Дело № 2-2814/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 октября 2011 года город Орск Ленинский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Гук Н.А., с участием прокурора- старшего помощника прокурора Ленинского района г.Орска Батыргалиевой С.Р., при секретаре Никулиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сакина В.В. к Управлению ... об индексации и взыскании сумм в возмещение вреда здоровью, УСТАНОВИЛ: Сакин В.В. обратился в суд с указанным иском к Управлению ..., в обоснование требований указал, что является <данные изъяты> в результате ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В соответствии с действующим законодательством ему установлена, в том числе ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью, которая ежегодно индексируются УСЗН Советского района г. Орска исходя из роста уровня инфляции. Поскольку ответчиком неверно производится индексация ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, т.е. исходя из индекса инфляции, а не с учетом величины прожиточного минимума, просил проиндексировать ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из коэффициента МРОТ в 2001году (1,515); за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из прожиточного минимума (1,25; 1,62; 1,15); за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1,11, 1,09, 1,08, 1,105, 1,13, 1,1, 1,065) в соответствии с коэффициентами инфляции, установленными Постановлением Правительства РФ; взыскать с УСЗН Ленинского района г. Орска за счет средств федерального бюджета в его пользу, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> с последующей индексацией в соответствии с коэффициентами инфляции, установленными Постановлением Правительства РФ; взыскать с УСЗН Ленинского района г.Орска за счет средств федерального бюджета в его пользу задолженность по выплатам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, а именно: в связи с неверно произведенным им расчетом по задолженности сумм возмещения вреда здоровью за 2002, 2003 г.г., просил проиндексировать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из коэффициента МРОТ в 2001году (1,515); за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из прожиточного минимума (1,25; 1,62; 1,15); за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1,11, 1,09, 1,08, 1,105, 1,13, 1,1, 1,065) в соответствии с коэффициентами инфляции, установленными Постановлением Правительства РФ; взыскать с УСЗН Ленинского района г. Орска за счет средств федерального бюджета в его пользу, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> с последующей индексацией в соответствии с коэффициентами инфляции, установленными Постановлением Правительства РФ; взыскать с УСЗН Ленинского района г.Орска за счет средств федерального бюджета в его пользу задолженность по выплатам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. Истец Сакин В.В.в судебное заседание истец не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал. Представитель истца Аманкулова Э.Б. ( доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ поддержала исковые требования в полном объеме. Представители УСЗН Ленинского района г.Орска Вельмишова С.И. ( доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ), Тайлакова М.Е. ( доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования признали частично. Суду пояснили, что доводы, изложенные в заявлении Сакина В, В. необоснованны. Сакину В.В. установлена первично <данные изъяты> -ДД.ММ.ГГГГ, заболевание связано с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС. В соответствии с Федеральным законом № 180-ФЗ от 24.11.1995года ему назначена компенсационная сумма возмещения вреда по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. Истец использовал свое право выбора и добровольно избрал для себя новый порядок выплаты компенсации по возмещению вреда, перейдя в 2001 году на получение ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме (заявление от 27 марта 2001года). Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы, до ДД.ММ.ГГГГ определялись пунктом 25 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ), в соответствии с которой инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательстве Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Со вступлением в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», порядок определения сумм возмещения вреда изменился, установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в зависимости от полученной группы инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года 5-ФЗ, гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлено право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или ранее установленную ежемесячную денежную компенсацию, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Как следует из материалов дела /компенсации возмещения вреда (ЧАЭС)/ - Сакин В. В. не оспаривал переход на твердую денежную сумму в зависимости от группы инвалидности, с указанного времени и по настоящее время ему выплата ежемесячной денежной компенсации производится в твердой денежной сумме, а не из заработка. Следовательно, перерасчет в ином порядке назначенных истцу в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, не может быть признан законным. В соответствии со ст.2 ФЗ №5 от 12 февраля 2001года о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размер вышеназванных выплат ежегодно должен был повышаться пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ, взамен росту МРОТ. Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 19 июня 2002 года №11-11 «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции от 24.11.1995года и от 12.02.2001года) признал не противоречащими Конституции Российской Федерации п.10 ч. первой ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 07.08.200г.), ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 12.02.2001года), части третьей статьи 2 ФЗ от 12.02.2001года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статей 3 и 4 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в части перехода на новый способ исчисления размеров денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и новый критерий индексации сумм возмещения вреда- пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда, исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по РФ, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. Впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. (Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. №11-П) Согласно ст. 80 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» Правительству РФ в порядке исполнения настоящего Постановления не позднее трех месяцев надлежит внести в Государственную Думу проект соответствующего федерального закона, а Государственной Думе - рассмотреть его во внеочередном порядке. В соответствии с ч.3 ст,2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, и, принимая во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума производится только по истечение данного календарного года, т.е. с января 2002 года. (Определение Верховного Суда Российской Федерации № 47-В05-10 от 26.12.2005года) Согласно ФЗ от 26.04.2004г. №31-Ф3 «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с измен, от 22.08.2004г.). (Статья 3. индексируются с 19 июня 2002 года, исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ от 30.12.2001г. №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002год» и ФЗ от 24.12.2002г. №176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003год», в порядке, определяемом Правительством РФ. Выплата гражданам недополученных сумм за 2002-2004 годы производится в течение 2005-2006 годов. Порядок и условия возврата недополученных сумм определяются Правительством РФ). Таким образом, к расчету задолженности истца следует отнестись критически. Ответчиком представлен контррасчет индексации и взыскании сумм возмещения вреда здоровью, согласно которому сумма доплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>. Полагают, что требования подлежат удовлетворению в данной части в размере <данные изъяты>. