Дело 2-1013/2011 об устранении нарушений сан-эпид законодательства



гр. д. № 2-1013/2011г.

Заочное Решение

Именем Российской Федерации

20 апреля 2011 годаг. Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области

в составе председательствующего судьи А.А. Калиновского,

при секретаре А.М. Нагаевой,

с участием старшего помощника прокурора Т.В Кравченко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к ИП Акимовой О.А. об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства

установил:

Прокурор Ленинского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском Акимовой О.А., указывая на то, что Прокуратурой Ленинского района г. Орска совместно со специалистом территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Указанной проверкой установлено, что по договору аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ за №, заключенного между ИП Акимовой О.А. и ООО «ОСТ», ИП Акимовой О.А. предоставлено нежилое недвижимое имущество: помещение общей площадью 8,0 кв.м. на 1 этаже здания Автовокзала, находящегося по адресу: г. Орск, <адрес>, <адрес>.

В помещении расположен отдел по реализации прохладительных напитков, соков, чая и кофе в разлив, хлебобулочных изделий, мучных кондитерских и кремовых изделий, сахаристых изделий, печенья, конфет, кисломолочной продукции и продуктов переработки молока, масложировой продукции.

В ходе проверки выявлены следующие факты нарушения ответчиком санитарно-эпидемиологического законодательства:

Отсутствует метрологическая поверка средства измерения (весы электронные) - результаты метрологической поверки не представлены. В торговом помещении на доступном месте отсутствует измерительное оборудование для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара – нарушение п.7 раздела I Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55);

Не представлена книга отзывов и предложений - нарушение п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55);

Продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме не доведены «Правила продажи отдельных видов товаров» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55) - нарушение п.9 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55);

Продавцом не предоставлена информация о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа в удобном для ознакомления покупателя месте - нарушение п. 10 правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55), п.1.ст.9 закона «О защите прав потребителей» от 07..02.1992г № 2300-1;

Продавцом своевременно в наглядной и доступной форме не доведена до сведения покупателя необходимая и достоверная информация о товарах и их изготовителях, обеспечивающая возможность их правильного выбора: на продукцию – печенье фасованное в полиэтиленовые пакеты, кексы фигурные в пленке, кексы столичные, пирожные бисквитно-шоколадные с кремом в пленке, пиццу с колбасой в пленке из необходимой информации имеется только цена нанесенная на клейкий стикер. Иная требуемая информация на вышеперечисленные товары отсутствует - это наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах товара; срок годности - нарушение п. 11 правил продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г.. N«55);

Продавцом не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, подписи материально ответственного лица, даты оформления ценника - из информации на ценниках имеется только цена нанесенная чёрным маркером на зеленые стикеры - нарушение п. 19 правил продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55);

В отделе осуществляется фасовка товара - печенье (более 5 видов) в полиэтиленовые пакеты - на расфасованном товаре не указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия фасовщика - нарушение п. 34 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55);

Технические возможности, планировка организации торговли не соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для обеспечения требуемых условий приема, хранения и реализации пищевых продуктов - нарушение п. 1.3. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»

Акимовой О.А. не организован производственный контроль - отсутствует разработанная и утвержденная руководителем организации программа производственного контроля - нарушение п. 1.4. СП 2.3.6.1066-01; п. 1.5, п.2.1. п. 2.6. СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий";

Являясь стационарным объектом торговли, отдел не оборудован туалетом - осуществляется пользование общим санитарным узлом, предназначенным для всех работников и арендаторов помещений автовокзала, включая продавцов непродовольственной группы товаров и не относящихся к декретированному контингенту - нарушение п. 3.9. СП 2.3.6.1066-01; Отдел представлен небольшим (приблизительно около 5 м.кв.) помещением с выделением зоны обслуживания покупателей и зоны пищевых продуктов. При осуществлении фасовки печенья на месте в торговом отделе отсутствует отдельная фасовочная, оборудованная 2-х секционными моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковиной для мытья рук - для устранения данного нарушения отсутствуют технические возможности из-за малых площадей и подводка горячей воды к ваннам для соблюдения режима мытья торгового инвентаря - нарушение п.5.4. СП 2.3.6.1066-01;

