№2-2648/2011 решение об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании решения администрации муниципального образования



Дело № 2-2648/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

15 августа 2011 года город Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Гук Н.А.,

при секретаре Маковеевой А.Ю,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шагиахметова М.З. к Администрации ... о восстановлении нарушенных прав,

УСТАНОВИЛ:

Шагиахметов М.З. обратился в суд к Администрации ... с заявлением о восстановлении нарушенных прав.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно-штатными мероприятиями был досрочно уволен из вооруженных сил РФ. Стаж службы составил <данные изъяты> в календарном исчислении. С ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в администрации города как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. При увольнении из Вооруженных сил в ДД.ММ.ГГГГ получил право на получение жилищного сертификата. В ДД.ММ.ГГГГ поступил на службу в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ.

В ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Орска ему было отказано в выдаче жилищного сертификата в связи с прохождением службы в органах УИС Минюста РФ. Распоряжением главы города Орска от ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ и подпунктом «а» п. 26 Постановления Правительства РФ № 1054 от 6 сентября 1998 года, был исключен из списка учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ по месту прохождения службы подал рапорт о включении в состав участников программы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законом». Жилищно-бытовой комиссией ФКУ ИК-5 ему было отказано. Причина отказа: отсутствие в списках на улучшение жилищных условий по месту проживания ( протокол от ДД.ММ.ГГГГ ). Кроме того, было указано на неправомерность действий администрации г. Орска, снявшей его с учета, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий.

В конце ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию .. с требованием об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ и восстановлении на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью возможности участия в жилищной программе.

ДД.ММ.ГГГГ из администрации г.Орска поступил ответ «. .. военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба».

Распоряжение администрации города Орска об исключении с учета лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.2, ч.1, ст. 56 Жилищного кодекса РФ и пп. «а» п.26 Постановления Правительства РФ от 6.09.1998 года № 1054 не соответствует действующему законодательству РФ и создает препятствие в осуществлении им права на улучшение жилищных условий через участие в программе « Жилище 2011-2015«.

Считает, что Распоряжение администрации города Орска подлежит отмене по следующим основаниям:

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 14 ЖК РФ «... ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, находится в компетенции органов местного самоуправления».

Ч. 3 ст. 52 ЖК РФ определяет что, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является компетенцией органов местного самоуправления.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года «...снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ...» ( ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». ) «Впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему закону» ( ч.1 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

С учетом изложенного, на основании ст.254-255 ГПК РФ, ст. ст. 1-3 Федерального закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», просит отменить Распоряжение Администрации города Орска от ДД.ММ.ГГГГ ; восстановить его на учете лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий; возместить <данные изъяты>- расходы на оплату услуг адвоката.

Определением суда от 12 августа 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены члены семьи Шагиахметова М.З. - Шагиахметова Ф.Т. (жена), Шагиахметов Р.М., <данные изъяты> ( сын), Шагиахметов И.М., <данные изъяты> ( сын).

Определением суда от 15 августа 2011 года производство по делу в части требований о возмещении судебных расходов в размере 15000 рублей прекращено в связи с добровольным отказом заявителя.

В судебном заседании Шагиахметов М.Р. поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении. Суду пояснил, что проходил службу в Вооруженных силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ получил на семью <данные изъяты> квартиру по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями. С ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в Администрации города как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. При увольнении в ДД.ММ.ГГГГ получил право на получение жилищного сертификата, в ДД.ММ.ГГГГ поступил на службу по контракту на <данные изъяты> в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ. В ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального образования г.Орск ему было отказано в выдаче жилищного сертификата, был исключен из списка учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. О Распоряжении главы города Орска от ДД.ММ.ГГГГ, которым исключен из списка учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, узнал в 2005 году, ознакомился с ним под роспись. Ответ получил в письменном виде в ДД.ММ.ГГГГ. Обратился к депутату Орского городского Совета депутатов Б..., который ответил, что с заявлением на получение сертификата ему нужно обращаться по последнему месту службы. В суд за защитой своих прав не обращался. Поскольку человек военный, верил в правильность Распоряжения. ДД.ММ.ГГГГ по месту прохождения службы в ФКУ ИК-5 г.Новотроицка подал рапорт о включении в состав участников программы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Жилище 2011-2015», приложил все необходимые документы. В результате жилищно-бытовой комиссией учреждения в просьбе о включении в указанную программу отказано, поскольку исключен из списка нуждающихся в жилье Администрацией города, а в списках сотрудников учреждения, нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит. Рекомендовано обратиться в жилищный отдел Администрации города с требованием о восстановлении в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Он обратился в жилищный отдел ДД.ММ.ГГГГ с заявлением- просил отменить распоряжение администрации, но ему рекомендовали решать вопрос через суд. Данным Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ нарушено его право на получение улучшение жилищно-бытовых условий, данный документ препятствует ему во включении в программу « Жилище 2011-2015».

