№2-118/11 о признании незаконной деятельности по эксплуатации автомобильной заправочной станции и запрещении эксплуатации автомобильной заправочной станции, поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ,



Дело № 2-118/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2011 годаг.Орск

Суд Ленинского района г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Одуваловой Г.С.

при секретаре Лабуревой Т.И.

с участием:

представителя истца – старшего помощника Орского природоохранного прокурора Губернской Т.Ю.

ответчика Николаенко О.Н.

представителя ответчика Поляковой Е.В. (доверенность от 05.06.2008 года)

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Николаенко О.Н. и ООО «АЗС-Комплект» о признании незаконной деятельности по эксплуатации автомобильной заправочной станции и запрещении эксплуатации автомобильной заправочной станции, поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к индивидуальному предпринимателю Николаенко О.Н. и ООО «АЗС-Комплект», указав, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая поверка соблюдения природоохранного законодательства предприятиями топливно-энергетического комплекса при хранении и транспортировке углеводородного сырья в г. Орске. В ходе проверки установлено, что ООО «АЗС-Комплект» эксплуатирует автозаправочную станцию на <адрес> на основании договора аренды автозаправочной станции от 01.01.2010 года № между арендодателем- ИП Николаенко О.Н. и арендатором ООО «АЗС-Комплект». Согласно п.1.2 договора аренды арендодатель является собственником АЗС на основании Акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию, утвержденного Распоряжением администрации города Орска от 02.09.1998 года № Распоряжением администрации города Орска от 02.09.1998 года № 1327-р «Об утверждении акта приемки в эксплуатацию законченной строительством КАЗС на 2 топливно-распределительных контейнера мощностью на 450 автомобилей в сутки по <адрес>, а также заключениями Орского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов, Орского городского центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, управления Государственной противопожарной службы, разрешения Орского отделения Госэнергонадзора, согласовано введение в эксплуатацию контейнерной автозаправочной станции на 2 ТРК мощностью на 450 автомобилей в сутки. Вместе с тем, на момент проверки по указанному адресу располагалась стационарная АЗС, оборудованная 4-мя ТРК для бензина А-80, 92,95 и дизельного топлива. При этом проектная документация на строительство стационарной АЗС с заключением государственной экспертизы о соответствии проектной документации требованиям законодательства отсутствовали, что является нарушением ст.37 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.55 Градостроительного кодекса РФ. Кроме этого, у собственника АЗС- ИП Николаенко О.Н. отсутствуют документы, подтверждающие ввод АЗС в эксплуатацию, чем нарушены требования ст.38 ФЗ «Об охране окружающей среды». Таким образом, вопреки требованиям законодательства после реконструкции КАГЗС в АЗС эксплуатация автозаправочной станции по <адрес> осуществляется в отсутствие проектной документации на строительство АЗС, заключения экспертизы на проектную документацию и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. АЗС расположена на земельном участке, который согласно договору аренды от 30.04.2009 года № заключен между администрацией МО «Город Орск» и Николаенко О.Н. для эксплуатации существующей автозаправочной станции. Срок действия договора до 24.12.2009 года. В соответствие с п.4.2.8 Договора арендатор обязан не передавать земельный участок в субаренду без письменного согласия арендодателя. Вместе с тем, в нарушение условий договора, эксплуатация земельного участка с находящейся на нем АЗС осуществляется по договору аренды ООО «АЗС-Комплект» в отсутствие договора субаренды между ООО «АЗС-Комплект» и Николаенко О.Н. и согласия администрации по МО «Город Орск» на передачу земельного участка в субаренду.

Доставка нефтепродуктов на АЗС производится автозаправщиками КамАЗ с цистерной емкостью 17 и 13 кубических метров. Управление технологическими процессами производится из операторной. Источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с АЗС являются резервуары для хранения топлива и ТРК при наливе в топливные баки автомобилей. Основные выбрасываемые вещества – углеводороды предельные С1-С5 и С6-С10, амилены, бензол, ксилол, толуол, этилбензол. Загрязнение атмосферы происходит также при проезде автотранспорта по территории АЗС к месту заправки и автоцистерны к месту слива топлива. При рейсировании автотранспорта по территории в атмосферу выделяются диоксиды азота, серы, оксид углерода, бензин нефтяной. Внутренние проезды автотранспорта являются неорганизованными источниками загрязнения атмосферы. Кроме этого, как установлено проверкой, в нарушении требований ст.3, ч.1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.25, ч.1 ст.30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.32 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу ООО «АЗС-Комплект» не осуществляется, договор на проведение аналитических исследований на 2010 год не заключался и замеры выбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения на указанной АЗС не производились.

