2-1204/12 о признани хозяйственной деятельности не соответствующей заканодательству



№ 2-1204/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2012 года                             г. Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе:

председательствующего судьи Журавской С. А.,

при секретаре Кукубаеве С. К.,

с участием: заместителя Орского межрайонного природоохранного прокурора - Игнатенко В.П.,

представителя ответчика – Дрофа В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О к Открытому акционерному обществу «Ю» о признании хозяйственной деятельности не соответствующей природоохранному законодательству,

У С Т А Н О В И Л

О обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит:

- признать хозяйственную деятельность ОАО «Ю» (далее – ОАО «Ю») не соответствующей требованиям О в отсутствие разработанных инструкций по эксплуатации и обслуживанию для каждой из газоочистных установок электроплавильного цеха, без регистрации данных установок цеха в установленном порядке в Р;

- обязать ОАО «Ю» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать инструкции по эксплуатации и обслуживанию для каждой из газоочистных установок, зарегистрировать каждую установку электроплавильного цеха в Р.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в составе ОАО «Ю» функционирует 5 основных цехов (подготовки шихты, спекания шихты, плавильный, обжиговый, электроплавильный), и 7 вспомогательных. Остальные ранее работавшие цеха законсервированы. Размер санитарно-защитной зоны ответчика составляет 1 000 м. В результате проведения инвентаризации в ДД.ММ.ГГГГ., выявлено 80 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из них 57 организованных и 23 неорганизованных. На момент проведения инвентаризации на ОАО «Ю» имелось 37 действующих источников загрязняющих веществ, оснащенных пылеулавливающими установками, из них: в цехе подготовки защиты – 1 источник, в цехе спекания шихты – 18 источников, в плавильном цехе – 9, в обжиговом цехе – 7, в электроплавильном цехе – 2. Все основные источники выбросов загрязняющих веществ снабжены пылеулавливающими установками: пылевыми камерами, группой циклонов ЦН-11, батарейными циклонами БЦ-250Р, струйно-пенными аппаратами СП 7-35, СП 7-65, скрубберами, рукавными фильтрами ФРКИ-60, ФРКДИ – 1950, ФВ-45, электрофильтрами СС-6, СС-9. От источников выбросов предприятия в атмосферу выделяется 46 наименований загрязняющих веществ. Проект нормативов предельно - допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу разработан в 2010 г., согласован Р (заключение от ДД.ММ.ГГГГ), Р (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) сроком до ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по <адрес> выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ -Н от ДД.ММ.ГГГГ в количестве <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> в пределах ПДВ, <данные изъяты> в пределах ВСВ. Срок действия разрешения – до ДД.ММ.ГГГГ

В нарушение ст. 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 39 «Об охране окружающей среды», п.п. 7, 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», п. 1.5 Правил эксплуатации установок очистки газа», в электроплавильном цехе ОАО «Ю» 2 установки очистки газа – пылеулавливающих установки (далее – ПУУ) не зарегистрированы в установленном порядке в Р. Инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа для каждой установки отдельно в электроплавильном цехе ответчика не разработаны.

Несоблюдение ОАО «Ю» требований законодательства – правил эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, создает угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью человека – неопределенного круга лиц, проживающих в г. Орске.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в связи с нарушением закона в сфере экологических правонарушений.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ приняты изменения исковых требований в части срока устранения нарушений ответчиком – до ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Р.

В судебном заседании заместитель О исковые требования поддержал в полном объеме, с учетом изменений по сроку устранения выявленных нарушений. Обоснование иска оставил прежним.

Представитель ответчика – ОАО «Ю» Дрофа В. А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не возражал против удовлетворения исковых требований Орского межрайонного природоохранного прокурора, с учетом определения срока для устранения выявленных нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель третьего лица - Р в судебное заседание не явился, согласно заявлению, просил рассмотреть дело в его отсутствии, исковые требования прокурора поддерживает.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу требований ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Как следует из положений п.п. 7, 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

- соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

На основании п. 1.5 «Правил эксплуатации установок очистки газа», утвержденных Минхиммашем 29.11.1983 г., предприятиями, организациями и учреждениями должны быть разработаны и утверждены инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа с учетом условий их работы, инструкций завода-изготовителя и рекомендаций проектной и пусконаладочной организаций.

В соответствии с гл. 11 вышеуказанных Правил, установки газоочистки подлежат регистрации. Р ведет регистрацию установок очистки газа объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю (п. 3.7 Приказа Росприроднадзора от 29.09.2010 г. № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 717).

В нарушение вышеуказанных положений законодательства в электроплавильном цехе ОАО «Ю» 2 пылеулавливающие установки очистки газа не зарегистрированы в установленном порядке в Р. Инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа для каждой установки отдельно в электроплавильном цехе ответчика не разработаны.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-28), а также объяснениями начальника управления экологии ОАО «Ю» ФИО5, признавшего факт допущенных нарушений (л.д. 29).

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 103, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины составляет <данные изъяты>., который подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования О удовлетворить.

Признать хозяйственную деятельность Открытого акционерного общества «Ю» в отсутствие разработанных инструкций по эксплуатации и обслуживанию для каждой из газоочистных установок электроплавильного цеха, без регистрации данных установок цеха в Управлении Р не соответствующей требованиям природоохранного законодательства.

Открытое акционерное общество «Ю» обязано в срок по ДД.ММ.ГГГГ разработать инструкции по эксплуатации и обслуживанию для каждой из газоочистных установок, зарегистрировать каждую установку электроплавильного цеха в Р области.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Ю» в муниципальный бюджет «<адрес>» государственную пошлину в сумме <данные изъяты>

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                      Журавская С. А.

Мотивированный текст решения изготовлен 29 июня 2012 года.

Судья                                     Журавская С. А.