2-2804\11 о взыскании сумм возмещения вреда здоровью



Дело № 2-2804/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 октября 2011 год г. Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Шошолиной Е.В.,

при секретаре Алексеевой А.М.,

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Орска Батыргалиевой С.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Цыцарева В.И. к У о взыскании сумм возмещения вреда здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Цыцарев В.И. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что является инвалидом третьей группы, получившим вред здоровью в результате ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с действующим законодательством ему установлены компенсационные выплаты, в том числе возмещение вреда здоровью, которое выплачивается в твердом размере и ежегодно индексируется У, исходя из роста уровня инфляции. Считает, что в соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 04.10.2005г № 364-0 по запросу Верховного суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему должен был производиться наиболее благоприятный порядок индексации выплат возмещения вреда здоровью.

Таким образом, просит суд взыскать с ответчика задолженность по выплатам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере сумма., а также установить с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере сумма. с последующей индексацией в соответствии с коэффициентами инфляции, установленными Постановлением Правительства РФ.

В судебное разбирательство истец Цыцарев В.И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом. От него в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Истомина О.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика У Вельмишова С.И. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) иск не признала. Полагает, что оснований для индексации не имеется, так как компенсационные выплаты индексировались в соответствии с действующим законодательством.

Представители третьих лиц МФ и У в судебное разбирательство не явились. О времени и месте рассмотрения дела уведомлялись надлежащим образом.

Представители третьих лиц У и У в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела уведомлялись надлежащим образом. От них в суд поступили письменные отзывы, содержащие просьбу о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав мнения участвующих в деле лиц, суд считает, что исковые требования Цыцарева В.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Цыцареву В.И. выдано удостоверение о праве на льготы, установленные законодательством РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Указанное удостоверение было выдано Цыцареву В.И., в связи с установлением ему третьей группы инвалидности. По этим основаниям ему назначены и выплачиваются суммы возмещения вреда здоровью, состоящие из ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление в связи с установление 3 группы инвалидности.

Статьей 3 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

При этом в статье 5 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» специально указано, что предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В связи с тем, что в закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" неоднократно вносились изменения, то индексация сумм возмещения вреда производилась в следующем порядке.

1. В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции от 12.07.1995, действовавшей до 15.02.2001, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Согласно части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.

На ДД.ММ.ГГГГ рост минимального размера оплаты труда произошел в 1.151 раза (как соотношение сумма. к сумма.). Следовательно, возмещение вреда здоровью Цыцареву В.И. также должно было увеличиться в 1.515 раза.

Расчет задолженности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

2. Федеральным законом от 12.02.2001 года № 5-ФЗ была изменена редакция ч. 3 ст.5 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Суммы возмещения вреда подлежали повышению в соответствии с законодательством.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П признаны "противоречащими конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации". До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. были ориентированы данным постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

Таким образом, исходя из текста Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от 26.04.2004 года № 31-ФЗ, также входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым Законом, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими законами.

Коэффициент роста величины прожиточного минимума в Оренбургской области судом определяется как отношение последующего года к предыдущему и составляет:

за 2002 год – 1,25

за 2003 год – 1,62

за 2004 год – 1,15

Расчет задолженности за 2002 год

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

3. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ редакция части 3 статьи 5 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" была изменена и было установлено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 847 были утверждены Правила индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС, которые определили порядок индексации размеров компенсаций и иных выплат, установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии с пунктом 2 Правил, компенсации и иные выплаты, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (за исключением ежемесячных компенсаций, предусмотренных пунктом 25 части первой статьи 14 и пунктом 11 части первой статьи 15 указанного Закона), индексируются с 29 мая 2004 г. с применением коэффициента 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", согласно приложениям N 1 и 2.

Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005 года № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотрена индексация с 01.01.2005 года с применением коэффициента 1,08, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год».

Постановлением Правительства от 24.03.2006 года № 163 редакция п.2 Постановления Правительства РФ от 07.05.2005 года № 292 была изменена и вместо коэффициента «1,08» был применен коэффициент «1,1».

