Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области был направлен 21.10.2009 года №. Представленные документы Министерством были возвращены на доработку по следующим причинам:

-ООО «Орск Водоканал» не возвращено и в государственном водном реестре не аннулировано Решение о представлении водного объекта в пользование, предоставленное ОАО в 2008 году;

-не все представленные разрешительные документы выданы заявителю ООО «Водоканал города Орска», часть документов выдана ОАО

В пакет документов не были приобщены:

сведения о водном объекте;

расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных вод;

качество воды в водном объекте в месте водопользования;

перечень гидротехнических и иных сооружений, расположенных наводном объекте;

наличие зон с особыми условиями их использования;

график сброса сточных вод.

Кроме того, согласно ст.ст.22, 25, 28 Земельного кодекса РФ земельные участки предоставляются собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом.

Между тем, проверкой установлено, что срок действия договора аренды земельного участка под очистные сооружения и выпуск сточных вод истек 31.12.2009 года.

Транспортировка иловой жидкости на иловые площадки и осветленной воды с иловых карт «в голову» очистных сооружений осуществляется по трубопроводам, имеющим подводные участки перехода трубопроводов через реку Урал. ООО «Орск Водоканал», являясь водопользователем, осуществляет пользование акватории поверхностного водного объекта части реки Урал, выражающееся в размещении территории охранной зоны при эксплуатации подводного перехода трубопроводов, установленной вдоль подводных переходов в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от оси перехода на 100 м с каждой стороны.

Проверкой установлено, что при эксплуатации подводных переходов с установленной охранной зоной, использование ООО «Орск Водоканал» акватории водного объекта - части реки Урал в установленном законодательством порядке не оформлено и осуществляется самовольно, без наличия договора водопользования для использования акватории водного объекта, чем нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ.

Согласно требованиям п.1 ч.6 ст. 60 Водного кодекса при эксплуатации объектов водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию(исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Между тем, при проведении проверки установлено, что на водоохранных объектах не в полном объеме осуществляется очистка от нефтепродуктов, взвешенных веществ. По вышеуказанным загрязнениям, не достигаются проектные уровни и процент очистки.

Из анализа результатов производственного контроля ООО «Орск Водоканал» за 11 месяцев 2010 года следует, что средние остаточные концентрации загрязняющих веществ, в сточных водах, прошедших очистные сооружения биохимической очистки, на выпуске в реку Урал превышают предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ воды водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, по следующим ингредиентам:

железу - 0,189 мг/дм3, превышение ПДК рыбох - в 1,89 раза;

нитрит-иону - 0,2 мг/дм3, превышение ПДК рыбох- в 2,5 раза;

сульфатам - 132,26 мг/дм3, превышение ПДКрыбох - в 1,3 раза;

нефтепродуктам - 0,11 мг/дм3, превышение ПДКрыбох - в 2,2 раза;

меди - 0,0027 мг/ дм3, превышение ПДКрыбох - в 2,7 раза;

фосфатам (по фосфору) - 1,48 мг/дм3, превышение ПДКрыбох - в 7,4 раза;

нитратам - 57,06 мг/дм3, превышение ПДКрыбох - в 1,43 раза.

По взвешенным веществам допущено превышение проектных уровней в 1,5 раза.

Результаты химических анализов трех серий параллельно отобранных проб тремя химико-аналитическими лабораториями подтверждают факты сброса превышенных концентраций загрязняющих веществ со сточными водами в реку Урал.