С учетом требований ч.3 ст.34, ст.56 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.1065 ГК РФ, ст.42 Конституции РФ, прокурор просит суд признать незаконной деятельность ООО «АЗС-Комплект» по эксплуатации автомобильной заправочной станции, расположенной по адресу: г. Орск, ул. Строителей 35 в отсутствие утвержденного проекта строительства (реконструкции) автозаправочной станции, получившего положительное заключение государственной экспертизы; разрешения на ввод в эксплуатацию объекта после строительства (реконструкции); производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу; запретить индивидуальному предпринимателю Николаенко О.Н. и ООО «АЗС-Комплект» эксплуатацию автозаправочной станции в отсутствие указанных документов.

В судебном заседании ст. помощник Орского межрайонного природоохранного прокурора Губернская Т.Ю. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме.

Ответчик ИП Николаенко О.Н. и представитель ООО «АЗС-Комплект» Полякова Е.В., полномочия которой проверены и подтверждены, в судебном заседании заявленные исковые требования фактически признали частично. Не оспаривая факт эксплуатации АЗС в отсутствие утвержденного проекта строительства (реконструкции) автозаправочной станции, получившего положительное заключение государственной экспертизы, разрешения на ввод в эксплуатацию объекта после строительства (реконструкции), производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, они просили отказать во второй части требований иска, предоставив им срок для устранения указанных в иске нарушений. При этом пояснили, что получение вышеуказанных документов, это длительный процесс, который от них не зависит. Со своей стороны они принимают меры к оформлению необходимой документации. Просят учесть, что технические изменения в АЗС были продиктованы не только экономическими соображения с их стороны, но и изменениями в требованиях законодательства. С этими изменениями воздействие на окружающую среду со стороны АЗС не изменилось, осталось на прежнем уровне. Кроме этого, АЗС является социально значимым объектом, так как на нем сосредоточены все муниципальные контракты.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные суду материалы, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.

При этом, в силу требований ч.3 ст.131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом в защиту интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.

Суд полагает, что признание действий коммерческих организаций незаконными в судебном порядке, возможно расценивать как разновидность такого способа защиты, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (прямо предусмотрен абз. 3 ст. 12 ГК РФ).

В случае избрания указанного способа защиты своего права предметом иска будет в любом случае пресечение незаконных действий ответчика. Несмотря на то, что законодатель предусмотрел право на обращение в суд не только в случае нарушения субъективного права, но и в случае создания угрозы такого нарушения, необходимым признаком для удовлетворения требований истца будет являться продолжение оспариваемых действий в момент производства по делу.

Таким образом, из изложенного можно сделать вывод о том, подача такого иска возможна только в том случае, когда федеральный закон прямо предусматривает право субъекта защищать свои права в суде указанным способом.

По делу установлено, что Орский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, исходит из возможности причинения в будущем вреда окружающей природной среде и здоровью неопределенного круга лиц в результате действий (бездействия) ответчика. При этом исковое заявление содержит ссылку на ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», которые позволяют разрешать споры в области охраны окружающей среды в судебном порядке.

Таким образом, исковое заявление содержит ссылку на закон, дающую истцу право на обращение в суд.

Как установлено по делу, ООО «АЗС-Комплект» эксплуатирует автозаправочную станцию на <адрес> на основании договора аренды автозаправочной станции от 01.01.2010 года №, заключенного между арендодателем- ИП Николаенко О.Н. и арендатором ООО «АЗС-Комплект». (л.д.10-11)

Распоряжением администрации города Орска от 02.09.1998 года № 1327-р «Об утверждении акта приемки в эксплуатацию законченной строительством КАЗС на 2 топливно-распределительных контейнера мощностью на 450 автомобилей в сутки по <адрес> а также заключениями Орского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов, Орского городского центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, управления Государственной противопожарной службы, разрешения Орского отделения Госэнергонадзора, согласовано введение в эксплуатацию контейнерной автозаправочной станции на 2 ТРК мощностью на 450 автомобилей в сутки. (л.д.17-18).

