№2-981/11 о признании бездействия незаконным и обязании внести изменения в коллективный договор



№ 2-981/2011

Решение

Именем Российской Федерации

26 апреля 2011 годаг. Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Одуваловой Г.С.

при секретаре Алексеевой А.М.

с участием:

представителя истца – ст. помощника прокурора Ленинского района г. Орска Яценко Ю.В.

представителя ответчика ЗАО «ЗСС» Самойлова В.П. (доверенность № от 31.12.2010 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Завод синтетического спирта», подданное в порядке ст.45 ГПК РФ о признании бездействия незаконным и обязании внести изменения в коллективный договор,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Ленинского района г. Орска Горбат Д.С. обратился в суд с иском к ЗАО «Завод синтетического спирта» в котором просил признать незаконным бездействие ЗАО «Завод синтетического спирта» по несоблюдению положений «Отраслевого тарифного соглашения по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2007-2009 годы», срок действия которого продлен до 31.12.2011 года. Обязать ЗАО «Завод синтетического спирта» внести изменения в коллективный договор предприятия, дополнив его положениями, содержащимися в п.5.18, 6.8, 9.2.10 «Отраслевого тарифного соглашения по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2007-2009 годы».

В ходе рассмотрения дела прокурором Ленинского района г. Орска были уточнены исковые требования, в которых прокурор просит: признать незаконным бездействие ЗАО «Завод синтетического спирта» по несоблюдению положения «Отраслевого тарифного соглашения по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2007-2009 годы», срок действия которого продлен до 31.12.2011 года. Обязать ЗАО «Завод синтетического спирта» внести дополнения в коллективный договор предприятия, дополнив его положениями, содержащимися в п.5.18, 6.8, 9.2.10 «Отраслевого тарифного соглашения по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2007-2009 годы.»

В обоснование иска указано, что проверкой, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Орска по обращению Купцова А.А. по вопросу нарушения трудовых прав работников ЗАО «ЗСС» в деятельности предприятия выявлены нарушения трудового законодательства. Так, 22.12.2006 года заключено «Отраслевое тарифное соглашение по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2007-2009 годы» (далее ОТС), срок действия которого продлен до 31.12.2011 года. ЗАО «ЗСС» относится к отрасли химической промышленности, поскольку основными видами его деятельности является производство изопропилового спирта, углеводородных газов. В этой связи в силу требований ст.22 и 48 ТК РФ выполнение условий вышеуказанного ОТС является обязательным для ответчика как работодателя. Кроме того, Минсоцразвития РФ в своем письме № от 07.03.2007 года «О присоединении к «Отраслевому тарифному соглашению по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2007-2009 годы» предлагает организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности РФ присоединиться к указанному ОТС. При этом, согласно условиям данного письма если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения о присоединении не будет представлен мотивированный отказ, то соглашение считается распространенным на работодателей отрасли, не участвовавших в заключении соглашения. В связи с чем, выполнение условий соглашения является, по мнению прокурора, обязательным для ответчика. В соответствие с п. 5.18 ОТС работникам выплачивается надбавка за стаж работы в соответствии с Положением, утвержденным работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, прилагаемым к коллективному договору. Шкала размера надбавки в зависимости от стажа работы устанавливается с учетом конкретных условий труда работников и является составной частью Положения. Согласно п.6.8 ОТС предусмотрена выплата материальной помощи работнику при уходе в ежегодный основной отпуск в размере не ниже установленного месячного размера тарифной ставки (оклада). Данные выплаты в Положении об оплате труда работников ЗАО «ЗСС» и в коллективном договоре не предусмотрены и не выплачиваются. Кроме этого, в силу п.9.2.10 ОТС работодатели обеспечивают за счет собственных средств обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников в соответствии с действующим законодательством, а также внеочередные медицинские осмотры в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за работником места работы и среднего заработка на время прохождения медицинских осмотров. Вместе с тем, работники ЗАО «ЗСС» при поступлении на работу проходят медосмотры за собственные денежные средства, которые в последующем работодателем не возмещаются.

В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г. Орска Яценко Ю.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные требования иска.

Представитель ответчика ЗАО «ЗСС» Самойлов В.П. (доверенность № от 31.12.2010 года) в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал в полном объеме доводы письменного отзыва, согласно которым полагает, что иск заявлен не уполномоченным на то лицом, т.к. заместитель прокурора районной прокуратуры не вправе подписывать исковые заявления в порядке ст. 45 ГПК РФ. Кроме этого, полагает, что истцом не представлены доказательства нарушения прав работников со стороны ЗАО «ЗСС». Истец не делает ссылки на нормативный документ, обязывающий ответчика включать в обязательном порядке в качестве приложения к коллективному договору Положения, предусматривающего надбавку работникам за стаж работы. Также считает, что нормы ОТС не нуждаются в обязательном их повторении в коллективном договоре. Относительно доводов иска, что ответчик не возмещает работникам расходов по прохождению медосмотров, пояснил, что в силу письма Федерального фонда ОМС от 21.01.2003 года № «об оплате расходов на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров» ЗАО «ЗСС» возмещает расходы работникам после их трудоустройства и обращения с соответствующим заявлением. Доказательств не выполнения данного требования закона со стороны ответчика истец суду не представил.

