Дело № 2-2793/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2011 года город Орск
Ленинский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Гук Н.А.,
с участием прокурора- старшего помощника прокурора Ленинского района г. Орска Батыргалиевой С.Р.,
при секретаре Никулиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Переселкова В.В. к Управлению .. об индексации и взыскании сумм в возмещение вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Переселков В.В. обратился в суд с указанным иском к Управлению .. в обоснование требований указал, что является <данные изъяты>, получившим вред здоровью в результате ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с действующим законодательством ему установлена, в том числе ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью, которая ежегодно индексируются УСЗН района г. Орска исходя из роста уровня инфляции. Поскольку ответчиком неверно производится индексация ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, т.е. исходя из индекса инфляции, а не с учетом величины прожиточного минимума, просил проиндексировать ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью: за период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из коэффициента МРОТ в ДД.ММ.ГГГГ (1,515); за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из прожиточного минимума (1,25; 1,62; 1,15); за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1,11, 1,09, 1,08, 1,105, 1,13, 1,1, 1,065) в соответствии с коэффициентами инфляции, установленными Постановлением Правительства РФ; взыскать с УСЗН Ленинского района г. Орска за счет средств федерального бюджета в его пользу, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> с последующей индексацией в соответствии с коэффициентами инфляции, установленными Постановлением Правительства РФ; взыскать с УСЗН Ленинского района г.Орска за счет средств федерального бюджета в его пользу задолженность по выплатам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
Истец Переселков В.В.в судебное заседание истец не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Представитель истца Аманкулова Э.Б. ( доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась.
Представитель УСЗН Ленинского района г.Орска Вельмишова С.И. ( доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования признала частично.
Суду пояснила, что Переселковым В.В. неверно произведен расчет суммы задолженности недополученных сумм возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
Истец производит индексацию твердой денежной суммы (<данные изъяты>.) с учетом роста минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ на МРОТ= 1,515. Применяя к новому порядку возмещения вреда здоровью, причиненному катастрофой на Чернобыльской АЭС (к твердым суммам), старые механизмы индексации, которые применялись к выплачиваемым денежным суммам в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности.
Истец основывает свои требования на части 3 ст.5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995года № 179-ФЗ) государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации, суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
С 15 февраля 2001года введен в действие ФЗ от 12 февраля 2001года №5 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5- ФЗ, гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлено право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или ранее установленную денежную компенсацию, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Истец использовал свое право выбора, добровольно избрал для себя новый порядок выплаты компенсации по возмещению вреда здоровью, перейдя в ДД.ММ.ГГГГ на получение ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме (заявление Переселкова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ).
Так как Переселков В.В. с ДД.ММ.ГГГГ переведен на компенсацию в возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме <данные изъяты>., то этот размер возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ индексации не подлежит.
С принятием Федерального закона N 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года порядок определения сумм возмещения вреда и порядок их индексации изменился, т.к. законодатель перестал отождествлять возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, с возмещением вреда, причиненного в связи с трудовыми отношениями.
Федеральным, законом от 12 февраля 2001года №5 (ч.3 ст.2) предусмотрено ежегодное повышение ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.
Данная норма Постановлением Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П признана не противоречащей Конституции РФ.
Конституционно-правовая природа института минимального размера оплаты труда, согласно ст.7(ч.2) и 37 (ч.3) Конституции РФ, предполагает установление того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей. Придание минимальному размеру оплаты труда более широких функций (в том числе использование его в качестве норматива при расчетах платежей в сферах, не связанных с трудовыми отношениями) не согласуется с конституционно-правовой природой этого института.
Отказавшись от использования минимального размера оплаты труда как критерия исчисления и индексации сумм возмещения вреда гражданам, пострадавшим в результате Чернобыльской АЭС, законодатель освободил его от выполнения не свойственной ему функции (п. 5.1. Постановления Конституционного суда №11-П).
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ выплачиваемая истцу сумма в возмещение вреда здоровью подлежит индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума.
У истца возникло право на индексацию по прожиточному минимуму с ДД.ММ.ГГГГ. Однако Федеральный закон от 12.02.2001года №5, а также п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000г. №35 (с изменениями от 05.04.2005г., 11.05.2007г.) предусматривают только ежегодную индексацию, из чего следует, что первая индексация твердых сумм по прожиточному минимуму должна производиться не ранее 01 января 2002года на коэффициент 1,25.
Таким образом, индексация назначенных истцу ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью в ином порядке являются неверной, основанной на неправильном толковании норм материального права, поскольку на момент обращения Переселкова В.В. с настоящим иском законодателем установлен порядок индексации указанных сумм, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно.
Просит исковые требования Переселкова В.В. об индексации и взыскании сумм в возмещение вреда здоровью удовлетворить частично в сумме <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в индексации твердых сумм с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ отказать; назначить ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело, заслушав заключение прокурора Батыргалиевой С.Р., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, истец с ДД.ММ.ГГГГ является <данные изъяты> вследствие увечья, связанного с ликвидацией аварии на ЧАЭС, получает ежемесячную выплату в возмещение вреда здоровью.