На основании разрешения № Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.02.2009 года ООО «АЗС-Комплект» разрешается осуществлять выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период с 01.01.2009 года по 06.02.2012 года на промплощадках предприятия. Приложением № к разрешению установлен Перечень и количество вредных веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух ООО «АЗС-Комплект» на АЗС по <адрес> (л.д.20)

Заключением на проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «АЗС-Комплект» № от 06.02.2007 года установлен проект нормативов ПДД для стационарной АЗС по <адрес> (л.д.21-22, 29)

Письмом комитета архитектуры и градостроительства администрации города Орска от 22.08.2001 года № определено, что согласно адресной схеме города Орска автозаправочной станции, расположенной по <адрес> присвоен почтовый <адрес>

Вместе с тем, на момент проверки по указанному адресу выявлена стационарная АЗС. При этом проектная документация на строительство стационарной АЗС с заключением государственной экспертизы о соответствии проектной документации требованиям законодательства отсутствовали.

Согласно заключению предприятие № от 11.03.2011 года на территории АЗС расположены три ТРК, представляющие собой сооружения, расположенные отдельно от резервуаров хранения топлива, четыре подземных резервуара для хранения топлива. Обследование показало, что произошло изменение конструктивных, технологических и мощностных параметров объекта относительно установленных в проекте. Автозаправочная станция по <адрес> является традиционной автозаправочной станцией, характеризуется подземным расположением резервуаров с отдельно расположенными ТРК. Произведена реконструкция КАЗС.

Ст.37 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены требования, в соответствии с которыми строительство и реконструкция зданий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области окружающей среды.

Согласно ст. 38 вышеуказанного ФЗ, ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

Согласно ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капительного ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капительного строительства.

Как установлено в ходе прокурорской проверки у собственника АЗС- ИП Николаенко О.Н. отсутствуют документы, подтверждающие ввод АЗС в эксплуатацию, чем нарушены требования ст.38 ФЗ «Об охране окружающей среды». Таким образом, вопреки требованиям законодательства после реконструкции КАГЗС в АЗС эксплуатация автозаправочной станции по ул.Cтроителей 35 осуществляется в отсутствие проектной документации на строительство АЗС, заключения экспертизы на проектную документацию и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Кроме этого, ответчиком ИП Николаенко О.Н. нарушены условия договора аренды земельного участка от 30.04.2009 года № заключенного между администрацией МО «Город Орск» и Николаенко О.Н. для эксплуатации существующей автозаправочной станции. Так, в нарушение п.4.2.8 условий эксплуатация земельного участка с находящейся на нем АЗС осуществляется по договору аренды ООО «АЗС-Комплект» в отсутствие договора субаренды между ООО «АЗС-Комплект» и Николаенко О.Н. и согласия администрации по МО «Город Орск» на передачу земельного участка в субаренду.

В то же время в ходе эксплуатации АЗС происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Источниками выбросов являются резервуары для хранения топлива и ТРК при наливе в топливные баки автомобилей. Загрязнение атмосферы происходит также при проезде автотранспорта по территории АЗС к месту заправки и автоцистерны к месту слива топлива. Основные выбрасываемые вещества – углеводороды предельные С1-С5 и С6-С10, амилены, бензол, ксилол, толуол, этилбензол. При рейсировании автотранспорта по территории в атмосферу выделяются диоксиды азота, серы, оксид углерода, бензин нефтяной. Внутренние проезды автотранспорта являются неорганизованными источниками загрязнения атмосферы.

В силу требований ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий его жизнедеятельности, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

Статьей 4 данного закона установлено, что атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения или иного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности.

В силу ч.1 ст. 34 ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с ч.1 ст.25 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух.