Вместе с тем, представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал то обстоятельство, что п. 5.18 и 6.8 ОТС ЗАО «ЗСС» не выполняются, и данные пункты в коллективном договоре предприятия отсутствуют.

Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства, представленные суду сторонами, приходит к следующему.

В силу требований ст.5 ТК РФ, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется в том числе коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В силу требований ст.45 ТК РФ, соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

В силу требований ст.48 ТК РФ, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Как установлено по делу, в соответствии с ТК РФ и ФЗ № 10-ФЗ от 12.01.1996 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ № 156-ФЗ от 27.11.2002 года «Об объединениях работодателей» 22.12.2006 года заключено «Отраслевое тарифное соглашение по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2007-2009 годы».

Соглашением, заключенным 26.10.2009 года Российским профсоюзом работников химических отраслей промышленности и Российским Союзом химиков, срок действия данного ОТС продлен до 31.12.2011 года.

Минсоцразвития РФ в своем письме № от 07.03.2007 года « О присоединении к «Отраслевому тарифному соглашению по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2007-2009 годы» предлагает организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности РФ присоединиться к указанному ОТС. При этом, согласно условиям данного письма если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения о присоединении не будет представлен мотивированный отказ, то соглашение считается распространенным на работодателей отрасли, не участвовавших в заключении соглашения.

Таким образом, «Отраслевое тарифное соглашение по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2007-2009 годы» в силу требований ст.22 и 48 ТК РФ является обязательным для применения организациями химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности РФ.

В силу Устава ЗАО «Завод синтетического спирта», утвержденного решением Общего собрания акционеров ЗАО «ЗСС» № от 27.05.2003 года, предметом деятельности Общества являются: производство изопропилового спирта, углеводородных газов.

В связи с чем, суд полагает, что ЗАО «Завод синтетического спирта» относится к организациям химической промышленности, на которые распространяется действие «Отраслевого тарифного соглашения по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2007-2009 годы».

Доказательств того факта, что в ответ на письмо Минсоцразвития № от 07.03.2007 года « О присоединении к «Отраслевому тарифному соглашению по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2007-2009 годы» руководство общества представило мотивированный отказ о присоединении к ОТС, ответчик суду не представил.

В силу требований ст.22 ТК РФ, работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В связи с чем, исполнение требований «Отраслевого тарифного соглашения по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2007-2009 годы», является обязанностью администрации ЗАО «Завод синтетического спирта».

При этом суд учитывает, что из объяснений представителя ответчика прокурору Ленинского района г. Орска от 16.02.2011 года следует, что частично положения ОТС администрацией ЗАО «ЗСС» исполняются.

В то же время, в силу п. 5.18 ОТС предусмотрена выплата работникам надбавки за стаж работы в соответствии с Положением, утвержденным работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, прилагаемым к коллективному договору. Шкала размера надбавки в зависимости от стажа работы устанавливается с учетом конкретных условий труда работников и является составной частью Положения.

Согласно п.6.8 ОТС предусмотрена выплата материальной помощи работнику при уходе в ежегодный основной отпуск в размере не ниже установленного месячного размера тарифной ставки (оклада).

Данные выплаты в Положении об оплате труда работников ЗАО «ЗСС» и в коллективном договоре не предусмотрены, что подтверждается Положением об оплате труда работников ЗАО «ЗСС», введенным с 01.03.2010 года и Коллективным договором на 2008-2011 годы, утвержденным на конференции трудового коллектива № от 14.10.2008 года.

Данный факт также подтверждается обращением работника ЗАО ЗСС Купцова А.А. в прокуратуру Ленинского района г. Орска.

Не оспаривался данный факт и представителем ответчика в судебном заседании.

В силу требований ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Поскольку представитель ответчика в своем письменном отзыве и в своих объяснениях в судебном заседании не оспаривал факт не применения администрацией ЗАО «ЗСС» положений п. 5.18 и 6.8 ОТС, суд полагает возможным применить требования ч.2 ст. 68 ГПК РФ.

Доводы представителя ответчика в той части, что истцом не представлено доказательств этому факту, суд расценивает как не обоснованные.

В этой части суд полагает, что требования иска наши свое подтверждение, и требования заместителя прокурора районной прокуратуры в части признания незаконным бездействие ЗАО «Завод синтетического спирта» по несоблюдению положения «Отраслевого тарифного соглашения по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2007-2009 годы», срок действия которого продлен до 31.12.2011 года, обязании ЗАО «Завод синтетического спирта» внести дополнения в коллективный договор предприятия, дополнив его положениями, содержащимися в п.5.18, 6.8 «Отраслевого тарифного соглашения по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2007-2009 годы» являются законными и обоснованными.

При этом суд не может согласиться с доводами представителя ответчика в той части, что коллективный договор и Положение об оплате работников ЗАО «ЗСС» не должны дублировать положений ОТС.