Превышения действующих нормативов ПДК, загрязняющих веществ воды водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение допущены по следующим ингредиентам:

-железу -0,11 - 0,2 мг/дм3, превышение ПДКрыбох- в 1,1 - 2 раза;

-нитрит-иону -0,27 мг/дм3, превышение ПДКрыбох- в 3,38 раза;

-органическим загрязнениям по показателю БПК5 – 12,07- 18,4 мг/дм3, превышение ПДКрыбох- в 4,03-7,56 раза;

-нитрат-иону -63,89- 67,15 мг/дм3, превышение ПДКрыбох- в 1,6-1,68 раза;

-сульфатам - 151- 215,8 мг/дм, превышение ПДКрыбох - в 1,5-2,15 раза;

-нефтепродуктам - 0,07-0,19 мг/дм3, превышение ПДКрыбох - в 1,4-3,8раза;

-меди - 0,0038-0,018 мг/дм3, превышение ПДКрыбох - в 3,8-18 раз;

-фосфору- 1,37-1,6 мг/дм3, превышение ПДКрыбох - в 6,8- 8 раз;

-цинку - 0,02 мг/ дм3, превышение ПДК рыбох- в 2 раза;

-фенолам -0,007- 0,018 мг/дм3, превышение ПДКрыбох – в 7-18 раз.

По взвешенным веществам допущено превышение проектных уровней в 1,2-1,75 раза.

Тем самым нарушены требования ч. 1 ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч. 2 ст. 55, ч. 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ.

Сточные воды, сбрасываемые в реку Урал ООО «Орск Водоканал», оказывают негативное воздействие на качественное состояние поверхностных вод водного объекта.

Кроме того, не соблюдается проектный режим эксплуатации сооружений. В период проведения проверки эффективности работы комплекса сооружений биохимической очистки, эксплуатируемых ООО «Орск Водоканал» выявлены нарушения проектной технологической схемы очистки сточных вод: вследствие не проведения работ по замене дренажных трубопроводов фильтров в количестве 700 штук, длиной каждого 2 м не задействованы в работу кварцевые фильтры объектов доочистки возвратных вод - тем самым отсутствует доочистка сточных вод, сбрасываемых в водный объект - реку Урал.

Вследствие длительной эксплуатации сооружений по очистке сточных вод бетонное покрытие ёмкостных сооружений, аэротенков, лотков в значительной степени изношено, вследствие этого не исключается возможность их разрушения и выпадение кусков бетона в резервуары очистных сооружений. Необходимо проведение ремонтных работ по замене плит аэротенков первой и второй ступени.

Требуется проведение капитального ремонта двух из четырех радиальных первичных отстойника в части замены металлоконструкций.

В виду не исправности транспортирующего иловую смесь трубопровода, протяженностью около 100 м, в период проведения проверки не были подключены в работу метантенки - объекты обработки илового осадка, работающие в термофильном режиме.

Планом природоохранных мероприятий ООО "Орск Водоканал" на 2010 год на сооружениях биохимической очистки предполагалось выполнить ремонтные работы объектов очистки на общую сумма. По состоянию на 01.12.2010 года выполнены мероприятия на общую сумма., что составляет 4,65% от необходимой к освоению суммы.

Так, одним из пунктов плана природоохранных мероприятий предусматривалось осуществление капитального ремонта насосной фильтров, с проведением гидроизоляции сооружений. На выполнение мероприятия было запланировано к освоению денежных средств в сумма. Мероприятие не выполнено.

Осуществление ООО «Орск Водоканал» деятельности по эксплуатации очистных сооружений и сбросу недостаточно очищенных сточных вод в реку Урал в отсутствие указанной выше разрешительной документации и с нарушениями природоохранного и водного законодательства ведёт к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. Тем самым также нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, закреплено ст. 42 Конституции РФ, ст. 11. Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды " (в действующей редакции) предусмотрено право гражданина на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Часть 2 ст.45 Конституции РФ предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, что предусмотрено ст. 12 ГК РФ.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд может обязать ответчика совершить определенные действия.

