Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2010 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе
председательствующего судьи Аносовой Н. И.
при секретаре Жданкиной С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Ефремова Г.Ф. к Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области, инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга о взыскании средств материального стимулирования, процентов, компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л
Ефремова Г. Ф. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области, инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга о взыскании средств материального стимулирования, процентов и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований пояснила, что работала в должности старшего инспектора в инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга более 15 лет, последние 6 лет – в отделе камеральных проверок юридических лиц. Уволена 03.06.2008 года в связи с расторжением служебного контракта и выходом на государственную пенсию. За 1 и 2 кварталы 2008 года ей была начислена премия в размере соответственно 0000 и 0000 – гарантированная Постановлением Правительства РФ № 611 от 25.09.2007 года, что значительно ниже, чем другим работникам с аналогичными условиями труда. Основанием для выплаты заниженных сумм явились служебные записки заместителя и начальника отдела камеральных проверок юридических лиц с предложением о применении понижающего балла при определении размера материального стимулирования за отработанное время, с которыми она ознакомлена не была. Поскольку ею не допускались нарушения служебной, исполнительской дисциплины, а служебные записки были написаны лицами, не уполномоченными решать вопросы стимулирования работников отдела, Ефремова Г. Ф. просит взыскать в ее пользу сумму средств материального стимулирования в размере 0000, исходя из среднемесячного размера суммы материального стимулирования в 2007 году 0000 рублей.
Ефремова Г. Ф. считает, что незаконными действиями ответчиков, нарушением порядка применения дисциплинарных взысканий, установленного ст. 193 Трудового кодекса РФ, ей причинен моральный вред, который она оценивает в 0000 рублей и просит взыскать с ответчиков.
Кроме того, в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ, предусматривающей уплату процентов при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты труда и других выплат, Ефремова Г. Ф. настаивает на индексации невыплаченной суммы материального стимулирования, что по ее расчетам составляет 0000 рублей.
В судебном заседании Ефремова Г. Ф. поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель Управления федеральной налоговой службы по Свердловской области иск не признал, пояснив, что Ефремова Г. Ф. в трудовых отношениях с УФНС по Свердловской области никогда не состояла, а поэтому заявление истца о нарушении ее трудовых прав с их стороны является несостоятельным, а исковые требования необоснованными.
Представитель инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга также иск не признал, указав, что премия относится к дополнительным выплатам за выполнение особо важных и сложных заданий, является прерогативой работодателя. Постановлением Правительства РФ № 611 от 25.09.2007 года предусмотрено и материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, которое осуществляется сверх установленного фонда оплаты труда за счет средств федерального бюджета и не входит в состав денежного содержания. В полномочия руководителя отдела входит оценка эффективности работы подчиненных сотрудников; предложение руководителя отдела камеральных проверок юридических лиц о снижении размера стимулирования было рассмотрено на заседании комиссии, в дальнейшем утверждено руководителем инспекции. Спорное материальное стимулирование носит характер единовременного поощрительного вознаграждения, право на которое и его размер определяются представителем работодателя при наличии соответствующего бюджетного финансирования на основе общей оценки результатов труда работника, не имеет заранее установленных нормативными или локальными правовыми актами о труде показателей и условий поощрения, поэтому не включены в состав денежного содержания, выплата которого гарантирована государством. В связи с этим просят в иске Ефремовой Г. Ф. отказать. Кроме того, ссылаются и на пропуск истцом срока для обращения в суд за защитой своих прав, предусмотренных ст. 392 Трудового кодекса РФ.
Суд, заслушав стороны, рассмотрев материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, не находит оснований для удовлетворения заявленных Ефремовой Г. Ф. исковых требований и считает необходимым в иске отказать по следующим основаниям.
Согласно Приказа № 6 от 26.01.1993 года Ефремова Г. Ф. была принята на работу в качестве налогового инспектора отдела налогообложения физических лиц.
22.08.2005 года с нею Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга на основании Приказа Руководителя Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга № 242 – К от 22.08.2005 года заключается служебный контракт на неопределенный срок с назначением Ефремовой Г. Ф. на должность старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 1.
