Дело № 2-1407/2010
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации25 мая 2011 года город Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Гук Н.А.,
при секретаре Никулиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлова И.В. к ООО Л2 об обязании произвести перерасчет коммунальных услуг без посредников, приеме в дальнейшем оплаты коммунальных платежей непосредственно в кассу управляющей компании,
УСТАНОВИЛ:
Михайлов И.В. обратился в суд с исковым заявлением к ООО Л2 об обязании произвести прямой перерасчет коммунальных услуг без посредников, приеме в дальнейшем платежей коммунального направления им и другими желающими квартиросъемщиками в бухгалтерии ООО В), МУП С..), МУП О...
В обоснование иска указал, что в ДД.ММ.ГГГГ, проследив путь движения оплаты коммунальных услуг, предъявленных ООО Л2 установил, что 70% денежных средств теряет, воспользовавшись услугами посредников: почты, банков, других организаций и компаний, не имеющих никакого отношения к коммунальным. Решив исправить свою ошибку, обратился в ООО Л2, с которым заключен договор на оказание услуг по управлению многоквартирным домом, с просьбой принимать оплату коммунальных услуг непосредственно в кассу компании, но получил отказ от двух разных юридических лиц с разными расчетными счетами и непонятными функциями. Считает, что действия ООО Л2 ущемляют его конституционное право как физического лица на выбор услуг, отвечающих его интересам, а также покрывают непонятную структуру –ЗАО и навязывают ему его содержание. Просит суд обязать ООО Л2 произвести прямой перерасчет коммунальных услуг МУП О.. администрации г.Орска, МУП С.., ООО В.. и свои услуги без посредников, и принимать в дальнейшем платежи коммунального направления от него и других желающих квартиросъемщиков в бухгалтерии указанных выше компаний.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования: просил суд обязать ООО Л2 произвести перерасчет коммунальных услуг без посредников ( почты, банков и ЗАО ..) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; принимать в дальнейшем коммунальные услуги согласно договору непосредственно в кассу ООО Л2
Определением суда исковые требования приняты к производству.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено ЗАО .. поскольку именно оно занимается распределением коммунальных платежей от населения на составляющие и направляет их по назначению в ООО О.. МУП С.., МУП В...
В судебном заседании истец поддержал доводы, изложенные в заявлении, суду пояснил, что состоит в договорных отношениях с ООО Л2 на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по управлению многоквартирным домом. На примере счета-квитанции за ДД.ММ.ГГГГ на оплату коммунальных услуг по муниципальной квартире по адресу: <адрес> поясняет, что по квитанции ему надлежит к оплате -<данные изъяты>. Данную квартплату он оплачивает в почтовом отделении в ООО Л2 Почта направляет деньги в ООО .. который получает за услуги по перечислению денег свой процент. ЗАО .. распределяет деньги в МУП О.., в МУП С.. в ООО В..), в ОАО « .., в ООО ..., в ООО Л2, в ООО .. Таким образом оплата коммунальных услуг проходит через множество банков, которые получают свой процент за услуги по переводу денежных средств, и все это- в том числе и из его денежных средств, оплаченных за коммунальные услуги. Из-за всевозможных посредников, получающих процент за свои услуги, возрастает стоимость тарифов на оплату коммунальных услуг для него и других плательщиков. Хотел бы, как ранее, в советское время, чтобы каждая организация выставляла отдельные счета, по которым бы он производил оплату, минуя посредников. У каждой из перечисленных организаций заключены договоры с банками на открытие расчетных счетов организаций, каждый банк за свои услуги берет процент. Считает, что в оплату коммунальных услуг включен и процент банковской комиссии за перечисление его денег, и в случае если будет производить оплату только в кассу ООО Л2, то ее размер уменьшится. Размер тарифов, установленный решениями Орского городского совета депутатов на услуги водоснабжения, водоотведения, коммунальные услуги для населения на ДД.ММ.ГГГГ не обжалует, при этом считает, что в данные тарифы заложены банковские услуги. Обращаясь в суд, надеялся на мировое соглашение с ответчиком в возникших разногласиях. ООО Л2 и ЗАО ..», заключая между собой договор, не учли его мнения и продолжают его игнорировать. Привлекать ответчиком ЗАО .. не желает. Он не обжалует действия должностных лиц и решение городского совета, а просит обязать ответчика произвести перерасчет в связи с тем, что при оплате коммунальных услуг в связи с многочисленными посредниками возрастает цена на коммунальные услуги.
