№2-2357/11 по иску о понуждении к обеспечению инвалидам доступа к объектам социальной



Дело № 2-2357/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 июня 2011 года г. Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе:

председательствующего судьи Журавской С. А.,

при секретаре Кифоренко А. Н.,

с участием: представителя ответчика – Сторожевой Л. В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в защиту публичных интересов, к ООО Ф. о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л

Прокурор <данные изъяты>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в защиту публичных интересов, обратился в суд с исковым заявлением к ООО Ф. в котором просит обязать ответчика произвести необходимые действия по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в аптечное учреждение – аптеку Ф. расположенную по адресу: <данные изъяты> а именно, оборудовать вход в здание аптеки пандусом в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 либо иным техническим устройством, позволяющим инвалидам – колясочникам и иным лицам категории маломобильных групп населения без посторонней помощи попасть в помещение.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой <данные изъяты> проведена проверка исполнения требований ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О защите социальных прав инвалидов в Российской Федерации». Установлено, что, в деятельности принадлежащей обществу аптеки Ф. расположенной по адресу: <данные изъяты> допускается нарушение следующих законодательных актов.

Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов (принята в г. Нью-Йорке 13.12.1996 года Резолюцией 61/106 на 76-м пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН; подписана Российской Федерацией 27.09.2008 г.) меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности инвалидов, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Согласно ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О защите социальных прав инвалидов в РФ», Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством России.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

Согласно требованиям строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73, при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения (далее – МГН) условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (п.1.1).

Проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать:

- досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

- безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;

- своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе;

- удобство и комфорт среды жизнедеятельности (п. 1.4).

Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.

В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (п.3.13).

Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п. 3.14).

Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (п.3.17).

В соответствии со ст. ст. 36, 46 ФЗ «О техническом регулировании», ст. ст. 4, 8, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 6 - 8 ФЗ № 19-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению.

В ходе проведенной проверки установлено, что здание аптеки является одноэтажным с одним входом. Перед входом в помещение аптеки имеется лестница из трех ступеней – первая высотой около 10 см, вторая и третья – около 25 см, третья ступень также является крыльцом шириной около 1,5 м, в длину около 1 м.

Дверь в помещение аптеки двойная: первая железная, открывается наружу, вторая деревянная, открывается вовнутрь, расстояние между дверьми около 15 см. Между дверьми один общий порог высотой от крыльца около 12 см.

Справа от лестницы имеется звонок вызова персонала аптечного учреждения, звонок расположен на высоте 120-130 см от земли. По левой стороне лестницы перила.

Вход в аптеку не оборудован пандусом. Для людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата вход в аптеку возможен только с посторонней помощью.

Учитывая отсутствие на единственном входе пандуса, высоких ступеней и большой порог, беспрепятственный доступ инвалидов - колясочников в аптечное учреждение не обеспечен. Открытие входных дверей инвалидом при отсутствие верхних конечностей невозможно без посторонней помощи при выходе из аптеки.

Выявленные нарушения не соответствуют не только указанным нормам, но и нарушают лицензионные требования к осуществлению фармацевтической деятельности. В связи с чем, прокуратурой <данные изъяты> возбуждено административное производство в отношении общества.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Заявление в интересах гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В данном случае иск подан прокурором в интересах неопределенного круга лиц, так как число инвалидов постоянно меняется. Также иск подан в интересах защиты прав инвалидов, вытекающих из социальных правоотношений, регламентирующих обеспечение доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ представитель истца -прокурора <данные изъяты> не явился, хотя, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил. Заявление об отложении судебного заседания в суд не поступало.

В судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, представитель истца -прокурора <данные изъяты> вновь не явился, хотя, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Суд не располагает сведениями о том, что неявка представителя истца имела место по уважительным причинам. Заявление об отложении судебного заседания в суд не поступало.

На основании абзаца 8 ст. 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.

В данном случае, суд считает возможным оставить исковые требования прокурора <данные изъяты>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в защиту публичных интересов, к ООО Ф. о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры без рассмотрения, поскольку, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, истец дважды не явился в суд и не известил о причинах своей неявки, при этом, представитель ответчика не требовал о рассмотрении дела по существу.

Кроме того, суду представителем ответчика предоставлен акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что, КФХ М. сдало, а ООО Ф. приняло крыльцо с пандусом для инвалидов, по адресу: <данные изъяты>

При этом, УСЗН администрации <данные изъяты> подтвердило установку пандуса и кнопки вызова в аптечном пункте ООО Ф. по адресу: <данные изъяты>, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ за .

Руководствуясь ст. ст. 222, 223, 224, 225 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л

Исковое заявление прокурора <данные изъяты>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в защиту публичных интересов, к ООО Ф. о понуждении произвести необходимые действия по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в аптечное учреждение – аптеку Ф. расположенную по адресу: <данные изъяты> а именно, оборудовать вход в здание аптеки пандусом в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 либо иным техническим устройством, позволяющим инвалидам – колясочникам и иным лицам категории маломобильных групп населения без посторонней помощи попасть в помещение, оставить без рассмотрения.

Разъяснить прокурору <данные изъяты>, что оставление заявления без рассмотрения не препятствует повторному обращению в суд с исковым заявлением к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.

На определение может быть подана частная жалоба в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в течение 10 дней со дня принятия.

Судья Журавская С. А.