прокурор в инт.Кредышова к администрации о предоставлении жилья



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

15 июня 2011 года. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес>, действующего в интересах Кредышова В.А. к администрации г.Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области, администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга об обязывании приобретения жилого помещения и предоставлении его на условиях социального найма,

у с т а н о в и л:

Первоначально прокурор Чкаловского района г.Екатеринбурга, по основаниям ст. 45 ГПК РФ выступающий в защиту интересов Кредышова В.А., обратился в суд к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и администрации г.Екатеринбурга об обязывании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, как главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее нормы предоставления в срок до 31 декабря 2011 года, распределении жилого помещения Кредышову В.А., безвозмездной передаче его в муниципальную собственность и обязывании администрации г.Екатеринбурга предоставить его истцу, как ребенку-сироте, на условиях договора социального найма.

В обоснование своего иска прокурор указал, что истец <данные изъяты>. 26.12.19996 Кредышов В.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании <данные изъяты> Поскольку Кредышову В.А. относящемуся к категории лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилое помещение предоставлено не было, прокурор обратился с указанными требованиями.

Впоследствии в ходе производства по настоящему гражданскому делу прокурор повторно уточнял требования, окончательно предъявив иск к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации г.Екатеринбурга, администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, Правительству Свердловской области, Комитету по строительству администрации г.Екатеринбурга о возложении обязанности на Министерство приобрести за счет средств субъекта РФ благоустроенное жилое помещение в дополнение к ранее предоставленному не менее нормы предоставления в пределах г.Екатеринбурга, отвечающее санитарным и техническим требованиям, и передать данное жилое помещение в муниципальную собственность, для последующего распределения и предоставления Кредышову В.А., а также о понуждении администрации г.Екатеринбурга предоставить истцу жилое помещение с последующим заключением администрацией Чкаловского района г.Екатеринбурга на жилое помещение договора социального найма.

Судом в качестве ответчиков были привлечены – Министерство Финансов РФ, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

В судебном заседании прокурор поддержала исковые требования в объеме согласно предъявленному уточненному иску, указав, что переданная Кредышову В.А. комната на момент предоставления не соответствовала требованиям действующего законодательства, в связи с чем истец с учета в качестве нуждающегося в жилье снят не был.

В судебном заседании истец Кредышов В.А. поддержал заявленные исковые требования по предмету и основаниям, дополнительно указав, что предоставленное ему ранее жилое помещение было приватизировано, а затем продано в тот период, когда он находился в пенитенциарном учреждении под влиянием его адвоката, однако заключенные сделки оспорены им не были. На данный момент Кредышов В.А. проживает в общежитии ООО «Метрострой», с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении он не снят, так как предоставленная ему ранее комната не соответствовала требованиям закона и действовавшей нормы предоставления. При предоставлении жилого помещения администрацией Чкаловского района г.Екатеринбурга истцу пояснили, что поскольку предоставляемая ему комната меньше площадью, чем то жилое помещение, на которое он имеет право, с учета Кредышов В.А. снят не был.

В судебном заседании представители администраций Чкаловского района и г.Екатеринбурга возражали против удовлетворения иска, указав, что истцом уже было использовано право на внеочередное получение жилого помещения, которым он по своему усмотрению распорядился, поэтому оснований для повторного предоставления жилья не имеется.

В судебном заседании представитель УСЗН Чкаловского района г.Екатеринбурга не возражал против исковых требований прокурора, так как ранее предоставленное ему жилое помещение менее нормы предоставления.

В судебное заседание не явились представители ответчиков Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, Правительства Свердловской области, Министерства финансов Российской Федерации, Комитета по строительству администрации г.Екатеринбурга, СОГУ «Фонд индивидуального жилищного строительства», о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом и в срок.

