Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
20 января 2011 года. Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоголового Ю.С., Мухиной Д.М., действующих также в интересах несовершеннолетней ФИО3, Белоголовой В.М. и Белоголового С.Н. к администрации г.Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма,
у с т а н о в и л:
Белоголовый Ю.С., Мухина Д.М., действующие также в интересах несовершеннолетней ФИО3, <данные изъяты> Белоголовая В.М. и Белоголовый С.Н. обратились в суд с иском к администрации г. Екатеринбурга о предоставлении им жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной квартиры в г. Екатеринбурге, общей площадью не менее <данные изъяты> (с учетом уточнения иска - л.д. 3-7, 102).
В обоснование требований истцы указали, что Белоголовый Ю.С. с ДД.ММ.ГГГГ является участковым уполномоченным милиции отдела милиции 0000 УВД МО «Город Екатеринбург», и с августа 2010г. истец вместе с членами семьи состоит на учете нуждающихся в жилом помещении в администрации Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга. В настоящее время семья истца проживает и зарегистрирована в 2-комнатной <адрес>, которая на праве единоличной собственности принадлежит матери истца Белоголовой В.М. В настоящее время другого жилья у истца и членов его семьи нет. Однако, поскольку предусмотренное ст.30 Закона РФ «О милиции» его право как участкового инспектора на получение жилья не было реализовано в установленный срок (не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность), администрация г. Екатеринбурга обязана предоставить ему и членам его семьи на условиях социального найма другое жилое помещение, указанное в исковом заявлении.
В судебном заседании истцы Белоголовый Ю.С., Мухина Д.М., Белоголовая В.М. и Белоголовый С.Н. и их представитель, поддержали заявленные требования в полном объеме по предмету и основаниям, дополнительно пояснив, что на учете нуждающихся в администрации района они состоят в этом же составе и их очередь по общему списку составляет 0000. Служебное жилье истцу не предоставлялось и не предлагалось.
Представитель администрации г. Екатеринбурга в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что ст. 30 Закона РФ «О милиции» не возлагает исключительно на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилья сотрудникам милиции, а также не содержит указания на то, что предоставление жилого помещения должно производится только на условиях социального найма. При разрешении требования истца о предоставлении ему жилья необходимо руководствоваться нормами ЖК РФ. Кроме того, истец самостоятельно с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления, как участковый уполномоченный, не обращался, на учет была поставлена его мать Белоголовая В.М. с составом семьи 5 человек, в том числе и истца.
Представитель УВД г.Екатеринбурга, являющийся также представителем в судебное заседание не явился, в письменном отзыве ходатайствовал о рассмотрении данного дела в его отсутствие, пояснив суду, что на очереди на получение жилья по месту службы истец не состоит, однако он состоит в очереди в органе местного самоуправления и на основании ст.30 ФЗ РФ «О Милиции» имеет право на получение жилья в первоочередном порядке.
Представитель Минфина Свердловской области, привлеченного к участию в деле в качестве 3-го лица, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещался судом надлежащим образом и в срок, о переносе слушания дела не ходатайствовал. В письменном отзыве в суд представитель указал, что требования истца не могут быть удовлетворены за счет бюджета Свердловской области а в случае предоставления истцам жилого помещения на условиях социального найма - такая обязанность должна быть возложена на администрацию г.Екатеринбурга, как собственника муниципального жилья с последующей компенсацией затрат из федерального бюджета.
Представитель Минфина РФ, привлеченные к участию в деле в качестве 3-го лица, в судебном заседании пояснил, что указанный орган является ненадлежащим участником процесса по данному спору, поскольку жилое помещение участковым инспекторам, в соответствии с ст.30 Закона РФ «О милиции», предоставляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти и организациями. Минфин РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти, несет ответственность по своим обязательствам, возникающим в рамках его полномочий. Ни функциями, ни полномочиями Минфина РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений участковым уполномоченным милиции.