Представитель заявителя адвокат Газиев А.Я. (ордер от ДД.ММ.ГГГГ) поддержал доводы заявителя. Суду пояснил, что социальная защищенность военнослужащих и лиц к ним приравненных, в последнее время является одной из приоритетных программ в стране. Обеспечение указанной категории лиц жильем, равно как и улучшение жилищных условий, является приоритетной задачей в реализации данных программ.

Исполнение своих обязательств перед указанной категорией лиц в обеспечении достойным жильем, государство гарантирует через реализацию федеральной, целевой программы-«Жилище», за счет средств федерального бюджета преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов (п.1 Постановления правительства от ДД.ММ.ГГГГ )

Под военнослужащими понимаются граждане, проходящие службу в вооруженных силах, МВД, МЧС, УФСИН ( ч.2 п.1 постановления правительства от ДД.ММ.ГГГГ) Этим же постановлением определены и полномочия органов власти различного уровня в вопросах учета вышеуказанной категории лиц.

Вопросы постановки на очередь и предоставление жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.

Возглавляет данную комиссию заместитель главы муниципального образования.(п.4 Постановления). За комиссиями при органах исполнительной власти субъектов (УФСИН по Оренбургской области) закрепляются полномочия по «контролю за ведением учета и распределением государственных жилищных сертификатов и жилья, построенного или приобретенного за счет средств федерального бюджета..»( п. 3 Постановления)

Эту же норму закрепил и ЖК РФ указав, что, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений, поданных этими гражданами в указанный орган по месту жительства.(п.3 ст.52 ЖК РФ) Обязанность вести учет указанной категории лиц органами и учреждениями, где законом предусмотрена военная служба, снята. В обязанностях данных органов и учреждений вменено формирование списков, с учетом данных органов местного самоуправления, и предоставление данных списков в соответствующие органы федеральной власти.

В распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ за об исключении из списка учета нуждающихся в жилых помещениях Шагиахметова М.З. и в ответе от ДД.ММ.ГГГГ за на обращение Шагиахметова М.З., которое он подал после того, как узнал о нарушении своих прав, администрация <адрес> одним из мотивов отказа указывает норму из пункта 26 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-

« военнослужащие и граждане уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет федерального бюджета, в случае заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в органы, где предусмотрена военная служба»

Для обеспечения более четкого правового регулирования и устранения различного рода юридических коллизий и противоречий в законодательстве в декабре 2004 года вышел ФЗ за № 189-ФЗ « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ЖК РФ», в п.1 ст.4 которого указано, что впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и настоящему Федеральному закону».

Ч.2 ст.6 вышеуказанного 189-ФЗ определят что, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими помещений по договорам социального найма.

Шагиахметов М.Р. на учете состоял с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответственно попадает под категорию лиц, указанных в ч.2 ст.6 ФЗ РФ.

Кроме того, в данной норме со ссылкой на ч.1 п. 2 ст. 56 ЖК РФ указаны основания снятия с учета: подача по месту жительства заявления о снятии с учета; выезд на новое место жительства; получение бюджетных средств на приобретение жилья; предоставление земельного участка под строительство; предоставление сведений, не соответствующих действительности.

Пункт «утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма», на который ссылаются в Распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ, как основание для исключения из списка учета, Федеральным законом № 189-ФЗ « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» исключен, следовательно Распоряжение администрации подлежит отмене, а Шагиахметов М.З. восстановлению в списке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Считает, что срок обращения в суд, предусмотренный ст.256 ГПК РФ, не пропущен, поскольку данное распоряжение вторично создает препятствие Шагиахметову М.З во включении его в программу « Жилье 2011-2105». Распоряжение незаконно с момента его издания- с сентября 2005 года. О том, что вторично право заявителя нарушено, он узнал ДД.ММ.ГГГГ из заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5. О вторичном нарушении его прав и свобод заявителю стало известно ДД.ММ.ГГГГ, то есть срок обращения в суд не пропущен. Уточнил, что обжалует Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ.

Заинтересованные лица Шагиахметова Ф.Т., Шагиахметов Р.М., Шагиахметов И.М. поддержали требования заявителя и его представителя.