Как установлено из ответа председателя Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности от 29.04.2010 года № в том случае, если те или иные нормы действующего коллективного договора противоречат аналогичным нормам Отраслевого соглашения или содержат нормы, ухудшающие положение работников на предприятии, коллективный договор необходимо привести в соответствие с действующим законодательством, а также с нормами Отраслевого тарифного соглашения.

Данное требование также закреплено в ст. 41 ТК РФ.

Кроме этого, в соответствии со ст.26 ТК РФ социальное партнерство осуществляется, в том числе на отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли и локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

По смыслу указанных норм, условия оплаты труда, определенные коллективным договором, принятым на локальном уровне, не могут быть ухудшены по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, принятым на отраслевом уровне.

Коллективный договор ЗАО «ЗСС» и Положение об оплате труда не закрепляют размер материальной помощи работнику при уходе в ежегодный отпуск и надбавку за стаж работы. Поскольку это право работников химической промышленности закреплено в ОТС, оно не должно ставиться в зависимость от того, предусмотрено ли это право локальными актами.

В то же время, в силу п.9.2.10 ОТС работодатели обеспечивают за счет собственных средств обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников в соответствии с действующим законодательством, а также внеочередные медицинские осмотры в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за работником места работы и среднего заработка на время прохождения медицинских осмотров.

Стороной ответчика суду представлены письменные доказательства, свидетельствующие о том, что компенсация за прохождение медосмотров выплачивается работникам предприятия на основании их заявлений после приема на работу: заявление Байкенова В.Б. от 25.03.2011 года, расходный кассовый ордер от 01.04.2011 года.

В силу требований ст.213 ТК РФ, предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

При этом порядок производства выплат данная статья не предусматривает. В связи с чем, суд полагает, что истцом не представлено иных доказательств, подтверждающих факт не выполнения ответчиков положений п.9.2.10 ОТС. В этой части доводы иска суд считает не обоснованными.

Относительно доводов представителя ответчика о том, что иск предъявлен не уполномоченным на то лицом, суд учитывает следующее.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В то же время, в силу требований ст. 2 Конституции Российской Федерации, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2001 г. N 10-П подчеркивается: "Конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод".

В соответствии со ст. 12 ГК РФ любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного субъективного права, используя один или несколько способов защиты, предусмотренных указанной статьей. Выбор определенного способа защиты гражданского права должен преследовать цель не только защиты, но и восстановления нарушенного права.

Как установлено судом, работник ЗАО «ЗСС» Купцов А.А. обратился за восстановлением нарушенного права в прокуратуру Ленинского района г. Орска. В ходе проведения проверки, прокуратурой были выявлены нарушения со стороны ответчика прав истца и других работников ЗАО «ЗСС», круг которых не определен. В результате чего для восстановления нарушенного права не определенного круга работников ЗАО «ЗСС» заместитель прокурора Ленинского района г. Орска обратился в суд.

В силу требований ст.54 ФЗ «О прокуратуре РФ», содержащиеся в настоящем Федеральном законе наименования обозначают: прокурор - Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.

Таким образом, заместитель прокурора районной прокуратуры, действующий в пределах своей компетенции, подпадает под понятие прокурор в силу требований ФЗ «О прокуратуре РФ».

Из приказа № от 11.01.2011 года прокурора области государственного советника юстиции 2 класса Т. следует, что Г. в соответствии со ст.72.1 ТК РФ с 11.01.2011 года назначен заместителем прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области.

Таким образом, суд полагает, что Г. как заместитель прокурора Ленинского района г. Орска вправе от своего имени подавать в суд иски в порядке ст.45 ГПК РФ. В этой связи заявленное ходатайство не может быть признано обоснованным и удовлетворению не подлежит.

Более того, суд учитывает то обстоятельство, что решение в порядке ст. 135 ГПК РФ принимается судом на стадии разрешения вопроса о принятии искового заявления к производству суда. В рамках настоящего спора определением суда от 14.03.2011 года иск уже принят судом к своему производству.

Суд также учитывает, что уточненное исковое заявление, принятое судом 25.04.2011 года, подписано прокурором Ленинского района г. Орска.

В связи с чем, нарушений при принятии иска к своему производству суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Завод синтетического спирта», подданное в порядке ст.45 ГПК РФ о признании бездействия незаконным и обязании внести изменения в коллективный договор, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ЗАО «Завод синтетического спирта» по несоблюдению положения Отраслевого тарифного соглашения по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2007-2009 годы, срок действия которого продлен до 31.12.2011 года.

Обязать ЗАО «Завод синтетического спирта» внести дополнения в коллективный договор предприятия, дополнив его положениями, содержащимися в п.5.18, 6.8 Отраслевого тарифного соглашения по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2007-2009 годы.

В остальной части исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Орска оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись

Справка: мотивированное решение изготовлено 03.05.2011 года, подлинник решения подшит в гражданское дело № 2-949/11, находящееся в производстве Ленинского районного суда г. Орска.

На 03.05.2011 года решение не вступило в законную силу.