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев личное дело, заслушав заключение прокурора Батыргалиевой С.Р., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам. Как видно из материалов дела, истец с ДД.ММ.ГГГГ является <данные изъяты> вследствие увечья, связанного с ликвидацией аварии на ЧАЭС, получает ежемесячную выплату в возмещение вреда здоровью. Ст. 42 Конституции РФ гарантирует каждому право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью экологическими нарушениями. В соответствии с п.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В соответствии с п. 1 ст. 1091 ГК РФ суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке. В силу ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и так далее). Ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений законом от 12.02.2001 № 5-ФЗ и ст. 1 действовавшего в тот период Закона РСФСР от 24.10.1991 г. № 1799-1 допускали возможность индексации суммы возмещения вреда здоровью и иных выплат с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст. 1 Федерального закона № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Порядок индексации впоследствии был изменен законодателем. Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального Закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" суммы ежемесячных размер выплат по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы (в ред. от 24.11.1995 г.), подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. В силу абз. 2 п. 5.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их индексации в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте РФ, ориентируясь при этом на стоимость потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти до внесения изменений в действующее законодательство. Такой порядок индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотрен и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05 апреля 2005 г. № 7 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000г № 35"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Федеральным законом от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ внесены изменения в статью 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которым размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими Федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовой год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ размеры выплат индексируются с 19.06.2002 г. По запросу Верховного Суда РФ о соответствии Конституции РФ нормативных положений указанного Федерального закона Конституционный суд РФ вынес определение от 04.10.2005 г. № 364-О. Взаимосвязанные положения статьи 1, пункта 3 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - по их конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем определении в соответствии с правовыми позициями, выраженными в ранее принятых решениях Конституционного Суда РФ, - не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19.06.2002 г. по 29.05.2004 г. - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры выплаты были установлены на основании судебных решений. В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода- размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действующим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте РФ), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации. Коэффициент роста МРОТ в 2001 году составляет 1,515. Индекс роста величины прожиточного минимума в Оренбургской области составил на: ДД.ММ.ГГГГ - 1,25; ДД.ММ.ГГГГ - 1,62; ДД.ММ.ГГГГ - 1,15. Уровень инфляции за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установленный Правительством РФ, соответственно составил 1.11; 1,09; 1.08; 1,105; 1,13; 1,1; 1065. Применение ответчиком порядка индексации компенсационной выплаты в соответствии с уровнем инфляции привело к уменьшению размера выплат, полагающихся истцу. С учетом благоприятного для истца критерия индексации, назначенная ему к выплате ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит индексации исходя из МРОТ в 2001, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из роста прожиточного минимума для пенсионеров Оренбургской области, далее - исходя из коэффициента инфляции, установленного Правительством РФ. Сумма ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью, назначенной истцу, подлежит индексации в следующем порядке. 2001 год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> 2002 год К=1,25 (индекс роста величины прожиточного минимума в Оренбургской области) <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> 2003 год- К=1,62 (индекс роста величины прожиточного минимума в Оренбургской области) <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> 2004 год К= 1,15 (индекс роста величины прожиточного минимума в Оренбургской области) <данные изъяты> <данные изъяты> 2005 год К = 1,11 (уровень инфляции, установленный Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007г. №143) <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> 2006 год К = 1,09 (уровень инфляции, установленный Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007г. №143) <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> 2008 год К = 1,105 (уровень инфляции, установленный Постановлением Правительства РФ от 17.03.2008г. №181) <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> 2009 год К = 1,13 (уровень инфляции, установленный Постановлением Правительства РФ от 07 июля 2009года № 545) <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> 2010 год К= 1,1 (уровень инфляции, установленный Постановлением Правительства РФ 07 июля 2009г. № 545) - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> 2011 год К= 1,065 (уровень инфляции, установленный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010г. №1079) <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Факт роста инфляции в стране признается судом общеизвестным и в силу ст.61 ГПК РФ не нуждается в доказывании. УСЗН Ленинского района г. Орска Оренбургской области является тем органом, с которого и должны взыскиваться в пользу истца суммы задолженности и текущих платежей по выплатам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. Указанная выше сумма- <данные изъяты> подлежит взысканию с ответчика единовременно за счет средств федерального бюджета, а начиная с ДД.ММ.ГГГГ суд считает необходимым обязать ответчика выплачивать в пользу истца ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в сумме <данные изъяты>. Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Сакина В.В. к Управлению ... об индексации и взыскании сумм в возмещение вреда здоровью, удовлетворить. Взыскать с Управления ... за счет средств федерального бюджета в пользу Сакина В.В. задолженность по выплатам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. Взыскивать с Управления .. за счет средств федерального бюджета в пользу Сакина В.В., начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> с последующей индексацией в соответствии с коэффициентами инфляции, установленными Постановлением Правительства РФ. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Орска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения- 31 октября 2011 года. Судья: Гук Н.А.