На основании изложенного, Орский природоохранный прокурор просит суд признать незаконными и противоречащими требованиям природоохранного законодательства действия общества с ограниченной ответственностью «Орск Водоканал» по эксплуатации очистных сооружений с нарушениями природоохранного и водного законодательства, а также в отсутствие необходимых разрешительных документов на сброс сточных вод в водный объект и на использование акватории водного объекта. Обязать ООО «Орск Водоканал»в срок до 01.07.2011 г. устранить нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду путем: получения решения о предоставлении водного объекта –реки Урал в пользование с целью сброса сточных вод с очистных сооружений; заключения договора водопользования для использования акватории водного объекта - реки Урал при эксплуатации подводного перехода трубопроводов для транспортировки иловой жидкости на иловые площадки иосветленной воды с иловых карт «в голову» очистных сооружений; заключения договора аренды земельного участка под очистные сооружения и выпуск сточных вод; в целях соблюдения проектного режима эксплуатации очистных сооружений проведения работ по замене дренажных трубопроводов кварцевых фильтров и пуска их в работу по доочистке сточных вод; проведения ремонтных работ по замене плит аэротенков первой и второй ступени, а также проведения капитального ремонта двух из четырех радиальных первичных отстойника в части замены металлоконструкций; осуществления капитального ремонта насосной фильтров, с проведением гидроизоляции сооружений.

В ходе судебного разбирательства представитель истца ст. помощник Орского природоохранного прокурора Губернская Т.Ю. уточнила исковые требования, просила предоставить ответчику срок для устранения указанных в иске нарушений до 01 октября 2011 года. В остальной части исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные исковому заявлению

Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал города Орска» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела уведомлен, представил суду письменный отзыв, в котором указал, что между ООО «Орск Водоканал» и ОАО заключен договор № от 01.02.2011 года на выполнение работ по разработке и согласованию материалов для получения решений о предоставлении водного объекта (р. Урал) в пользование, а также проекта нормативно допустимых сбросов, срок окончания работ до 06 июля 2011 года. Кроме этого, между ООО «Орск Водоканал» и ОАО заключен договор № от 23 марта 2011 года на оказание информационно-консультационных услуг в части подготовки и составлению рыбохозяйственной характеристики с выездом для обследования участка р. Урал в районе сброса сточных вод в городе Орске. Также заключен договор от 23 марта 2011 г. между ОАО для выполнения расчета фоновых концентраций удельного комбинированного индекса загрязнений качества поверхностных вод, выполнение данных видов работ и получение заключений по указанным работам входит в обязательный перечень документов предоставляемых для получения решения пользования водным объектом в уполномоченный орган. Кроме этого, ООО «Орск Водоканал» ввиду имеющихся противоречий в действующем законодательстве, обратилось за разъяснением к министру природных ресурсов и экологии Т.., данное обращение стало необходимым ввиду того, что из смысла норм Водного кодекса РФ следует двойное толкование понятие «использование» водного объекта, с одной стороны данное понятие можно толковать как получение разрешения на использование водного объекта для размещения и строительства гидротехнических сооружений и различных объектов транспорта, подводных линейных объектов (трубопроводов, линий связи) т.е. при проведении работ по возведению и строительству различных сооружений, выдаваемых на период проведения работ, с другой же стороны понятие «использование» возможно толковать и как использование водного объекта при эксплуатации уже возведенных объектов используемых в технологическом процессе. Помимо этого, между ООО «Орск Водоканал» и администрацией города Орска в лице комитета по управлению имуществом города Орска заключен договор № от 21.04.2010 года аренды земельного участка находящегося в 1.1 км, южнее жилой застройки по <адрес> в Новом городе, между территориями садовых участков, т.е земельный участок находящийся под очистными сооружениями и договор № 2654 от 29.12.2008 года аренды земельного участка под очистными сооружениями. На момент проведения проверки Орской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природополъзования (Росприроднадзора) по Оренбургской области указанные выше договоры аренды подписаны и являются действующими. В настоящее время ООО «Орск Водоканал» проводит работу по изысканию предприятия которое выполнит указанные работ, и обратилось с просьбой, письмом-заявкой выполнить работы по замене дренажно-распределителъной системы фильтров доочистки к группе компаний «Полимер» письмо № от 04.04.2011 г. Между ООО «Орск Водоканал» и ООО «Темп ГП» заключен договор подряда № от 20.09.2010 года на ремонт отстойников и трубопроводов очистных сооружений и ремонт металлоконструкций очистных сооружений, и ведутся работы по проведению указанных работ. Также ООО «Орск Водоканал» проводит работу по изысканию предприятия, которое выполнит капитальный ремонт насосной фильтров с проведением гидроизоляции. На основании изложенного следует, что ООО «Орск Водоканал» ведет постоянную работу для работы очистных сооружений и приведении их в состояние отвечающее требованиям действующего законодательства. ООО «Орск Водоканал» просит предоставить срок для устранения имеющихся недостатков до 01 октября 2011 года.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав представленные суду материалы, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.

