№12-90/2011 по апелляционной жалобе на постановление мирового судьи



Мировой судья <данные изъяты> № 12-90/2011

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2011 года г. Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе:

председательствующего судьи Журавской С. А.,

при секретаре Кифоренко А. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шулятьевой И.В. на постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. <данные изъяты> КоАП РФ в отношении Шулятьевой И.В.,

У С Т А НО В И Л

Постановлением мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Шулятьева И. В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. <данные изъяты> КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с данным постановлением мирового судьи, Шулятьева И. В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить. Считает, что в ходе рассмотрения дела не выяснено, является ли спорный объект недвижимости объектом гражданской обороны, а не подвалом. В соответствии с п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС от 15.12.2002 года № 583 (далее - Правила), статус ЗС ГО, как объекта ГО, определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации. Данные доказательства, а также документы о том, что подвал по <адрес> имеет статус убежища ЗС ГО в материалах дела отсутствуют. Органами местного самоуправления в ООО Л. какие-либо документы о статусе подвала не передавались.

В соответствии с п. 2.2 вышеуказанных Правил, документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО. Паспорт объекта ГО, данные инвентаризаций, проверок, технических экспертиз и другие документы мировым судьей не запрашивались.

Считает, что мировой судья должен был установить собственника ЗС ГО, который и обязан следить за его состоянием и привлекать его к ответственности. Письмо председателя комитета по управлению имуществом администрации <данные изъяты>, на которое сослался мировой судья в своем постановлении, не является нормативным документом и не может быть положен в основу постановления, так как не содержит достоверных сведений о собственнике спорного объекта. Считает, что защитное сооружение гражданской обороны находится либо в ведении органа местного самоуправления либо в государственной собственности. Соответственно, административную ответственность должен нести собственник. В связи с изложенным, и в соответствии с п.1 ст. 1.5 КоАП РФ, должностное лицо не может признаваться виновным и нести административную ответственность, предусмотренную законодательством РФ,

В судебном заседании Шулятьева И. В. поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просила постановление мирового судьи отменить, обоснование своих доводов оставила прежним.

Допрошенный в судебном заседании старший инспектор надзорной деятельности <данные изъяты>., составивший протокол об административном правонарушении, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО Л. проводилась плановая проверка выполнения требований гражданской обороны. В ходе данной проверки были выявлены нарушения действующих норм Приказа МЧС РФ от 21.07.2005 года и СНиП 11-11-77, а именно: отделка стен и потолков в основных и вспомогательных помещениях убежища выполнена посредством оштукатуривания. По данному факту было возбуждено дело об административном правонарушении. Считает, что именно Шулятьева И. В. должна нести ответственность по ст. <данные изъяты> КоАП РФ, поскольку дом, в котором расположен спорный объект, обслуживает ООО Л.», где Шулятьева И. В. работала инженером по охране труда и является лицом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. В связи с этим, именно ООО Л. в лице Шулятьевой И. В. должно было обеспечить безопасное проживание людей в доме и надлежащее содержание бомбоубежища.

Представитель ООО Л. Бережных С. В., действующий на основании доверенности, полномочия которого проверены в суде, просил суд постановление мирового судьи отменить, считая, что Шулятьева И. В. не может нести административную ответственность за нарушение правил использования и содержания бомбоубежища <адрес>

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения постановления мирового судьи, исходя из следующего.

При рассмотрении дела судом первой инстанцией установлено, что Шулятьева И. В., являясь инженером по охране труда, специалистом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны ООО Л. в обязанности которого в соответствии с п.2.19 Должностной инструкции входит контроль за состоянием сил и средств, предназначенных для действий в чрезвычайных ситуациях, в том числе техники, защитных сооружений, нарушила правила использования и содержания объекта гражданской обороны – бомбоубежища, расположенного в жилом доме по адресу: <адрес> находящееся в ведении ООО Л. а именно, отделка стен и потолков в основных и вспомогательных помещениях данного убежища выполнена посредством оштукатуривания, что является нарушением Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 г. № 575, совершив таким образом административное правонарушение, предусмотренное ст.<данные изъяты> КоАП РФ.

При вынесении постановления о привлечении Шулятьевой И. В. к административной ответственности, мировой судья исходил из того, что ответственность по ст. <данные изъяты> КоАП РФ наступает в случае нарушения правил использования и содержания имущества гражданской обороны.

К указанным объектам отнесены, в том числе, встроенные убежища гражданской обороны.