Третьи лица – представители Правительства Свердловской области и ТУ ФАУФИ по Свердловской области своих представителей в судебное заседание не направили, в письменных заявлениях в суд ходатайствовали о рассмотрении настоящего дела в их отсутствие. Кроме того, представитель Правительства свердловской области в своем письменном отзыве на иск указал, что поскольку льгота по предоставлению жилья сотрудникам милиции предусмотрена федеральным законодательством, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.
Иные 3- лица - администрация и УСЗН Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга, РУВД по Орджоникидзевскому району г.Екатеринбурга, МВД РФ, ГУВД по Свердловской области, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили и не просили об отложении слушания дела.
Учитывая данные обстоятельства, мнение истцов и их представителя, администрации г.Екатеринбурга, представителя 3-го лица, явившихся в судебное заседание, суд признал возможным рассмотреть настоящее дело при установленной явке.
Заслушав пояснения истцов и их представителя, возражения представителя ответчика и представителя 3-го лица, изучив материалы дела и оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет заявленные уточненные требования в полном объеме по следующим основаниям.
Судом было установлено, материалами дела подтверждается и ответчиками и третьими лицами не оспаривается, что истец Белоголовый Ю.С. с ДД.ММ.ГГГГ является участковым уполномоченным милиции отдела участковых уполномоченных милиции отдела милиции 0000 УВД по МО «Город Екатеринбург» (с учетом последней реорганизации штатов).
Согласно ст.ст.30,31 ЖК РСФСР, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в органе местного самоуправления (администрации района). Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением органа местного самоуправления, а по месту работы – совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия.
В соответствии со вступившим в действие с 01 марта 2005 года новым ЖК РФ, предоставление жилого помещения по договору социального найма производится из государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, являющимся малоимущими и признанными по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Таким образом, из указанных положений жилищного законодательства, как действующего до 01 марта 2005 года, так и вступившего в действие с 01 марта 2005г., следует, что жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются определенным категориям граждан, состоящим на учете в органе местного самоуправления и в установленном порядке признанным нуждающимися в жилье, а с 2005 года – также признанными малоимущими в соответствии с требованиями закона субъекта РФ. Кроме того, для получения жилого помещения из муниципального жилищного фонда гражданин должен обратиться в орган местного самоуправления с письменным заявлением о постановки на такой учет и предоставить комплект документов, подтверждающих его нуждаемость в жилье.
Судом также было установлено и не оспаривалось сторонами, что истец Белоголовый Ю.С. в качестве члена семьи своей матери Белоголовой В.М. (всего 5 человек) состоит на очереди на улучшение жилищных условий по месту жительства в администрации Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга с августа 2010 года (Распоряжение Главы администрации района 0000 от ДД.ММ.ГГГГ) с августа 2010 года и их очередь на момент рассмотрения настоящего дела 0000 – (л.д.9).
Согласно ст.30 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 года (с последующими изменениями и дополнениями) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, участковым уполномоченным милиции – не позднее 6-ти месяцев с момента вступления в должность.
Согласно данным ЕМУП БТИ и Управления ФРС по Свердловской области истец и члены его семьи не имеют на праве собственности другого жилья, за исключением <адрес> принадлежащей на праве единоличной собственности члену семьи истца – Белоголовой В.М. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ
Доказательств наличия в пользовании истца и членов его семьи какого-либо жилого помещения на условиях договора социального найма ответчиками и иными заинтересованными лицами, в соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, в суд не представлено, о наличии таких доказательств и необходимости их истребования не заявлено.
Также ответчиками не представлено доказательств того, что истцу в установленный законом срок (не позднее 6-ти месяцев с момента вступления в должность), т.е. до 01.11.1992 года была предоставлена жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам.
В предоставлении истцу и членам его семьи служебного жилого помещения также было отказано администрацией Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга (письмо №01.1-12-2596 от 04.12.2009г.) по причине отсутствия такого жилья.
С учетом изложенного, доводы истца о том, что он и члены его семьи нуждаются в предоставлении им жилья и предусмотренное законом право истца на получение жилья по истечении 6 месяцев с момента вступления в должность участкового надлежащим образом не реализовано – являются правомерными и обоснованными.