Решением Верховного Суда РФ от 14.06.2006 года абзац первый пункта 1 Постановления Правительства РФ от 07.05.2005 года № 292, в редакции от 24.03.2006 года № 163, «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в части, ограничивающей возможность осуществления индексации размеров названных в абзацах 2 и 3 данного пункта компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,11 показывающего верхний уровень инфляции, установленный Федеральным законом от 23.12.2004 года № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», в редакции Федерального закона от 04.11.2005 года № 141-ФЗ признан недействующим. В этой связи на 2005 года подлежит применению индекс 1,11.

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006 года № 246 предусмотрена индексация с 01.01.2006 года с применением коэффициента 1,085, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год». Однако, как уже суд указывал ранее, для индексации следует применять уровень инфляции, установленный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год», в редакции Федерального закона от 01.12.2006 года № 197-ФЗ. Уровень инфляции в 2006 году составил 9,0 процентов.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 года № 171 было предписано осуществить с 01.01.2007 года индексацию компенсационных выплат гражданам, подвергшимся радиации вследствие аварии на ЧАЭС, с применением коэффициента 1,08.

Постановлением Правительства РФ от 17.03.2008 года № 181 было предписано осуществить с 01.01.2008 года индексацию компенсационных выплат гражданам, подвергшимся радиации вследствие аварии на ЧАЭС, с применением коэффициента 1,105.

Постановлением Правительства РФ от 07.07.2009 года № 545 было предписано осуществить с 01.01.2009 года индексацию компенсационных выплат гражданам, подвергшимся радиации вследствие аварии на ЧАЭС, с применением коэффициента 1,13.

Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 года № 1024 было предписано осуществить с 01.01.2010 года индексацию компенсационных выплат гражданам, подвергшимся радиации вследствие аварии на ЧАЭС, с применением коэффициента 1,1.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 года № 1079 было предписано осуществить с 01.01.2011 года индексацию компенсационных выплат гражданам, подвергшимся радиации вследствие аварии на ЧАЭС, с применением коэффициента 1,065.

Расчет задолженности за ДД.ММ.ГГГГ год

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

Расчет задолженности за ДД.ММ.ГГГГ год

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

расчеты

Расчет задолженности за ДД.ММ.ГГГГ год

расчеты

расчеты

расчеты

Всего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общая сумма недоплаты составила: расчеты

Таким образом, суд соглашается с расчетом представленным истцом, как соответствующим закону и иным нормативно-правовым актам. Тогда как доводы представителя ответчика и представленный им контррасчет, суд не может принять во внимание, как основанный на неверном толковании закона.

Довод представителя У о том, что истец добровольно избрал для себя новый порядок выплаты компенсации в твердой сумме сумма, подлежит отклонению, поскольку начисление сумм возмещения вреда здоровью с учетом заявления Цыцарева В.И. ухудшает его положение.

Других доводов в возражение на исковые требования истца ответчиком суду не представлено.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные этим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 5 названного закона представителем РФ по этой категории дел должен выступать орган социальной защиты населения, в котором в данном субъекте Российской Федерации формируются и ведутся личные дела граждан, имеющих право на получение компенсаций в возмещение вреда здоровью и мер социальной поддержки, а также принимаются решения о назначении конкретных компенсационных выплат и их индексации, то есть орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Данная правовая позиция закреплена в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 35 от 14 декабря 2000 года (в редакции постановления Пленума от 05 апреля 2005 года № 7, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума от 11 мая 2007 года № 23 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Таким органом является У, с которого и должны взыскиваться в пользу истца суммы задолженности и текущих платежей по выплатам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, суд полагает необходимым удовлетворить требование истца об обязании У области установить Цыцареву В.И. с ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы в размере сумма с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Цыцарева В.И. к У о взыскании сумм возмещения вреда здоровью удовлетворить.

Взыскать с У за счет средств федерального бюджета в пользу Цыцарева В.И. сумму задолженности в счет возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере сумма

Обязать У установить с ДД.ММ.ГГГГ Цыцарева В.И. размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере сумма. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Ленинский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья:

Мотивированный текст решения изготовлен: 24.10.2011 г.