Дело № 2-2350/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 августа 2011 года г. Орск Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе: председательствующего судьи Журавской С. А., при секретаре Кифоренко А. Н., с участием: старшего помощника прокурора Ленинского района г. Орска Батыргалиевой С. Р. представителей ответчиков: Администрации г. Орска - Курманчук С. С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, МУП Ц. - Улановой А. А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО Л. - Улановой А. А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации <адрес>, МУП Ц. ООО Л. о признании бездействия незаконным, обязании устранить выявленные нарушения, возложении обязанности по финансированию, У С Т А Н О В И Л Прокурор Ленинского района г. Орска Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации <адрес> и МУП Ц. администрации <адрес>, в котором просил признать незаконным бездействия по устранению нарушений Правил пожарной безопасности в общежитии по <адрес>, обязать ответчиков устранить выявленные нарушения пожарной безопасности в вышеуказанном общежитии, возложить на администрацию <адрес> обязанности по финансированию деятельности МУП Ц. для выполнения соответствующих мероприятий в общежитии по <адрес>. В обоснование своих требований прокурор указал, что проверкой, проведенной прокуратурой <адрес> совместно с Отделом <данные изъяты>, в деятельности администрации <адрес> выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. В нарушение требований п.10 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления не обеспечены первичные меры пожарной безопасности в границах городского округа. Решением Орского городского Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень мероприятий по реализации полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории <адрес>, которым предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Постановлением Администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории МО «Город Орск», в котором в соответствии с п. <данные изъяты> предусмотрено содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. На основании решения Орского городского Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости - общежитие общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой-<данные изъяты> кв.м. по <адрес> в <адрес> включен в перечень жилого недвижимого имущества <адрес> под №. На основании распоряжения администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> с последующей передачей на баланс и обслуживание МУП Ц. дом по <адрес> в <адрес> передан на баланс и обслуживание МУП Ц. администрации <адрес>. Согласно Договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ управляющей организацией данного жилого объекта является ООО Л. В ходе проверки установлено, что противопожарное состояние в общежитии по <адрес> в <адрес> не отвечает требованиям Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года (ППБ 01-03), Строительным нормам и правилам: СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», введенных в действие с 01.01.1998 года Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 года № 18-7; Строительным нормам и правилам СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 26.01.1999 года № 4; Нормам пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НБП 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 315, п.7. Так, в помещениях общежития отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением ППБ 01-03 п.3; НПБ 110-03 табл.1 п.6.1. В нарушение требований ППБ 01-03 п.п.3,53; СНиП 21-00001-97 п.5.19 табл.4; п.6.25, предел огнестойкости несущих элементов всех лестничных маршей и площадок в здании эксплуатируется с пределом огнестойкости менее R60. На первом и втором этажах здания общежития эксплуатируется отделка на путях эвакуации, выполненная из горючих материалов (линолеум на полу). На окнах первого этажа эксплуатируются глухие металлические решетки, что не соответствует требованиям п.40 ППБ 01-03. В нарушение требований п.90 ППБ 01-03; п. 91 СНиП 2.04.01-85 п. 6.13, в здании общежития пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не оборудованы шкафами для хранения первичных средств пожаротушения и рукавов со стволами в соответствии с ГОСТ. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода в здании эксплуатируются не укомплектованными рукавами и стволами. Пожарные рукава должны быть присоединены к пожарному крану. На фасаде здания отсутствует соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий) по направлению к пожарному гидранту. Отсутствуют выполненные в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2009 планы эвакуации людей при пожаре на первом и втором этажах в здании общежития, что является нарушением п.16 ППБ 01-03. Вопреки требованиям ППБ 01-03 п.3,44; СНиП 21.01.-97 п.8.4 люки, ведущие в чердачное помещение, эксплуатируются с пределом огнестойкости менее EI 30. В нарушение требований ППБ 01-03 п.108 прил.3 помещения общежития не укомплектованы первичными средствами пожаротушения. Деревянные конструкции чердачного помещения общежития на обработаны огнезащитным составом, что является нарушением ППБ 01-03 п. 3,36; СНиП 11-26-76 п.3,13. Таким образом, в нарушение требований ст. 210 ГК РФ, администрация <адрес> как собственник жилого недвижимого имущества - общежития по <адрес> в <адрес>, не выполняет требования ППБ, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, проживающих в вышеуказанном общежитии. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечено ООО Л. Прокурором неоднократно уточнялись исковые требования в связи с частичным исполнением ответчиками заявленных требований о нарушении Правил пожарной безопасности. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят частичный отказ прокурора от иска в части укомплектовки помещения общежития первичными средствами пожаротушения, поскольку, данное требование исполнено ответчиками, производство по делу в этой части прекращено. В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Орска Батыргалиева С. Р. исковые требования поддержала, просила: - признать незаконным бездействия Администрации <адрес> и МУП Ц. по устранению нарушений Правил пожарной безопасности в общежитии по <адрес>, - возложить на Администрацию <адрес> обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести финансирование деятельности МУП Ц. по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности в общежитии по <адрес> в <адрес>, а именно: установить автоматическую установку пожарной сигнализации, в помещениях общежития установить систему оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, привести в соответствие предел огнестойкости несущих элементов всех лестничных маршей и площадок в здании, привести в соответствие на первом и втором этажах здания отделку на путях эвакуации, демонтировать на окнах первого этажа глухие металлические решетки, привести в соответствие люки, ведущие в чердачное помещение, деревянные конструкции чердачного помещения общежития обработать огнезащитным составом, - обязать МУП Ц. администрации <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные вышеперечисленные нарушения пожарной безопасности в вышеуказанном общежитии. Обоснование исковых требований оставила прежним. Представитель ответчика Администрации <адрес> – Курманчук С. С., действующий на основании доверенности, полномочия которого проверены в суде, исковые требования не признал в полном объеме, поддержал доводы письменного отзыва, в котором указано, что на основании распоряжения администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, дом по <адрес> в <адрес> передан на баланс и обслуживание МУП Ц.». Согласно п.1.1 Договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО Л. и МУП Ц., ООО Л. принимает на себя обязательства совершить от имени Собственника <данные изъяты> все необходимые юридические и фактические действия по управлению, содержанию, технической эксплуатации и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Следовательно, дом по <адрес> не является общежитием, к нему не применяются правила пожарной безопасности, установленные для общежития. В соответствие с п.п. «е» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности. Следовательно, обеспечение и соблюдение мер пожарной безопасности должно осуществляться ООО Л. Кроме того, в соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. С учетом изложенного, полагает, что является ненадлежащим ответчиком по вышеуказанному иску, в связи с чем, в его удовлетворении необходимо отказать. Представитель МУП Ц. администрации <адрес>, ООО Л. - Уланова А. А., действующая на основании доверенностей, полномочия которой проверены в суде, исковые требования к ответчикам, которых она представляет, не признала. В то же время, требования, заявленные к Администрации <адрес> считала обоснованными. Поддержала доводы письменного отзыва, из которого следует, что устранить нарушения ППБ, выявленные в ходе проверки, не представляется возможным, так как собранных средств с жильцов <адрес> в <адрес> недостаточно для его содержания и обслуживания, затраты по содержанию дома намного превышают фактическую сумму оплаты за жилищно-коммунальные услуги жильцами дома. Следовательно, ООО Л. вынужден производить ремонт вышеуказанного дома за счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, поступивших от населения обслуживаемого жилищного фонда в целом. Исполнение предписаний <данные изъяты> подразумевает нецелевое расходование бюджетных средств. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу. В силу п.10. ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Согласно ст.1 ФЗ «О пожарной безопасности», под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Документами по пожарной безопасности являются стандарты, нормы, правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (ст. 20). Решением Орского городского Совета депутатов № 52-888 от 02.06.2009 года утвержден перечень мероприятий по реализации полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории города Орска, которым предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по разработке и осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Постановлением Администрации г. Орска № 6762-п от 10.12.2009 года утверждено Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории МО «Город Орск», в котором в соответствии с п. 4.2.4 предусмотрено содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Факт нарушений Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года (ППБ 01-03), Строительных норм и правил: СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», введенных в действие с 01.01.1998 года Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 года № 18-7; Строительных норм и правил СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 26.01.1999 года № 4; Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НБП 