Приказом № 139-К от 23.05.2008 года контракт с Ефремовой Г. Ф. расторгается на основании ее личного заявления в связи с выходом на государственную пенсию на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ РФ № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
25.08.2008 года состоялось заседание комиссии по оценке эффективности деятельности и распределению средств Федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование государственных гражданских служащих структурных подразделений Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга (протокол № 3 от 25.08.2008 года на л. д. 187 – 188 т.1), которой принимается решение о применении в отношении Ефремовой Г. Ф. при расчете суммы материального стимулирования за 1 квартал 2008 года понижающего балла – 2.0, утвержденное начальником Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга.
Приказом начальника Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга № 1 дсп от 27.08.2008 года утверждено распределение средств материального стимулирования за 1 квартал 2008 года, их выплата федеральным государственным гражданским служащим и конкретный размер, в частности Ефремовой Г. Ф. - 0000 (т. 2 л. д. 37-39).
10.12.2008 года данной комиссией вновь принято решение о применении в отношении Ефремовой Г. Д. при расчете суммы материального стимулирования за 2 квартира 2008 года понижающего балла – 2.0, которое также утверждается начальником Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга (протокол от 10.12.2008 года на л. д. 197 – 199 т. 1).
Приказом начальника Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга № 3 дсп от 11.12.2008 года утверждено распределение средств материального стимулирования за 2 квартал 2008 года, их выплата федеральным государственным гражданским служащим и конкретный размер, Ефремовой Г Ф. – 0000 ( т. 2 л. д. 24-26).
Истцом оспаривается законность принятия этих решений с чем суд согласиться не может.
Постановлением Правительства РФ № 611 от 25.09.2007 года «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» установлено осуществлять с 01.01.2007 года и в 2008-2010 годах материальное стимулирование, в том числе, федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, федеральной службы по финансовому мониторингу в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами налогового законодательства РФ.
Приказом Министерства финансов РФ № 90-Н от 17.10.2007 года утвержден в соответствии с указанным выше Постановлением Правительства РФ Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Из данного Приказа усматривается, что решения о конкретных размерах премирования принимаются начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов; для проведения оценки эффективности деятельности органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются комиссии по оценке эффективности деятельности в центральном аппарате ФНС и всех ее территориальных органов; ….начальниками нижестоящих налоговых органов устанавливается порядок работы комиссий, их персональный состав, а также утверждаются решения комиссии.
Разработана и Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, которая предусматривает создание единого механизма оценки результатов эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, их структурных подразделений, эффективности работы федеральных государственных гражданских служащих налоговых органов и качества исполнения ими должностных обязанностей (т. 2 л. д. 63 – 126).
Во исполнение данных нормативных документов начальником Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга издается Приказ № 134 от 14.07.2008 года о создании комиссии по оценке эффективности деятельности и распределению средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих структурных подразделений Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга, о разработке и утверждении показателей оценки эффективности в соответствии с Методикой (т. 1 л. д. 84-86).
Приказом № 139-од от 21.07.2008 года утвержден порядок работы комиссии ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга и показатели оценки эффективности (т. 1 л. д. 96 – 100). Приложение № 2 к Приказу ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга № 139 от 21.07.2008 года содержит перечень понижающих СМС показателей: 1\ нарушение служебной дисциплины; 2\ нарушение исполнительской дисциплины; 3\ некорректное поведение в общении с гражданами, наличие жалоб на служащего, наличие конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб авторитету Инспекции и репутации государственного служащего; 4\ иные критерии оценки качества выполнения сотрудниками налогового органа должностных обязанностей (т. 1 л. д. 100).
Как видно из протоколов заседаний комиссии от 25.08.2008 года и 10.12.2008 года поводом для применения в отношении Ефремовой Г. Ф понижающего балла послужили докладные записки и. о. начальника отдела камеральных проверок № 1 Мартьяновой Т. А. и зам. начальника отдела Сысоевой И. В.
Заявление Ефремовой Г. Ф. о том, что указанные должностные лица не имели права принимать решение о применении понижающего балла, является несостоятельным, поскольку данное решение принималось не ими, а коллегиально Комиссией; а действия Сысоевой И. В. и Мартьяновой Т. А. не выходили за пределы их полномочий, предусмотренных Должностным регламентом (т. 1 л. д. 87-95).