По делу установлено, что Орский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, исходит из возможности причинения в будущем вреда окружающей природной среде и здоровью неопределенного круга лиц в результате действий (бездействия) ответчика. При этом исковое заявление содержит ссылку на ст.76 ФЗ «ОБ охране окружающей среды», которая позволяет разрешать споры в области охраны окружающей среды в судебном порядке.

В силу требований ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий его жизнедеятельности, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.1 ст.23 названного Закона, для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.

В соответствии с ч.4 указанной статьи Закона, сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Часть 1 статьи 44 Водного кодекса предусматривает, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу п.2 ч.2 ст. 11 Водного кодекса водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Согласно ч.2 ст.22 Водного кодекса предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Исходя из требований п.2 ч.1 ст. 11 Водного кодекса РФ использование акватории водных объектов осуществляется на основании договоров водопользования.

Из справки «По соблюдению требований природоохранного и водного законодательства РФ ООО «Орск Водоканал» при эксплуатации очистных сооружений г. Орска» от 17.12.2010 года установлены те нарушения, которые отражены в исковом заявлении. При этом из письменного отзыва ответчика следует, что представитель ООО «Орск Водоканал» фактически данные нарушения не оспаривает.

Из объяснения генерального директора ООО «Орск Водоканал» П. также следует, что с вышеуказанной справкой он ознакомлен, с выводами проверки согласен. Все вышеуказанные нарушения вызваны тяжелым финансовым положением предприятия, нехваткой тарифа, утвержденного Орским городским Советом депутатов на услуги водоснабжения, водоотведения и по очистке стоков оказываемых «Орск Водоканал» на 2010 год и не покрывающих расходы на оплату электроэнергии в связи с увеличением стоимости электроэнергии.

Таким образом, факты изложенные в исковом заявлении, нашли свое подтверждение в суде, и требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал города Орска» об обязании устранить нарушения природоохранного и водного законодательства, поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ, удовлетворить.

Признать незаконными и противоречащими требованиям природоохранного законодательства действия общества с ограниченной ответственностью «Орск Водоканал» по эксплуатации очистных сооружений с нарушениями природоохранного и водного законодательства, а также в отсутствие необходимых разрешительных документов на сброс сточных вод в водный объект и на использование акватории водного объекта.

Обязать ООО «Орск Водоканал» в срок до 01.10.2011 г. устранить нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду путем:

- получения решения о предоставлении водного объекта –реки Урал в пользование с целью сброса сточных вод с очистных сооружений;

-заключениядоговораводопользованиядляиспользованияакваторииводного объекта - реки Урал при эксплуатации подводного перехода трубопроводов для транспортировки иловой жидкости на иловые площадки и осветленной воды с иловых карт «в голову» очистных сооружений;

- заключения договора аренды земельного участка под очистные сооружения и выпуск сточных вод;

- в целях соблюдения проектного режима эксплуатации очистных сооружений - проведения работ по замене дренажных трубопроводов кварцевых фильтров и пуска их в работу по доочистке сточных вод;

- проведения ремонтных работ по замене плит аэротенков первой и второй ступени, а также проведения капитального ремонта двух из четырех радиальных первичных отстойника в части замены металлоконструкций;

- осуществления капитального ремонта насосной фильтров, с проведением гидроизоляции сооружений.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Ленинского района г. Орска в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья:Г.С. Одувалова