Ст. 42 Конституции РФ гарантирует каждому право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью экологическими нарушениями.
В соответствии с п.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с п. 1 ст. 1091 ГК РФ суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке.
В силу ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и так далее).
Ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений законом от 12.02.2001 № 5-ФЗ и ст. 1 действовавшего в тот период Закона РСФСР от 24.10.1991 г. № 1799-1 допускали возможность индексации суммы возмещения вреда здоровью и иных выплат с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст. 1 Федерального закона № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Порядок индексации впоследствии был изменен законодателем.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального Закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" суммы ежемесячных размер выплат по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы (в ред. от 24.11.1995 г.), подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
В силу абз. 2 п. 5.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их индексации в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте РФ, ориентируясь при этом на стоимость потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти до внесения изменений в действующее законодательство.
Такой порядок индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотрен и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05 апреля 2005 г. № 7 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000г № 35"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Федеральным законом от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ внесены изменения в статью 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которым размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими Федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовой год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ размеры выплат индексируются с 19.06.2002 г.
По запросу Верховного Суда РФ о соответствии Конституции РФ нормативных положений указанного Федерального закона Конституционный суд РФ вынес определение от 04.10.2005 года № 364-О. Взаимосвязанные положения статьи 1, пункта 3 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - по их конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем определении в соответствии с правовыми позициями, выраженными в ранее принятых решениях Конституционного Суда РФ, - не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19.06.2002 года по 29.05.2004года - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры выплаты были установлены на основании судебных решений. В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода- размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действующим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте РФ), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.
Коэффициент роста МРОТ в 2001 году составляет 1,515.
Индекс роста величины прожиточного минимума в Оренбургской области составил на: 1 января 2002 - 1,25; 1 января 2003 - 1,62; 1 января 2004 - 1,15.
Уровень инфляции за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установленный Правительством РФ, соответственно составил 1.11; 1,09; 1.08; 1,105; 1,13; 1,1; 1 065.
Применение ответчиком порядка индексации компенсационной выплаты в соответствии с уровнем инфляции привело к уменьшению размера выплат, полагающихся истцу.
С учетом благоприятного для истца критерия индексации, назначенная ему к выплате ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит индексации исходя из МРОТ в 2001, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из роста прожиточного минимума для пенсионеров Оренбургской области, далее - исходя из коэффициента инфляции, установленного Правительством РФ.
Сумма ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью, назначенной истцу, подлежит индексации в следующем порядке.
2001 год ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
за 2002 год К=1,25 (индекс роста величины прожиточного минимума в Оренбургской области)
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В 2003 году К=1,62 (индекс роста величины прожиточного минимума в Оренбургской области)
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В 2004 году К= 1,15 (индекс роста величины прожиточного минимума в Оренбургской области)
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В 2005 году К = 1,11 (уровень инфляции, установленный Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007г. №143)
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В 2006 году К = 1,09 (уровень инфляции, установленный Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007г. №143)
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В 2007 году К = 1,08 (уровень инфляции, установленный Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007года. № 171)
<данные изъяты>
В 2008 году К = 1,105 (уровень инфляции, установленный Постановлением Правительства РФ от 17.03.2008года №181)
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В 2009 году К = 1,13 (уровень инфляции, установленный Постановлением Правительства РФ от 07.07.2009года № 545)
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В 2010 году К= 1,1 (уровень инфляции, установленный Постановлением Правительства РФ 07.07.2009г. № 545)
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
В 2011 году К= 1,065 (уровень инфляции, установленный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010года №1079)
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Итого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общая сумма недоплаты составила: <данные изъяты>
Факт роста инфляции в стране признается судом общеизвестным и в силу ст.61 ГПК РФ не нуждается в доказывании.
УСЗН Ленинского района г. Орска Оренбургской области является тем органом, с которого и должны взыскиваться в пользу истца суммы задолженности и текущих платежей по выплатам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Указанная выше сумма- <данные изъяты> подлежит взысканию с ответчика единовременно за счет средств федерального бюджета, а начиная с ДД.ММ.ГГГГ суд считает необходимым обязать ответчика выплачивать в пользу истца ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в сумме <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Переселкова В.В. к Управлению .. об индексации и взыскании сумм в возмещение вреда здоровью, удовлетворить.
Взыскать с Управления .. за счет средств федерального бюджета в пользу Переселкова В.В. задолженность по выплатам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>,
Взыскивать с Управления .. за счет средств федерального бюджета в пользу Переселкова В.В., начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> с последующей индексацией в соответствии с коэффициентами инфляции, установленными Правительством Российской Федерации,
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения- 02 ноября 2011 года.
Судья: Гук Н.А.