Холодильные установки в отделе, предназначенные для хранения масложировой, молочной и кисломолочной продукции, кондитерских изделий не оснащены термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов - нарушение п. 6.2. СП 2.3.6.1066-01;

При выборочном документарном контроле не представлены документы, подтверждающие качество и безопасность для здоровья человека на продукты: кекс фигурный, пицца готовая к употреблению, напиток кисломолочный «Тан» 1% жирности в промышленной упаковке объёмом 0,5 л и 1 л нарушение п. 8.24 СП 2.3.6.1066-01;

Нарушены требования к реализации скоропортящейся продукции: напиток кисломолочный «Тан» 1% жирности в промышленной упаковке дата изготовления: 09.01.2011, изготовитель: ООО «Эдельвейс», Ярославская область, объемом 0,5 и 1,0 л по цене 25 и 40 рублей за шт. соответственно находился на торговом прилавке в условиях комнатной температуры. Никакой информации о том, что данная продукция является «муляжом» не имеется. Согласно этикетке срок и условия хранения составляют 60 суток при температуре 4±2 град. С, - нарушение п. 7.2СП 2.3.6.1066-01;

Не созданы условия для реализации хлебобулочных изделий - хранение хлеба осуществляется вплотную к стене, стеллаж для хлеба отсутствует – нарушение п.7.11 СП 2.3.6.1066-01;

При приемке кондитерских изделий с кремом проводиться перекладывание их из лотков поставщика;

В отделе проводиться продажа песочных пирожных «Полоска» на подложке (изготовитель ИП Абрамова Е.Н.), упакованных по несколько штук в пленку изготовителем поштучно, т.е. производиться нарушение целостности упаковки - нарушение п. 8.24 СП 2.3.6.1066-01;

В организации используется торговый инвентарь (ножи, доски) – отсутствуют условия для соблюдения режима мытья торгового инвентаря ручным способом - нет горячей проточной воды для мытья и ополаскивания инвентаря;

На предприятии не проводиться ежемесячная дезинфекция помещения, оборудования, инвентаря - отсутствуют дезинфицирующие средства – нарушение п. 10.2 СП 2.3.6.1066-01;

Не представлены документы на применяемые в отделе моющие средства (инструкции, сертификаты соответствия) - нарушение п. 10.7 СП 2.3.6.1066-01;

Не представлены документы подтверждающие проведение дезинфекции и дератизации в отделе (договора, акты выполненных работ, иные) - п. 2.3. СП 3.5.3.1129-02 Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации".

Работниками не соблюдаются правила личной гигиены - работа осуществляется без головного убора - нарушение п. 13.5 СП 2.3.6.1066-01;

Руководителем организации не обеспечено: наличие в отделе санитарных правил СП 2.3.6.1066-01; организация производственного контроля, проведение мероприятий по дератизации, не организована централизованная стирка и починка санитарной одежды (стирка одежды проводиться работниками на дому). Не обеспечено своевременное прохождение периодических медицинских обследований - так, у продавца продовольственных товаров Атрубаевой Г.Х. не пройден в установленные сроки очередной медицинский осмотр - дата очередного медицинского осмотра согласно отметке в личной медицинской книжке - январь 2011 - нарушение п. 14.1. СП 2.3.6.1066-01;

Не соблюдается масочный режим (продавцы работают без масок, наличие и запас масок также на предприятии отсутствует), что является нарушением п. 1.2. Указа Губернатора Оренбургской области № 47-ук от 07.02.2011 «О введении дополнительных мер по предупреждению заболеваемости гриппом и острыми респираторными заболеваниями среди населения Оренбургской области».

Истец полагает, что не соблюдение ответчиком требований Санитарных правил, обязательных для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц при организации торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами может привести к возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения.