Учет защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО (п.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в редакции Приказа МЧС РФ от 09.08.2010 № 377).

Спорный объект числится в перечне защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории <данные изъяты>, и находится на обслуживании ООО УК Л. что следует из письма председателя Комитета по управлению имуществом Администрации <данные изъяты> по информации Управления по делам гражданской обороны.

Согласно п.3 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны, приложение к Приказу МЧС России от 21.07.2005 г. № 575, при содержании ЗС ГО в мирное время запрещается оштукатуривание потолков и стен помещений.

Шулятьева И. В. - инженер по охране труда в ООО Л.», на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ являлась лицом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. Должностной инструкцией, утвержденной директором ООО Л., на нее была возложена обязанность по организации и корректировке работы по гражданской обороне, разработке проектов планов гражданской обороны на минное и военное время, контролю за состоянием сил и средств, предназначенных для действий в чрезвычайных ситуациях, в том числе техники, защитных сооружений (<данные изъяты>

Однако в ходе проверки, проведенной в отношении ООО Л. были выявлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, а именно, отделка стен и потолков в основных и вспомогательных помещениях убежища выполнена посредством оштукатуривания, что является нарушением п.2.7 СниП II-11-77, п.3 «Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» - Приложение к Приказу МЧС РФ от 21.07.2005 г. № 575.

Суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что протокол в отношении Шулятьевой И. В. по ст. <данные изъяты> КоАП РФ составлен обоснованно, её действия верно квалифицированы по ст.<данные изъяты> КоАП РФ, как нарушение правил использования и содержания имущества гражданской обороны.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инженером отделения <данные изъяты> государственным инспектором г. Орска в области гражданской обороны <данные изъяты> проводилась проверка соблюдения и выполнения требований гражданской обороны в ООО Л.

По результатам которой ДД.ММ.ГГГГ в отношении Шулятьевой И. В. составлен протокол об административном правонарушении по ст. <данные изъяты> КоАП РФ.

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 года, гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного закона).

В ст. 13 данного закона закреплено, что соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, которым, согласно Указу Президента РФ от 11.07.2004 № 868, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В соответствии с п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся в том числе убежища.

ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 22.12.1994 № 327, определяет убежище - как защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).

Согласно подп. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил, организации, на учете которых находятся ЗС ГО, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).

Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики, а также сведения о том, к какому предприятию приписано убежище и организация его эксплуатирующая. Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО. Сведения о наличии ЗС ГО представляются в МЧС России (его территориальный орган) в соответствии с устанавливаемым порядком. Инвентарные номера убежищам присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации. Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений (подпункты 2.2 - 2.4, Приложение Правил).

Согласно ответу Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимого имущества <адрес> является собственностью Российской Федерации.

Согласно письму и.о. председателя Комитета по управлению имуществом Администрации <адрес> по информации Управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям, в перечне защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории <адрес> числится убежище V класса, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>

Из содержания ответа начальника Управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой фонд, в котором расположены защитные сооружения гражданской обороны, принимался в муниципальную собственность города в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года № 235, как жилые помещения с техническими подвалами, без разграничения по видам использования. Как объект права защитные сооружения не формировались.

Таким образом, содержание спорного объекта – <данные изъяты> возложено на ООО Л. которое и было обязано соблюдать Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Шулятьева И. В. на момент проверки работала в должности инженера по охране труда в ООО Л. На основании приказа начальника ООО Л. от ДД.ММ.ГГГГ являлась лицом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. Должностной инструкцией, утвержденной директором ООО Л.», на инженера по охране труда возложена обязанность по организации и корректировке работы по гражданской обороне, разработке проектов планов гражданской обороны на минное и военное время, контролю за состоянием сил и средств, предназначенных для действий в чрезвычайных ситуациях, в том числе техники, защитных сооружений <данные изъяты>

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях Шулятьевой И. В. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. <данные изъяты> КоАП РФ, то есть, нарушение правил использования и содержания имущества гражданской обороны.

Выводы мирового судьи основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана правовая оценка. Суд соглашается с выводами мирового судьи о наличии в действиях Шулятьевой И. В. состава правонарушения и не находит оснований для признания их неправильными.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления мирового судьи не усматривается, суд правильно установил значимые по делу обстоятельства, дал им соответствующую оценку, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л

Постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Шулятьевой И.В. по ст. <данные изъяты> КоАП РФ оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шулятьевой И.В. - без удовлетворения.

Апелляционное решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья Журавская С. А.