При этом возражения представителя администрации г.Екатеринбурга о том, что истец Белоголовый Ю.С. не состоит в очереди в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилье как участковый уполномоченный – суд во внимание не принимает, как не основанные на законе, поскольку истец в установленном законом порядке состоит в очереди на получение жилья в качестве члена семьи Белоголовой В.М. и также признан малоимущим и нуждающимся в жилье. Более того, в соответствии с действующим ЖК РФ отдельной очереди для участковых уполномоченных, не существует.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Однако Конституция РФ не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями, эти вопросы регулируются законодателем.
В силу ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается, в том числе, на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях малоимущим гражданам, а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан. При этом жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться таким гражданам только в случае наделения муниципальных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.
С учетом указанных положений закона, а также принимая во внимание, что до настоящего времени порядок обеспечения жильем сотрудников милиции, в том числе и участковых уполномоченных, законом не определен, Конституционный Суд РФ в своем Определении от 15.02.2005 года № 58-О установил, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции РФ, поскольку указанной обязанности местного самоуправления корреспондирует обязанность Российской Федерации, по смыслу ч.2 ст.132 Конституции РФ, компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении органом местного самоуправления этой обязанности. При таких обстоятельствах обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение, поскольку содержание муниципального жилищного фонда, в силу закона, относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.
С учетом указанных разъяснений Конституционного Суда РФ, а также положений ст.49 ЖК РФ суд приходит к выводу об обоснованности и правомерности заявленного истцом требования о предоставлении ему и членам его семьи благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма именно администрацией г.Екатеринбурга, с последующим возмещением указанному ответчику всех расходов по предоставлению жилья из средств федерального бюджета.
При этом доводы администрации г.Екатеринбурга о том, что органы местного самоуправления не имеют надлежащих полномочий на обеспечение жильем сотрудников милиции – судом признаются необоснованными и во внимание не принимаются поскольку противоречат разъяснению Конституционного Суда РФ.
Также необоснованным суд признает доводы ответчиков и третьих лиц о том, что истцу должно быть предоставлено служебное жилье, поскольку Закон РФ «О милиции» не содержит запрета на предоставление участковым милиционерам жилого помещения на условиях социального найма, тем более что в предоставлении такого жилья истцу было отказано.
Определяя размер жилого помещения, которое надлежит предоставить истцу и членам его семьи, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов.
В соответствии с п.2 постановления Главы г.Екатеринбурга от 31.08.2005 года № 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения действующих на территории Муниципального образования «Город Екатеринбург», норма предоставления жилой площади в г.Екатеринбурге составляет <данные изъяты>. общей площади на одного человека.
Поскольку семья истца состоит из 5-х человек и член семьи истца Белоголовая В.М. имеет на праве собственности <данные изъяты> квартиру общей площадью <данные изъяты> администрация г.Екатеринбурга (в соответствии с ч.7 ст.57 ЖК РФ) обязана предоставить истцу и членам его семьи жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 36,3 м.кв, отвечающей санитарным и техническим требованиям и расположенной в пределах г. Екатеринбурга.
При этом администрация г. Екатеринбурга имеет право получить компенсацию стоимости предоставленного жилья из средств федерального бюджета.
Иных требований, равно как и иных оснований по заявленным требованиям на рассмотрение суда не предъявлено.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Белоголового Ю.С., Мухиной Д.М., действующих также в интересах несовершеннолетней ФИО3, Белоголовой В.М. и Белоголового С.Н. удовлетворить.
Обязать администрацию города Екатеринбурга предоставить Белоголового Ю.С., Мухиной Д.М., несовершеннолетней ФИО3, Белоголовой В.М. и Белоголового С.Н. благоустроенное жилое помещение в виде квартиры на условиях социального найма общей площадью <данные изъяты>, отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г. Екатеринбурга, с правом администрации г. Екатеринбурга на последующее получение компенсации стоимости предоставленного жилья из средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: (Лимонова Л.Ф.)