Поэтому просит признать действия Акимовой О.А. по осуществлению торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами в отделе расположенном по адресу: <адрес> незаконными; обязать Акимову О.А. устранить выявленные нарушения законодательства осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения; приостановить деятельность Акимовой О.А. до устранения выявленных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Кравченко Т.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, учитывая мнение помощника прокурора, не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Орска совместно со специалистом территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека но Оренбургской области проведена проверка соблюдения требований санитарно- эпидемиологического законодательства.

Указанной проверкой выявлены следующие факты нарушения ответчиком санитарно-эпидемиологического законодательства: отсутствует метрологическая поверка средства измерения (весы электронные) - результаты метрологической поверки не представлены. В торговом помещении на доступном месте отсутствует измерительное оборудование для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара – нарушение п. 7 раздела I Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55);

не представлена книга отзывов и предложений - нарушение п.8 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55);

продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме не доведены «Правила продажи отдельных видов товаров» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55) - нарушение п.9 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55);

продавцом не предоставлена информация о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа в удобном для ознакомления покупателя месте - нарушение п. 10 правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55), п.1.ст.9 закона «О защите прав потребителей» от 07..02.1992г № 2300-1;

продавцом своевременно в наглядной и доступной форме не доведена до сведения покупателя необходимая и достоверная информация о товарах и их изготовителях, обеспечивающая возможность их правильного выбора: на продукцию – печенье фасованное в полиэтиленовые пакеты, кексы фигурные в пленке, кексы столичные, пирожные бисквитно-шоколадные с кремом в пленке, пиццу с колбасой в пленке из необходимой информации имеется только цена нанесенная на клейкий стикер. Иная требуемая информация на вышеперечисленные товары отсутствует - это наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах товара; срок годности - нарушение п. 11 правил продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г.. N«55);

продавцом не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, подписи материально ответственного лица, даты оформления ценника - из информации на ценниках имеется только цена нанесенная чёрным маркером на зеленые стикеры - нарушение п. 19 правил продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55);

в отделе осуществляется фасовка товара - печенье (более 5 видов) в полиэтиленовые пакеты - на расфасованном товаре не указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия фасовщика - нарушение п.34 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №);

технические возможности, планировка организации торговли не соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для обеспечения требуемых условий приема, хранения и реализации пищевых продуктов - нарушение п. 1.3. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»

Акимовой О.А. не организован производственный контроль - отсутствует разработанная и утвержденная руководителем организации программа производственного контроля - нарушение п. 1.4. СП 2.3.6.1066-01; п. 1.5, п.2.1. п.2.6. СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий";

являясь стационарным объектом торговли, отдел не оборудован туалетом - осуществляется пользование общим санитарным узлом, предназначенным для всех работников и арендаторов помещений автовокзала, включая продавцов непродовольственной группы товаров и не относящихся к декретированному контингенту - нарушение п.3.9. СП 2.3.6.1066-01; Отдел представлен небольшим (приблизительно около 5 м.кв.) помещением с выделением зоны обслуживания покупателей и зоны пищевых продуктов. При осуществлении фасовки печенья на месте в торговом отделе отсутствует отдельная фасовочная, оборудованная 2-х секционными моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковиной для мытья рук - для устранения данного нарушения отсутствуют технические возможности из-за малых площадей и подводка горячей воды к ваннам для соблюдения режима мытья торгового инвентаря - нарушение п.5.4. СП 2.3.6.1066-01;

холодильные установки в отделе, предназначенные для хранения масложировой, молочной и кисломолочной продукции, кондитерских изделий не оснащены термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов - нарушение п.6.2. СП 2.3.6.1066-01;

при выборочном документарном контроле не представлены документы, подтверждающие качество и безопасность для здоровья человека на продукты: кекс фигурный, пицца готовая к употреблению, напиток кисломолочный «Тан»,1% жирности в промышленной упаковке объёмом 0,5 л и 1 л нарушение п.8.24 СП 2.3.6.1066-01;