Частью 1 ст.30 данного ФЗ установлена обязанность юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

Ст.32 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что производственный контроль, в том числе произведение производственных лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил в процессе производства, хранения, реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Таким образом, имея разрешение № 1096 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.02.2009 года и заключение на проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу № 14 от 06.02.2007 года, ООО «АЗС-Комплект» производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу не осуществляет, договор на проведение аналитических исследований на 2010 год Обществом не заключен и замеры выбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения на АЗС не производились.

В силу п.п. «в» п.1 Приложения 1 ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов», учитывая, что хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации АЗС является необходимым техническим условием и средством реализации нефтепродуктов, АЗС, принадлежащую ИП Николаенко О.Н. суд относит к опасным производственным объектам.

Учитывая вышеизложенные нарушения в деятельности АЗС, принадлежащей ИП Николаенко О.Н. и эксплуатируемой ООО «АЗС-Комплект», суд полагает, что эксплуатация АЗС в отсутствие указанной в иске разрешительной документации, является деятельностью, создающей опасность причинения в будущем вреда окружающей среде и не определенного круга лиц.

В силу требований ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Сторона ответчика представила суду письменные доказательства, подтверждающие тот факт, что объект имеет общественное значение, поскольку на основании договоров поставки горюче-смазочных материалов через данную АЗС покупатели дизельного топлива, относящиеся к муниципальным и государственным учреждениям и предприятиям, имеют возможность получать услуги по заправке автотранспорта: договор № от 01.01.2011 года с предприятие; б/н от 01.04.2011 года с предприятие № от 01.04.2011 года с предприятие, № от 01.04.2011 года с предприятие, № от 01.04.2011 года с предприятие, № от 11.01.2011 года с предприятие, № от 01.01.2011 года с предприятие б/н от 01.01.2011 года с предприятие № от 01.01.2011 года с предприятие

Вместе с тем, суд учитывает, что АЗС расположена на расстоянии 0,13 км. от территории Орского кирпичного завода, 0,075 км. от Асфальтобетонного завода дорожно-строительного управления, ближайшая жилая зона находится от нее на расстоянии 0,12 км.

Учитывая эксплуатацию АЗС в отсутствие утвержденного проекта строительства (реконструкции) автозаправочной станции, получившего положительное заключение государственной экспертизы; разрешения на ввод в эксплуатацию объекта после строительства (реконструкции); производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, суд полагает, что возможный вред, который может быть причинен окружающей среде и населению г. Орска, намного превосходит по важности социальную значимость объекта.

Утверждения стороны ответчиков о том, что технические изменения не изменили степень воздействия АЗС на окружающую среду, ничем объективно не подтверждены.

Таким образом, факты изложенные в исковом заявлении нашли свое подтверждение в суде, и требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме. Суд также учитывает, что Орский межрайонный природоохранный прокурор не ставит перед судом требований и предоставлении ответчикам времени для устранения указанных недостатков, в связи с чем, ходатайство об этом ответчиков не имеет под собой законных оснований.

Руководствуясь ст. 441, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Николаенко О.Н. и ООО «АЗС-Комплект» о признании незаконной деятельности по эксплуатации автомобильной заправочной станции и запрещении эксплуатации автомобильной заправочной станции, поданные в порядке ст. 45 ГПК РФ, удовлетворить.

Признать незаконной деятельность ООО «АЗС-Комплект» по эксплуатации автомобильной заправочной станции, расположенной по <адрес> в отсутствие утвержденного проекта строительства (реконструкции) автозаправочной станции, получившего положительное заключение государственной экспертизы; разрешения на ввод в эксплуатацию объекта после строительства (реконструкции); производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу.

Запретить индивидуальному предпринимателю Николаенко О.Н. и ООО «АЗС-Комплект» эксплуатацию автозаправочной станции, расположенной по <адрес> в отсутствие утвержденного проекта строительства (реконструкции) автозаправочной станции, получившего положительное заключение государственной экспертизы; разрешения на ввод в эксплуатацию объекта после строительства (реконструкции); производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Ленинского района г. Орска в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: подпись

Справка: окончательное решение изготовлено 29.04.2011 года, подлинник решения подшит в гражданское дело № 2-118/11, находящееся в производстве Ленинского районного суда г. Орска.

На 29.04.2011 года решение не вступило в законную силу.