От Министерства строительства и архитектуры Свердловской области поступил отзыв, в котором указано, что Министерство является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 г. по 2015 г., а ее реализация позволит приобретать не менее 400 жилых помещений ежегодно. Координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, а заказчиком-исполнителем Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. В настоящее время на согласовании находится проект постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями названной категории лиц. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которым производится финансирование расходов по строительству и приобретению жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2011 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которым направляется адресный список жилых помещений, после чего осуществляется предоставление жилых помещений. Поэтому, ответчик просит отказать в удовлетворении иска, так как обеспечение жильем Кредышова В.А. при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств. Кроме этого, Кредышову В.А. было уже ранее предоставлено жилое помещение, поэтому в настоящий момент он обеспечен жилым помещением и не входит в категорию лиц, которым жилое помещение предоставляется в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона о дополнительных гарантиях. Представитель ответчика просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Министерство финансов РФ направило в суд также отзыв, в котором указало на необоснованность привлечения его в качестве ответчика, так как Министерство, являясь федеральным органом исполнительной власти, несет ответственность по своим обязательствам, возникающим в рамках его полномочий. Постановлением от 07.04.2004 г. № 185 «Вопросы Министерства Финансов Российской Федерации» определены функции и полномочия Министерства. Предоставление жилых помещений категории лиц, к которой отнесен истец, не отнесено к функциям и полномочиям Министерства, а является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое является главным распорядителем средств областного бюджета, получателем которых является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

С учетом таких обстоятельств и мнения явившихся в судебное заседание сторон суд считает возможным рассмотреть данное дело при установленной явке.

Заслушав пояснения истца Кредышова В.А., прокурора, представителей администрации г.Екатеринбурга и администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, УСЗН по Чкаловскому району г.Екатеринбурга, изучив материалы дела и также оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет исковые требования прокурора по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, федеральное законодательство, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.

Судом установлено, что истец <данные изъяты>

<данные изъяты>

26.12.19996 Кредышов В.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании <данные изъяты>

Судом истребованы правоустанавливающие документы в отношении указанного жилого помещения, из которых следует, что 22.07.1999 г. Кредышову В.А. на основании договора, заключенного с администрацией г.Екатеринбурга в собственность была предоставлена данная комната, площадью <данные изъяты> На момент рассмотрения настоящего гражданского дела комната принадлежит Осинцевой Н.Н., на основании договора купли-продажи от 09.12.1999 г., данные сделки никем из правомочных лиц оспорены не были, в судебном заседании Кредышов В.А. также не высказал о намерении оспорить договоры.

По состоянию на 10 мая 2011 г. Кредышов В.А. проживает в общежитии ООО «Метройстрой» по адресу г<адрес>

Таким образом, Кредышов В.А. какие либо жилые помещения на праве собственности или на условиях социального найма не имеет.

Как следует из пояснений истца и представителей администрации г.Екатеринбурга и Чкаловского района г.Екатеринбурга, другого жилого помещения по норме предоставления Кредышову В.А. в указанный период (в 1997 г.) и в дальнейшем больше не предоставлялось, в связи с чем он до настоящего времени состоит в списке в администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга на внеочередное обеспечение жилым помещением на условиях социального найма.

Указанное предоставление комнаты имело место в рамках реализации права истца на внеочередное предоставление жилья по основаниям п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако площадь предоставленного жилого помещения не соответствовала действующей на территории Свердловской области норме предоставления, в связи с чем право истца на предоставление жилого помещения по сравнению с другими лицами той же социальной категории не должно быть ущемлено.

Как установлено судом, предоставление Кредышову В.А. жилого помещения имело место 24 июля 1997 года, без снятия истца с учета на внеочередное предоставление жилья. При этом данное жилое помещение представляло собой комнату площадью <данные изъяты> а не отдельную квартиру.

Все вышеназванные обстоятельства ответчиками не оспорены, отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

То обстоятельство, что истцу ранее предоставлялось во внеочередном порядке жилое помещение на условиях договора социального найма в виде жилой комнаты площадью <данные изъяты>, по мнению суда, не свидетельствует о надлежащем и полном исполнении администрацией Чкаловского района г.Екатеринбурга обязанности по обеспечению Кредышова В.А. жилым помещением, как это было предусмотрено ранее действующим ЖК РСФСР (ст.ст.38,40). Более того, в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ, вступившей в действие с 01 марта 2005 года, предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма лицам, нуждающимся в жилье, в том числе и той категории лиц, к которой относится истец, должно производиться в виде отдельной квартиры, а не комнаты и общей площадью не менее нормы предоставления, установленной законодательством субъекта РФ.

