Дело № 2-1081/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2011годагород Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Гук Н.А.,
при секретаре Никулиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой В.М. к МЛУ.. о взыскании недоначисленной заработной платы, обязании в дальнейшем выплачивать заработную плату в соответствии с действующим законодательством,
УСТАНОВИЛ:
Иванова В.М. обратилась в суд с иском к МЛУ.. о взыскании недоначисленной заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, обязании ответчика в дальнейшем выплачивать заработную плату в соответствии с законодательством РФ.
В обоснование иска указала, что работает санитаром в выездной бригаде скорой медицинской помощи МЛУ ... с ДД.ММ.ГГГГ по трудовому договору с работником от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ее заработная плата с ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> без учёта суммы 13% налога на доходы физического лица и включает в себя: доплату за вредные условия труда -100%; доплату стимулирующего характера- 14%; уральский коэффициент- 15%.
Считает, что установленный ей размер заработной платы нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям Конституции РФ и трудового законодательства.
С 1 января 2009года Федеральным законом от 24 июня 2008года № 91 ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4 330 рублей в месяц.
Заработная плата (оплата труда работника) определена в части первой ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).
Согласно ст. 135 (части первая и вторая) ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 (части вторая - пятая) ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В силу сказанного именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2. Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года К П-П).
При этом, устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения части третьей статьи 133 ТК РФ, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты уда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316, 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1557-0-0; Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2010 N 162-0-0).
Таким образом, Конституция РФ, имеющая в иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации абсолютный приоритет, предусматривает государственную гарантию по оплате труда всех работников в виде вознаграждения за труд, т.е. части заработной платы без учета компенсационных и стимулирующих выплат, которая не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.
Иное, в соответствии со статьями 3 и 4 Трудового кодекса РФ можно расценивать только как дискриминацию, т.е. ограничение трудовых прав, не связанное с деловыми качествами, а также, как принудительный труд, -поскольку работа выполняется под угрозой применения наказания (увольнения) при. наличии права отказаться от её выполнения в связи с тем, что заработная плата выплачивается не в полном размере.
Вместе с тем с ДД.ММ.ГГГГ и на момент подачи искового заявления истец получает заработную плату, в которую входят как вознаграждение за труд в виде оклада (тарифной ставки) в размере: С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.; доплату стимулирующего характера 14%. и уральский коэффициент <данные изъяты>
В соответствии с трудовым законодательством (ст. 146, 147, 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ) компенсационные выплаты работникам не только формально не включаются в состав вознаграждение за труд (часть 1 статьи 129, часть 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ), но и основания для осуществления этих выплат связываются не с количеством и качеством труда, а с выполнением трудовой функции (работы в должности в соответствии со штатным расписанием, по профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в условиях, отклоняющихся от нормальных, с работой в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, а также иные выплаты компенсационного характера.
Стимулирующие выплаты, доплаты и надбавки стимулирующего характера премии и иные поощрительные выплаты) в отличие от вознаграждения за труд и компенсационных выплат могут быть, а могут и не быть установлены в порядке, предусмотренном статьей 135 Трудового кодекса РФ, тогда как вознаграждение за труд в виде минимального размера оплаты труда как конституционная гарантия является обязательной формой выражения заработной платы.
Учитывая, что по основной, должности (профессии) истец работала месячную норму рабочего времени, то ее заработная плата за эту работу согласно статье 133 ТК РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Поскольку работодатель фактически снижает ее заработную плату за работу, выполняемую по основной должности (профессии) и в порядке совмещения профессий (расширения зон обслуживания), тем самым нарушаются нормы статьи 132 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, истец считает, что размер вознаграждения и за труд снижен по сравнению с установленным и гарантированным Конституцией РФ минимальным размером оплаты труда, а работодатель в нарушение требований Конституции РФ и трудового законодательства включает все причитающиеся мне за работу выплаты в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы).
Следовательно, нарушаются требования федеральных законов, и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истцу не выплачивается заработная плата в полном размере. Согласно прилагаемому расчёту задолженности сумма недоначисленной и невыплаченной истцу заработной платы на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>
В соответствии с частью 2 статьи 132 Трудового кодекса РФ, запрещается какая бы то ни было дискриминация, при установлении и изменении условий оплаты труда.
Работодатель обязан согласно части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ выплачивать в полном объеме причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовым договором.
В судебном заседании Иванова В.М. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что к обязанностям вахтера приступила ДД.ММ.ГГГГ. Расчет недоначисленной заработной платы произвел бухгалтер.
Представитель ответчика МЛУ ...- Нимыкина Э Ф ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования не признала. Суду пояснила, что по смыслу ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника)- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты ( доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты ( доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Из этого следует, что в заработную плату включаются любые компенсационные выплаты. В рассматриваемой ситуации речь идет о начислениях, связанных с районным регулированием. Полагает, что они относятся к компенсационным выплатам- работа в особых климатических условиях. Следовательно, начисления,связанные с районным регулированием, включаются в заработную плату в силу положений ст.129 ТК РФ. Таким образом, обязанность работодателя увеличивать МРОТ ( 4 330 руб.) на районный коэффициент законом не установлена. Что касается установления работникам окладов, расценок, которые изначально ниже установленного МРПОТ,в соответствии со ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда ( трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Следовательно, закон не связывает размер МРОТ с теми расценками и окладами, которые установлены на предприятии Предприятие вправе формировать структуру заработной платы работников из элементов ( надбавки, доплаты и прочие выплаты), установленных трудовым законодательством. При этом итоговый уровень заработной платы каждого работника не может быть ниже установленного МРОТ. Кроме того, оклады, на основании которых производятся начисления заработной платы, утверждены Орским городским Советом депутатов.
