Дело № 2 – 2624/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 августа 2011 года г.Орск Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Шошолиной Е.В., с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Орска Батыргалиевой С.Р., при секретаре Челнаковой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Орска к муниципальному образовательному автономному учреждению «Г.» о признании незаконным бездействие, обязании устранить нарушения закона, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г. Орска обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что в порядке надзора проведена проверка в МОАУ «Г.», в ходе которой выявлены нарушения законодательства в части доступности общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. По результатам проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства доступности общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов установлено, что требования закона, а именно ст. 15 Закона РФ от 24.11.1995 г. № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, не выполняются. Установлено, что в образовательном учреждении отсутствует специальное оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, а именно – пандус. Выявленные нарушения отражены в акте проверки, где имеется подпись директора учреждения Еременко О.В. Таким образом, отсутствие беспрепятственного доступа в помещение МОАУ «Г. нарушает право детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на получение общего образования. Просит суд признать незаконным бездействие директора МОАУ «Г.» Еременко О.В., выразившееся в несоблюдении требований законодательства в части доступности общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов; обязать директора МОАУ «Г.» Еременко О.В. устранить указанные нарушения закона путем установки специального оборудования - пандуса для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. Ст. помощник прокурора Ленинского района г. Орска Батыргалиева С.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям. Представитель ответчика - директор МОАУ «Г.» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен был надлежащим образом, причина неявки суду не известна. При обсуждении вопроса о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, извещенных должным образом о судебном заседании, следует иметь в виду правовую позицию, высказанную по этому поводу Европейским судом по правам человека. Европейский суд отметил, что право на справедливое и публичное судебное разбирательство, гарантированное п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признается нарушенным, если сторона дела не была проинформирована о судебном заседании с таким расчетом, чтобы иметь возможность явиться на него, если бы ею было принято решение воспользоваться правом участвовать в судебном заседании, гарантируемым национальным законодательством (см., напр., Постановление Европейского суда по правам человека от 15 марта 2005 г. по делу Яковлев против Российской Федерации <1>). Как следует из материалов дела, в адрес ответчика судом направлялось судебное извещение о явке в судебное заседание, которое получено им ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением. Следовательно, у ответчика было достаточно времени, предпринять меры для явки в судебное заседание. В связи с тем, что ответчик не явился в судебное заседание, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте слушания дела надлежащим образом, не представившего доказательств, подтверждающих уважительность неявки. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1, 3, 4 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Положениями той же нормы установлено, что планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Сводом правил по проектированию и строительству "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", строительными норма и правилами СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001, предусмотрена необходимость создания пандусов и поручней к опорным стационарным устройствам по ГОСТу. В нарушение требований закона установлено, что в помещении здания МОАУ «Г.» условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности, беспрепятственного доступа в здание школы, не созданы. Как следует из акта проверки, Прокуратурой Ленинского района г. Орска Федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения требований ФЗ «О социальной защите инвалидов», на момент проверки установлено, что вход в учреждение не обеспечен приспособлениями для инвалидов. Таким образом, директором МОАУ «Г.» надлежащим образом не исполняются требования действующего законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) к объектам социальной инфраструктуры. Бездействие директора МОАУ «Г.» нарушает права и свободы отдельных категорий граждан, для которых государством установлены дополнительные повышенные меры социальной защиты. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что отсутствие указанных приспособлений, а именно пандуса в здании МОАУ «Г.» препятствует пользованию инвалидами указанным объектом, в связи, с чем требования прокурора являются обоснованными. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска к муниципальному образовательному автономному учреждению «Г.» о признании незаконным бездействие, обязании устранить нарушения закона – удовлетворить. Признать незаконным бездействие директора муниципального образовательного автономного учреждения «Г.» Еременко О.В., выразившееся в несоблюдении требований законодательства в части доступности общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. Обязать директора муниципального образовательного автономного учреждения «Г.» Еременко О.В. устранить нарушения закона путем установки специального оборудования - пандуса для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья: