Дело № 2-2599/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 августа 2011 года город Орск Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Гук Н.А., с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Орска Батыргилевой С.Р., при секретаре Лабуревой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к МОУ о признании незаконным бездействия в несоблюдении требований законодательства в части доступности общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидов, обязании устранить нарушения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г.Орска Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МОУ о признании незаконным бездействия исполняющего обязанности директора МОУ ... Новиковой Т.А. выразившегося в несоблюдении требований законодательства в части доступности общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов; обязать и.о. директора МОУ ... Новикову Т.А. устранить указанные нарушения закона путем установки специального оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов - пандуса. В обоснование иска указал, что прокуратурой Ленинского района города Орска в порядке надзора проведена проверка в МОУ .., в ходе которой, выявлены нарушения законодательства в части доступности общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. В соответствии с требованиями ст. 15 Закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Это пассажирский транспорт, коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга и т.д. Деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан. Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места". Согласно ч.4 ст.и ст.15 Закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», в случаях, когда действующий объект полностью приспособить для нужд инвалидов невозможно, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Вместе с тем, по результатам проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства доступности общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, установлено, что администрацией МОУ .. данные требования закона не выполняются. Так, в ходе проверки, установлено, что в образовательном учреждении отсутствует специальное оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, а именно- пандус. Выявленные нарушения отражены в акте проверки, где имеется подпись заместителя директора учреждения -И.. Таким образом, отсутствие беспрепятственного доступа в помещение МОУ .. нарушает право детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на получение общего образования. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В указанном случае круг лиц, в защиту прав и интересов которых прокурор обращается в суд, является неопределенным, поскольку численность работников, учащихся, а также лиц имеющих доступ в помещение — величина непостоянная. В судебном заседании представитель истца- старший помощник прокурора Ленинского района г.Орска Батыргалиева С.Р.исковые требования уточнила по п.2 заявленных требований, а именно: просила установить срок для устранения нарушений- до ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала в полном объеме. Ссылки ответчика на принятие мер не подтверждены документально, договор между ООО ... и МОУ ... не представлен. Представитель ответчика- временно исполняющая обязанности директора МОУ ... Исаева Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что при получении акта ею было дано пояснение, что в срок до конца летнего периода нарушение будет устранено. В течение всего времени искали подрядчиков, обращались в несколько организаций по устранению замечаний. Так как пандус строится по определенным нормам уклона длины – две организации им отказали. На сегодняшний день обратились в ООО ... которые готовят документы на постройку пандуса и обязуются до ДД.ММ.ГГГГ его установить. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района города Орска в порядке надзора проведена проверка в МОУ ..., в ходе которой, выявлены нарушения законодательства в части доступности общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. В силу ст. 15 Закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Социальной инфраструктурой является созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта, и представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Это пассажирский транспорт, коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга и т.д. Деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан. Согласно ст. 3 Конвенции о правах инвалидов, принципами настоящей Конвенции являются в том числе, уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; недискриминация; полное и эффективное вовлечение и включение в общество; уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенство возможностей; доступность. В силу ст. 9 Конвенции, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, необходимо принять меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. Согласно ч. 4 ст. 15 Закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», в случаях, когда действующий объект нельзя полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Как следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства доступности общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, администрацией МОУ ... данные требования закона не выполняются. Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, видно, что в образовательном учреждении отсутствует специальное оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, а именно- пандус, имеется подпись заместителя директора учреждения -И.. Таким образом, отсутствие беспрепятственного доступа в помещение МОУ ... нарушает право детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на получение общего образования. Проверка проведена надлежащими должностными лицами в пределах полномочий в присутствии представителя ответчика. Поскольку до момента рассмотрения дела выявленные нарушения не устранены, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к МОУ о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения, удовлетворить. Признать незаконным бездействие исполняющего обязанности директора МОУ.. Новиковой Т.А., выразившееся в несоблюдении требований законодательства в части доступности общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов- в отсутствии специального оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов - пандуса. Обязать исполняющего обязанности директора МОУ.. Новикову Т.А. устранить нарушения требований законодательства в части доступности общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, путем установки специального оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, - пандуса в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Орска в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме- 22 августа 2011 года. Судья: Гук Н.А.