Представитель ответчика ООО Л2.. Бережных С.В. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования не признал. Суду пояснил, что денежные средства плательщиков поступают в ЗАО ... которое производит их распределение в МУП «О.. за тепло и горячую воду; в ООО В.. за холодное водоснабжение, в ООО Л2.. за техническое обслуживание. Между данными организациями заключены договоры на оказание услуг. При оплате коммунальных услуг истцом путем перечисления денежных средств, комиссионные платежи с потребителя не взимаются. Обращает внимание суда на то, что данное обстоятельство подтверждается представленным истцом ( уже оплаченным ) счетом-квитанцией за ДД.ММ.ГГГГ. В квитанции указана сумма к оплате <данные изъяты>, на оборотной стороне из оттиска ККМ видно, что произведена оплата именно на эту сумму, комиссионной платы не взимается. Истец утверждает, что в результате перечисления его денежных средств на счет в банке, дальнейшее их направление на счета других организаций происходит с учетом оплаты услуг банка. Ответчик не оспаривает данное обстоятельство. Однако, организации распоряжаются уже своими денежными средствами и действительно при перечислениях оплачивают процент за пользование услугами банка по переводу денежных средств. Истец считает, что в размер тарифа заложена банковская комиссия, но тарифы на коммунальные услуги установлены решением Орского городского Совета депутатов. При этом размер тарифов, установленный горсоветом, как пояснил истец в судебном заседании, он не оспаривает. Истец обращался в ООО Л2.. с заявлением о производстве перерасчета по указанным выше основаниям, но получил отрицательный ответ. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 21.07.2008) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые предусматривают перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг: за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении; при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Оснований, предусмотренных законом для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, и документов для перерасчета истцом не представлено.
Представитель третьего лица –ЗАО ... Шарипова Л.Р. ( доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) суду пояснила, что ЗАО .. заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО Л2 предметом которого является оказание услуг по начислению платы за коммунальные и жилищные услуги, начислению пени за несвоевременное или неполное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги, начислению и согласованию льгот, распечатке и доставке квитанций гражданам, проживающим в жилом фонде, который обслуживает ООО Л2, обработке всех видов платежей, перечислению денежных средств заказчику. Из лицевой карточки квартиросъемщика Михайлова И.В. видно, что начисление платы за жилищные и коммунальные услуги производится на основании тарифов. Тарифы устанавливает своим решением Орский городской совет депутатов. Истец утверждает, что с него взимается комиссия при оплате коммунальных платежей. Но это не соответствует действительности. Для примера возможно рассмотреть счет-квитанцию истца за ДД.ММ.ГГГГ. Так, истцу произведено начисление платы за отопление в размере <данные изъяты>, исходя из площади жилого помещения- <данные изъяты> и тарифа <данные изъяты>. за 1 кв.м. <данные изъяты>. Именно эта сумма была им оплачена ДД.ММ.ГГГГ, согласно счета квитанции, и именно эта сумма оплаты прошла ДД.ММ.ГГГГ по сведениям из лицевой карты квартиросъемщика. Следовательно, никаких комиссий банком удержано не было. Расчеты произведены правильно, перерасчет не предусмотрен.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что исковые требования Михайлова И.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Судом установлено, что истец является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>
Между ТСЖ», куда входит многоквартирный дом истца, и ООО Л2 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № на оказание услуг по управлению многоквартирным домом, согласно которому Управляющая компания приняла на себя обязательства за плату совершать все необходимые юридические и фактические действия по управлению, содержанию, технической эксплуатации и ремонту общего имущества ТСЖ.
В силу п.3.4.4. Договора собственники имеют право требовать в соответствии с действующими нормативными актами перерасчета размера оплаты за предоставленные услуги ненадлежащего качества.
В силу ст.157ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В силу ч.4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч.4 ст. 157 ЖК РФ, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 21.07.2008) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые предусматривают перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении; при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Основания, указанного истцом для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, законом не предусмотрено.
Согласно ст.155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом ( ч.2).
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке ( ч.4).
Члены товарищества собственников жилья…, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива ( ч.5).
Согласно ст. 156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения ( ч.2)
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома (ч.4), с учетом предложений управляющей организации ( ч.5) и устанавливается на срок не менее чем один год. Размер обязательных платежей… товарищества собственников жилья…, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья…в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.( ч.8)
Решением Орского городского Совета депутатов от 24.11.2010 года « Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения ( транспортировки стоков) и очистке сточных вод» утверждены тарифы на 2011 год на услуги, оказываемые ООО В.., которые составили: на услуги водоснабжения- 11,57 руб.; на услуги водоотведения- 3,91 руб., по очистке сточных вод- 5,54 руб..
Решением Орского городского Совета депутатов от 24.11.2010 года « Об установлении платы за коммунальные услуги для населения» на основании ст.ст.12, 132 Конституции РФ, ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Приказа департамента по ценам и регулированию тарифов Правительства Оренбургской области от 02.09.2010 года « Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, ст.ст. 154, 157 ЖК РФ, установлен на 2011 год для МУП .. с учетом согласования производственной программы, тариф на горячее водоснабжение в жилых домах независимо от формы собственности в размере 64,91 руб ( с НДС), из которых - 13,65 руб. за воду, 51, 26 руб.- за тепло.
Этим же решением установлен уровень платежей граждан за потребленные коммунальные услуги в размере 100% тарифов, установленных для организаций коммунального комплекса.
Согласно ответу МУП .. администрации муниципального образования г.Орск, размер платы за отопление в жилых домах независимо от форм собственности при отсутствии приборов учета складывается из произведения общей площади квартиры на тариф, утвержденный решением Орского городского Совета депутатов.
В судебном заседании были обозрены и сравнены между собой размеры тарифов, принятые на 2011 год Орским городским Советом депутатов, указанные в счетах-квитанциях истца, суммы оплаченные истцом за коммунальные платежи, с размерами сумм произведенных оплат истцом, согласно лицевой карточки квартиросъемщика. Расхождений в суммах, оплаченных истцом с суммами, зачисленными на лицевой счет, не установлено.
Таким образом, судом установлено, что с потребителя коммунальных услуг Михайлова И.В. взысканы лишь суммы, за предоставленные коммунальные услуги, согласно тарифам, установленным решениями Орского Горсовета депутатов, которые не включают в себя услуги банков по перечислению денежных средств, следовательно население не несет бремя ответственности за оплату услуг банков при оплате коммунальных услуг.
Счет-квитанция, которая поступает потребителю- Михайлову И.В., включает в себя две части оплаты: Одна-это жилищные услуги: текущий ремонт, уборка подъездов, благоустройство, вывоз мусора, электротехнические вопросы, инженерные сети и коммуникации, находящиеся внутри здания и обслуживающие места общего пользования. Вторая часть- коммунальные услуги, которые поставляют ресурсоснабжающие организации: отопление, холодная и горячая вода, транспортировка стоков. Ранее потребители платили более половины от экономически обоснованного тарифа. В настоящее время производится оплата тарифа в размере 100 %. В связи с инфляционными процессами дорожают ресурсы, вследствие чего данное обстоятельство и дает рост тарифов.
В силу п.4.1 Договора № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по управлению многоквартирным домом, оплата за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги по управлению Управляющей компанией общим имуществом в этом доме.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение, газоснабжение. Данные средства поступают на расчетный счет Управляющей компании, но являются собственностью ресурсоснабжающих организаций. Управляющая компания выступает лишь участником в расчетах между собственниками и ресурсоснабжающей организацией.
Согласно п.4.2 Договора Управляющая компания обязана распорядиться поступившими от собственников денежными средствами следующим образом: оставить в своем распоряжении вознаграждение за оказание услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирным домом, в размере, установленном в п.4.1 настоящего договора; произвести расчеты с ресурсоснабжающими организациями, при условии заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями; осуществить иные платежи, связанные с исполнением настоящего договора.
В силу п.4.3Договора часть средств, являющихся оплатой за управление, поступают на расчетный счет Управляющей компании и являются ее собственностью.
Ссылка истца на то обстоятельство, что его денежными средствами организации производят оплату банковских комиссий по своим договорам на оказание банковских услуг, является необоснованной, поскольку с момента оплаты коммунальных услуг согласно тарифам и поступления денежных средств в банк, они не являются собственностью потребителя.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истцом не представлено доказательств того обстоятельства, что с его денежных средств, перечисляемых за коммунальные услуги, производится удержание комиссионных сумм за услуги банков, не представлено доказательств нарушения его прав и свобод как гражданина; создания каких-либо препятствий в осуществлении его прав и свобод, либо незаконного возложения на него какой либо обязанности.
Требование истца об обязании ответчика в дальнейшем принимать платежи за коммунальные услуги в кассу организации суд также считает не основанным на законе по следующим причинам.
Согласно п.5.4 Договора № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по управлению многоквартирным домом, плата по настоящему договору вносится собственниками на расчетный счет, указанный в счете-квитанции Управляющей компании.
Кроме того, действующее законодательство не содержит норму, обязывающую сторону договора по истечении срока действия договора устанавливать какие-либо условия на будущее время.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении исковых требований Михайлова И.В. к ООО Л2 об обязании произвести перерасчет коммунальных услуг без посредников за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, приеме в дальнейшем оплаты коммунальных платежей непосредственно в кассу Управляющей компании, отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Орска Оренбургской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме- 30 мая 2011 года.
Судья Н.А.Гук