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 315, п.7, в здании по <адрес> в <адрес> нашел свое подтверждение в судебном заседании письмом <данные изъяты> в адрес прокурора Ленинского района г. Орска, и не оспаривался сторонами в судебном заседании. На основании ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии со ст. 3 вышеуказанного ФЗ, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. Как установлено по делу, на основании решения Орского городского Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости - общежитие по <адрес> включен в перечень жилого недвижимого имущества <адрес> под № На основании распоряжения Администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты> дом по <адрес> в <адрес> передан на баланс и обслуживание МУП Ц. администрации <адрес>. Вместе с тем суду не представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие, что здание по <адрес> в <адрес> утратило статус общежития. По данным архива Г. за Администрацией <адрес> числится муниципальная собственность на основании Перечня жилого недвижимого муниципального имущества <адрес>, утв. решением № от ДД.ММ.ГГГГ Сведениями о регистрации права собственности на указанный объект <данные изъяты> не располагает. Утверждения представителя администрации о том, что статус данного жилого дома изменен, ничем не подтверждены в судебном заседании и оцениваются судом критически. Согласно Договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ управляющей организацией данного жилого объекта является ООО Л. В силу п.1.1 Договора ООО Л. взяло на себя обязательства совершать от имени собственника все необходимые юридические и фактические действия по управлению, содержанию, технической эксплуатации и ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес>. В п. ДД.ММ.ГГГГ указано, что, ООО Л. следит за соблюдением требований ГОСТов, СНиПов, СанПиНов. В частности. СНиП 21-01-97 включает Правила пожарной безопасности зданий и сооружений. В приложении № к договору имеется ссылка на то, что управляющая компания должна своевременно выявлять угрозу безопасности жизни и здоровью граждан. Согласно Выписке из ЕГРЮЛ, ООО Л. является юридическим лицом. Основной вид деятельности – управление недвижимым имуществом. Из указанного следует, что, обеспечение и соблюдение мер пожарной безопасности должно осуществляться ООО Л. Согласно приложению к Перечню зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утв. приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, здание общежития подлежит защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. В соответствии с п. 102 Правил пожарной безопасности в РФ (ПББ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 4.1 таблица №, Приказ МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружения» (НПБ 104-03), системы оповещения людей о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию или выборочно в отдельной его части. В чердаках зданий следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна. Люк, ведущий в чердачное помещение эксплуатируется с пределом огнестойкости менее Е1 (п. 3 Правил, п. 8.4 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97). Нарушение огнезащитных покрытий, строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться (п. 36 Правил). В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества. При этом в п. 2 указанной статьи определено, что собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом. Суд учитывает, что по делу установлен тот факт, что здание по <адрес> имеет статус общежития, а не многоквартирного дома. При этом, собственник передал обязанность по содержанию имущества, в том числе, по обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности, ООО Л. который и должен устранять выявленные нарушения. Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, ели указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации <адрес>, МУП Ц. администрации <адрес>, ООО Л. о признании бездействия незаконным, обязании устранить выявленные нарушения, возложении обязанности по финансированию, удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Администрации <адрес> и ООО Л. по устранению выявленных нарушений Правил пожарной безопасности в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>. Обязать ООО Л. в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения Правил пожарной безопасности в общежитии по адресу <адрес>, а именно: - установить автоматическую установку пожарной сигнализации, - в помещениях общежития установить систему оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, - привести в соответствие предел огнестойкости несущих элементов всех лестничных маршей и площадок в здании, - привести в соответствие на первом и втором этажах здания отделку на путях эвакуации, - демонтировать на окнах первого этажа глухие металлические решетки, - привести в соответствие люки, ведущие в чердачное помещение, - деревянные конструкции чердачного помещения общежития обработать огнезащитным составом. Возложить на Администрацию <адрес> обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести финансирование деятельности ООО Л. для выполнения соответствующих мероприятий по устранению нарушений Правил пожарной безопасности в общежитии по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд <адрес>, в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Журавская С. А. Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ. Судья Журавская С. А.