Представитель органа местного самоуправления, действия которого обжалуются- Курманчук С.С. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) требования заявителя не признал. Считает, что Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ вынесено законно, на тот момент основания для исключения заявителя из списка учета нуждающихся в жилых помещениях, были. После исключения у заявителя возникло право состоять на учете в списках как малоимущий. Шагиахметов М.З. мог при наличии льгот после вынесения решения жилищно-бытовой комиссией ФКУ ИК-5, обратиться в Администрацию муниципального образования « Город Орск» с заявлением о включении его в состав участников программы « Жилище 2011-2015», но он этого не сделал до настоящего времени. Ничто не мешало заявителю это сделать, возможность не утрачена и до настоящего времени.

Кроме того, как пояснил сам заявитель, об издании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, он узнал в ДД.ММ.ГГГГ. Ст.256 ГПК РФ установлены сроки обращения в суд за защитой нарушенных прав, которые оставляют 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. Поскольку заявителем пропущен срок обращения в суд, это является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Уважительных причин пропуска срока не представлено. Считает, что необходимо применить срок давности обращения в суд, предусмотренный ст.256 ГПК РФ.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что в удовлетворении заявления должно быть отказано по следующим основаниям.

В силу ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных отношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы ( п.1 ст.254 ГПК РФ)

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности ( ст.255 ГПК РФ).

Судом установлено, что Шагиахметов М.З. ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно-штатными мероприятиями досрочно уволен из вооруженных сил РФ ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в администрации муниципального образования « Город Горск», как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. При увольнении из Вооруженных сил в ДД.ММ.ГГГГ получил право на получение жилищного сертификата. В ДД.ММ.ГГГГ поступил на службу в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ.

Администрацией муниципального образования « Город Орск» отказано в выдаче жилищного сертификата в связи с прохождением службы в органах УИС Минюста РФ. Распоряжением главы города Орска -р от ДД.ММ.ГГГГ Шагиахметов М.З. исключен из списка учета нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, подпункт«а» п. 26 Постановления Правительства РФ № 1054 от 6 сентября 1998 года.

Согласно ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как видно из заявления Шагиахметова М.З., пояснений в судебном заседании его и его представителя, заявитель узнал о нарушенном праве в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его обращением за разъяснениями причин отказа к депутату местного Совета депутатов трудящихся.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.

Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Уважительных причин пропуска срока обращения в суд ( болезнь, нахождение в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи) заявителем суду не представлено, о восстановлении пропуска срока обращения в суд не заявлено. Кроме того, заявитель и его представитель полагают, что срок обращения в суд не пропущен, поскольку данным распоряжением вторично нарушено право Шагиахметова М.З. на получение жилья. Однако при этом обжалуют не письменный отказ Администрации муниципального образования «Город Орск», полученный Шагиахметовым ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на указанное Распоряжение, а именно Распоряжение Администрации муниципального образования « Город Орск» от ДД.ММ.ГГГГ.

Пропуск срока давности обращения в суд за защитой нарушенных прав и свобод в результате решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В случае пропуска срока обращения в суд принудительная (судебная) защита прав заявителя независимо от того, было ли в действительности нарушение его прав, невозможна.

Исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в требовании именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Таким образом, судом установлено, что заявитель пропустил срок, предусмотренный для обжалования решений органа местного самоуправления, предусмотренный главой 25 ГПК РФ. От заявителя и его представителя ходатайств о восстановлении пропущенного срока в ходе судебного разбирательства не поступило.

Каких-либо уважительных причин пропуска трехмесячного срока обжалования заявитель суду не указал. Следовательно, на основании п. 2 ст. 256 ГПК РФ в удовлетворении заявления должно быть отказано.

Обжалуемое заявителем Распоряжение Администрации муниципального образования « Город Орск» издано ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, заявление в порядке главы 25 ГПК РФ об отмене указанного Распоряжения и восстановлении нарушенных прав могло быть подано в суд до ДД.ММ.ГГГГ. С настоящим заявлением Шагиахметов М.З. обратился ДД.ММ.ГГГГ, лишь спустя 5 лет после издания распоряжения и момента когда узнал о нарушенном праве.

Доводы представителя заявителя о том, что данным Распоряжением было вторично нарушено право заявителя на участие в программе « Жилье 2011-2015» суд считает необоснованными, поскольку фактически обжалуется Распоряжение органа местного самоуправления от 14 сентября 2005 года ( л.д.24), но не письмо органа местного самоуправления от 15 июля 2011 года с разъяснениями причин снятия с учета как гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий ( л.д.7).

Анализируя изложенное, суд пришел к выводу о том, что заявление Шагиахметова М.З. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении заявления Шагиахметова М.З. к Администрации муниципального образования « Город Орск» об отмене Распоряжения Администрации муниципального образования « Город Орск» от ДД.ММ.ГГГГ « Об исключении граждан из списка нуждающихся в жилых помещениях», восстановлении на учете лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Орска Оренбургской области в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения- 22 августа 2011 года.

Судья Н.А.Гук