Представитель третьего лица – Управления здравоохранения администрации г. Орска- Кущева А.М. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) возражала против удовлетворения требований истца, поддержала доводы ответчика и дополнила, что в соответствии с ТК РФ и Определением Верховного суда РФ от 23.07.2010 года № 75-В10-2 в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который не может быть ниже МРОТ. Трудовым законодательством допускается установление окладов ( тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере, меньше минимального размера оплаты труда при условий, что их заработная плата, включающая все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Поскольку совокупный размер месячной заработной платы в оспариваемый период превышал минимальный размер оплаты труда, нарушений трудовых прав истца при выплате им заработной платы в указанный ими период ответчиком не допущено.
Выслушав истца, представителей ответчика и третьего лица на стороне ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года N 11-П).
Согласно ч.1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 133 ТК РФ регулируется установление минимального размера оплаты труда, где предусмотрено что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом; месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу ч3 ст. 133.1 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 20.04.2007 № 54-ФЗ)
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 24.06.2008, с изм. от 27.11.2008) "О минимальном размере оплаты труда", минимальный размер оплаты труда установлен в <данные изъяты>.
Как видно из имеющегося в материалах дела трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ Иванова В.М. работает у ответчика в качестве санитара выездной бригады скорой помощи ССМП с ДД.ММ.ГГГГ ей установлен должностной оклад в размере <данные изъяты>.
Имеющиеся в материалах дела расчетные листы свидетельствуют о том, что заработная плата Ивановой В.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты>, из которой <данные изъяты>. – оклад; выплаты стимулирующего характера; 15 % уральский коэффициент; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заработная плата составляла <данные изъяты>, в том числе оклад <данные изъяты>, выплаты стимулирующего характера, 15 % уральский коэффициент.
Анализируя изложенное, суд пришел к выводу о том, что истцу выплачивается заработная плата, размер которой не соответствует трудовому законодательству.
Данные обстоятельства также подтверждаются приобщенными к материалам дела справками о доходах физического лица.
Трудовой кодекс Российской Федерации, часть третья его статьи 133, в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130) и устанавливается федеральным законом (статья 133). Основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является, как и прежде, обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей.
С учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заработная плата, в части выплат стимулирующего характера, истцу выплачивается в соответствии с нормами закона.
Установление же законодателем компенсационных выплат за работу в особых климатических условиях отражает принцип дифференциации в оплате труда. В случае включения данной надбавки компенсационного характера в минимальный размер оплаты труда, вознаграждение за труд может оказаться одинаковым у работников выполняющих работы различной степени сложности, в разных климатических условиях, что создает предпосылки для дискриминации в сфере трудовых отношений.
В соответствии со ст. 2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда.
Согласно статье 315 ТК РФ, районный коэффициент начисляется сверху на общую сумму заработной платы, включающую все надбавки и компенсации, предусмотренные статьей 129 ТК РФ. Указанное означает, что минимальная месячная заработная плата, определенная в порядке статьи 148 ТК РФ, не может быть менее МРОТ с учетом районного коэффициента, начисленного на минимальный размер оплаты труда. Иное толкование положений ст.ст. 129, 133, 146, 148 ТК РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что не является социально справедливым.
В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения должны быть установлены Правительством РФ. Однако такого нормативно-правового акта в настоящее время не принято, в связи с чем до его принятия учитываются районные коэффициенты, установленные Постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 г. № 76, в соответствии с которым (п. 13) предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Таким образом, районный коэффициент устанавливается именно к заработной плате, при этом, если она должна быть не менее установленного минимального размера оплаты труда, то районный коэффициент устанавливается на соответствующий размер.
Суд считает правомерными требования истца о взыскании заработной платы в виде районного коэффициента за прошедшее время.
Доводы ответчика и третьего лица, которые сводятся к тому, что установленный ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда включает в себя не только тарифную ставку (оклад), но и доплату к зарплате по установленному в Оренбургской области районному коэффициенту, несостоятельны и основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Исходя из смысла вышеизложенных норм права начисление истцу 15% за работу в особых климатических условиях (уральского коэффициента) должно производиться на минимальный размер оплаты труда в сумме 4 330 рублей.
Однако, суд не принимает во внимание расчет заработной платы начисленной и выплаченной, а также подлежащей начислению за ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истец приступила к работе ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, удовлетворяя требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), с ответчика в пользу истца подлежит выплата задолженности в сумме <данные изъяты>. Истцом представлена справка-расчет, согласно которой Иванова В.М. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислена заработная плата в размере <данные изъяты>., подлежала начислению заработная плата с учетом 15% уральского коэффициента- <данные изъяты>
Требование истца об обязании ответчика в дальнейшем выплачивать заработную плату в соответствии с законодательством РФ удовлетворению не подлежит, поскольку действующее законодательство не содержит норму, обязывающую работодателя устанавливать заработную плату на будущее. Кроме того, обязанность работодателя выплачивать работнику заработную плату в размере, установленном действующим законодательством, предусмотрена трудовым законодательством и спора по этому вопросу быть не может.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При таких обстоятельствах с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановой В.М. к МЛУ.. о взыскании недоначисленной заработной платы, обязании исполнения в дальнейшем требований федерального законодательства, удовлетворить частично.
Взыскать с МЛУ.. в пользу Ивановой В.М. недоначисленную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
В остальной части в удовлетворении исковых требований Ивановой В.М. к МЛУ.. отказать.
Взыскать с МЛУ.. в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Орска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения- 11.04.2011 года
СудьяГук Н.А.