С учетом таких обстоятельств суд руководствуется также и положением ст. 4 Закона Свердловской области «О предоставлении жилища в Свердловской области» от 04 мая 1995 года в редакции, действовавшей на период представления истцу жилого помещения, в силу которой жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры на семью, за исключением случаев предоставления жилья в дополнение к имеющемуся. При этом, в соответствии со ст. 30 указанного Закона (до внесения изменений 31 декабря 1999 г.) площадь предоставляемых жилых помещений должна была соответствовать социальной норме площади жилища: от 15 кв.м. до 20 кв.м. Одиноким гражданам могло быть предоставлено жилище общей площадью выше указанной социальной нормы, но не более площади однокомнатной квартиры.

Таким образом, в 1997 году администрацией Чкаловского района г.Екатеринбурга было предоставлено Кредышову В.А. жилое помещение, которое по своим техническим характеристикам не соответствовало действовавшим на тот период нормам федерального законодательства и законодательства субъекта Свердловской области. В последующем (с 1997 г.) органом местного самоуправления несмотря на то, что Кредышов В.А. состоял на учете и не был обеспечен необходимым жилым помещением, нарушения закона устранены не были. Кроме этого, Кредышов В.А. и в настоящее время продолжает состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке по основаниям ст. 57 ЖК РФ и с данного учета не снят, поэтому оснований для отказа в удовлетворении требований Кредышова В.А. не имеется, учитывая конституционный принцип, гарантирующий защиту от всех форм дискриминации при реализации гражданином прав и свобод.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области №84-ПП от 08.02.2011г., утвердившим Порядком обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета указано Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Согласно п.п.8,9 указанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской социального использования и после распределения их детям –сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Учитывая, что истец имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность передать благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в собственность МО г.Екатеринбург для последующего предоставления указанного жилья Кредышову В.А. на условиях договора социального найма.

С учетом этого обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма суд возлагает на администрацию г.Екатеринбурга, поскольку согласно Постановлению Правительства Свердловской области именно орган местного самоуправления заключает договор социального найма с гражданином.

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в соответствии с которым норма предоставления жилого помещения составляет <данные изъяты> Однако, поскольку истцу уже было предоставлено жилое помещение, а площадь его было менее нормы предоставления, предоставления жилья при удовлетворении настоящего иска должно быть в дополнение к уже ранее предоставленному.

С учетом таких обстоятельств судом не принимаются во внимание возражения администраций Чкаловского района и г.Екатеринбурга об исполнении органом местного самоуправления своих обязанностей по обеспечению истца жилым помещением, поскольку реализация права на жилое помещение во внеочередном порядке может иметь место только в случае соблюдения всех требований закона, в том числе и в части размера площади предоставляемого жилого помещения.

Ответчики же не обосновали причины, по которым истцу было предоставлено жилое помещение ниже нормы предоставления и более того, после предоставления истцу жилого помещения ниже социальной нормы и не исключая его из списков внеочередников на получение жилого помещения, администрация района, тем не менее, с 1997 года по настоящее время так и не предоставила Кредышову В.А. в дополнение другое жилое помещение с целью обеспечения Кредышова В.А. жилым помещением в соответствии с предусмотренными законом нормами.

При таких обстоятельствах суд считает заявленные прокурором Чкаловского района г.Екатеринбурга в интересах Кредышова В.А. требования – обоснованными, правомерными и подлежащими удовлетворению судом.

Иных требований, равно как и иных оснований по заявленным требованиям, на рассмотрение суда не заявлено.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования <адрес>, действующего в интересах Кредышова В.А. удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области – приобрести в дополнение к ранее предоставленному Кредышова В.А. жилью благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> и передать его в собственность МО «Город Екатеринбург» для последующего предоставления Кредышова В.А..

Обязать администрацию г. Екатеринбурга предоставить Кредышова В.А. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты>, отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г.Екатеринбурга.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: (Лимонова Л.Ф.)

-32300: transport error - HTTP status code was not 200