нарушены требования к реализации скоропортящейся продукции: напиток кисломолочный «Тан» 1% жирности в промышленной упаковке дата изготовления:09.01.2011, изготовитель: ООО «Эдельвейс», Ярославская область, объемом 0,5 и 1,0 л по цене 25 и 40 рублей за шт. соответственно находился на торговом прилавке в условиях комнатной температуры. Никакой информации о том, что данная продукция является «муляжом» не имеется. Согласно этикетке срок и условия хранения составляют 60 суток при температуре 4±2 град. С, - нарушение п. 7.2СП 2.3.6.1066-01;

не созданы условия для реализации хлебобулочных изделий - хранение хлеба осуществляется вплотную к стене, стеллаж для хлеба отсутствует – нарушение п.7.11СП 2.3.6.1066-01;

при приемке кондитерских изделий с кремом проводиться перекладывание их из лотков поставщика;

в отделе проводиться продажа песочных пирожных «Полоска» на подложке (изготовитель ИП Абрамова Е.Н.), упакованных по несколько штук в пленку изготовителем поштучно, т.е. производиться нарушение целостности упаковки - нарушение п.8.24СП 2.3.6.1066-01;

в организации используется торговый инвентарь (ножи, доски) – отсутствуют условия для соблюдения режима мытья торгового инвентаря ручным способом - нет горячей проточной воды для мытья и ополаскивания инвентаря;

на предприятии не проводиться ежемесячная дезинфекция помещения, оборудования, инвентаря - отсутствуют дезинфицирующие средства -нарушение п. 10.2 СП 2.3.6.1066-01;

не представлены документы на применяемые в отделе моющие средства (инструкции, сертификаты соответствия) - нарушение п. 10.7 СП 2.3.6.1066-01;

не представлены документы подтверждающие проведение дезинфекции и дератизации в отделе (договора, акты выполненных работ, иные) - п. 2.3. СП 3.5.3.1129-02 Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации".

работниками не соблюдаются правила личной гигиены – работа осуществляется без головного убора - нарушение п. 13.5 СП 2.3.6.1066-01;

руководителем организации не обеспечено: наличие в отделе санитарных правил СП 2.3.6.1066-01; организация производственного контроля, проведение мероприятий по дератизации, не организована централизованная стирка и починка санитарной одежды (стирка одежды проводиться работниками на дому). Не обеспечено своевременное прохождение периодических медицинских обследований - так, у продавца продовольственных товаров А. не пройден в установленные сроки очередной медицинский осмотр - дата очередного медицинского осмотра согласно отметке в личной медицинской книжке - январь 2011 - нарушение п. 14.1. СП 2.3.6.1066-01;

не соблюдается масочный режим (продавцы работают без масок, наличие и запас масок также на предприятии отсутствует), что является нарушением п. 1.2. Указа Губернатора Оренбургской области № 47-ук от 07.02.2011 «О введении дополнительных мер по предупреждению заболеваемости гриппом и острыми респираторными заболеваниями среди населения Оренбургской области».

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-14)

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999)) органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ст. 11 указанного Федерального закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;

осуществлять гигиеническое обучение работников

При таких обстоятельствах судом установлен факт нарушения ответчиком санитарно-эпидемиологического законодательства.

Согласно ст. 1 названного Федерального Закона, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Указанное свидетельствует о том, что в результате ненадлежащих действий ответчика не выполняются требования санитарно-эпидемиологического законодательства, что может привести к возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Ленинского района г. Орска удовлетворить.

Признать действия ИП Акимовой О.А. по осуществлению торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами в отделе расположенном по адресу: г. Орск, пл. Гагарина, 1а незаконными.

Обязать ИП Акимову О.А. устранить выявленные нарушения законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.

Приостановить деятельность ИП Акимовой О.А. до устранения выявленных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.