Должностным регламентом старшего госналогоинспектора отдела камеральных проверок № 1 инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга Ефремовой Г. Ф. предусмотрена ответственность за некачественное и несвоевременное исполнение обязанностей, предусмотренных настоящим регламентом (т. 1 л. д. 161-165).
Согласно представленных в Комиссию служебных записок после увольнения Ефремовой Г. Ф. были обнаружены неисполненные на апрель 2008 года поручения на истребование документов в соответствии со ст. 93.1 Налогового кодекса РФ в количестве 53 штук, поступившие в инспекцию в январе, феврале и марте 2008 года, что подтверждается объяснительной Колупаева К. А, (т. 1 л. д. 71-72 по 1 кварталу); по 2 кварталу - несвоевременно исполненные поручения, полученные из других Инспекций ФНС Свердловской области и других регионов в количестве 5 штук, обнаружено 37 неисполненных поручений об истребовании документов, поступивших в апреле 2008 года, а также 2 поручения, поступивших в декабре 2007 года и в начале января 2008 года, которые были исполнены другими служащими с нарушением сроков, установленных регламентом «Организация работы налоговых органов при истребовании документов у налогоплательщиков или информации о конкретных сделках» (т. 1 л. д. 76-77, т. 2 л. д. 43).
Ссылка Ефремовой Г. Ф. на невыполнение ответчиками требований ст. 193 Трудового кодекса РФ – нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания (не ознакомили с докладными, не взяли с нее объяснений, нарушены сроки наложения взыскания) также является несостоятельной, поскольку лишение премии, уменьшение ее размера не отнесено ст. 192 Трудового кодекса РФ к дисциплинарным взысканиям и таковым не является. Кроме того, на момент обнаружения неисполненных поручений Ефремова работником ИФНС не являлась.
Более того, в соответствии с п. 3 Постановлением Правительства РФ № 611 от 25.09.2007 года и п. 2 Порядка осуществления материального стимулирования, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ № 90-Н от 17.10.2007 года материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется по финансовому мониторингу сверх установленного Правительством РФ оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы, поэтому государством не гарантируется. Решения о конкретных размерах материального стимулирования принимаются руководителями налоговых органов с учетом оценки эффективности деятельности федерального государственного гражданского служащего, находящегося у него в подчинении.
Награждение Ефремовой Г. Ф. почетной грамотой за успехи в профессиональной деятельности и в связи с выходом на государственную пенсию, выплатой ей единовременного денежного поощрения не могут быть приняты судом в качестве доказательства необоснованности снижения балла материального стимулирования, так как допущенные ею нарушения исполнительской дисциплины были выявлены уже после увольнения Ефремовой Г. Ф. и награждения ее почетной грамотой, а обязательная выплата единовременного денежного поощрения при увольнении в связи с выходом на пенсию предусмотрена ч. 2 п. 2.4 Положения о порядке премирования и выплаты единовременного поощрения, утвержденного Приказом ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга № 118-к от 07.06.2007 года (т. 1 л. д. 78-83).
С учетом изложенного суд считает, что трудовые права Ефремовой Г. Ф. при определении размера материального стимулирования нарушены не были, решения были приняты законно и обоснованно, а поэтому в иске о взыскании средств материального стимулирования, процентов по ним следует отказать.
Требования о компенсации морального вреда, возмещении расходов, связанных с оплатой услуг представителя, являются производными от первоначального иска, а поэтому также не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Сумма материального стимулирования за 1 квартал 2008 года была получена ею в сентябре 2008 года, а за 2 квартал – 20 декабря 2008 года, в суд с заявлением о взыскании средств материального стимулирования Ефремова Г. Ф. обратилась 24.08.2009 года (квитанция об отправке корреспонденции – т. 1 л. д. 21), т.е. по истечении 3 месяцев.
Поэтому суд считает, что Ефремовой Г. Ф. были нарушены сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренные ст. 392 Трудового кодекса РФ, а это является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Довод Ефремовой о том, что ей стало известно о нарушении ее трудовых прав из ответа ИФНС по Свердловской области противоречит обстоятельствам дела, в связи с чем отклоняется судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении исковых требований Ефремова Г.Ф. к Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга о взыскании средств материального стимулирования, процентов, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья подпись
Копия верна. Судья: